Урок-комплекс "Обращение" 8-9 класс

Урок-комплекс по теме «Обращение»
Цели. Углубить понятие об обращении; развивать умение видеть обращение в
текстах, правильно выделять их, чувствовать стиль, эстетические особенности
обращении в художественной литературе и интонационные нюансы обращений в
разговорной речи; показать способы использования обращений в различных
стилях речи; учить студентов уважительно и бережно относиться к языку.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос по самостоятельно прочитанному
дома материалу, касающемуся обращений ( на данном этапе урока предполагается
проверить осмысленность подготовки учащихся к теме урока). Основные
вопросы.
1. Что такое обращение?
2. Чем выражаются обращения?
3. Какова основная интонация обращений?
4. Какова синтаксическая функция обращений?
5. Какие знаки препинаний ставятся при обращений?
6. Что нового об обращений вы узнали из прочитанного дома параграфа?
(Необходимо, чтобы учащиеся отметили следующие моменты: нюансы
интонирования обращений, особенности падежа, в котором употреблено
обращение, способы выражения обращений).
2. Углубленная работа над новым материалом :
1. Нюансы интонирования обращений. (Обращается внимание на то, что
интонация обращений не только звательная. Обращение, используемые нами,
могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к
собеседнику).
Задание. Прослушайте предложение, найдите обращение, определите какими
чувствами окрашены обрашения в данных примерах (все примеры взяты из
произведений А.Пушкина).
Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье:
Писать тебе послание мне было не досуг.
А ты глупец, что делаешь ты с нами ?
Где должно б умствовать ты хлопаешь глазами…
Молю тебя, мой добрый домовой,
Храни селенья, лес, и дикий садик мой,
И скромную семьи мою обитель,
Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре,
«Царь ты наш, отец народа!-
Возглашает воевода.-
Государь, проснись беда!»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Исполнились твои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейшей образец.
2. Особенности падежа, в котором употреблено обращение ( необходимо сказать о
том, что обращение может стоять не только в именительном падеже, а иногда
что возможность только в разговорной речи обращение может употребляться в
другой падежной форме, когда обращаются к человеку не по имени или какому-
либо социальному названию, а описательно, подмечая в нем яркую
отличительную деталь: Эй, в гимнастерке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы
оплатили проезд?
Задание исследовательного характера
Предположите, в каком падеже употреблено обращение в примере:
Приплыла к нему рыбка спросила:
«Чего тебе надобно старче?»
Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в
современном языке отсутствует.
3. Способы выражения обращений (желательно перечислять способы
выражения обращений таким образом, чтобы просматривалась определенная
система).
Задание по группам. Придумайте примеры с обращением, чтобы в качестве
обращения выступало имя, отчество, фамилия: наименование лица по роду
занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной
принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного;
неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступить в
качестве адресата речи.
Задание. Запишите предложение, определите в каких предложениях есть
обращение и какими членами предложения являются выделенные слова в
остальных предложениях.
Сыпь ты, черемуха, снегом, поите вы, птахи в лесу.
Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой, мне, иволга, песнею пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупле.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей.
Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Прости меня, я так люблю Татьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в её руке.
Ах ты, старик конюх, неразумный,
Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шёлковом шелесте снежного шума.
Итак, мы вывели следующие признаки обращений:
оно называет лицо, к которому обращаются с речью:
адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица:
наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой
должности, месту жительства, национальной принадлежности,
родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные
предметы;
обращение произносится чаще всего со звательной интонацией, но может
быть восклицательная интонация, интонация водности, а также
интонация, помогающая передать различные чувства и настроение
говорящего;
обращение не является членом предложения;
чаще всего обращение употребляется в форме именительного падежа,
однако могут встречаться и другие формы.
3. Выявление роли обращений в художественном тексте
Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить
вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в
тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя. Я думаю, что
вы без труда отгадаете, какому литературному герою принадлежат следующий
фразы :
- О нет, мой повелитель, - высокопарно ответствовал старичок, - я не из
неведомой мне страны Самодеятельность! Я вот из этого трижды
проклятого сосуда.
- Не веришь, презренный ?! свирепо вскричал старичок, но тут же взял
себя в руки…- Прости меня, о мой юный спаситель, но я не привык,
чтобы мои слова брались под сомнение… Знай же, благословеннейший
из отроков, что я не кто иной, как могучий джин Гассан Абдурахман ибн
Хоттаб, т.е. сын Хоттаба. ( Л.Лагин. Старик Хоттабыч)
В книге Л.Лигина «Старик Хоттабыч» использовались и другие обращения. Одни
со знаком «плюс» ( о пытливый отрок, прелестнейший из отроков, о
превосходнейший из отроков, звезда моего сердца, о драгоценнейший Волька ибн
Алёша, о изумительнейший из изумительных, достойнейший из спасателей
джинов, о прекраснейший из учащихся средней школы, о драгоценнейший зрачок
моего глаза), другие со знаком «минус» ( презреннейший из пешеходов,
недостойная прислужница, о не в меру многословный брадобрей, о
презреннейший из банщиков). Случайна ли эта цветистость речи? ( Это одна из
этикетных особенностей речи жителей Востока). Зачем автору понадобилось
использование этой речевой особенности? ( во-первых, для того чтобы создать
образ самого джина; во-вторых, с целью создания комического эффекта).
Задание. Вам необходимо было к сегодняшнему уроку выбрать предложения с
обращениями из повести А.С.Пушкина. Зачитайте выписанные вами предложения
(Эх, батюшка Петр Андреевич, - отвечал он с глубоким вздохом. Барин, не
прикажешь ли воротиться? Его благородие жалует мне шубу со своего плеча,
его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся. Эй, ямщик! закричал
я. Что там такое чернеется? Это, старинушка, не твоя печаль, сказал мой
бродяга, - пропью ли я или нет. Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на
мои строгие приказания, мне не донес о сыне моём. Государь Андрей Петрович!
Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше получил. - Что, ваше
благородие!- сказал он мне. Струсил ты, признайся когда молодцы мои
накинули тебе веревку на шею? Господин прапорщик! продолжал он,
обращаясь ко мне. Как же так, господин коллежский советник?- возразил
изумленный генерал. Господа, подайте голоса ваши по законному порядку.
Что ты, сударь? Как же я тебя то покину? – А, старый хрыч! – сказал ему
Пугачев. Опять бог дал свидеться. Слушай, фельдмаршал! Мы с его
благородием старые приятели, - сказал он, обращаясь к Белобородову… и т.д.).
Какова роль обращений в пушкинском тексте?( Обращения, используемые в
тексте, сейчас практически не употребляются, на смену им пришли совершенно
другие способы названия адресата речи, но роль их велика. Во-первых, они вводят
нас в обстановку 19 века, создают исторический фон, во-вторых, помогают
увидеть социальное неравенство людей, их место на общественной лестнице).
Задание. Сейчас вы прослушаете несколько фраз из другого произведения, в
котором обращений не так-то много и все они принадлежат одному герою. Ваша
задача определить произведение и сказать, какова роль обращении й в этом
тексте (обратите внимание на адресата речи):
В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и , обращаясь к
железной печке, восторженно вскрикивал:
- Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
- Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти,
что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу
обеспечить вашу старость.
- Ну, по рукам, уездный предводитель комачей!
- Вот что, дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и
особой, приближенной к императору.
- Вы стяжатель, ответил Остап, - ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я
могу прийти в каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтобы все было
готово. Адье, фельдмаршал! Пожелайте мне спокойной ночи.
- Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во
всяком случае работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока
процентов мне предоставляется абсурдным.
- Да, мой старый друг, вы больны организационным бессилием и бледной
немочью.
- Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать!. Конечно,
наш нищий в европейской России говорит по французски хуже, чем Мильеран.
Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык?
Произведение и автор (И.Ильин, Е.Петров «Двенадцать стульев»)
Какова роль обращении? (Обращения в данном случае помогают
охарактеризовать автора высказываний – Остапа Бендера, а также понять его
отношения с «концессионером» Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым,
которого он никогда не называет по имени-отчеству)
Задание . В данном произведении есть и еще одна колоритная фигура
«Дюдоедка Эллочка». В её словаре, как известно, было порядка тридцати слов,
которыми она легко и свободно обходилась. В том числе и одно-единственное
обращение, которое использовалось «по отношению ко всем знакомым
мужчинам, независимо от возраста и общественного положения» и сочеталось,
как правило,с глаголом хамите. Какое это обращение? (Парниша) Как
характеризует Эллочку эта особенность? (Демонстрирует её откровенную
примитивность и отсутствие малейшего проявления духовности, не случайно
авторами она названа «людоедкой»).
Итак, подведем итог нашему разговору. какова роль обращении в
художественном тексте? (Обращения помогают создать образ героя, увидеть
уровень его развития; используются с целью создания комического эффекта,
вводят в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают
увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, их место
на общественной «лестнице», а также отношение к друг другу).
4. Жизнь обращении сегодня. Проведение мини-дискуссии.
Задание. Прослушайте сообшение ученика о традиционных обращениях,
используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с
тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране. (Учебник
рассказывает о том, что в большинстве стран традиционные, общепринятые
обращения передают из поколения в поколение и сохраняются неизменными в
течении веков, например: в Польше пан и пани, в Италии синьор и синьора, во
Франции – мадам и месье и т.п.).
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых
профессиях есть своя система обращении, например в медицине: доктор, сестра,
няня; существует ряд обращении к женщинам и мужчинам: женщина, девушка,
молодой человек, парень, мужчина и т.д, но общепринятой, всеми признанной
системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма
обращений, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите пожалуйста, как
пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» - и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и
мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?
(если в ходе дискуссии мнения учеников разделятся, лучше разбить на группы, и
пусть каждая группа приводит свои аргументы для доказательства отстаиваемой
точки зрения).
Учитель на этом этапе должен регулировать процесс обсуждения проблемы,
при необходимости «подливать масло в огонь», используя следующие материалы.
***
В 80-е годы в «Литературной газете»была напечатана юмореска В.Резниченко
«Несуществующее существительное», в котором автор рассказывал о том, какие
мытарства он перенес, покупая в магазине зубную щетку. Дело в том, что
продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл её «девушка»,
«женщина», «мадам», «сударыня», «хозяйка», «гражданка», «товарищ продавец»,
«мамочка», «мамаша», но она так и не откликнулась.
***
«Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю
своего народа, равнодушным к богатствам языка кажется, что чем проще, чем
однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!»
( В.Я.Канторович)
***
«Даже назвав себя господами, мы остаемся товарищами по несчастью»
(Е.Тарасов )
***
«При обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое
в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в
связи с признаками как говорящего, так и его собеседника…»
(Н.И.Формановская)
Итак, подводя итоги нашей