Конспект урока "Выставка одной картины" 9 класс

Урок развития связной речи по русскому языку в 9 классе на тему:
«Выставка одной картины». (Подготовка к работе над сочинением-
описанием по картине В.Л.Боровиковского «М.И. Лопухина»).
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Цель:
Создание атмосферы продуктивно-познавательного, творческого
сотрудничества в процессе взаимодействия с учащимися.
Задачи:
- выработка собственных путей решения проблем на уроках русского языка
по развитию речи
- участие в процессе обучения, проявление активности и открытости в
общении
- формирование культуры восприятия произведения живописи
- развитие навыков художественного творчества и способов самовыражения
- создать ситуацию, когда ученик хочет рассмотреть картину, так как
понимает, что ищет ответы на свои вопросы.
- выработать схему работы: зритель - исследователь творческая
деятельность – счастливый ученик.
- сформировать Зрителя, когда художественное полотно и языковая
категория вне восприятия ученика и его творческого воображения не
существует.
Оборудование:
- репродукция портрета М.И. Лопухиной
- презентация
Выставка книг по живописи:
1. Детская энциклопедия т.12, М., Просвещение, 1968. – с.230
2. Модель и образец. Концепция личности в русском и советском
живописном портрете. Ельшевская Г.В., М., Сов. Художник. 1984, с.216 с.
ил.
3. Какого цвета радуга. Научно-художественная литература. Каменева Е.О.
Оформление и подборка иллюстраций Мищенко Н. Переизд. М., Дет.литер.,
1984, -79 с ил.
4. Как рождается музей. Рассказы., Кончин Е.В.. М., Дет.лит.,1998, -с. 56: с
ил.
5. Но красоту её Боровиковский спас. Латышева Е., Мастерская русского
искусства, Юный художник, М.. 1985. № 3, с.7-9
6. Краски времени. Липатов В., М., Молодая гвардия, 1983, с. 124.
7. Рассказы о русской живописи. Островский Г., М., Изобразительное
искусство, 1987, с. 68.
8. Русское изобразительное искусство. Пикуль И.И., М., Просвещение,1974,
с.286.
9.Первая Третьяковка. Порудоминский В., М., Дет.лит. 1979. С. 25.
10. Избранные статьи о русской живописи. Стогов В.В., М., Дет.лит., 1968, с.
255.
Справа от репродукции картины – четверостишие:
Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.
Я. Полонский.
О времени…
1 ученик.
Наступил век 18. Это век преобразований Петра Первого. Крутые повороты
совершались во всех областях жизни страны политической, военной,
экономической, научной, социальной.
2 ученик.
Крупные реформы были проведены в области культуры и просвещения.
Появилась светская школа и была ликвидирована монополия духовенства на
образование. Петром Первым основана Пушкарская школа (1699 г.), школа
математико-навигационных наук (1710 г.), медико-хирургическая школа.
3 ученик.
В Петербурге учреждены Морская академия (1715 г.), инженерная и
артистическая школа (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях, открыт
первый русский музей-кунсткамера (1719 г.) с публичной библиотекой. С
1703 года стала выходить первая русская печатная газета «Ведомости».
4 ученик.
В развитии русской науки 18 века решающую роль сыграли Академия наук
(1725 г.), Московский университет (1755 г.). Благодаря деятельности
великого русского ученого М.В. Ломоносова (1711-1765 г.г.) в русскую
науку пришли отечественные учёные, позднее ставшие преподавателями
основанного Ломоносовым университета: Поповский, Десницкий, Барсов,
Софронов, Забелин.
5 ученик.
В 1757 году подписан указ о создании «Академии трёх знатнейших
художеств», то есть живописи, скульптуры и архитектуры. В упорной борьбе
М. Ломоносов и А. Сумароков утвердили достоинство русской науки,
поэзии, культуры и литературного языка.
6 ученик.
В это время завершается эпоха древнерусского искусства. Архитектура,
декоративно-прикладное и изобразительное искусство вступает в новый этап
своего развития. На смену иконописи приходит светская живопись. Не
святые угодники, не ангелы и не мученики, а конкретные люди «во плоти и
крови», с их индивидуальными характерами и мыслями, чувствами и
устремлениями вот герои нового искусства.
7 ученик.
Само время, кажется, изменило свой бег. Темпы художественных процессов
ускоряются. За несколько десятилетий русское искусство прошло путь,
равный для Западной Европы 2-3 векам.
8 ученик.
Во второй половине 18 века в России утверждается господствующий тогда в
Европе стиль классицизма, который провозглашал лозунги «подражания
Рафаэлю» и «возврата к античности». Согласно канонам этого направления
единственно «высоким штилем» в живописи считался исторический жанр,
который включал, помимо исторической тематики, сюжеты из античной и
библейской мифологии, религиозные и батальные композиции.
9 ученик.
В это время признавались и портреты представителей знати и дворянства.
Пейзаж, натюрморт, а тем более бытовая живопись, расценивались как
второстепенные жанры искусства. И всё же 18 век в живописи это век
портрета. Одно поколение художников сменяло другое: М. Матвеев, Д.
Левицкий, А. Антропов, А. Венецианов, В. Боровиковский.
Знакомство с художником В.Л. Боровиковским.
10 ученик.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825 гг.) – выдающийся русский и
украинский художник-портретист 18-19 веков. Он родился и жил в городе
Миргороде на Украине. Учился у отца и дяди, которые занимались
иконописью. Писал портреты и иконы, которые были ещё близки традициям
украинского искусства допетровского времени. С конца 1778 года учился в
Петербурге, где пользовался советами Д.Г. Левицкого, а с 1792 года – И.Б.
Лампи.
11 ученик.
«Учёные и художники его недолюбливали», - вспоминал о своём учителе
А.Г.Венецианов. Он имел в виду не только то, что «сын иконописца Луки
Боровиковского из Миргорода не кончил Академии художеств, но и жар от
его трезвых портретов современников».
12 ученик.
Друзей у Владимира Боровиковского было мало. От природы он был очень
чувствительным человеком, часто делился своими доходами с бедняками.
Богатства не нажил. Оставшиеся после его смерти книги и картины, немного
денег и предметы обихода по завещанию были отданы неимущим.
13 ученик.
Когда мы говорим о русской культуре рубежа 18-19 веков, то вспоминаем
«Бедную Лизу» Н.М. Карамзина и портреты В.Л. Боровиковского. Они
наиболее полно выразили идеи и эстетику русского сентиментализма, во
многом определили настроение, вкусы и духовный облик образованного
русского общества.
14 ученик.
В среду русских портретистов В.Г. Боровиковский вошёл уже сложившимся
художником-иконописцем. Расцвет его таланта приходится на 1790-1800
годы, тогда были созданы его лучшие портреты: «Лизынька и Дашинька»
(1794), «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794),
«Торжковская крестьянкаХристиния» (1795), «В.А. Арсеньева» (1795),
«Муртаза-Кулихан»(1796), «Генерал Е.А. Боровский» (1799),
«Бриллиантовый князь» А.П. Куракин» (1880), «М.И. Лопухина» (1797) и
другие.
15 ученик.
В 1795 году за портреты В.Г. Боровиковский получил звание академика, а в
1802 году советника Петербургской Академии художеств. Г.Р. Державин
говорил: «Вливает живописец жизнь…» В.Г. Боровиковский писал портреты,
не приукрашивая и не развенчивая оригинал, пытаясь показать человека
таким, каков он был на самом деле. Великий труженик, он всего себя
посвятил искусству. О себе он говорил: «Мне потерянный час превеликую в
моих обязанностях производит расстройку».
16 ученик.
В самом деле, В.Г.Боровиковсий «вливал» многообразное и противоречивое
время в свои произведения. Значение художника в истории русского
портрета определяется прежде всего созданной им галереей женских образов.
Женщины на его портретах непосредственны, но своенравны. Они
демонстрируют и характер, и настроение, и нежную незащищенность, и
чувствительность.
У портрета М.И. Лопухиной.
17 ученик.
Портрет Марии Ивановны Лопухиной признанный шедевр В.Г.
Боровиковского. На портрете изображена обаятельная девушка, которая
погружена в меланхолическое раздумье. Мягкий и плавный силуэт. Тонкие,
изысканные сочетания тонов. Художник воплотил в этом портрете
представления своего времени о женской прелести. Прелести удивительной,
почти неземной, однако, увы, недолговечной. Мария Лопухина скончалась в
возрасте 22-х лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт. Это
подлинно гармоничная девушка в расцвете своей красоты.
18 ученик.
Картину наполняют голубые, сиреневые, жемчужно-белые и золотистые
тона. На полотне нет ни одного резкого акцента. Художник будто намекает
на незримые нити, связывающие человека и природу. Мастер портрета
прибегает к перекличке цветов, чтобы передать одежду красавицы и пейзаж.
19 ученик.
Голубой пояс - голубые васильки, сиреневая шаль сиреневая роза.
Пользуясь лессировками (нанесение тонкого слоя прозрачной краски, через
который просвечивают нижние слои, чтобы изменить, усилить или ослабить
цветовую гамму), художник избегает контрастных тонов, угловатых форм.
Он предпочитает плавные, закруглённые линии. Чувствуется спокойствие во
всём. Контурам прекрасной фигуры девушки вторят изгибы крон деревьев,
колосьев, васильков. Нежная роза наклонена так же, как и голова
прелестницы.
20 ученик.
В портрете сквозит добрая печаль, чувствуется неизбежное расставание,
грусть… Мягкий свет, проникающий в густую тень дерева, словно
встречается со светом, который излучает эта доверчивая и в то же время
сторонящаяся нас юная красавица.
21 ученик.
Этот портрет увидел у своих знакомых поэт Яков Полонский. Он долго
оставался в задумчивости перед ним. Зная об этой женщине только то, что
жизнь её отчего-то сложилась несчастливо, и умерла она молодой, поэт
сказал: « Какое чудо живопись! Все давным-давно забыли бы эту
прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца».
22 ученик.
Если бы мы не знали, кто изображён на портрете, разве он меньше нравился
бы нам? Конечно, нет. Он прекрасен. Нас будет вечно волновать юность,
нежность и прелесть девушки, изображённой талантливым художником. Её
печальная, чистая и светлая душа.
23 ученик.
Яков Полонский, стоя у портрета Марии Лопухиной, написал
стихотворение:
Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви и мысли – тень печали
Но красоту её Боровиковский спас.
На часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушные потомства привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
(«К портрету Лопухиной».)
Домашнее задание:
Написать сочинение-описание по картине В.Г. Боровиковского
«М.И. Лопухина»