Интегрированный урок "Комплексный анализ текста художественного стиля речи" 10 класс

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10-м классе
по теме "Комплексный анализ текста художественного стиля речи"
Перфильева Марина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБ ОУ Кочкуровская СШ
Цели:
повторить теоретические сведения о художественном стиле речи;
совершенствовать навык лингвистического анализа текста;
развивать навык аналитической работы с текстом;
развивать творческие способности учащихся;
формировать эстетический вкус, прививать любовь к художественному
слову;
воспитывать любовь к людям, сознательное отношение к жизни.
Ход урока
I. Организационный этап урока.
Эпиграф:
Язык живёт вместе с жизнью своего народа
В.Г. Белинский
Слайд 2
Вступительное слово учителя.
В следующем году, ребята, вам предстоит нелёгкое испытание: итоговая
аттестация по русскому языку и по литературе. Из урока в урок мы с вами
совместно прилагаем немалые усилия, чтобы на экзамене вы смогли в полной
мере проявить свои знания, умения, навыки, свои творческие способности.
Итак, чему будет посвящён сегодняшний урок? Запишем тему урока и подумаем
над её формулировкой.
- Чем мы сегодня будем заниматься? (Совершенствовать навык анализа текста)
-Что нам сегодня нужно повторить и узнать? (Повторить сведения о художественном
стиле речи и узнать способ действий для комплексного анализа текста)
Это и будет целью нашего урока.
II. Проверка домашнего задания
На дом вам был задан анализ поэтического текста. 1 вариант рассматривали
стихотворение М.Ю. Лермонтова «Чаша жизни», второй – опус «Чаша бытия»
современного неизвестного поэта.
*Выступление 1 учащегося со стихотворением Лермонтова слайд 4
Дополнительные вопросы:
1. Назовите приметы художественного стиля
(1. Образность, широкое использование изобразительно-выразительных
средств речи.
2. Используется в художественных произведениях, чтобы
а) нарисовать живую картину, изобразить предмет или событие;
б) передать читателю эмоции автора, т.е. наглядность и эмоциональность.
3. Индивидуализированность (т.е. неповторимость слога, отличительные
особенности языка того или иного автора))
2. Назовите жанры художественного стиля.
*Выступление 1 учащегося из 2 варианта с анализом стихотворения слайды 6,7
Дополнительные вопросы:
1. Какова цель художественного стиля?
(Создание художественных образов, эмоционально-эстетического
воздействия на воображение и душу читателя).
2. Назовите характерные языковые особенности художественного стиля.
(Использование эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и т.д.,
всех пластов языка).
Учитель: А теперь, ребята, вы можете дополнить ответы друг друга, если
это необходимо.
(После того как ученики обоих вариантов выступили, можно открыть
слайды №№ 5 и 8 для проверки.)
Выдаются КАРТОЧКИ: повторяем тропы и стилистические фигуры. Приложение 1
3 этап Сопоставительная характеристика стихотворений (исследование)
(ученики работают в парах, используя тексты обоих стихотворений ). Затем излагают свои
находки.)
Приложение 2
Слайды 9,10
(ОБЩЕЕ
1)рассуждения о смысле жизни 3)напиток жизни не всегда сладок
2)упоминание о символе- Чаше жизни 4)жизнь тяжела
5)умеренно используются тропы и стилистические фигуры.
РАЗНОЕ
Лермонтов Неизвестный
1)грустное 1) ироничное
2)рассуждает о людях обобщённо, 2)обращается к людям(друзьям)
в том числе и о себе есть мест «мы», но присутствует и
Образ виночерпия
3)разочарование в прожитой жизни 3) призыв испить всё, что
Человек не достигает заветного, своего преподносит жизнь
4)напиток жизни зависит от деяний 4) от человека не зависит напиток –
человека судьба)
Вопросы: 1. Какое из стихотворений вам больше понравилось и почему?
2.Что вы можете сказать об авторах, написавших эти стихи?
3. О чём заставили эти стихи вас задуматься? (ответы учащихся)
Вывод учителя: Мы с вами не раз обращались к такому виду работы и всегда
убеждались в том, что художественный (а особенно поэтический текст) обладает
особой силой воздействия на читателя. Художественные образы, которыми
наполнен такой текст, вызывают в нашем воображении яркие, выразительные
картины, интересные мысли и чувства.
Посмотрите на слайды : вы увидите, как художники изображают этот символ
человеческой жизни – Чашу Жизни. Слайд 11
Но сегодня нам предстоит поработать не с поэтическим текстом, а с прозой.
Навыки анализа прозаических произведений вы имеете, но никогда прежде вы не
осваивали анализа комплексно.
II. Основная часть урока.
1.1 Теоретический блок о притче.
В чем же загадка художественного стиля? Давайте перейдем к следующей части
нашего урока и реализации нашей второй цели – проанализируем
художественный текст, то есть разберемся в его идейном замысле, построении,
художественных особенностях, чтобы понять, каким образом выполняется
основная задача стиля - эстетическое воздействие на читателя.
Текст необычный – притча. Мы с вами с подобными текстами не работали.
Давайте вспомним, что такое притча?
Притча – это…
Доклад о притче Приложение 3
Притча. 1. Небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной,
аллегорической форме. Притча иллюстрирует идею, касаясь проблем морали,
общечеловеческих законов. С древних времён вплоть до 18 века П. имела
морально-религиозное содержание (библейская книга «Притчи Соломона»,
евангельские притчи). В старой притче нет характеров; время и часто место
действия неконкретны, нет показа событий в развитии, так как притча не
изображает, а сообщает, и в самом сообщении звучит мораль, которую должен
усвоить читатель. Слайд 12
2. В 19 веке П. используется писателями с целью прямого наставления читателя в
вопросах человеческого и общественного поведения. Притча Л. Толстого
«Косточка» призывает к доброте, трудолюбию. К притче обращается Некрасов
Н.А. в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Легенда об атамане Кудеяре, на
первый взгляд, частная история, приобретает глубокий обобщающий смысл:
возмездие тирану это подвиг, искупающий любую вину. Через частное в притче
выражается общее, через малое – большое и значительное.
В 20 веке П. получила особое распространение в литературе. По принципу притчи
созданы не только небольшие рассказы, но и пьесы, и романы. Примером
использования П. можно считать повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход»
(сказка о Матери – оленихе – основа для размышления о добре и зле).
Слово учителя Для того чтобы вам легче было перейти с поэтического
текста на прозаический, я предлагаю вам послушать и фрагментарно
проанализировать песню-притчу Светланы Копыловой
Слайд 13 . Светлана Копылова
Прослушивание притчи
Вопросы на восприятие: Приложение 4
1. Понравилась ли вам песня?. Чем?
2. Докажите, что это притча.
3. О чём она заставляет задуматься?
4. Какова причина конфликта в повествовании? (Окно- лучшее место в
палате)
5. Что сам себе мысленно мог сказать больной после того, как сестра
милосердия ему рассказала об умершем?
6. Какова главная идея этого текста (мораль в чём)?
7. Что такое милосердие? (любовь к людям, желание им помочь)
8. Подберите ассоциативный ряд к слову «милосердие». (сердечность,
отзывчивость, открытость, милость, добросердечие, добродушие)
9.Много ли в притче изобразительно-выразительных средств)?Какие?
1.2 Теоретический блок о комплексном анализе текста
Учитель: Перед вами на карточках и слайде № 14-16 примерный план
комплексного анализа текста. Давайте с ним познакомимся. Чтение с
пояснениями.
Слайды презентации №№.14,15,16
(При комментировании учитель объясняет причину отсутствия 1 пункта
плана анализа) Приложение 5
Учитель: итак, мы повторили анализ лирического стихотворения, а также вы
узнали план комплексного анализа прозаического текста. На втором уроке вам
предстоит проанализировать притчу. Отдыхайте.
2 урок
2.Практический блок
Работа с притчей «Чаша жизни» Приложение 6
2.1. Коллективное начало
1. Чтение учителем притчи.
2. Опрос на восприятие:
1) Понравилась ли притча: Почему? Все ли слова вам понятны?
2) Какая здесь связь со стихами ? (идейная, моральная)
3) Какой новый образ здесь появляется и как вы думаете, почему?
(философско-религиозная притча)
4) В этом тексте одна проблема?
3. Прочитайте текст самостоятельно. Найдите в нём и подчеркните
ключевые слова, понятия. Определите тему и идею произведения, тип
авторской эмоциональности (работа в парах и ответы учащихся)(5 мин.)
4. Вопросы:
1) Молодость и старость… Что вы думаете об их взаимосвязи?
2) Может ли боязнь того, что будет в старости, влиять на молодость?
5. Притчу 3-й раз читает подготовленный или сильный ученик. Задание:
определить проблемы, сюжет, композицию и дать характеристику
образов.
6. Ответы учащихся и их корректировка.
Слово учителя: Идейный анализ мы закончили, теперь вам предстоит
выполнить собственно лингвопоэтический анализ.
(Учащиеся, используя план анализа, исследуют текст притчи по заданию)
2.2. Поисково-исследовательская работа в группах (10 минут)
1группа: исследует стилевую отнесённость текста, его строфику и
стилистику синтаксиса;
2 группа находит тропы, стилистические фигуры и показывает их роль в
тексте
3группа определяет лексические и морфологические особенности
стилистики текста.
2.3. Обобщение о притче по плану
(выступление групп учащихся)
2.4. Учащимся даются по вариантам тексты рецензии на эту притчу, и они
потом озвучивают ответы.
Приложение 7
2.5. Вопросы по обобщению:
1) Как вы думаете, были бы счастливы люди, если бы знали своё
будущее?
2) Как, по-вашему, искупается содеянное в жизни?
3) Что нужно делать, чтобы чаша не была горька?
4) В каких произведениях русских писателей поднимаются эти
проблемы?
( Н. Некрасов «Притча о разбойнике Кудеяре» , стих «Нравственный человек»,
Л. Толстой «Война и мир», Ф.Достоевский «Преступление и наказание»)
III.Домашнее задание
1. Написать сочинение по типу ЕГЭ по притче.
2. Выучить комплексный анализ текста.
3. Найти притчи в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
IV.Итог урока. Выводы
1. С чем познакомились на уроке?
2. Что помогает выявить тему и идею текста?
3. Что такое притча?
4. Что вы узнали нового на уроке и что открыли для себя?
5. Какие сделали выводы?
Слово учителя: Спасибо за хорошую работу на уроке. Будьте
внимательны к своим словам, спешите делать добро людям, и
снизойдёт на вас благодать. Пусть Чаша вашей жизни не будет горька, и
вы пили бы из нее нектар как можно дольше.
V.Оценки:
Учитель: Урок окончен.
Литература
1. Волгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. М.: Логос, 2003.
2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 105—129.
3.Лотман Ю.М, Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 3—23.
4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. Л.,
1990.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.,
1981.
6. Кожина М.Н Стилистика русского языка. М., 1993. С. 69—85.
7. Купина НА. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1980.
8. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. С. 28-51.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Http://yandex.ru//images
2. http://dic.academic.ru/contents.nsf/lermontov/
3. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/04/kompleksnyy-
analiz-teksta
4. Http://Lermontov.velchel.ru
5. http://slovarix.ru/slovar_literaturnyih_terminov/
6. http://danefae.org/lib/vvv/otxr/
7. http://shkatulkachudes.com/publ/chudesa_v_nashej_zhizni/pritchi/chasha_z
hizni/25-1-0-128
8. http://mp3-pesnja.com/mp3-
music/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%BE%D0%
B2%D0%B0
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D0
%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%8
2%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D0%B4%
D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
10. http://pandia.ru/text/77/282/21636.php
11. http://Stihi.ru