Конспект урока "Парцелляция как средство выразительности" 11 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Новая Порубежка
Пугачевского района Саратовской области»
Урок русского языка в 11 классе
Парцелляция как средство
выразительности.
Учитель: Кабикова Ирина Николаевна
2015 г.
Тема урока: Парцелляция как средство выразительности.
.
Цели урока: исследование грамматических особенностей, стилистических функции и
текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема
синтаксической выразительности.
Задачи:
изучить структурные особенности парцеллированных конструкций;
выявить суть парцелляции как средства выразительности в русском языке;
рассмотреть случаи различного употребления данных конструкций.
Ход урока:
«Любить Отечество – значит чтить его как отца своего.
Любить его как мать свою».
1. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим работу по изучению изобразительно-выразительных
средств языка. Прочитайте эпиграф и скажите, что это за средство выразительности?
В центре нашего внимания стилистическая фигура парцелляция. Слово
иностранного происхождения, поэтому обратимся к помощи «Краткого словаря
иностранных слов». Читаем: парцелла (фр. рarcelle букв. частица) небольшой участок
земли, на котором с помощью примитивных средств производства крестьянин ведёт своё
мелкое (парцеллярное) хозяйство.
Парцелляция (отглагольное существительное) - дробление земли на мелкие
части. Посмотрим, как толкует этот термин «Словарь-справочник лингвистических
терминов» (Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова.
Парцелляция (восходит к франц. рarcelle от лат. рarticula частица). Такое
членение предложений, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а
двух и нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за
другой после разделительной паузы.
С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.(Гл. Успенский.)
У Елены беда тут стряслась. Большая. (Ф.Панфёров.)
Флёров всё имеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький.)
Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.)
Итак, обратите внимание на приведённые выше примеры. Перед вами
своеобразный композиционный приём парцелляция расчленение синтаксически
связанных конструкций на самостоятельные части.
В таких случаях фраза оказывается внутренне противоречивой: с одной
стороны, очевидна синтаксическая зависимость частей, с другой каждая из них
заканчивается точкой (или другим знаком конца предложения). Указание на конец
предложения требует чётко отделить его от предыдущего высказывания значительной
паузой, понижением голоса. Например:
Стихи он писал…И такие задушевные, грустные… Будто душа с телом
расставалась. (В.Дорошевич.)
Отделённые друг от друга части синтаксически связанных конструкций
задерживают внимание, создают впечатление, что мысль возникает непосредственно,
сиюминутно и что каждый фрагмент изображения вызывает внутреннее переживание,
размышление. Таким образом, сама конструкция заключает в себе выразительность,
способствует усилению эмоциональной окрашенности высказывания. Например:
Кольцо это мне папа подарил. Давно. Очень рано. (Л.Беляев.)
Днём у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие. (В.Маяковский.)
II.Способы выражения парцелляции
Парцелляция намеренное интонационное расчленение предложения.
Отделяемому компоненту придаётся более или менее самостоятельное значение, оно
подчёркивается, усиливается.
Сейчас поймаем первую же машину и отвезём вас в Мисхор.
В поликлинику. (К.Паустовский.)
К явлениям парцелляции относят такие формы акцентирования, как
именительный темы (представления), инфинитив в аналогичной функции. Например:
Будущее… Вот чего я не могу себе представить. (М.Горький.)
Любить… но кого же? (М.Лермонтов.)
Именительный темы - особый компонент, который не входит в структуру
предложения, но и не является самостоятельным. Он только называет предмет или
явление, о котором пойдёт речь в высказывании, но сам ничего не сообщает об этом
предмете. Например:
Труд! Всё сейчас было полно им вокруг. (К.Паустовский..
Ах, Франция! Нет в мире лучше края. (А.Грибоедов.)
Форма именительного падежа совпадает с формой обращения, но функции их
разные. Именительный темы выделяет предмет высказывания, привлекает внимание к
нему. Например:
Сибирь! Москва! Два этих слова звучали именем страны… (А.Твардовский.)
В предложении с именительным темы содержится указание на 3-е лицо (при
обращении на 2-е лицо). А.М.Пешковский назвал данный компонент именительным
представления. Именительный представления, который называет предмет речи
(мысли), используется для того, чтобы вызвать представление о нём в сознании
собеседника, читателя. Например:
Москва!.. Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось! (А.С.Пушкин.)
Именительный представления включает иногда определения.
Россия средней полосы…
Туман лугов, и запах прелый
Копны, промокшей от росы.
И карий глаз ромашки белой. (Г.Соколов)
Такие синтаксические конструкции заметно выделяются в тексте, поэтому
всегда выразительны, нередко усиливают эмоциональную окраску текста или его части, на
что иногда в письменной речи указывает восклицательный знак.
Экспрессивность именительного представления подчеркивается особой
интонацией, которая характеризуется повышением тона и паузой после
существительного.
Крестьянин… Он не только кормилец, он человек оседлый, надёжный, он
якорь жизни. (В.Астафьев.)
Россия! Где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается, -
А в нём конца и края нет. (Н. Кабушкин)
Инфинитивные предложения в составе сложного синтаксического целого
«вмещаются» в семантику следующего предложения местоимением-подлежащим «это».
Например:
Ждать! Это было не в его правилах. (В. Катаев)
Бродить по горам с молотком и сумкой за плечами, ездить верхом, жить в
палатке, видеть пылающие под солнцем вершины… Неужели это действительно будет?
(Ю.Волынский.)
Особым композиционным приёмом является синтаксическая расчленённость
текста. Способы выражения этого приёма разнообразны. Изложение мысли автора может
прерываться вводной или вставной конструкцией, вопросом или даже несколькими
вопросами. Ощущение фрагментарности изображения, выделенности каких-то предметов
или явлений, их самостоятельности синтаксически может быть организовано с помощью
цепочки назывных предложений. Расчленение мысли, вынесение в начало слова,
обозначающего предмет размышления, осуществляет именительный темы
(представления).
Синтаксически расчленённым может быть сложноподчиненное
предложение. Целостная структура сложного предложения, подчиняясь
коммуникативному заданию, членится на 2 интонационно оформленных предложения.
Например:
Что он скажет, кроме банальных слов утешения?
Которые будут ему самому противны? (Н.Амосов)
Пешком до пристани всего четверть часа. Если идти через городской сад. (В.Панова.)
Широко употребительны парцеллированные конструкций в стихотворной речи
.Обратимся к творчеству Роберта Рождественского, известного поэта, лауреата
Государственной премии СССР. Его стихи отличаются высокой гражданственностью.
Они посвящены человеку-защитнику, человеку-созидателю. Баллада - один из любимых
жанров поэта. Проведём наблюдения над некоторыми из них .
- Чтение отрывков из баллад Р.Рождественского, выполнение предложенных заданий:
найдите в отрывках ПК, определите их структурный тип, определите стилистическую
роль. Проведите стилистический эксперимент: перестройте предложение, исключив
парцелляцию. Как изменится текст?
Баллада о спасённом знамени (отрывок)
Утром ярким, как лубок.
Страшным.
Долгим.
Ратным.
Был разбит стрелковый полк.
Наш.
В бою неравном.
Сколько полегло парней в том бою –
не знаю.
Засыхало - без корней - полковое знамя.
Уже в самом начале стихотворения автор использует парцеллированные конструкции,
построенные на основе членов предложения:
Стихи звучат проникновенно, с глубокой печалью. Произошло непоправимое: “Утром...
был разбит стрелковый полк”. Драматизм события подчёркивается сравнением “утром
ярким, как лубок”. Жизнь и смерть рядом. Жестокость войны, несовместимость её с
жизнью подчёркивается и парцеллятом- определением( “страшным, долгим, ратным”)
Выделение каждого определения в самостоятельную часть даёт возможность понять,
каким был этот бой: не только страшным, долгим, но и ратным, т.е. героическим. Как
самостоятельная часть выделено местоимение “Наш”. В этом парцелляте звучит душевная
боль лирического героя от гибели близких ему людей, товарищей, сложивших головы в
неравном бою.
В стихотворении есть ещё одна парцеллированная конструкция
Какова роль парцеллированных сказуемых? Конечно, они рисуют действия, раскрывают
душевное состояние солдата, который, “погоревав”, “подался на восток”(в Россию) спасая
полковое знамя, таким образом защищая честь родной земли.
Итак, парцеллированные конструкции, как фигуры речи, в данной балладе служат
средством выразительности. Они акцентируют внимание на ключевых словесных образах.
Баллада о зенитчицах
Это баллада прославляет подвиг женщин на войне. Баллада насыщена
парцеллированными конструкциями. Парцелляты –определения: “те самые”, “с крестами
на броне”, -подчёркивают неожиданность и ужас случившегося. Немцев встречает залпом
батарея зенитчиц:
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.
Парцеллят “запричитали всласть ” рисует душевное состояние девушек. Им страшно. Они,
как всегда водилось на Руси ,когда случалась беда, “заголосили” (громко заплакали)”,
“запричитали” (сопровождая плач словами)”.Вся “бабья боль России” отозвалась в этих
девчоночках.
Ещё здесь есть парцеллят- сказуемое.
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова
Впервые защищая наяву и честь свою.
И Родину.
И маму.
И Москву.
Парцеллят- дополнение подчёркивает, во имя чего был совершён подвиг. Семантическое
вычленение элемента текста, выдвижение его в сильную позицию используется автором
для передачи своего отношения к героям баллады, для выражения идеи всего
произведения. “У войны не женское лицо”... “Весенние пружинистые ветки.
Торжественность венчального стола...И губы мужа. И его ладони”, счастье рождения
ребенка, дождик над Арбатом...Всё это придет после...в сорок пятом. Конечно, к тем, кто
вернётся...
Парцелляция как стилистический приём используется Робертом Рождественским и в
других стихотворениях: “Баллада о бессмертии”, “Баллада о телефонных звонках”,
“Людям, чьих фамилий я не знаю”, “Баллада о красках” и др.
. Парцелляция- одна из самых распространённых стилистических фигур речи в стихах
Роберта Рождественского.
Мне сюда возвращаться.
К добру и к беде.
Мне сюда приходить.
Приползать.
Прилетать.
И, схватившись за сердце на той высоте,
Задыхаясь, разреженный воздух глотать.
Мне сюда возвращаться.
Из мелких потерь.
Из ухоженных стран.
Из горячечных снов.
III.Тренировочные упражнения.
1.Найдите парцелляцию в отрывках из произведений В. Каверина и докажите, что
она уместна.
Задание для 1 группы
. Мне следовало бы написать ей, когда она прислала мне привет. Но я не хотел
уступать ей ни в чём до тех пор, пока не докажу, что я ни в чём не виноват перед нею.
Но никогда нельзя быть слишком уверенным в том, что тебя любят. Что тебя любят,
несмотря ни на что. Что может пройти еще пять или десять лет, и тебя не разлюбят.
Задание для 2 группы
- А ты думаешь, мне не хочется, чтобы меня любили, старик? (В минуту
откровенности он любил называть подчинённых на «ты».) Очень хочется, потому что,
если подумать, - я совсем неплохой человек. Я простодушен, нетребователен,
терпелив; меня легко обмануть. На днях, например, божья коровка притворилась
мёртвой, чтобы я ее не убил. И я поверил! Поверил, как ребенок. И только потом
догадался и убил.
* Узнали ли вы героев, скрывающихся здесь за местоимениями?
(Саня Григорьев - «Два капитана»; Великий завистник - сказка «Много хороших
людей и один завистник»)
2. В каких предложениях парцелляция ошибка, а в каких – средство
выразительности?
1. Это была «Волга». Пепельная. С московским номером.
2.Когда я наловил полный котелок рыбы. Я поехал домой.