Конспект занятия по сценической речи "Речевой тренинг. От движения к слову"


Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр музыкально - хореографического искусства «Эдельвейс»
Приморского района Санкт- Петербург
Конспект
занятия по сценической речи
«Речевой тренинг. От движения к слову.»
подготовила
педагог дополнительного образования
Каборда Мария Сергеевна
г. Санкт- Петербург
2015
Название занятия: «Речевой тренинг. От движения к слову.».
Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского
мастерства
Задачи:
Образовательная:
- освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области
сценической речи
- формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности
театрального искусства
Развивающая:
-воспитать свое слуховое внимание
- сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.
- воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной
речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма
-развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной
деятельности учащихся
- развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения,
мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации
движений и чувств;
- развитие чувства пространства и композиции;
- развитие творческих способностей ребенка;
Воспитательная:
- способствование формированию нравственных качеств личности ребенка:
толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к
духовно-нравственным и культурным ценностям;
- воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности,
доброжелательности, открытости;
- совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к
общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого
занимающегося в группе.
Приемы
Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала,
практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальные, коллективные.
Тип занятия:
Комбинированный.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, салфетки, плакаты алфавита, фонограммы, колокольчик.
План-конспект занятия
Введение в тему:
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности
актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения
предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству
учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую
очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм
орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической
речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием
эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием
речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение
учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего
актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником.
Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного
материала.
Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе
обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.
В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной
тренировки, который состоит из нескольких этапов ( голосо- речевой тренинг).
Итак начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.
10. Темпо-ритм речи.
11. Мелодика и логика речи.
12. Эмоциональный тембр.
Рече - голосовая гимнастика.
Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов:
Упражнения для шеи и головы:
медленное вращение головой - круги;
метроном;
массаж шеи и головы
Упражнения для плеч и рук:
разогрев ладоней;
массаж ушных раковин;
круговые движения плечами;
массаж лица.
Разогрев суставов:
- круговые движения щиколотками, коленями, бедрами;
Вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы;
Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек.
Упражнения:
улыбка-хоботок;
часы;
уколы языком,
золотая рыбка.
Варенье
Переворачивание языка
- Следующим этапом будет тренинг, опирающийся на наработанные умения в
скороговорении. Важной деталью является то, что цель не БЫСТРО проговорить текст
скороговорки, а КАЧЕСТВЕННО БЫСТРО его произнести!
Дикционный тренинг.
Материал на скороговорках:
Сшит колпак, да не по- колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски,
надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол
переколоковать, перевыколоковать.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и жонглируя ножами
штуку кушает инжира.
Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки
перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись
выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не
перевыскороговорить.
в разных регистрах,
с сомкнутыми челюстями,
с языком под верхними альвеолами,
- с прыжками на одном дыхании.
- Двигаемся далее! Обязательным пунктом на занятиях сценической речью стоит
дыхательная гимнастика. Сегодня я предлагаю вспомнить упражнения по системе
Стрельниковой.
Дыхательные упражнения Г.Стрельниковой
«восьмерки»,
«сирень»,
«насос»
«стол»
- Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем
фантазию, воображение и т.д., ведь занятия сценической речью должны быть не
только «сухой тренировкой» , а синтезом упражнений для широкого спектра развития
творческой личности.
Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.
Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Танец феи дражже»
прослушав песню, каждый из обучающихся, должен выразить одним словом
эмоциональное ощущение от этого произведения пражнение «снежный ком» на
ассоциативный ряд),
после обсуждения сделать вывод - одинаково ли всеми воспринимаются произведения
искусства. (напрашивается вывод о субъективности восприятия произведений искусства.)
Упражнение на внимание «Построение»
по первой букве своего имени ,
по росту,
по цвету волос.
Упражнения на импровизацию « Смешные походки»
одна походка,
две разнохарактерные походки «через точку»,
походки со звуками
Заключительная часть
- Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса
,ведь именно только так можно сформировать коллектив единомышленников, в идеале коллектив
индивидуальностей, где будет царить творческая атмосфера, атмосфера взаимопонимания,
взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.
Анализ работы. Подведение итогов занятия.
Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих
впечатлений от упражнений .
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. Москва: Издательский дом
Шалвы Амонашвили, 1996
2. Библер В.С. Мышление как творчество.– Москва: Политиздат, 1975
3. Белюшкина И.Б, Витковская Ю.Н., Никитина А.Б. Театр, где играют дети. -
Москва: Владос, 2001
4. Бруссер А.М. Основы дикции. Москва: Реглант, 2005
5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – Москва: Музгиз, 1962
6. Выготский Л. С. Воображение и творческие способности в детском возрасте. -
Москва: Просвещение, 1967
7. Ганелин Е.Р. Школьный театр.- Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2002
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - С-Пб: Планета музыки,
2007г.
9. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: Горбунок, 1992
10. Жабровец М.В. Тренинг воображения. – Тюмень: ТГИИК, 2002
11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, - Москва: Просвещение, 1974
12. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг сб. Театр
практические занятия. Москва: ВЦХТ, 2001
13. Кнебель М. Слово в творчестве актёра. Москва: ВТО, 1970