Конспект урока "Роль частиц в тексте" 7 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
«ШАХТИНСКИЙ ГЕНЕРАЛА Я.П. БАКЛАНОВА КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
Урок русского языка в 7 классе
«Роль частиц в тексте»
(на материале рассказов А. П. Чехова)
учителя русского языка и литературы
Ульмейкиной Ангелины Николаевны
Шахты, 2015
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: «Роль частиц в тексте» (на материале рассказов А. П. Чехова)
Цель для учителя: расширять и углублять представление учащихся о роли частиц в речи.
Задачи для учащихся
: находить частицы, анализировать их роль в текстах художественного
стиля; анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-
следственные связи, строить рассуждение, перерабатывать и преобразовывать информацию из
одной формы в другую (таблица).
Материалы и оборудование: компьютерная презентация, проектор, тексты из произведений А. П.
Чехова, карточка-информатор, Толковый словарь русского языка под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю.
Шведовой.
Форма проведения: урок-исследование.
Участники: обучающиеся 7 «А» класса, 13 лет
Ход урока
I.Организация начала урока. Мотивационный компонент.
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Письмо по памяти (№673)
- Прочитайте выделенные вами частицы. Какие чувства, эмоции передаются с их помощью?
- Для чего нужны частицы?
III. Формулирование основного вопроса урока.
Сформулируйте основной вопрос урока.
( Какова роль частиц в тексте?)
IV. Исследовательская работа с текстом по группам.
Предложим учащимся отрывки из знакомого им рассказа А. П. Чехова «Налим»:
I. Наконец, рука его нащупывает руку Герасима и, спускаясь по ней, доходит до чего-то
склизкого, холодного.
Во-от он!..— улыбается Любим.— Зда-аровый, шут... Оттопырь-ка пальцы, я его сичас... за
зебры... Постой, не толкай локтем... я его сичас... сичас, дай только взяться... Далече, шут, под
корягу забился, не за что и ухватиться... Не доберёшься до головы... Пузо одно только и
слыхать... Убей мне на шее комара жжёт! Я сичас... под зебры его... Заходи сбоку, пхай его,
пхай! Шпыняй его пальцем!
II. Хриплый бас и озябший, визгливый тенор неугомонно нарушают тишину летнего дня.
Тащи его за зебры, тащи! Постой, я его выпихну! Да куда суёшься-то с кулачищем? Ты
пальцем, а не кулаком — рыло! Заходи сбоку! Слева заходи, слева, а то вправе колдобина!
Угодишь к лешему на ужин! Тяни за губу!
Слышится хлопанье бича...
Потолкай его из-под низу! — слышит он голос Любима.— Просунь палец! Да ты глухой, чё-
ёрт, что ли? Тьфу!
Кого это вы, братцы? — кричит Ефим.
Налима! Никак не вытащим! Под корягу забился! Заходи сбоку! Заходи, заходи!
И к ним – задание: найти частицы, определить их роль в данных отрывках. Дети с помощью
учителя определяют: во-от – эмоционально указывает на предмет, который всеми силами
пытаются достать; -ка используется для устранения категоричности, смягчения выражаемого
формой повелительного наклонения побуждения к действию; не выражает отрицание; только –
обладает выделительно-ограничительным значением; да используется для придания
высказыванию большей силы, выразительности; то употребляется для подчёркивания значения
слова, после которого стоит, а также для усиления смыслового содержания всего высказывания;
что ли вопросительная. Затем делают вывод об использовании частиц для выражения
отношения говорящего к сообщаемому, для выделения в составе высказывания слов, выражающих
наиболее важное для его содержания значение, а также для создания экспрессивности,
выразительности высказывания. На основе вывода составляется таблица, которую учащиеся
заполнят в ходе предстоящей исследовательской работы с текстом:
Роль частиц
Использование
частиц для
выражения
отношения
говорящего к
сообщаемому
Выделение в
составе
высказывания
слов с
наиболее
важным
значением
Создание
экспрессивности,
выразительности
высказывания.
Примеры
предложений
с
частицами
В ходе работы возникает вопрос: а то частица или союз? Детям предлагается карточка-
информатор, которая им помогает отнести а то к союзу.
Карточка-информатор №1. А ТО, союз и частица
1. Союз. То же, что «иначе, в противном случае». Синтаксические конструкции, присоединяемые
союзом «а то», выделяются (или отделяются) запятыми.
Хоть бы богатый был, а то шантрапа немец. Д. Мамин-Сибиряк, Хлеб. Закрой
хлебало, а то враз заставлю чернила пить. В. Шукшин, До третьих петухов.
2. Частица (в начале ответной реплики). Указывает на то, что на поставленный вопрос может быть
дан только утвердительный ответ. Отделяется запятой от последующих слов.
«Неужели ты всё успел сделать за один день?» – «А то, успел». А. Солженицын, Один день
Ивана Денисовича.
Если частица «а то» употребляется в сочетании с вопросительными местоимениями или
наречиями, то запятая ставится после всего сочетания.
«И травку тоже потребляет или в гонцах только ходит?» – поинтересовался Авдий. «Ленька-
то?А то как же, курит». Ч. Айтматов, Плаха.
! Не смешивать с сочетанием союза и местоимения.
Не то важно, из чего пьешь, а то, с кем пьешь. Б. Васильев, Летят мои кони...
V. Самостоятельная исследовательская работа с текстом: текстоведческий анализ и
определение роли частиц в тексте рассказа А. П. Чехова «Дачники» (Приложение №1).
После чтения текста проводится текстоведческий анализ рассказа: ученики определяют тему,
главную мысль текста, тип речи, стиль текста и называют признаки художественного стиля:
использование средств художественной выразительности. Анализ оформляется в виде
небольшого сочинения-рассуждения.
Результат языкового исследования учащиеся заносят в таблицу «Роль частиц в тексте», учитывая
сообщение о словах в карточках-информаторах.
Роль частиц
Использование
частиц для
выражения
отношения
говорящего к
сообщаемому
Выделение в
составе
высказывания
слов с
наиболее
важным
значением
Создание
экспрессивности,
выразительности
высказывания.
Примеры
предложений
с
частицами
- Варя, так
хорошо, что
даже
невероятно!
- Это не мои,
а твои
родственники
А вот и мы, а
вот и мы,
дружок!
- А разве тебе
не нравится,
когда до
твоего слуха
ветер слабо
доносит шум
идущего
поезда?
- Варя с мужем
вышла нас
встретить! Вот
они! Варенька!..
Варечка! Ах!
Это они к
тебе приехали...
чёрт бы их
побрал!
Карточка-информатор №2. НЕБОСЬ, частица и вводное слово
1. Частица. Выражает уверенность или предположение. Не требует постановки знаков препинания.
Небось помните, как я вас любила. И. Бунин, Темные аллеи. О женихах небось мечтает, чертова
кукла. А. Чехов, Дочь Альбиона. За сто не поцелуешь, а за двести небось поцелуешь. А.
Аверченко, Знаток женского сердца. А жить еще небось лет пятьдесят, а уж сосулька сосулькой.
В. Шукшин, Психопат. Во мне ворога увидела, а небось сама на своем веку из-за женских
глупостев раз пять черту душу отдавала. А. Чехов, На большой дороге.
2. Вводное слово. То же, что «вероятно, пожалуй, должно быть». Выделяется знаками препинания,
обычно запятыми.
«А из себя каков? На вид каков? Небось, плут продувной?» – «Долзно быть, плут, васе
благородие». И. Тургенев, Конец Чертопханова. Вот барину нашему впервой, так он, небось, у
бога прощенья просит. В. Гаршин, Трус.
Карточка-информатор №3. ЧАЙ, частица и вводное слово
1. Частица. То же, что «ведь, все-таки». Не требует постановки знаков препинания.
Ништо, успокоил себя Сенька. Чай не пьяный и не младенец. Б. Акунин, Любовник смерти.
2. Вводное слово (также «я чай»). То же, что «верятно, наверное, полагаю». Выделяется запятыми.
Озяб, чай? С. Есенин, Анна Снегина. Прошу закусить: вы и устали и, чай, проголодались. И.
Гончаров, Обыкновенная история. «Обстрекались, я чай», сказала она, свободной рукой
поправляя сбившуюся косу, тяжело дыша и улыбаясь, снизу вверх прямо глядя на него. Л. Толстой,
Воскресение. Красавчик, я чай, коли на отца похож. Л. Толстой, Два гусара.
- Как в работе помогли карточки? (Карточки помогли отличить частицы от других слов)
- Чем являются в тексте слова небось и чай? (Вводными словами)
- Какой частью речи является слово как в словах героини в начале рассказа?
Как хорошо, Саша, как хорошо! — говорила жена.— Право, можно подумать, что всё это
снится. Ты посмотри, как уютно и ласково глядит этот лесок! Как милы эти солидные,
молчаливые телеграфные столбы!
(Мест. нареч. и союзн. сл. До какой степени, до чего.)
VI. Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных
умений и навыков.
- Используя материалы урока, материалы словарной статьи из Толкового словаря под ред. C. И.
Ожегова и Н. Ю. Шведовой (Приложение №2), составьте карточку-информатор о слове как.
Приведите свои примеры.
Карточка-информатор. (Как – наречие; как - частица; как – подчинительный союз).
- Сколько раз повторяется слово как в тексте? Почему?
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие чувства героев рассказов А. П. Чехова помогают выразить частицы?
Какие функции могут выполнять частицы в тексте?
Только ли в художественном тексте они выполняют эти функции?
Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Выставление оценок за конкретные виды работы учащимся на основе их самооценки.
VIII. Домашнее задание. По выбору: 1. Сочинение-рассуждение о роли частиц в тексте / 2.
Небольшой эмоциональный рассказ на тему «Случай в кадетском корпусе» с включением в него
диалога с использованием частиц, подчёркивающих экспрессивность, выразительность
высказывания./ 3. Найти фрагменты текстов научного или официально-делового стилей,
обозначить частицы, определить их разряды. Определить роль частиц в текстах этих стилей.
Ссылки на используемую методическую литературу:
1. Рассказы Чехова ostrovok.de/old/classics/chekhov/Сборник ранних произведений.
2 . Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений /
С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2013. Часть II.
3. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ
4. Текстовая деятельность учащихся на уроках русского языка (на материале донского
краеведения)/ Т.И. Павлова – Ростов-на-Дону, 2013.
5. Толковый словарь русского языка /под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. – Азъ, 1992
6. Уроки русского языка. 7 класс. Пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова /
И. П. Васильевых. Мнемозина, 2012
Приложение №1
А. П. Чехов. Дачники
По дачной платформе взад и вперёд прогуливалась парочка недавно поженившихся супругов.
Он держал её за талию, а она жалась к нему, и оба были счастливы. Из-за облачных обрывков
глядела на них луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и досадно на своё скучное, никому нe
нужное девство. Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черёмухи. Где-то, по
ту сторону рельсов, кричал коростель...
Как хорошо, Саша, как хорошо! — говорила жена.— Право, можно подумать, что всё это
снится. Ты посмотри, как уютно и ласково глядит этот лесок! Как милы эти солидные,
молчаливые телеграфные столбы! Они, Саша, оживляют ландшафт и говорят, что там, где-то, есть
люди... цивилизация... А разве тебе не нравится, когда до твоего слуха ветер слабо доносит шум
идущего поезда?
Да... Какие, однако, у тебя руки горячие! Это оттого, что ты волнуешься, Варя... Что у нас
сегодня к ужину готовили?
Окрошку и цыплёнка... Цыплёнка нам на двоих довольно. Тебе из города привезли сардины и
балык.
Луна, точно табаку понюхала, спряталась за облако. Людское счастье напомнило ей об её
одиночестве, одинокой постели за лесами и долами...
Поезд идёт! сказала Варя.— Как хорошо!
Вдали показались три огненные глаза. На платформу вышел начальник полустанка. На рельсах
там и сям замелькали сигнальные огни.
Проводим поезд и пойдём домой,— сказал Саша и зевнул.— Хорошо нам с тобой живётся,
Варя, так хорошо, что даже невероятно!
Тёмное страшилище бесшумно подползло к платформе и остановилось. В полуосвещённых
вагонных окнах замелькали сонные лица, шляпки, плечи...
Ах! Ах! послышалось из одного вагона.— Варя с мужем вышла нас встретить! Вот они!
Варенька!.. Варечка! Ах!
Из вагона выскочили две девочки и повисли на шее у Вари. За ними показались полная пожилая
дама и высокий, тощий господин с седыми бачками, потом два гимназиста, навьюченные багажом,
за гимназистами гувернантка, за гувернанткой бабушка.
А вот и мы, а вот и мы, дружок! — начал господин с бачками, пожимая Сашину руку.— Чай,
заждался! Небось, бранил дядю за то, что не едет! Коля, Костя, Нина, Фифа... дети! Целуйте
кузена Сашу! Все к тебе, всем выводком, и денька на три, на четыре. Надеюсь, не стесним? Ты,
пожалуйста, без церемонии.
Увидев дядю с семейством, супруги пришли в ужас. Пока дядя говорил и целовался, в
воображении Саши промелькнула картина: он и жена отдают гостям свои три комнаты, подушки,
одеяла; балык, сардины и окрошка съедаются в одну секунду, кузены рвут цветы, проливают
чернила, галдят, тётушка целые дни толкует о своей болезни (солитер и боль под ложечкой) и о
том, что она урождённая баронесса фон Финтих...
И Саша уже с ненавистью смотрел на свою молодую жену и шептал ей:
Это они к тебе приехали... чёрт бы их побрал!
Нет, к тебе! — отвечала она, бледная, тоже с ненавистью и со злобой.— Это не мои, а твои
родственники!
И обернувшись к гостям, она сказала с приветливой улыбкой:
Милости просим!
Из-за облака опять выплыла луна. Казалось, она улыбалась; казалось, ей было приятно, что у неё
нет родственников. А Саша отвернулся, чтобы скрыть от гостей своё сердитое, отчаянное лицо, и
сказал, придавая голосу радостное, благодушное выражение:
Милости просим! Милости просим, дорогие гости!
Приложение №2.
Как
1. мест. нареч. и союзн, сл. То же, что каким образом (см. образ1).Как вы поживаете? Как это
случилось? Забыл, к. это делается. Вот к. надо делать. Видел, к. ты бежал. 2. мест. нареч. и союзн.
сл. В какой степени, насколько. Как недавно это было? Как далеко нужно ехать? 3. мест. нареч. и
союзн. сл. До какой степени, до чего. Удивительно, к. красиво. Как хороню здесь. Как я рад! 4.
частица. Употр. для выражения; удивления и оценки. К.! Ты опять здесь! 5. частица. При глаг. сов.
вида означает внезапность действия в прошлом (разг.). Он к. закричит! 6. союз. Выражает
сравнение, подобно кому-чему-н. Белый к. снег. Такой же, к. прежде. 7. союз. Употр. при
отождествлении: в качестве кого-чего-н., будучи кем-чем-н. Советую к. друг. 8. союз. Употр. в
составе вводных сочетаний и предложений. Как говорят, К например. 9. союз. Выражает
временные отношения. Как вспомнишь, страшно становится (всякий раз, когда). Прошел год, к.
мы виделись (с того времени, когда). 10. союз. После отрицательных или вопросительных слов и
выражений означает ограничение, кроме, только. Больше некому, к. тебе. Кто, к. не мы?
( Из Толкового словаря под ред. C. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой)