Презентация "Сжатое изложение с элементами сочинения" 9 класс


Подписи к слайдам:
Слайд 1

  • Тема: Сжатое изложение с элементами сочинения
  • Цели:
  • закрепление понятия о способах сжатого изложения текста (тезисы, конспект);
  • формирование умения применять данные способы компрессии текста на практике;
  • формирование языковых, лингвистических, культурологических компетенций.

Тезис [ тэ ] – положение, кратко излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Тезисы доклада.

  • Тезис [ тэ ] – положение, кратко излагающее одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения. Тезисы доклада.
  • Конспект – краткое изложение, краткая запись содержания чего-либо. Конспект лекции.
  • Компрессия – сжатие, свертывание. Компрессия текста.

  • Нижний Новгород, Хохлома (г. Семёнов), озеро

Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарожденное там искусство хохломской росписи, известное на весь мир.

  • Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарожденное там искусство хохломской росписи, известное на весь мир.
  • Впервые упоминание об этом селе встречается в документах ХVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о земельном участке под названием «Хохломская Ухожея».

В ХVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск).

  • В ХVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск).

Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.

  • Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
  • Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще Х – ХIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями.

Но пользоваться неокрашенной деревянной

  • Но пользоваться неокрашенной деревянной
  • посудой неудобно: древесина впитывает в себя
  • жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что
  • промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется.
  • Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать изделия олифой – вареным льняным маслом.
  • Олифа покрывала поверхность непроницаемой пленкой.

Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русскими мастерами с давних пор.

  • Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русскими мастерами с давних пор.

В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи.

  • В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи.
  • Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.

Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи, Кулигино.

  • Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёмино, Хрящи, Кулигино.
  • Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т.е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета.
  • Среди них были и художники-иконописцы, мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.

Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в ХIХ веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Западной Европы и Азии.

  • Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в ХIХ веке: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Западной Европы и Азии.
  • Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничной расцветкой, красотой орнамента.

Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома и где она взяла свои огненные краски.

  • Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома и где она взяла свои огненные краски.
  • Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
  • Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
  • Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
  • Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как не искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

  • Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
  • Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Горьковской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».
  • В начале ХХ века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?
  • В 1918 году в городе Семёнове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные плотники и красильщики.

Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.

  • Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.
  • Обучение новых мастеров росписи длилось три года. Вначале они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками. Ученикам надо было «поставить руку» - добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров.
  • Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев страны. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.
  • Н. Бедник. Хохлома.