Презентация "Подготовка к сочинению в жанре эссе по картине Г.М. Коржева «Проводы»" 8 класс


Подписи к слайдам:
Урок развития речи Сочинение в жанре эссе по картине Г. М. Коржева «Проводы»

Урок развития речи в 8 классе Подготовка к сочинению в жанре эссе по картине Г. М. Коржева «Проводы»

Шевякова С. В., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ с. Кинель-Черкассы

Цель урока

подготовить учащихся к сочинению в жанре эссе по картине Г. М. Коржева «Проводы»

Задачи урока

актуализировать навык составления рецензии на сочинение; повторить синтаксические конструкции, характерные для высказывания в жанре эссе; способствовать формированию культуроведческой компетенции :

повторить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне; дать представление о художественном своеобразии творчества Г. М. Коржева, его роли в воспевании стойкости обыкновенных русских людей и выражении гнева против войны; повторить (познакомить) с всенародно известными лирическими произведениями на тему разлуки мужчины и женщины во время войны; обогатить словарь учащихся фоновой лексикой на тему войны, словами с культурным компонентом.

Оборудование

репродукции картин Г. М. Коржева цикла «Опаленные огнем войны»: «Проводы», «Мать», «Заслон», «Следы войны», «Старые раны»;

стихи и песни на тему разлуки женщины и бойца во время Великой Отечественной войны: «Жди меня, и я вернусь»  К. Симонов;

«Катюша». Стихи М. Исаковскогомузыка М. Блантера; «Прощание» Стихи Ф. Кравченко, музыка Т. Хренникова; «Темная ночь» Стихи В. Агатова, музыка Н. Богословского и др.

Ход урока

Оргмомент

Вступительная беседа

- В этом году наша страна отмечает 70-летие Великой Победы. Что вы знаете о той страшной ВОВ?

(Когда началась война против Советского Союза?  Какую роль играла Великая Отечественная война в мировой истории? Что угрожало нашему государству?)

- Да, под угрозу было поставлено все: земля, на которой мы живем, само существование народа. По плану фашистов, население занятых территорий подлежало уничтожению или превращению в рабочую силу нацистской империи. Мы схватились с фашизмом, когда почти вся Европа была им повержена. Советский Союз оставался для многих людей и наций последней надеждой. — Почему же фашистам не удалось осуществить свой молниеносный план? (Этот трагический период показал стойкость и героизм советского народа. Миллионы людей добровольно приходили на призывные участки и шли на фронт.) — Да, практически каждая семья провожала на фронт своих близких. Это были горькие сцены, об одной из них рассказал нам Г. М. Коржев в своей картине «Проводы». Рассказ подготовленного заранее учения о художнике

В 1964—1967 годах художник создает цикл картин «Опаленные огнем войны»

В 1964—1967 годах художник создает цикл картин «Опаленные огнем войны»

«Проводы»

Слово учителя

Каждое из этих полотен — содержательное, глубокое по мысли, оригинальное по композиционному строю — создает вполне завершенный и впечатляющий художественный образ. Они являют собой эпическую панораму жизни, борьбы, мук и страданий русских людей в годы войны. Первое полотно цикла «Проводы» изображает сцену прощания солдата с дорогим человеком. В других работах повествуется о том, чем оборачивалась война для людей: для защитников — гибелью, увечьем (это показано на картине «Следы войны»), тяжелым ранением («Старые раны»), для тех, кто оставался в тылу, — насилием, унижением («Заслон»), болью пережитого, потерь («Мать»).

Слово учителя

В цикле «Опаленные огнем войны» художник выразил гнев против войны и в то же время воспел стойкость обыкновенных русских людей. У этих полотен Коржева всегда подолгу останавливаются посетители — притихшие, размышляющие. Картины наполнены такими человеческими переживаниями, такой болью, таким нравственным зарядом, что невольно притягивают к себе, заставляют углубиться в их содержание... Композиции произведений Коржева лаконичны, а иногда, может быть, кажутся и фрагментарными. Но это только кажется, ибо за простотой и лаконичностью проступает глубокий идейный смысл. Конечно, можно драматизм войны показать массовыми сценами, боевыми эпизодами со многими действующими лицами. Есть и такие картины. Но Коржев ищет в искусстве свои, непроторенные, нехоженые пути. И он их находит и воплощает в своих философски мудрых картинах.

Беседа по картине

Рассмотрите внимательно одно из наиболее удачных полотен цикла «Опаленные огнем войны» — «Проводы». — Как вы понимаете смысл названия цикла: «Опаленные огнем войны»? 

— Предположим, вы бы не знали, что картина «Проводы» входит в цикл «Опаленные огнем войны» и вам необходимо было отобрать картины в композицию под таким названием. Вы бы ее выбрали? По какому признаку? 

— Таким образом, холст вызывает определенное эмоциональное состояние драматическим тревожно-красным цветом. Давайте подумаем, почему таким сильным, при обретающим гротесковую форму выражения колористическим звучанием начинает свой цикл картин о войне художник? 

- Тревожно-красное цветовое звучание позволяет почувствовать напряженную «музыку» сложных душевных переживаний. Давайте посмотрим, как композиция картины усиливает это звучание. В чем вы видите ее особенность, отличие от известных вам произведений о войне, в том числе изображающих проводы на фронт?

Беседа по картине

— Почему Коржев выбирает такое композиционное решение? 

— Почему живописец изобразил прощающихся людей на фоне огромного дома? Обратите внимание, что окна повторяют прямоугольную форму картины.

— Всмотритесь внимательно в солдата. Что вы можете сказать о его чувствах, переживаниях?

— Как автору удалось подчеркнуть это сочетание?

— Вам не кажется, что сейчас он, как заклинание, произносит слова стихотворения К. Симонова «Жди меня, и я вернусь»?

— Почему автор не показывает лицо молодой женщины? 

- — Какая деталь в облике этой женщины особенно трогательна? 

— Итак, какие мысли, чувства вызывает полотно? 

— Только ли трагическая нота звучит в картине? 

— Обратимся еще раз к цветовому решению картины. Действительно, так ли уж однозначно трагично звучит красный цвет? 

— Какие еще литературные произведения вы вспоминаете, глядя на картину? Процитируйте

Словарно-стилистическая работа

Составление семантического поля картины. — Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие содержание картины, ее композиционный строй. (Опаленные огнем войны, пронзительная по силе душевных переживаний сцена прощания даны крупным планом, занимают все пространство картины, своеобразный прием как бы увеличенного кинокадра, на фоне огромного дома, окна повторяют форму картины;

солдат: проявление любви и нежности, сила духа, нравственная стойкость, твердость в решении защитить, мужественный облик, физически сильный человек, крепкое телосложение, волевое лицо, скорбно сжатые губы, закрытые глаза, сильные руки, ласковые и суровые руки, прижал к сердцу, глубина чувств и сердечность;

женщина: припала к груди, не показал лицо, недосказанность, незащищенность, беззащитность, невысказанное страдание, бесконечная любовь и преданность.)

Словарно-стилистическая работа

— Определите ключевые слова и словосочетания, которые смогут передать особенности колорита произведения живописи. (Залита алой краской, тревожно-красный цвет, зарево пожара в гротесковая форма выражения колористического звучания, свинцовый отблеск окон, веселенькое, ярко-красное платьев горошек, оттенки красного цвета, разная эмоциональная окраска, малиново-алая петлица и звезда на пилотке, аккорд оттенков красного цвета.) — С помощью каких слов и словосочетаний вы можете выразить свое отношение к изображенному? (Поразило то, что..., возникает чувство тревоги, позволяет почувствовать напряженную музыку сложных душевных переживаний, дает представление о глубине переживаний, на наших глазах происходит трагедия, производит большее впечатление, особенно трогательна, невольно продолжаешь думать, ощущаем весь ужас войны, перестает быть толь ко тревожным, звучит как символ мирной жизни, любви, ассоциируется с победами нашей армии, по-прежнему кажется освещенной огнем пожарища.)

Работа над фоновой лексикой

— Подберите синонимы к словам (в том числе эмоционально-оценочные): агрессор (нападающая сторона, захватчик, завоеватель, враг, противник, ворог (народно-поэт.), фашист, неприятель, супостат (уст.), варвар); атаковать (штурмовать, идти на приступ, идти на штурм, напасть, обрушиться, ударить по кому-чему); бдительный (зоркий, недремлющий, неусыпный);  бессмертие (вечная жизнь, слава, известность, признание);  битва (бой, сражение; побоище, баталия (уст.); брань, сеча (уст. и высок.); столкновение, схватка); боевой (военный, ратный (уст. и высок.), бранный (уст. поэт, и высок.); вдохновлять (воодушевлять, поднимать дух, окрылять, зажигать, воспламенять); верность (преданность, надежность, постоянство);  воин (боец, солдат, ратник (уст. высок.);  победить (одержать победу, выиграть бой, сражение, нанести поражение, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, сразить, сломить, осалить, поразить (книжн.), повергнуть (высок.), вернуться со щитом, обратить в бегство); защищать (оборонять, заслонять, спасать, ограждать, уберегать, беречь, оберегать, избавлять, отстаивать); коварный (вероломный, предательский, иезуитский);  мобилизация (призыв, привлечение);  напряженность (драматичность, драматизм, острота, накал); непобедимый (неодолимый, всепобеждающий).

Повторение жанровой особенности эссе

— Разновидностью какого жанра является эссе? — В чем же отличие эссе от обычного очерка?

— Назовите основные признаки эссе как жанра. (1. Основная цель жанра — разбудить в читателе удивление, самостоятельную мысль. 2. Автор эссе не претендует на исчерпывающую трактовку предмета или явления, утверждение или анализ. Они служат лишь предлогом для оригинальных мыслей пишущего, для выражения личного отношения, поэтому для него характерна свободная композиция. 3. Привлечение многочисленных примеров, цитат, всевозможных ассоциаций. 4. Образность, афористичность, использование метафор, аллегорических образов, сравнений и других самых разнообразных художественных средств, установка на разговорную интонацию и лексику. 5. Использование возможностей различных литературных форм: моральной проповеди, статьи, дневника, рассказа, исповеди. 6. Сочетание разных типов речи, но чаще всего — в основе рассуждение-размышление. 7. Преимущественное использование языковых средств, характерных для разговорного и художественного стилей.) — Вам интересен этот жанр? Почему? 

Работа в группах. Рецензирование ученического сочинения

Текст сочинения Изваяние разлук Я на подвиг тебя провожала, Над страною гремела гроза. Я тебя провожала И слезы сдержала, И были сухими глаза. Ты в жаркое дело Спокойно и смело Иди, не боясь ничего! Слова из песни Земля устала от войн... Устала... Плоть ее покрыта рубцами ран... Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви… Мне пришлось побывать в Трептов-парке в Берлине у бронзового солдата. Он стоит, попирая сапогом разбитую свастику, стоит, прижимая к груди ребенка, и вглядывается в беспокойную даль будущего. В его бронзовых глазах вера в торжество человеческого разума. Этот памятник изваял Евгений Вучетич, воплотив в нем смысл и символ победы человечества над самым страшным злом двадцатого века — фашизмом. А символы, наверное, для того и создаются, чтобы будущему человечеству было легче ориентироваться на пути к совершенству.

На тихих клумбах Трептов-парка Могил в торжественном покое Давно горят светло и ярко Пионы, астры и левкои. И за судьбу земли спокоен, Ее простор обозревая, Стоит под солнцем русский воин, Ребенка к сердцу прижимая Он родом из Орла илы Вятки, А земля его тревожит. Его в России ждут солдатки, А он с поста сойти не сможет (М. Дудин) Это пост — на века. Пост памяти, пост славы и пост предупреждения... А мне вспоминается серия картин Е. Коржева «Опаленные огнем войны», которая является композицией памяти, композицией славы русского человека, преодолевшего испытания войны, композицией предупреждения. Строки «Его в России ждут солдатки, А он с поста сойти не сможет» ассоциируются с картиной из серии «Проводы». И поэт, и художник с болью повествуют об одной из самых пронзительно-трагичных последствий войн — разлуке близких людей, несостоявшемся счастье. А еще о верности и самоотверженности русских женщин.

Сцена прощания молодого мужчины, мобилизованного на фронт, с женщиной, припавшей к его груди, глубоко лична. Художник использует крупный план, чтобы проникнуть в духовный мир героев. Решимость и стойкость мужчины подчеркнуть во внешности. Перед нами солдат крепкого телосложения с мужественным скорбным лицом, бережно прижимающий к сердцу ласковыми и суровыми руками дорогого человека. Боль и страдания героини настолько велики, что художник не в силах показать это зрителю... Еще совсем недавно они были беззаботны и счастливы. Как напоминание об этом — ее веселенькое платье в горошек... И вдруг — зловеще-красное зарево войны! Оно опалило их любовь!.. Однако мы Верим, что воин «землю сбережет родную», выживет «всем смертям назло», а женщина «сбережет любовь», В замечательной песне А. Поперечного «Рязанская мадонна» есть слова о женской судьбе солдатки в двадцать лет»: Стали женщины России Изваянием разлук...

Можно сказать, что Коржев вырубил такое скульптурное изваяние. Верность жен, любимых была прочной опорой солдату. Опора эта — и в милом платьице, и в «синем платочке», и в фотокарточке («в кармашке маленьком моем есть карточка твоя...»), и в «окошке» (где «горит огонек»), и детской кроватке... Обобщенность образов мужчины и женщины, разлучаемых войной, подчеркнута композицией картины. Они прощаются на фоне огромного дома с одинаковыми окнами со свинцовым отливом, за которыми происходят такие же горькие сцены. Все просто и лаконично. Конечно, можно драматизм войны показать массовыми сценами. Есть и такие картины. Но Коржев искал в искусстве свои, непроторенные, нехоженые пути.

Я не могу утверждать, что мне нравится художественный язык Коржева. Его картину вряд ли захочется повесить дома. Уж очень тяжеловесна живопись. И в то же время понимаешь, что эта форма исполнения является специфическим коржевским средством выражения, она-то и придает впечатляющую силу произведениям мастера. По моему глубокому убеждению, «Проводы», как и другие картины из цикла «Опаленные огнем войны», — незаурядное произведение. Художник утверждает — люди должны жить без войн. Страх и боль не могут, не должны править жизнью. Они противоестественны. Если человечество не похоронит войну, война похоронит человечество. Об этом говорят разум и душа человека. Об этом предупреждает и пророчествует Г. М. Коржев.

Работа с текстом ученического сочинения

— Вам интересно было читать сочинение ученика? Почему? 

— А вы знаете песни, которые упоминаются в работе? Назовите их. 

— Можно ли отметить афористичность стиля, характерного для эссе? 

— Проанализируйте композицию текста (составьте простой план).

Сделайте вывод об особенностях композиции сочинения ученика. При этом постарайтесь использовать форму рецензии.

— В чем особенность синтаксической организации текста? 

— Какие еще типы предложений наиболее типичны для разговорного языка, т.е. более экспрессивны? Есть ли в тексте такие предложения?

— Подумайте, какие сложные союзные предложения можно заменить бессоюзными, чтобы придать им более эмоциональную интонацию? 

— Соответствует ли работа основным законам жанра эссе? 

— Что бы могли пожелать автору сочинения?

— Постарайтесь в своем сочинении учесть отмеченные в процессе анализа и рецензирования работы вашего сверстника достоинства и недостатки.

Домашнее задание

На основе картины «Проводы» Г. М. Коржева написать сочинение в жанре эссе на тему «Слово о художнике и его картине».

Литература

  • Сочинение по картине в 9-м классе: метод пособие / Л. А. Ходякова, Г. Н. Галкина, Г. Ю. Клюева