Изложение с элементом сочинения


Р.Р. Изложение с элементом сочинения
Цели:
- образовательные: знакомство учащихся с фактами отечественной культуры – личностью
П.И.Чайковского; повторение сведений о тексте, типах текста;
- развивающие: развитие у учащихся умения устно и письменно излагать услышанный текст,
составлять его план; развитие внимания, способности аудирования,
- воспитательные: воспитание эстетических чувств, любви к родной природе как источнику
вдохновения примера красоты и гармонии.
Оборудование: презентация или портрет П.И.Чайковского, иллюстрации – пейзажи.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Проверка домашней работы
1) Рассказ о приложении: определение термина, значение, виды, особенности
оформления на письме - проверка знания теории ( 1 учащийся у доски)
2) Индивидуальная работа экспресс-карточки (3 учащихся)
Вставить пропущенные знаки препинания, буквы; подчеркнуть приложения, указать над
согласованными приложениями С/П, над несогласованными – Н/П.
1) Ш…фёр загудел сиреной и из лощинки выбежала девушка почталь…н. 2) Л…йтенант
связист дол…жил капитану о телефонограмме принятой утром. 3) Сила и оч..рование
тайги не только в деревьях гигантах. 4) Над Волгой рекой распл…скала гармонь
саратовские страданья. 5) Большой театр представил юбилейную постановку балета
Лебединое озеро.
3. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя о П.И.Чайковском, его творчестве.
Сегодня мы пишем изложение по тексту, посвящённому Петру Ильичу Чайковскому.
- Что вы знаете об этом человеке?
Пётр Ильи
́
ч Чайко
́
вский (7.05.1840, Воткинск, Вятская губерния 25.10.1893, Санкт-
Петербург) русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель,
музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор
более 80 сочинений, в том числе 10 опер и 3 балетов. Его концерты и другие произведения для
фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты,
программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»,
«Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру
2. Работа над текстом.
1) Аудирование.
Внимательно послушайте текст, последите за развитием событий в нём. По ходу
старайтесь выделить части, набросать план. Будьте готовы к беседе по услышанному.
Вдохновение
Чайковский проснулся рано и не двигался несколько минут, прислушиваясь к перезвону
жаворонков. Он знал, что в лесу лежат росистые тени. На соседней сосне куковала кукушка. Он
встал и подошел к окну. Дом стоял на пригорке. Там, внизу, лежало среди зарослей озеро. Это
было любимое место композитора — оно называлось Рудым Яром.
Сама дорога к Яру вызывала у Чайковского волнение. Бывало, проснется он зимой в Риме и
начинается шаг за шагом вспоминать этот путь: сначала по просеке, где растет иван-чай, потом по
грибному мелколесью, потом через мост и вверх в бор. Он вспоминал эту дорогу, и у него чаще
забилось сердце. Рудый Яр казался ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что
сегодня, когда он там побывает, давно движущая тема о необыкновенной силе русской природе
хлынет потоками звуков.
Так и случилось. Когда он стоял на обрыве Яра, роса блестела так ярко, что он невольно
прищурил глаза. Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он лился с неба прямыми
потоками, и вершины леса казались особенно выпуклыми и кудрявыми. На опушку падали косые
лучи, и стволы сосен были того золотистого оттенка, какой имеет дощечка, освещенная сзади
свечой. А сами сосновые стволы отбрасывали тот же золотисто-розоватый оттенок на траву.
Заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды. Знакомый
край был обласкан светом.
Чайковский почувствовал, что вот-вот что-то должно случиться. Он испытывал это состояние
и раньше. Он знал, что его нельзя было терять, и быстро пошел назад к дому.
Дома он приказал никого к себе не пускать, прошел в маленький зал, запер дверь и сел к роялю.
Он играл, добиваясь ясности мелодии, чтобы она была понятна и мила и Фене, и старому
Василию, ворчливому леснику из соседней усадьбы.
Он играл и не знал, что Феня принесла ему земляники. Она сидела на крыльце и с открытым
ртом слушала звуки музыки. Потом приплелся Василий и сел рядом с Феней. Он спросил у слуги,
нельзя ли потревожить Чайковского. Слуга усмехнулся и ответил, что тот сочиняет музыку, а это
дело святое. (К.Паустовский «Скрипучие половицы»)
ЯР, -а, о ~е, на (в) ~у, мн. ч. ~ы, -ов и ~ы
́
, -о
́
в, м. (обл.).1. (на ~у). Крутой берег, обрыв.2. (в ~у).
Глубокий заросший овраг.
Рудый – кроваво-красный, рыжий
2) Беседа:
- Как бы вы озаглавили текст? Почему?
- Чем рождено вдохновение композитора?
- Почему эта музыка понятна самым простым людям?
- Какой предстаёт из текста личность П.И.Чайковского?
- Какие картины и в какой последовательности предстали перед нами? (поочерёдно
пересказывают)
- Составьте план. Запись на доске и в тетрадях.
План.
1. Пробуждение
2. Воспоминания о дороге в Рудый Яр.
3. Чудесное утро в Рудом Яру.
4. Вдохновение
5. Музыка и слушатели.
- Определите тип текста. (повествование с элементами описания)
- Какова задача такого типа? Языковые особенности? Композиция?
- Как это проявляет себя в предложенном тексте?
3) Орфографическая работа
Запишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Д…рога к Рудому Яру, пос…тившее к…мпозитора вд…хновение, озеро среди
зар…слей, р…стёт иван-чай, с…начал… надо двигаться по прос…ке, грбное
мелк…лесье, подняться в…верх в бор, бл…стела ярко, золотистый от…енок,
осв…щен…ы о…блеском воды, что…то почу…ствовал, н…кого к себе не…пускать.
4) Повторное чтение и пересказ текста
5) Работа над черновиком (изложение текста+ элемент сочинения-ответ на вопрос(по
выбору: - Почему занятие музыкой названо «святым делом»? - Что значила природа
для П.И.Чайковского?)
6) Работа в чистовой тетради.
4. Домашнее задание: повторить термины параграфов 11-18, слова в рамках.
Вставить пропущенные знаки препинания, буквы; подчеркнуть приложения, указать над
согласованными приложениями С/П, над несогласованными Н/П.
1) Над Волгой рекой распл…скала гармонь саратовские страданья.
2) Л…йтенант связист дол…жил капитану о телефонограмме
принятой утром. 3) Сила и оч..рование тайги не только в
деревьях гигантах. 4) Ш…фёр загудел сиреной и из лощинки
выбежала девушка почталь…н. 5) Большой театр представил
юбилейную постановку балета Лебединое озеро.
Вставить пропущенные знаки препинания, буквы; подчеркнуть приложения, указать над
согласованными приложениями С/П, над несогласованными – Н/П.
1) Над Волгой рекой распл…скала гармонь саратовские страданья.
2) Л…йтенант связист дол…жил капитану о телефонограмме
принятой утром. 3) Сила и оч..рование тайги не только в
деревьях гигантах. 4) Ш…фёр загудел сиреной и из лощинки
выбежала девушка почталь…н. 5) Большой театр представил
юбилейную постановку балета Лебединое озеро.
Вставить пропущенные знаки препинания, буквы; подчеркнуть приложения, указать над
согласованными приложениями С/П, над несогласованными Н/П.
1) Над Волгой рекой распл…скала гармонь саратовские страданья.
2) Л…йтенант связист дол…жил капитану о телефонограмме
принятой утром. 3) Сила и оч..рование тайги не только в
деревьях гигантах. 4) Ш…фёр загудел сиреной и из лощинки
выбежала девушка почталь…н. 5) Большой театр представил
юбилейную постановку балета Лебединое озеро.