Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»" 6 класс


Конспект урока русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской по теме:
«Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»
.
Пояснительная записка.
Одной из приоритетных задач образования во все времена была задача «научить учиться»:
вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, что обеспечивало бы
успешный процесс обучения в средней школе. Установленные стандартом новые
требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении
содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения
высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых
педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого
обучения.
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления
знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ
формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности
обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Русская зима.
Лигачёво»
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
6. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки
соответствия результатов требованиям данного задания;
7. различать способ и результат действия;
8. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
4. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
5. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия;
6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
2. осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации;
3. строить сообщения в устной и письменной форме;
4. основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
5. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
6. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
7. устанавливать аналогии
Обучающиеся получат возможность научиться:
1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
2. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
3. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
4. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
4. формулировать собственное мнение и позицию;
5. задавать вопросы;
6. контролировать действия партнёра;
7. использовать речь для регуляции своего действия;
8. адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Цели урока:
- обучать словесному описанию картины;
- развивать связную речь учащихся;
- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и
ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения;
- прививать любовь к искусству и родной природе;
Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво" (вкладыш
учебника "Речь"); запись музыкальной композиции "Зима" из "Времён года" П.И.
Чайковского.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Учитель. Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в
основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты,
памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Ребята, а что означает слово "пейзаж"?
Ответ: Пейзаж - это картины природы.
Учитель. Правильно. Вот их и рисовал художник. Пейзажи родного Подмосковья
запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный
день", "Конец зимы. Полдень". Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и
теории искусства. Он являлся доктором искусствоведения. Сегодня мы познакомимся с
одной из лучших картин мастера - "Русская зима. Лигачёво". Перед вами репродукция
картины. Что означает слово "репродукция"?
Ответ: Уменьшенная копия картины.
Учитель: Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?
Ответ: Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Учитель: Давайте посмотрим репродукцию ещё одной картины Юона о зиме.
Ребята рассматривают репродукции картины "Конец зимы. Полдень" на 2- ом вкладыше.
Учитель: Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. Что это
подтверждает? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорится в упражнении 84 (II).
2. Беседа по картине.
Учитель: Что изображено на картине?
Ученики: На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке Лигачёво, зимние
забавы детей и каждодневные заботы взрослых.
Учитель: Какое время дня изобразил художник?
Ученики: Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень
холодно, а к обеду теплеет, и самое время - поиграть и покататься на санках.
Учитель: Как вы думаете, какие строчки стихотворений русских поэтов подойдут для
описания картины?
Ученики: Строчки из стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро".
Учитель зачитывает строчки из романа "Евгений Онегин" со слов "Зима. Крестьянин,
торжествуя,.."
Учитель: Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Воспользуйтесь
примерами из упражнений $ 9 (упр. 83 II, 84).
Ученики: Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое
покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов, и на
ветках деревьев, и от этой белизны слепит глаза. Он скрипит по ногами , и этот скрип,
словно музыка раздаётся вокруг.
Учитель. Замечательно. Теперь опишите деревья, которые изображены на картине
художника.
Ученик: Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная
красота инея на их ветвях напоминает русское кружево. Как будто мастерицы
потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви
деревьев. Заденешь ветку рукой, и с неё, словно тяжелая шапка, свалится ком снега на
голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.
Учитель. Красивая картина у нас получается. Много сравнительных оборотов и
олицетворений. Кстати, что называется олицетворением, и зачем мы его используем в
тексте описание?
Ученик: Олицетворение - такое художественный приём, при котором мир природы,
предметы, животные отождествляются с миром людей. Таким образом, неживой предмет
выполняет действия живого. Сравнение получается красочным, ярким, за счёт этого
красочным, ярким и выразительным становится и весь текст.
Учитель. Но картина будет не полной, если мы ничего не скажем о занятиях людей,
изображённых на картине. Давайте сначала попробуем описать занятия самых маленьких
героев репродукции. Кто сможет сделать это?
Ученик: Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким
жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он
выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были
готовы к работе санки. Садись, - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от
своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под
ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче:
весёлые крики детей или заливистый лай собак.
Учитель: очень хорошо. А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва.
Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?
Ученик: Нет, конечно, мы видим, что зима - не время для отдыха, хотя все основные
приготовления к зиме уже давно закончены. На заднем плане репродукции мы видим
домики, в которых идёт трудовая жизнь. Зимой темнеет рано, и пока ещё светло,
женщины, наверное, готовят вкусный ужин и наводят порядок в дома, а мужчины в это
время выполняют самую трудную работу. Они запрягли лошадей, чтобы отправиться в
город за продуктами или в ближайший лесок за дровами. Ведь будут в доме дрова, будет и
тепло.
Учитель: Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя
на эту картину?
Ученик: Он хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в
городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно
оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься с горки и
поиграть в снежки.
III. Заключительное слово учителя (на фоне музыки Чайковского)
Учитель: Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает
солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что
всё вокруг родное, близкое. Много снега - значит, будет в деревне богатый урожай. Да, у
нас пока нет снега, но зима - хитрая и коварная волшебница. Сегодня снега нет, а завтра
завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима - кудесница, которую
воспевает художник. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая
успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как
картины Юона.
Звучит отрывок из стихотворения о зиме.
IY. Запись плана и ключевых слов в тетради.
План.
1. Слово о художнике К.Ф. Юоне.
2. Описание картины К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".
1) Белый и пушистый снег.
2) Снежные деревья-великаны.
3) Забавы маленьких селян.
4) Привычные заботы взрослых.
5) Как хороша русская зима в Лигачёво!
Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети
могут использовать в своём сочинение - описании.
Пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий
снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние
забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима-кудесница, русская зима -
кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.
Y. Подведение итогов урока. Оценки.
YI. Домашнее задание. Написать сочинение - описание по картине Юона "Русская
зима. Лигачёво."