Конспект урока "С русским языком можно творить чудеса" 5 класс

1
МОУ «СОШ № 21 г. Владимира»
С РУССКИМ ЯЗЫКОМ МОЖНО ТВОРИТЬ ЧУДЕСА,
ИЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
(урок-обобщение, 2 часа)
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ повторение и закрепление понятий «звукопись», «аллитерация»,
«ассонанс», «метафора», «олицетворение», «эпитет», «сравнение»; формирование
представления о роли изобразительных средств в языке и речи;
РАЗВИВАЮЩАЯ развитие умения видеть в тексте изобразительно-выразительные
средства и определять их роль; развитие исследовательских навыков учащихся; развитие
речи;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ воспитание чувства любви к родному слову, гордости за народ-
носитель богатого, яркого, эмоционального языка.
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, выставка УМК Львовых (учебник 2 части, приложение,
тетрадь «Проверь себя», пособие для учителя, программа), ватман и необходимые
элементы для заполнения таблицы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:
1. Картотека изобразительно-выразительных средств (в течение года);
2. Сделать закладки в учебнике на нужных страницах (иметь обе части на парте)
3. Работа в группах:
1) Найти примеры звукописи в произведениях художественной литературы.
Определить, в чем заключается художественный смысл использования этого приема в
каждом примере. Сделать вывод о значении звука в языке художественной литературы.
(Часть 1 упр. 29 стр.15);
2) Исследовать, как часто используются в произведениях слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами в произведениях художественной литературы. Ответить на
вопрос, какова их роль? (Часть 1 упр. 101 стр.37);
3) Проследить использование метафор в прозаических текстах, изученных в курсе
литературы;
4) Написать сочинение-миниатюру с использованием олицетворением на основе
слов, данных в упр. 654 (Часть 2 упр. 654 стр. 35);
5) Поработать с упр. учебника 185,217,222,455, (457 (п.2),458 и сделать вывод об
использовании различных союзов в предложениях со сравнительными оборотами.
Класс – 5 «А Дата проведения 12.05.2011
Учитель: Кочеткова О.А.
2
Если вся Мировая жизнь есть непостижное чудо,
возникшее силою творческого слова из небытия,
наше человеческое слово,
которым мы меряем Вселенную и царим над стихиями,
есть самое волшебное чудо из всего,
что есть ценного в нашей человеческой жизни.
К. Бальмонт
Но есть не меньшие чудеса:
улыбка, веселье, прощенье,
и вовремя сказанное, нужное слово.
Владеть этим – значит владеть всем.
А. Грин
- (Слайд 1) Словами К. Паустовского «С русским языком можно творить
чудеса» мы обозначим тему нашего урока, который посвятим
изобразительно-выразительным средствам языка. (Запись темы в тетрадь).
Мы обобщим те сведения, которые получили об изобразительно-
выразительных средствах языка в течение года как на уроках русского языка,
так и на уроках литературы, а поможет нам в этом учебник, наша картотека
изобразительно-выразительных средств языка и художественные тексты.
Эпиграфом к уроку послужат слова К. Бальмонта, поэта начала 20 века и
писателя А. Грина.
- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания с темой урока? Какие
ключевые слова объединяют все три высказывания в одно общее целое? (
слово – чудо, чудеса) А там, где чудо, там волшебство. Как творится это
волшебство? Но все по порядку.
- Вся наука о языке, изучением которого мы и занимаемся, называется….
(лингвистика) Вспомним разделы лингвистики. (Слайд 2). На экране
представлены основные разделы лингвистики. Последовательно двигаясь от
разделу к разделу, вспомним, какова изобразительная функция основных
единиц языка. В процессе работы заполним таблицу: «Раздел науки
единица речи – изобразительно-выразительное средство – роль в языке»
(По ходу идет заполнение соответствующих граф таблицы)
3
1. Итак, изучение лингвистики начинается с ФОНЕТИКИ
- Что изучает фонетика? (звуки, их классификация)
- Как используется звуковое богатство русской речи в художественных
произведениях? Может ли один, такой маленький звук (например «с», или
«ш», или «р») помочь поэту (писателю) создать образ, нарисовать картину?
- Что такое звукопись? (см. учебник часть 1 стр. 14)
( В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то
есть писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше
определений, можно попытаться дать более общее определение этого
литературоведческого термина. Слайд№3 Звукопись это художественный
приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов,
которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
- Прослушаем стихотворение Андрея Усачева «Шуршащая песня»
(выразительное чтение ученика):
Шуршащая песня
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш, и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат…
Но все вокруг возмущены:
-Как расшуршались шалуны!
Шуршит рассерженный камыш.
И дождь шуршит, и мама-мышь,
Весь лес шуршит им:
-Шалуны, не нарушайте тишины!
Но их не слышат шесть мышат.
Давно мышата не шуршат.
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать большим шуршать!
- Повтор какого звука использует автор? Для чего? (Повтор звука «ш» передает
шорох, шуршание мышек)
- Как называется этот прием звукописи повторение согласного звука?
(АЛЛИТЕРАЦИЯ)
4
- Поработаем с учебником стр. 15 Ч 1, упр 27, текст № 2 (только чтение и
доказательство того, что в них использован прием звукописи)
- Кроме аллитерации, в литературе используется прием, когда часто повторяется
гласный звук. Вспомните, как называется этот прием? (ассонанс) (СЛАЙД 4,
вторая часть)
Дома одна из групп учащихся подбирала отрывки из худ. произведений, в которых
автор прибегает к приему звукописи. Зачитайте. (выступления группы 1)
- Ребята провели очень подробное исследование поэтических текстов. А я добавлю
лишь слова К. Бальмонта, поэта Серебряного века, нашего земляка: «Слово есть
чудо, а в чуде волшебно все, что его составляет. Если мы будем пристально
вглядываться слухом понимающим в каждый отдельный звук нашей родной
речи, человеческой речи вообще, речи звериных голосов, речи существующей в
пенье и криках птиц, речи шелестящих деревьев и тех природных сущностей,
которые принято считать неодушевленными, как ручей, река, ветер, буря,
гром, - мы увидим, что есть отдельные звуки, отдельные поющие буквы,
которые имеют такой объемлющий нрав, что повторяются не только в речи
говорящего человека, но и в голосах Природы, оттеняя таким образом нашу
человеческую речь переброшенной в нее из Природы звуковою чарой
-Предлагаю всем поработать самостоятельно: СЛАЙ № 5
Какой звук повторяется в данном фрагменте стихотворения М. Лермонтова? Для
чего?
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга… (М.Ю.Лермонтов)
(Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра;
гул, разносящийся над полем перед битвой.)
- Я думаю, мы убедились в правильности вывода ребят о роли звука: звук может
создавать образ; делать его более выразительным (Слайд 6); (заполнение
соответствующей графы таблицы)
2.Иногда поэт в своем произведении повторяет не просто звук, а целую морфему.
5
- Какой раздел науки о зыке изучает морфемы? (МОРФЕМИКА) Посмотрим какова
роль морфемы в худ. произведении. Обратимся снова к учебнику (стр. 37 Ч 1, упр.
102)
Чтение фрагмента 1, 3 Какую морфему повторяет Н. Некрасов и С. Куняев?
(приставка ЗА-) Откройте приложение, словарь значений морфем. Каково значение
приставки ЗА- в этом отрывке? («начало действия»)
Прочитайте фрагмент 2,4. Самостоятельно сформулируйте значение
повторяющейся здесь морфемы. (Приставка ОТ- со значением «завершения
действия»)
- Как вы думаете, авторы намеренно используют повтор одинаковых приставок в
данных отрывках стихотворений? (да, чтобы усилить значение начала или
завершения действия)
Группа учащихся готовила исследование на тему использования определенных
морфем в произведениях УНТ. Заслушаем их. (Выступление группы 2)
Обратите внимание на то, что ребята говорили только об уменьшительно-
ласкательных суффиксах, а сколько других суффиксов оценки существует! В тех же
сказках встречаются и «волчище серый хвостище», и «котище» с «усищами» и
проч. Это еще раз убеждает нас в многообразии и богатстве русского языка.
- Поработаем с приложением. Попробуйте, используя различные суффиксы оценки
(см. словарь морфем) образовать разные слова, в которых бы было выражено
отношение (слайд № 8):
1р – корень –дом- (домик, домище, домушка, домишко, домина)
2 р.- корень – мил- (миленький, милашка, милейший, милка, миленок, милушка)
3 р. – корень мал- (маленький, малышка, малютка, малышок)
(Проверка выполнения задания)
- Итак, прослушав выступление ребят, поработав самостоятельно, что вы можете
сказать о значении морфемы в художественном тексте, в речи? Сформулируйте
вывод . (Словообразовательные морфемы придают словам разные экспрессивные
(выразительные) оттенки, что позволяет передать и настроение, и отношение
автора к создаваемому образу) (Слайд № 7)
6
3.Наконец, перед нами СЛОВО. Какой раздел лингвистики изучает слово как
основную единицу языку. (ЛЕКСИКОЛОГИЯ). Константин Бальмонт, о котором мы
уже сегодня говорили, называл слово волшебным чудом из всего того, что «есть
ценного в человеческой жизни», «звуковым изваянием», способным отдельными
своими элементами передать особое ощущение, душевное состояние. (СМ,
эпиграф)
А наш учебник открывает раздел «Лексикология и фразеология» словами К.
Паустовского (Ч.2, стр 29). Прочитайте их: «Нет ничего такого в окружающей нас
жизни, чего нельзя было бы передать русским словом»
- Вы согласны с мнением К. Паустовского, К. Бальмонта?
Такие возможности русскому слову даны благодаря множеству значений,
присущих одному слову. 80% слов в русском языке многозначны.
- Откройте параграф 45 (Ч.2, стр. 30-31). Освежим в памяти известный нам
материал (чтение до определения переносного значения)
- На основе переносного значения возникают художественные средства
изобразительности, такие как… (МЕТАФОРА, ОЛИЦЕТВОЕРНИЕ, ЭПИТЕТ). Их еще
называют тропами.
- Что такое метафора? Приведите примеры метафор. (Ответы учащихся)
У одной из групп учащихся было задание, связанное с подбором метафор в
произведениях, изученных на уроках литературы. (Выступление группы №3)
- Давайте и мы потренируемся в поиске метафор. (Упр. 652) (слайд 9):
выразительное чтение, выпишите примеры метафор. (Задрожало зеркало затона
(зеркало = гладь пруда); …березки растрепали шелковые косы ерезки =
девушки); шелестят зеленые сережки (сережки = березовые соцветия); рыжий
месяц запрягался в наши сани (месяц = жеребенок))
4. Яркое неожиданное использование переносного значения рождает и такой
троп, как олицетворение. Дайте определение олицетворения. Приведите
примеры. (работа с картотекой). Вернемся к упр. 652, зачитайте примеры
олицетворения. (Задремали звезды ; улыбнулись березки ; месяц запрягался)
Группа учащихся получила творческое задание, упр. 654. Выступление группы № 4
7
-Чувствуете, как оживает природа в сочинениях учащихся? Живая она и во
фрагментах стихотворений С. Есенина (см. упр. 652). Что усиливает ощущение того,
что березки - словно девушки, месяц жеребенок? (прилагательные «сонные»,
«рыжий», «шелковые»)
5.А прилагательные, существительные и другие части речи изучает раздел
лингвистики… (МОРФОЛОГИЯ). Какая часть речи наиболее употребляемая? (сущ)
-Вот вам существительное стол. Кто какой стол представил? (письменный,
журнальный, круглый, низкий, полированный, белый, диетический,
компьютерный) Какая часть речи помогает нам конкретизировать
существительное? Уточнить его значение? (прилагательное).
- Запишите пару словосочетаний: темные тучи – хмурые тучи
-Чем отличаются словосочетания? (Во 2 словосочетании прилагательное «хмурые»
рождает настроение, образ, в нем и очеловечивании природного явления, и
ощущение страха перед надвигающейся грозой)
-Как называется художественное средство, которое основывается на образном
использовании прилагательного? (ЭПИТЕТ). Приведите примеры эпитетов (работа с
картотекой)
-Послушаем учеников, которые подготовили сообщение об эпитетах,
используемых в художественных произведениях (выступление группы № 5):
- Выполнение упр. 652 (Самостоятельный подбор эпитетов к слову «даль»,
проверка, сравнение со словарем эпитетов (СМ, ПРИЛОЖЕНИЕ), вывод)
- К какому выводу мы с вами пришли, рассмотрев лексические и морфологические
средства выразительности речи? (На основе переноса признаков и свойств одного
предмета на другой основываются такие художественный средства, как метафора,
олицетворение, эпитет и др., что делает язык ярче, богаче, точнее, выразительнее,
эмоциональнее) СЛАЙД № 10
6.От звука - к слову к предложению. Вот и еще один раздел лингвистики –
СИНТАКСИС. Напомните, что изучает синтаксис? (словосочетание и предложение)
- Как вы думаете, о каком дереве В. Солоухин, писатель-земляк, сказал: «Но нет на
свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени
луга, как снег, когда он только что выпал» (СЛАЙД № 11) ( о березке)
8
-Какое средство изобразительности использует автор, чтобы создать образ
березы? (сравнение). Перечитайте фрагмент предложения, где это сравнение
выражено ( «как летнее облако в синеве», «как ромашка в зелени луга, как снег»)
- С помощью чего выражается сравнение в тексте? (с помощью сравнительного
оборота)
-Какое пунктуационное правило мы должны помнить, строя предложения с
сравнительными оборотами? (сравнительный оборот выделяется запятыми, см.
стр. 167, Ч 1)
-Одна из групп учащихся готовила исследование на предмет использования
различных союзов в предложениях с сравнительными оборотами. Выступление
группы № 6
Закрепление материала – упр. 456 (если позволяет время).
- Сделайте вывод о роли сравнения в художественной речи. (СРАВНЕНИЕ одно из
наиболее ярких, часто используемых средств выразительности в языке. Может
быть выражено с помощью сравнительного оборота или существительным в
творительном падеже.) Слайд № 12
7.В заключении хочется отметить, что все эти выразительно-изобразительные
средства не имели бы смысла, если бы не были включены в текст. На следующем
уроке мы будем повторять материалы, изученные в разделе ТЕКСТОВЕДЕНИЕ,
работать с планом текста. А сейчас подведем итоги урока. Таблица заполнена. У
нас получилось учебное пособие, которым можно пользоваться и
старшеклассникам. Ваши исследовательские работы прекрасное ему
дополнение.
Д/З: (СЛАЙД 13) Мы начинали урок со слов К. Паустовского, А. Грина, К.
Бальмонта о волшебстве слова, о чудесах, которые творит язык. Дома напишите
сочинение –миниатюру «Волшебство слова, или С русским языком можно творить
чудеса?». Объем сочинения – 5-7 предложений. Форма – рассуждение.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выступление группы 1 «Звукопись»
«В качестве домашнего задания нам было предложено найти примеры звукописи в
произведениях художественной литературы. Определить, в чем заключается
художественный смысл использования этого приема в каждом примере. Сделать вывод о
значении звука в языке художественной литературы.
Приступая к работе, мы решили заново прочитать те поэтические произведения, которые
были изучены нами на уроках литературы.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела
Звук «а» характеризуется как
хороший, активный, сильный.
Повторение звука в данном отрывке
помогает почувствовать силу молодой
красоты царевны.
«Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось!...
В данном отрывке повторение звука
«о» передает нечто темное, страшное,
что должно случиться с царевной.
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили – и толпой
Понесли в пустую гору,
10
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили
Сочетание звуков «о» и «у» передает
скорбь и горе, постигшее семь
богатырей. Словно слышатся звуки
заунывной похоронной процессии, от
которой щемит сердце.
А.С. Пушкин Стихотворение «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит…
То же сочетание «о» и «у», а с ними
еще и «э» рождает в читателе чувство
страха перед разбушевавшейся
природой. Этот же фрагмент
стихотворения является ярким
примером использования и
аллитерации. Согласные звуки «б»,
«р», «в» передают звуки
разыгравшейся стихии, шум которой
усиливается шипящим «ш», «ч» и
свистящими «з», «с»
И.З Суриков «В ночном»
Топот
В поле раздается:
То табун коней в ночное
По лугам несется
Звуки «т» и «ц» создают звуки топота
лошадей.
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст и снова
Все смолкает в поле
Сочетание звуков «фр» и «хр»
позволяют услышать неожиданно
раздавшиеся в тишине звуки, а глухие
согласные «»т», «к». «с», «п»
подчеркивают тишину ночи. Это
противопоставление усиливается
пунктуационным знаком тире
11
- Так, мы пришли к выводу, что звук может создавать образ; делать его более
выразительным. Свою работу мы кратко представили вот так (СМ. РИСУНОК
ЗВУКОПИСЬ
Выступление группы 2 Словообразовательные ресурсы изобразительности
языка
« Мы решили посмотреть, как часто используются в произведениях слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами и для чего это делается. Для
исследования мы выбрали УНТ, литературные сказки и басни.
И. Крылов «Ворона и Лисица»
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен
голосок!..»
В басне И. Крылова «Ворона и
лисица» слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами звучат
из уст льстивой Лисицы. Она,
наверное, хочет таким образом
убедить Ворону в ее красоте.
И. Крылов «Демьянова уха»
«Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди
кусочек!
Еще хоть ложечку!..»
В другой басне И. Крылов тоже
использует слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами в речи
Демьяна, который потчевал своего
соседушку Фоку, чтобы
продемонстрировать ему
уважение, ласку, гостеприимство.
Обилие таких слов подчеркивает и
чрезмерную заботу Демьяна
Если в баснях слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
используются, что подчеркнуть такие качества, как льстивость, чрезмерную
угодливость, то в произведении А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях», например, в следующем отрывке:
«В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла,
12
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…!
Слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами
подчеркивают красоту царевны,
помогают почувствовать
любование автора ею.
Достаточно часто такие слова используются и в загадках:
Стоит Антошка на одной ножке,
Кто ни пройдет, всяк поклонится.
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок-поскок
Множество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами используется
в потешках:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Что смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Катя, Катя, маленькая,
Катенька удаленькая,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой
Вероятно, здесь такое обильное использование слов с уменьшительно-
ласкательными суффиксами используется именно потому, что
предназначены потешки для малышей, и такие слова помогают
интонационно передать ласку, заботу, любовь.
В считалках тоже можно найти примеры подобного использования слов:
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел.
Сидит, грызет,
Иди прочь -
Хозяин идет!
Катилось яблочко
Мимо садика,
Мимо садика,
Мимо градика.
Кто поднимет,
Тот и выйдет.
А вот примеры использования слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами в пословицах и поговорках:
Трусливому зайке и пенек - волк.
13
Маленький, да удаленький.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Мы составили также небольшой список русских народных сказок, в названии
которых используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Репка
Теремок
Заюшкина избушка
Петушок – золотой гребешок
Снегурочка
Крошечка Хаврошечка
Аленушка и братец Иванушка
В самих сказках также много раз встречаются слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами: волчок - серый бочок, лисичка-сестричка,
зайчишка трусишка и проч.
Так, мы пришли к выводу, что словообразовательные морфемы придают
словам большую выразительность, помогают передать настроение героев,
отношение к ним автора, различную интонацию (от ласковой до
насмешливой), подчеркнуть черты характера героя. Свое исследование мы
представили вот так… СМ, рисунок ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ»
Выступление группы № 4
« Нам предстояло создать небольшой текст с использованием слов,
употребленных так, чтобы получилось олицетворение . И вот, что у нас
получило: «Наступила весна. Теперь природа может вздохнуть полной
грудью. Идешь по лесу: иголки тебя не колют, а гладят. Ветви берез
заигрывают, заглядывая в глаза, улыбаются, манят. Весенним дождиком
умывается лес. Веселится природа!» Свою работу мы представили так (СМ.
рисунок «ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ»)
14
Выступление группы № 3
«Мы остановили свой выбор на прозе. Нам было интересно посмотреть,
насколько часто используется метафора именно в прозаическом тексте. Так
в рассказе В. Белова «Весенняя ночь» наряду с другими изобразительными
средствами используется и метафора:
Весь мир и вся Вселенная встают на дыбы (Вселенная сравнивается с
конем, вставшем на дыбы);
Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов (сравнение
с рекой, которая в весенний разлив выходит из берегов);
Никому не известно, что творится в темном земном нутре (сравнение с
организмом человека);
Пиршество лета (богатство даров лета сравнивается с богатым пиром);
Нити грибных дождей (струйки дождя сравниваются с тоненькими
нитями)
Сковано белою снежною шубою (сравнение снежного покрова с
шубой)
Итак, в рассказе, занимающем полторы страницы, множество
изобразительно-выразительных средств, не только метафор, но и сравнений,
олицетворений, эпитетов . Мы убедились, насколько поэтичной может быть
и проза, благодаря изобразительно-выразительным средствам. Наши
выводы мы представили так: (рисунок МЕТАФОРА)
Выступление группы № 5:
«Еще в раннем детстве слушая сказки, а потом самостоятельно их читая, мы
обращаем внимание на такие обороты речи, как «луки тугие», «красны
девицы», «добры молодцы», «чисто поле». Это постоянные эпитеты,
используемые в текстах сказок как народных, так и литературных,
встречаются они и в народных песнях, былинах. Мы решили составить список
таких эпитетов. И вот что у на получилось:… Проведя такую работу, мы
пришли к выводу о том, что… Свой материал мы представили так… (СМ,
рисунок «ЭПИТЕТ»)
15
Выступление группы № 6
«Нам было предложено поработать с упр. Учебника 185,217,222,455, (457
(п.2),458 и сделать вывод об использовании различных союзов в
предложениях с сравнительными оборотами.
Вот, что у нас получилось(проектирование на экране). Мы выписали все
предложения со сравнительными оборотами, добавив свои, подобранные из
произведений, изучаемых на уроках литературы:
Дорога, как змеиный хвост, полна народу, шевелится. (А.С.П.)
Белей, чем горы снеговые, идет на запад облака. (М.Ю.Л.)
А красных мухоморов ряд, что карлы сказочные, спят. (А. Майков)
Темный ельник снегами, как мехом, опушили седые морозы. (И. Бунин)
Золотые тучи, словно стрелы, сквозь клокастые тучи прошли. (Вс.
Рождественский)
Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в мое окно. (Л. Татьяничева)
Листок этой травы внутри мохнатенький и пушистенький, как бархат. (Л.Н.Т.)
Держался он гордо, выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью,
высоко, будто на параде, приподнимая лапы, увенчанные загнутыми кверху
острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец. (Е. Носов)
При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко
пригибал голову, а его длинный хвост волочился по земле, как плащ. (Е.
Носов)
Таким образом, сравнение – это один из наиболее часто используемых
выразительных средств в художественном произведении. Оно может быт
выражено с помощью сравнительного оборота, который вводится в
предложение союзами КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ЧТО, союзным словом
ЧЕМ. В предложении такой оборот выделяется запятыми. Сравнение может
быть также выражено существительным в творительном падеже. Схематично
мы представили это таким образом: (СМ, рисунок СРАВНЕНИЕ)
16