Дидактические игры на уроках русского языка 5 класс


Дидактические игры на уроках русского языка.
1. Развитие интеллектуальных способностей детей в коррекционной
школе 8 вида.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания.
Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под
воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметным
миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном
этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая
детская игра. игра с годами занимает все менее значимое место в жизни
коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Сущность игры
заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс
переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации
проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им,
реальны.
Можно сказать, что игра это метод познания действительности. При
изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах
деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой
изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.
Выгодский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру
как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую
деятельность в младший школьный период. А.Н.Леонтьев отмечал, что в
игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный
познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки,
приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность
принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и
окружающих критически.
Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в
целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
· обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность
обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
· ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять
знания для решения нестандартной учебной задачи);
· мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную
деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике
учителя.
а) Игры - упражнения. Игровая деятельность может быть организована в
коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована.
Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во
внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке русского языка
учащимся предлагается найти в данном наборе названий (слова одной части
речи) одно случайно попавшее в этот список.
б) Игра-поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе,слова, относящиеся
в одной части речи, синонимы или антонимы, которые встречаются по ходу
рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального
оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины,
имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить
как на уроке, так и во внеклассной работе.
г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют
роли, а сами игр наполнены глубоким и интересным содержанием,
соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это
«Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять
роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др.
Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не
только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В
процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения
широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений
учащихся.
д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся
могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические
пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для
учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра -
путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем
раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию»
выставляются отметки.
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической
игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка
на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более
полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес.
Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится
основой положительного отношения к учению, повышения уровня
успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его
влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на
которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность
школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный
подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не
только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических
процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под
влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и
направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов
учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием
познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более
продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации
деятельности учащихся и систематической и целенаправленной
воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой
личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство
обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала «Смертельный
грех учителя быть скучным». Активизация познавательной деятельности
ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но
практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо
систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес
учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как
мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и
на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией
ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.
Познавательный интерес не враг волевого усилия, а верный его союзник. В
интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие
организации, протеканию и завершению деятельности.
Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют
все важнейшие проявления личности.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности
школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в
учении.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может
происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание
учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой путем
определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для
школьников это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный
отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в
научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к
учению.
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный
материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их
воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания,
его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в
перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может
поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность
невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще
К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным,
должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное
всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого.
Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить
школьников умению в знакомом видеть новое.
Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных,
повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных
сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения
тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без
которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является
величайшим изобретением.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу
своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении
неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно
явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени
его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на
уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений
науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки
программ, знакомить учеников с основными направлениями научных
поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно.
И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного
интереса организация и включение в урок дидактических игр. Что бы
возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика
заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом
процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы
сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.
Из бесед с учителями начальных классов установлено, что большинство
из них считают дидактическую игру важным средством для развития
познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот
прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались:
отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на
игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие
интереса у учащихся
Использование дидактических игр на уроках обучения грамоте
и русского языка.
Основная трудность начального периода обучения заключается в том, что
мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием его
учебной деятельности они не соответствуют друг другу. Хотя побуждать к
учению должно именно содержание учебной деятельности ребенка. При по-
ступлении ребенка в школу существуют значительные трудности его
адаптации: освоение им новой роли роли ученика, установление
взаимоотношений со сверстниками и учителями. Преодолению этих
трудностей способствует дидактическая игра.
Оценивая роль дидактической игры, А.В. Запорожец подчеркивал:
«...необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только
формой усвоения отдельных знаний и умений, но способствовала бы общему
развитию ребенка».
Дидактические игры это не только средство интеллектуального развития, а
также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма
обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат.
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного
воздействия. Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется
педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде
игрового замысла. Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыс-
лом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем
успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей,
к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи
незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на
выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов
(результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое
задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить
достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Основными функциями дидактической игры является формирование:
- устойчивого интереса к учению; снятие напряжения,
связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- психических новообразований;
- собственно учебной деятельности ребенка;
-общественных умений, навыков, учебной и самостоятельной работы;
- навыков самоконтроля и самооценки;
- адекватных взаимоотношений и освоения социальных
ролей.
Ценность дидактической игры мы определяем не только потому, какую
реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитываем то, насколько она
эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру
для урока, продумываем следующие вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее
проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Понятна ли она для учащихся моего класса?
Все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре?
Подведение итогов игры.
Дидактические игры помогают нам в формировании ряда умений и
навыков, обеспечивающих включение детей в учебную деятельность. В игре
“Минутка”, например, дети учились быстро и аккуратно готовить свое
рабочее место к уроку.
Гномик Минутка ежедневно напоминал ребятам: “Внимание! Проверь
дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке; книжки,
ручки и тетрадки?” У гномика в руках часы - циферблат. Пока стрелка
пройдет круг (10 - 15 с) дети должны проверить состояние рабочего места и
готовность к уроку.
Подобная игра проводится и в конце урока: “Скоро прозвенит звонок.
Собери в портфель, дружок, аккуратно, по - порядку, книгу, ручку и
тетрадку”. Элемент соревнования Какой ряд быстрее выполнит задание
Минутки?” - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок
подготовиться к уроку.
Минутка помогает и в формировании умения ориентироваться во времени
и беречь его. Игра “Что можно сделать за одну минуту?” (прочтение текст,
решить несколько примеров, написать текст и т.д.) помогает без
нравоучений, в игровой форме помочь детям становиться учениками. С
участием гномика Минутки проводилась работа по тренировке памяти и
развитию внимания. Эта работа проводилась в системе. Игровые занятия
усложнялись. Например, игра на развитие памяти “Успей запомнить за
минуту”, начиналась с простого вопроса “Сколько слияний ты запомнил с
гласной о?” (На доске 10 слияний). “Кто больше слов запомнит из
“волшебной” шкатулки?” (“Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе
утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры,
простите”). Кто больше всех запомнит слов-описаний - котенка?”
(Шерстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, теплая, ходит тихо,
крадучись, неслышно, царапается).
Хорошая игра для развития речи и памяти “Добавь следующие слова”.
Ученик называет предмет и передает эстафетную палочку соседу, тот
придумывает второе слово, относящееся, к этой же группе предметов и
называет два слова по порядку и т.д. Пример: 1-й ученик. - Медведь. 2.
Медведь, лиса. 3. Медведь, лиса, волк и т.д. Первое время дети могли
назвать по порядку только 2-4 слова, в конце года 7-8 слов.
Внимание, наблюдательность и речь детей развивает игра “Художник”.
Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
“Нарисую я портрет, только чей, пока секрет. Отгадайте, вас прошу я. Чей же
я портрет рисую?”. Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей. “У
него светлые волосы, голубые глаза, светлая и веселая улыбка. На нем
коричневая рубашка и синие брюки” и т.д. Обычно дети без труда узнают, о
ком идет речь.
Дидактические игры хорошо уживаются и с серьезным учением.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать
обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее
настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
Приложение
Игры на уроках русского языка
Игры на развитие слухового восприятия, навыков слогового анализа
и синтеза
Кто в каком домике будет жить?
Игру можно проводить в форме соревнования команд.
Педагог рисует на доске три домика в них будут жить животные. В первом
те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором — из двух,
в третьем из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным
значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных
нельзя.
Выигрывает команда, предложившая большее других слов названий
животных.
Путаница
Оборудование: наборы слогов.
Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов
слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д.
Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных
слогов.
Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов
составления слов.
Словесное лото
Оборудование: карточки со слогами ба, бо, бы; ва, во, ей, вы; да, ди, до, ды и
т.д.; 6-8 карточек с изображением звездочек и большие онтрольные) карты по
числу играющих, на которые каждый игрок будет накладывать составленные
им слова.
Карточки со слогами раздают по 8-12 штук участникам игры. Оставшиеся
карточки кладут на стол стопкой буквами вниз. Играющие раскладывают
перед собой полученные карточки лицевой стороной вверх.
Ведущий снимает со стопки верхнюю карточку и громко читает
написанный на ней слог. Каждый играющий старается как можно скорее найти
такой слог, который вместе с названным образует какое-либо слово мя
существительное в именительном падеже), например: ко-ма-ры, фа-ра.
Звездочка на карточке заменяет любой слог, поэтому тот, кому попадается
такая карточка, оказывается в преимущественном положении. Тому, кто
первый назовет подходящее слово, ведущий отдает свою карточку.
Составленное слово нужно выложить на своей контрольной карте.
Побеждает тот, кто раньше всех заполнит свою контрольную карту
составленными словами.
Сложи имена
Оборудование: конверты с набором слогов для каждого игрока: Ва, Све, Те, То,
Пе, Лю, Ро, Са, ля, та, на, ня, тя, ба, ма, ша.
Игроки составляют из слогов, находящихся в конвертах, имена детей. Слог,
начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова.
Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него
слогов имена.
Слоговая цепочка
Педагог записывает на доске двухсложное слово по слогам, например: ок - но.
Далее игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее
слово начиналось с последнего слога предыдущего: ок - но; но - pa; pa - на; на
- вес.
Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и назвал
больше всех слов.
Кто быстрее?
Оборудование: слова, написанные на доске в два-три столбика (по числу
рядов-команд).
Игроки каждой команды по одному выходят к доске и отмечают цифрой в
своем столбике напротив каждого слова число слогов в нем. За каждое
правильно указанное число слогов ряд получает очко. Дополнительные очки
мо