Презентация "Образные средства художественной речи"


Подписи к слайдам:
Образные средства художественной речи

Образные средства художественной речи

  • лексические образные средства
  • синтаксические средства экспрессивной речи

Функции языка:

  • Коммуникативная (общение)
  • С ней связаны
  • Функция выражения мысли
  • Контактная функция
  • Функция обращения
  • Эмотивная (выражение говорящим своего эмоционального отношения к предмету речи)
  • Язык – средство самовыражения

Образность речи

  • Образность – живость, наглядность, красочность изображения, неотъемлемый признак всякого вида искусства(в широком смысле).
  • Образность речи (в узком понимании) основана на использовании слова в переносном значении.

Сколько значений слова «стол» представлено ниже?

  • Стол справок
  • Письменный стол
  • Диетический стол
  • Обильный стол
  • Лежат на столе
  • Паспортный стол
  • Работать за столом

Подсказка

  • Предмет мебели.
  • Еда, питание.
  • Отделение в учреждении.

Тропы

  • (от греч. tropos – поворот, оборот, образ) –
  • слова, употреблённые в переносном значении с целью создания образа .
  • Придают наглядность изображению тех или иных предметов, явлений.
  • Основываются на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.
  • Троп – форма поэтического мышления.

  • Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещённые изнутри розовым мутным огнём. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесом, уже опустились полосы проливного дождя.
  • К.Г. Паустовский

Только ли в художественной речи используются тропы?

  • выпил стакан
  • ножки стола
  • бежит река
  • потерял голову

Сравнение

  • - сопоставление двух предметов или явлений ,обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
  • Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…
  • Анчар, как грозный часовой, стоит один …
  • А. С. Пушкин

Виды сравнений

  • прямое
  • отрицательное
  • развёрнутое

Задание: определить вид сравнения.

  • «Не ветер бушует над бором,
  • Не с гор побежали ручьи –
  • Мороз-воевода дозором
  • Обходит владенья свои».
  • Н. А. Некрасов
  • «Я помню чудное мгновенье:
  • Передо мной явилась ты,
  • Как мимолётное виденье,
  • Как гений чистой красоты».
  • А. С. Пушкин

Эпитет

  • (от греч. epitheton – приложение) –
  • образное определение предмета или действия.
  • «Сквозь волнистые туманы
  • Пробирается луна,
  • На печальные поляны
  • Льёт печально свет она».
  • А. С. Пушкин

Задания:

  • Чем отличаются друг от друга следующие определения?
  • - ветреная погода
  • - ветреная младость.
  • Найдите эпитеты:
  • Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана…
  • Листья были напряжённо вытянуты по ветру.

Метафора

  • (от греч. metaphora – перенос) –
  • перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства;
  • скрытое сравнение.
  • «Горит восток зарёю новой…»
  • «Звезда пленительного счастья…»
  • А. С. Пушкин

Здание: любую метафору можно развернуть в сравнение. Попробуйте!

  • И золотеющая осень…листвою плачет на песок.
  • С. Есенин
  • Полились кругом меня…сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света
  • И. С. Тургенев

Пример развёрнутого сравнения:

  • Отговорила роща золотая
  • Берёзовым, весёлым языком…
  • С. Есенин

Олицетворение

  • - наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
  • Звезда с звездою говорит…
  • Спит земля в сиянье голубом…
  • М. Ю. Лермонтов
  • Широко употребляется не только в художественной речи, но и в научном стиле (воздух лечит, рентген показал),
  • публицистическом (заговорили наши орудия, ледовая дорожка ждёт).

Метонимия

  • (от греч. metonymia – переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Основана не на сходстве, а на сближении исходных предметов, находящихся в причинной, временной, пространственной, вещественной или другой внутренней или внешней связи.
  • Фарфор и бронза на столе…
  • А. С. Пушкин
  • Траурный Шопен громыхал у заката.
  • М. А. Светлов

Задание: найти примеры метонимии.

  • «Все флаги в гости будут к нам».
  • А. С. Пушкин
  • «…Белинского и Гоголя с базара понесёт».
  • Н. А. Некрасов
  • «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».
  • М. Ю. Лермонтов
  • «Скоро сам узнаешь в школе,
  • Как архангельский мужик
  • По своей и божьей воле
  • Стал разумен и велик».
  • Н. А. Некрасов

Подсказка

  • «Все флаги в гости будут к нам».
  • А. С. Пушкин
  • «…Белинского и Гоголя с базара понесёт».
  • Н. А. Некрасов
  • «Дубовый листок оторвался от ветки родимой».
  • М. Ю. Лермонтов
  • «Скоро сам узнаешь в школе,
  • Как архангельский мужик
  • По своей и божьей воле
  • Стал разумен и велик».
  • Н. А. Некрасов

Синекдоха

  • - разновидность метонимии; состоит в замене множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.
  • «…И слышно было до рассвета,
  • Как ликовал француз».
  • М. Ю. Лермонтов

Задание: найти примеры синекдохи.

  • На восток, сквозь дым и копоть,
  • Из одной тюрьмы глухой
  • По домам идёт Европа.
  • Пух перин над ней пургой.
  • И на русского солдата
  • Брат француз, британец брат,
  • Брат поляк и все подряд
  • С дружбой будто виноватой,
  • Но сердечною глядят.
  • А. Т. Твардовский

Аллегория

  • - иносказание; выражение отвлечённых понятий в конкретных художественных образах.
  • Аллегорический смысл могут получать иносказательные выражения:
  • пришла осень – наступила старость
  • замело снегом дороги – к прошлому нет возврата
  • Такие аллегории носят общеязыковой характер.
  • Индивидуально-авторские аллегории часто принимают характер развёрнутой метафоры.
  • Пример: у А. С. Пушкина аллегория лежит в основе образной системы стихотворений «Арион», «Анчар», «Пророк».

Гипербола и литота

  • Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.
  • Мою любовь, широкую, как море,
  • Вместить не могут жизни берега.
  • А. К. Толстой
  • Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого.
  • Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.
  • А. С. Грибоедов

Перифраз

  • (от греч. periphrasis – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания.
  • Погиб Поэт, невольник чести…
  • М. Ю. Лермонтов

Перифразы могут быть:

  • общеязыковые
  • наши меньшие братья, зелёный друг, страна голубых озёр.
  • индивидуально-авторские
  • Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
  • А. С. Пушкин

Синтаксические средства экспрессивной речи

  • обращения
  • вводные конструкции
  • прямая, несобственно-прямая речь
  • односоставные и неполные предложения
  • инверсия как стилистический приём и др.

Стилистические фигуры

  • особые способы построения предложения , усиливающие художественную выразительность речи. В отличие от тропов , не привносят нового образного содержания.
  • Условно можно поделить на семантические и синтаксические.

Семантические фигуры

  • - антитеза(противоположение) – стилистическая фигура контраста, обычно выражается антонимами.
  • «Белую работу
  • делает белый,
  • чёрную работу –
  • чёрный».
  • В. В. Маяковский
  • - градация (лат.gradatio – постепенное возвышение, усиление) – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.
  • «Вы должны были … испустить ручьи… что я говорю! реки, озёра, океаны слёз!..»
  • Ф. М. Достоевский

  • оксюморон (остроумно-глупое) – соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого:
  • «живой труп», «скучающая весёлость», «убогая роскошь наряда».

Задание: найти оксюморон ; другие средства выразительности.

  • «Стоило мне только погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей весёлостью».
  • Н. С. Лесков

Синтаксические фигуры

  • риторические восклицания
  • риторический вопрос
  • бессоюзие
  • многосоюзие
  • именительный представления
  • параллелизм
  • анафора
  • эпифора

Подсказка

  • Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
  • Анафора – единоначатие, повторение начальных частей двух или более относительно самостоятельных отрезков речи.
  • Эпифора – фигура, обратная анафоре.

Задание: подберите примеры синтаксических фигур.

  • «Москва! Как много в этом звуке …»
  • А. С. Пушкин
  • «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность…»
  • В. Г. Короленко
  • «Жди меня, и я вернусь,
  • Только очень жди.
  • Жди, когда наводят грусть
  • Жёлтые дожди,
  • Жди, когда снега метут,
  • Жди, когда жара,
  • Жди, когда других не ждут,
  • Позабыв вчера».
  • К. М. Симонов

  • «Мелькают мимо будки, бабы,
  • Мальчишки, лавки, фонари,
  • Дворцы, сады, монастыри,
  • Бухарцы, сани, огороды…»
  • А. С. Пушкин
  • «Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?..»
  • Н. В. Гоголь
  • «В синем небе звёзды блещут,
  • В синем море волны хлещут;
  • Туча по небу идёт…»
  • А. С. Пушкин

  • Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы
  • средней школы №10
  • им. А. С. Пушкина
  • Игнатьевой С. Л.
  • Использовались материалы учебника
  • Голуб И. Б. «Стилистика русского языка» и книги Новикова Л. А.
  • «Искусство слова».