Диалог с текстом

Подписи к слайдам:
Диалог с текстом
  • Подготовила учитель русского языка и литературы Бекбаулова А.К.
  • Сарбулакская СШ
Актуальность проблемы осуществления диалога с текстом определяется: - потребностями современной школы и задачами модернизации образования начала XXI века, необходимостью и важностью обучения пониманию и обработке информации текста на всех учебных предметах; - необходимостью создания методической системы развития компетентной личности, владеющей умениями самообучения, адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию); - потребностью в разработанной системе заданий, направленной на переработку полученной информации на основе герменевтического анализа, с целью создания вторичных текстов – одного из познавательных универсальных учебных действий – на уроках русского языка; - методическими возможностями диалога с текстом как средства креативного развития личности обучающихся. Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?
  • На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.
      • Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?
  • Это вычитывание трех видов текстовой информации:
  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Создание диалога с текстом
  • 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
  • Результат:
  • понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
  • 2) Во время чтения текста
  • – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
  • до чтения текста
  • – просмотровое чтение
  • Результат:
  • предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Приемы работы с текстом 1.«Пирамида»
  • (Вопросы для построения «пирамиды» - основы написания отзыва).
  • 1.О чём.
  • 2.Особенности.
  • 3.Место и время.
  • 4.Главные события.
  • 5.Главные герои.
  • 6.Ваши эмоции.
  • 7.Дополнение к п. 1
  • 8.Собственное мнение о прочитанном.
2.«Сюжетная таблица»
  • Кто?
  • Что?
  • Когда?
  • Где?
  • Почему?
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • :
Приемы работы с текстом 3. Таблица-синтез
  • Ключевые моменты текста
  • Что привлекло внимание?
  • Почему именно это?
Приемы работы с текстом 4. «Трехчастный дневник»
  • Ключевые слова
  • Комментарии к ним
  • Комментарии к комментариям
  • «Меня презреньем наказать…»
  • «Моей несчастной доле…», «горького мучения…»
  • Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна…
  • .
  •  
  • Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций
  •  
  • «Только слышать ваши речи…»
  • «Я твоя…»
  • «Хранитель мой…»
  • «Послан богом…»
  •  
  • Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство...
  • «В сновиденьях мне являлся…»
  • «Чудный взгляд…»
  • «Воля неба…»
  • Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви».
Приемы работы с текстом 5. «Слышу. Вижу. Чувствую.» Приемы работы с текстом 6. ТАСК-анализ (тезис-анализ-синтез-ключ)
  •  
  • ВОПРОС
  • 1.   Какая тема обсуждается?
  • 2.    Каково основное утверждение по теме?
  • 3.    Сформулируйте контрутверждение: что скорее всего выскажет оппонент в защиту либо для опровержения данного утверждения?
  • 4.    Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы в отдельных колонках.
  •  5.   Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их.
  •  
Приемы работы с текстом 7. «Мудрые совы»
  • 1.Азы работы с текстом.
  • 2.Что не ждали?
  • 3.Ты уже знаешь последние новости?
  • 4.Главная жизненная мудрость.
  • 5.Известное и неизвестное.
  • 6.Иллюстративное изображение.
  • 7.Поучительный вывод.
  • 8.Важные темы для обсуждения.
8.Приём «Концептуальная таблица»
  • Линия сравнения
  • Басня Эзопа
  • Басня И.А. Крылова
  • Название
  • «Ворон и лисица»
  • «Ворона и   лисица»
  • Герои басни
  • Ворон, лисица.
  • Ворона, лисица.
  • Композиция
  • Мораль в конце басни.
  • Мораль в начале басни.
  • Из чьих уст звучит мораль?
  • Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль:«Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»
  • Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…»
  • Можно ли прочитать по ролям?
  • нет
  • да
  • Каким языком написана басня?
  • Прозаическим.
  • Поэтическим.
9.Внутренний монолог
10. Трехчастный дневник
  •  
  •  
  •  
  • Ситуация(вопрос,
  • проблема)
  • Точка зрения автора
  • Моя точка зрения
  • Письмо Татьяны Онегину
  • Полностью на стороне своего идеала
  • ( Татьяна)
  • Нельзя доверять необдуманно свои чувства.
  • Дуэль Онегина и Ленского
  • Осуждает Онегина
  • Ленский виноват сам, он мог поговорить с Онегиным ,понять его.
  • Замужество Татьяны
  • Татьяна достойна счастья.
  • Автор хотел наказать Онегина, но ведь страдает и Татьяна!
11.Детальный дневник
  • Эпизод
  • Художественные детали
  • Внутреннее состояние персонажа
  • Первое посещение старухи-процентщицы (гл.6)
  • «Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок…»
  • «непреодолимое отвращение»,  мысль 
  • «очень, очень занимала его»
  • Подслушанный разговор (гл.6)
  • «…в собственной голове его зародились … такие же точно мысли?», «он вынес зародыш своей мысли от старухи»
  • »«был в чрезвычайном волнении», «Странным всегда ему казалось это совпадение», «какое-то предопределение, указание…»
12.Двухчастный дневник Приемы работы с текстом 13.Записи с комментариями
  • Фрагменты текста
  • Которые произвели впечатление
  • Заставили задуматься
  • Комментарии
  • Почему записали именно эту цитату?
  • Какие мысли она вызвала?
  • Какой вопрос возник в связи с ней?
Приемы работы с текстом 14. Таблица ПМИ
  • П (плюс)
  • М (минус)
  • И (интересно)
  • Элементы текста, которые вызвали + эмоции
  • Все то, что не понравилось, вызвало скуку, осталось непонятным
  • Все, что вызвало интерес и любопытство, о чем хотелось бы узнать побольше, что было бы интересно проверить
15. Стихотворение по алгоритму
  • Реквием – это …………………………………………………
  • Реквием – это …………………………………………………..
  • Реквием – это …………………………………………………..
  • Реквием – это ……………………………………………………
  • Реквием – это ……………………………………………………
  • Реквием – это …………………………………………………...
Посмотрите на 5 фигур и выберите одну фигуру
  • Посмотрите на 5 фигур и выберите одну фигуру
Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
  • Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.
  • Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
  • Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
  • Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.
  • Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
Творческих успехов, коллеги!