Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Родина"

Тема урока: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина».
1. пробудить интерес обучающихся к творчеству М.Ю. Лермонтова;
2. совершенствовать навыков выразительного чтения:
3. способствовать повышению интереса к предмету, умению самостоятельно работать с
текстом, применять знания и умения на практике;
4. стимулировать учебную активность учащихся с разным уровнем подготовки;
5. развивать умение анализировать лирическое произведение;
6. способствовать развитию эстетических и патриотических чувств обучающихся
Методические приемы: рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, словарная
работа, беседа по вопросам, комплексный анализ текста, работа со словарем, комментарии учителя,
сообщение обучающихся, работа с репродукциями, анализ поэтического текста.
Оборудование: толковый и этимологический словари, портрет М.Ю. Лермонтова, фонозапись
исполнения стихотворения «Родина », иллюстрации «Виды средней полосы России», сборник
стихотворений поэта, альбом «Стихи о Родине», рисунки обучающихся «Мой любимый уголок
природы», репродукции художников: И.И.Левитана, В.Д. Поленова, М.К. Клодта, А.К. Саврасова.
Ход урока:
I.1. Организационный момент
2. Сообщение обучающегося «Основные мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова» (слайд 1)
3. Анализ выступления.
Обучающиеся дают краткие отзывы с анализом этого сообщения по плану:
1) последовательность, логичность изложения;
2) насыщенность сообщения фактами;
3) качество речи (богатство речи, выразительность и свобода высказывания).
II. Вступительное слово учителя.
Едва ли найдется во всей истории нашей литературы поэт, который не написал бы своего
«объяснения в любви», обращенного к России. Как много, например, говорит Тютчев в
стихотворении «Эти бедные селенья». А какие важные строки поэзии А.Блока отразились в
строчках:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слезы первые любви
Любовь к Родине занимает большое место в лирике Лермонтова.
Люблю отчизну я, но странною любовью - так начинается стихотворение.
В наследии Лермонтова немало произведений, привлекавших внимание читателей и
исследователей. Среди них особое место занимает стихотворение «Родина».
«Родина» М.Ю.Лермонтова – вершина поэтического творчества поэта. Стихотворение написа-
но в 1848 году, незадолго до смерти поэта, когда он наиболее остро ощущал собственное одиночество
и оторванность от родных мест.
2. Чтение стихотворения лайд 2)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю — за что, не знаю сам, —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез
С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков
III. Работа с текстом (выявление фонетической, морфологической, синтаксической
составляющей стихотворения)
Задание: Определите размер и рифмовку стихотворения.
Это лирическое произведение, так как оно выражает мысли, чувства поэта, проникнуто опреде-
ленным настроением. Стихотворение состоит из 3 строф. В1-ой строфе поэт говорит о своей
необычной любви к Родине, называя ее «странной». Во 2 и 3 строфе он объясняет свою странную
любовь к Отчизне, что ему близко, и мы понимаем, что Лермонтов любит народную, крестьянскую
Россию (для дворянина – странная привязанность) с простотой и неяркой природой, с дрожащими
огнями « печальных деревень», с дымком «спаленной жнивы», с «четой белеющих берез», с
плясками и песнями «пьяных мужиков»
Вопрос: Почему автор выбирает данный размер стихотворения?
Стихотворение написано ямбом, отсюда определенная ритмика, напевность стиха (лирика - от
слова «лира», название муз. инструмента). Поэт использует перекрестную (первые четыре строки,
строки 11-14, 15-18, 19-22, 23-26),опоясывающую (строки 7-10) и парную рифму, что создает
определенную ритмику.
Учитель: Рассмотрим фонетическую составляющую стихотворения
В фонетической организации стихотворение отмечается повторами (слово «люблю»
повторяется 4 раза + однородное сл. «любовью»); анафорой одинаково начинаются 3, 4 и 5 строки;
8 и 9 строки). Повторы помогают почувствовать значительность того, о чем пишет поэт.
Учитель: Обратим внимание на морфологическую структуру стихотворения.
В стихотворении употреблены различные морфологические структуры: преобладают
существительные (рассудок, слава), прилагательные (холодные, безбрежных), причастия
(дрожащие, спаленной, ночующий, белеющих, покрытую. Все это помогает описанию отчего края.
В стихотворении преобладают глаголы настоящего времени (люблю, не шевелят, вижу).
Употребление глаголов в 1 лице помогает поэту выразить всю глубину чувства к родине.)
Учитель: Определим синтаксическую составляющую стихотворения.
В синтаксическом отношении стихотворение состоит в основном из простых предложений с
однородными членами ( а), причастными оборотами (б), деепричастными оборотами (в),
обособленными определениями (г), уточняющими членами (д).(слайд 3 )
а) Но я люблю – за что, не знаю сам,
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям:
б)…Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
в) Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
г) С отрадой,многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
д) И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов …
В стихотворении часто употребляются союз и, дважды – союз но. Лермонтов использует разные
по эмоциональной окраске предложения:1-ое предложение восклицательное, остальные
повествовательные, хотя и содержат внутреннюю эмоциональную окраску, ведь поэт говорит о
самом сокровенном.
III. Работа над художественным текстом.
1. Ответы на вопросы и выполнение заданий.
Учитель: Далее проанализируем отдельные строфы, охарактеризовав своеобразие
художественных образов в каждой строфе.
Задание.1. Прокомментируйте первую строфу. Что за понятиями слава, покой, преданья? Каким
вам представляется, например, отношение поэта к «преданьям старины» (обратите внимание на
эпитет к слову преданья)?
Каков смысл заключительной строки «не шевелят во мне отрадного мечтанья»?
Как это утверждение усиливается лексической анафорой (повторением в начале каждой
строки: НИ слава, НИ…покой, НИ…преданья)?
Вывод: Комментируя первую строфу, следует говорить не об отрицании, а о равнодушии поэта
«и к воинской славе, и величавому покою государства, и даже к преданьям темной старины».
Слова в этих строках в сущности обладают положительным смыслом и перечисление идет от
менее дорогого к более заветному (слава, покой, заветные преданья).
В этой строфе поэтически передано сложное чувство: не вражда, а безразличие, не острый
спор, а отказ присоединиться к тому, что для других составляло главное содержание понятия
любовь к отчизне.
У «странной любви» другие истоки, трудно объяснимые рассудком, но именно они и
определяют истинность чувства, определяют значительность образа-переживания, созданного
контрастными поэтическими средствами. Так, в первой строфе понятие о привычном,
официальном патриотизме передано традиционными поэтическим формулировками, достаточно
торжественными, содержащими в своей основе отвлеченные понятия: слава, купленная кровью,
полной гордого доверия покой (синтаксический параллелизм, перечисления). Спокойно и
бесстрастно звучит стихотворение.
Задание 2: Вторая строфа начинается с утверждения «Но я люблю…», эмоциональность которого
усиливается контрастом с предыдущей строкой («Не шевелят во мне отрадного мечтанья»).
Дайте общее определение темы этой строфы:
а) Что здесь является предметом обсуждения?
б) Выделите поэтические картины, создающие образ России: что их объединяет, какова роль
эпитетов?
в) Объясните, например, почему поэт отдал предпочтение эпитету безбрежные (леса), тогда как в
первоначальном варианте было «ее лесов дремучих колыханье».
Учитель (обобщает ответы обучающихся). Во второй и третьей строфах словесные краски
меняются. Утверждение, усиленное самой конструкцией фразы («но я люблю…»), повторяя
главный тезис («люблю – за что, не знаю сам»), резко меняет и предметный, и эмоциональный
характер размышления. Краски русского пейзажа достаточно конкретны и вместе с тем воссоздают
обобщенный образ родины. Языковые средства подчеркивают величие и мощь России (леса-
безбрежны, разливы рек - подобные морям). Эти два образа рождают ощущение свободы,
простора.
Картины природы России в сознании поэта соединяется с русской деревней, с приметами жизни
простого народа. Таково неожиданное открытие истинного облика России.
Все двенадцать стихов, составляющих фразу, воспринимаются как развитие одной мысли.
Эта картина России, великой в своей простоте. Масштабные картины природы незаметно сменяются
описанием проселочного пути, «огней печальных деревень». Интонация спокойного рассуждения,
характерная для первой строфы, исчезает. Мысль пронизана сильным, взволнованным чувством –
предметы изображения конкретизируются, а эпитеты обретают оценочный характер (дрожащие
огни). Обостряется и взгляд, и осязание (чета белеющих берез, дымок спаленной жнивы).
Задание 3. Как в третьей строфе идет конкретизация картин, их «приближение» к читателю?
Прокомментируйте образы:
а) Насколько конкретны признаки перечисленных слов-понятий?
б) Каков эффект употребления существительных в единственном числе, конкретности
художественной детали?
в) Какой смысл в контексте всего стихотворения обретают слова обоз, гумно (сарай для сжатого
хлеба), пляска?
Учитель: Мир русской деревни обступает лирического героя. И вновь подчеркивается
необычность чувства: «с отрадой многим незнакомой», поэт замечает приметы осени, счастливой
для крестьян поры, говорящие о довольстве крестьянина, пусть небольшом, не всякому глазу
заметном (полное гумно). В стихотворение входят обыденные слова (гумно, изба, окно), но в
поэтическом контексте они обретают возвышенный смысл, а изображенное не воспринимается
как бытовые зарисовки – именно благодаря им и возникает облик крестьянской России.
Задание 4. Особое место третьей строфы в стихотворении подчеркнуто и изменением ритма.
Проверьте. Дайте графическое описание стиха первой строфы (или второй) и третьей строфы?
Как интонационно звучит последняя строфа? Каков эмоционально-смысловой эффект такого
изменения?
Учитель: Переход от второй строфы к третьей почти незаметен (предложение не окончено,
перечисление картин продолжается), но изменился ритм: вместо замедленного шести- и
пятистопного ямба появился четырехстопный ямб, более «легкий», разговорный, более
соответствующий обыденности изображаемых картин. Раздумчивая интонация в третьей строфе
постепенно сменяется интонацией утверждающей.
Вопрос: Почему Лермонтов называет свою любовь «странной»?
Учитель: Для Лермонтова существовало две России: народная и господствующих «голубых
мундиров». Лермонтовская «странная любовь» к России имеет свое объяснение. Дворянский
интеллигент уже отошёл от России официальной и та любовь, которая была основана на казенном
патриотизме, не могла быть его любовью. Он любил отечество по-своему, он находил истоки
любви уже не только и не столько в прошедшем, сколько в настоящем. Но у Лермонтова это
была любовь не к сохранившимся обычаям и нравам предков, а к тем формам национального
самосознания, которые послужили источником славных дел и которые могут дать богатые всходы
в будущем. Такая любовь выглядела « странною» и для официальных кругов, видевших величие
России в самодержавном строе, и для самого дворянского интеллигента.
Вопрос: Как вы понимаете смысл строки:
Не победит ее рассудок мой
Учитель: Действительно, любовь к такой родине, где на каждом шагу попрано человеческое
достоинство, где на каждом шагу бдительно шпионят «голубые мундиры», где молчит
«послушный народ», не может не показаться «странной». И всё-таки рассудок, говорящий нечто
противоположное сердцу, не может «победить» эту «странную любовь». Герцен проницательно
писал о людях 30-40 годов: « Русская жизнь их оскорбляла на каждом шагу, и между тем с
какой непоследовательностью они любили Россию и так безумно надеялись на её будущее..»
IV. Закрепление. Вопросы и задания
Словарная работа. В системе изобразительный средств стихотворения «Родина» выберите один
из тропов (сравнение, метафора, эпитет) наиболее, на ваш взгляд, выразительный, и письменно
объясните его эмоционально - смысловую нагрузку, его роль в контексте всего стихотворения.
(задание для сильных учащихся) (слайд 4)
Сравнение троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них
признака. Сравнение выражается:
а) творительным падежом.
Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов);
б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля (Сурков);
в) оборотами со сравнительными союзами.
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи (Тютчев). Белей ,чем горы снеговые, идут
на запад облака (Лермонтов);
г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.)
Её любовь к сыну была подобна безумию (Горький).
Метафора - скрытое сравнение. Делает образ неожиданным, запоминающимся: звезды как цветы,
улей как монастырь, слухи как дрова в костре.
Эпитет - художественное, образное определение. Не просто рисует предмет, но содержит его
образную характеристику. Весёлый ветер, мертвая тишина, черная тоска.
Постоянный эпитет. Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве,
переходящий из одного произведения в другое.
Солнце красное, добрый молодец, красна девица.
Задание 2. Определите главную интонацию стихотворения.
Что в ней преобладает - утверждение или раздумье?
Подтвердите свое суждение наблюдениями над стилем. В стихотворении две стилистические
контрастные части.
Где граница между ними? Как изменяется интонация?
Работа со словарем. Посмотрите по толковому и этимологическому словарям, выпишите и
сопоставьте значения слов-понятий родина, отчизна, государство, держава.
Первоначальным заглавием (в черновике) было «Отчизна».(слайд 5) Выбрав окончательный
вариант заглавия - «Родина», в тексте стихотворения поэт оставляет слово отчизна.
Прокомментируйте смысл употребления слов-синонимов.
Задание 3. Выпишите из текста строки, в которых оговаривается необычность чувства
любви к отчизне. Объясните эмоционально - смысловую роль употребления отрицательных
конструкций: «Не победит её рассудок мой …», « …люблю - за что, не знаю сам …»
V. Рефлексия
1. Почему Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?
2. Что включает поэт в понятие Родина?
3. Какие картины русской природы возникают в стихотворении «Родина»?
4. Чем вызвано чувство грусти, которым окрашено изображение русских просторов?
5. Какие стороны русской жизни привлекают внимание поэта?
6. Какова функция ИВС языка в раскрытии идейного содержания стихотворения?
7. Как вы прокомментируете высказывание В.Г.Белинского о М.Ю.Лермонтове: «Он всевластный
обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в
душе - в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром
души…» В.Г.Белинский
VI. Прослушивание фонохрестоматии.
Исполнение стихотворения «Родина» Д.Писаренко
После прослушивания – обмен мнениями об исполнении, рекомендации по выразительному чтению.
VII. Работа с иллюстрациями и рисунками обучающихся
1. Беседа по вопросам
Рассмотрите иллюстрации пейзажей. Сопоставьте иллюстрации: что в них общего и в чем различие?
(слайд 6-9)
Какая из них соответствует прочитанному нами стихотворению по содержанию, по настроению?
Найдите в тексте стихотворения предложения, которые могли бы быть подписью к иллюстрациям.
Какими средствами художник добивается сопереживания зрителей?
Какие средства использует поэт?
Какие пейзажи русских художников вы любите?
VIII. Заключение.
Вывод - обобщение: что является идейно – тематическим содержанием стихотворения
«Родина»? Почему поэт называет свою любовь к отчизне «странной»?
В стихотворении «Родина» поэт хотел показать все, что ему дорого в родной стране. Он любит
Родину «ее степей холодное мечтанье». Внутреннее одиночество поэта побуждает ценить суровость
родной природы, «разливы рек ее, подобные морям»; «чету белеющих берез». Он любит простой
уклад деревенской мирной жизни.
Любовь к России безбрежных лесов, проселочных дорог, к России мужицкой – вот что было
главным в «странной любви» Лермонтова, чувстве, необычном для многих его современников, но
«истинном, святом и разумном», по определению Н.А.Добролюбова.
Стихотворение Лермонтова «Родина» заставляет нас вновь задуматься над смыслом слов «С чего
начинается Родина?». И каждый из нас понимает, что не перечесть всего того, что стоит за словом
«Родина».
IX. Домашнее задание.
1. Выберите и выучите наизусть одно из наиболее понравившихся вам стихотворений
Лермонтова. Дайте обоснование, почему именно этому стихотворению вы отдали предпочтение
(тип речевого высказывания-рассуждения с элементами оценки).
2.Написать эссе на тему «С чего начинается Родина (задание для сильных учащихся).