Подготовка к ЕГЭ по русскому языку "Сочинение ЕГЭ по русскому языку (задание 27)"

МАОУ СОШ № 97 им. А.В. Гуменюка г. Екатеринбурга Свердловской области
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
«Сочинение ЕГЭ по русскому языку (задание 27)»
11 класс
УМК любой
учитель русского языка и литературы
Рудакова Ольга Ивановна
2018-2019 учебный год
Источники:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников образовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по русскому языку:
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory
2. Распутин В.Г. «Пожар»
http://thelib.ru/books/rasputin_valentin/pozhar-read-5.html
3. Астафьев В.П. «Русская мелодия»
https://bookscafe.net/book/astafev_viktor-russkaya_melodiya-21170.html
Текст 1
(1)Все чаще, решившись на переезд, стал раздумывать Иван Петрович: что надо человеку, чтобы
жить спокойно? (2)Если есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к
которой его тянет, что требуется еще, чтобы, проснувшись ненароком ночью, не чаял он
дождаться утра для желанной подвижки?
(З)Начать с достатка... (4)Достаток — да, он надобен. (5)Но достаток — это не только запас в себя, на
себя и за себя, не только то, что требуется сегодня и потребуется завтра для удовлетворения живота,
а также для удовлетворения самому выйти и другим нос утереть. (6)Когда бы так, до чего бы всё
было просто. (7)Человек, окруживший себя целой оравой подспорья, вырабатывающего достаток,
обязан иметь внутри этого достатка что-то особое, происходящее из себя, а не из одного лишь хвать-
похвать, что-то причинное и контролирующее, заставляющее достаток стыдиться вопреки себе
полной своей коробушки.
(8)Ну ладно, о достатке потом.
(9)Не только во имя его превосходительства брюха делается работа. (10)Сколько их, неработающих
или едва работающих, набивают брюхо ничуть не хуже, сейчас это легко.
(11)Работа это то, что остается после тебя. (12)Тебя нет, ты уже и сам становишься работой для
других, а она долго-долго еще будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой. (13)Так говорят.
(14)Так оно и есть, тем более, если работа твоя вливается в полезную реку. (15)Есть две реки с
полезным и бесполезным течениями, и какое из них мощней, туда и сдвигается общая жизнь. (16)Но
это опять-таки в общем, в каких-то огромных, надчеловеческих понятиях, а что должен испытывать
он, чуть свет выезжающий завтра за двадцать и тридцать километров, чтобы привезти за смену свои
кубометры древесины? (17)Конечно, уже сам язык: километры, кубометры, древесина вроде бы
должен определять чувства, наталкивая их на рубли. (18)Но это не так. (19)Не совсем так. (20)Не
рубли его подстёгивают, заставляя перегружать КрАЗ и выкраивать лишний рейс, а сама работа,
берущая единым охватом сотни людей. (21)В работе он не помнит, что это километры, кубометры
и рубли, он возносился над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь
движение, ритм и празднество. (22)Там он постоянно двигается попутно, а потому двигаться легко.
(23)Чему попутно, он не мог бы сказать, похоже, попутно душе, её изначальному наклону; там он
весь превращается в ответ на чей-то стремительный зов, душа его выструнивается и начинает
раскрыто и вольно звучать.
(24)Да, он работник, он за собой это знает, и с той высоты, на которую он взмывает в работе, жизнь
видится надёжней всего.
(25)Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь
праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. (26)И все четыре одна важней другой.
(27)Захромает какая — весь свет внаклон.
(28)Так вот, о достатке. (29)Есть достаток, и даже не маленький, а всё не живётся человеку с
уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, всё словно бы бьет его озноб, и озирается
он беспокойно по сторонам. (30)Не весь, стало быть, достаток, чего-то недостаёт. (31)Себя, что ли,
недостаёт каким мог он быть при лучшем исходе, и эта разница между тем, чем стал человек, и
тем, чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг отклонения.
(32)В долгих и обрывистых раздумьях перебирая жизнь во всём её распахе и обороте, пришёл Иван
Петрович к одному итогу. (33)Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома.
(34)Вот: дома. (35)Поперёд всего дома, а не на постое, в себе, в своём собственном внутреннем
хозяйстве, где всё имеет определённое, издавна заведённое место и службу. (36)Затем дома в
избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой - в себя. (37)И дома - на
родной земле.
(По В.Г. Распутину)
Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) русский писатель, публицист, общественный
деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».
Сочинение 1
Смысловые части
В данном тексте В.Г. Распутин ставит проблему
определения круга наиболее значимых ценностей, которые
приносят в жизнь человека душевное спокойствие и
гармонию. Рассматривая эту проблему, автор приводит
размышления Ивана Петровича о том, что помогает человеку
жить спокойно, «сносно», без душевной смуты. При этом
представления героя на протяжении его раздумий меняются.
Сначала Иван Петрович полагает, что «подпорки» в жизни
это родная земля, дом с семьёй, близкие по духу люди и
работа, которая не только приносит достаток, но и
превращается в «движение, ритм, празднество». Этот пример
показывает, какое большое значение для гармоничной
жизни, по мнению автора, имеет любовь, дружба и
вдохновение души, звучащей «раскрыто и вольно».
В результате раздумий, «долгих и обрывистых», герой
пришёл «к одному итогу». Он решил, что наиболее точным
выражением совокупности жизненных ценностей является
понятие «дом». Ведь «быть дома» означает и «на родной
земле», и в своём упорядоченном семейном быте, и «в себе».
Приведённый пример показывает, что автор считает дом не
просто жилищем, а универсальным символом
(архетипическим образом), ассоциирующимся с родиной,
трудом, порядком, душой и самой жизнью. Этот пример
связан с первым таким приёмом, как обобщение.
Позиция автора такова: наиболее значимые для человека
жизненные ценности тесно связаны с понятием «дом». Этим
словом можно обозначить и спокойную жизнь на родной
земле, и тепло семейного очага, и вдохновенный труд на
благо людей. Я согласна с автором. Действительно, дом, как
надёжный корабль, помогает сохранить спокойствие и
уверенность при движении в бурном потоке жизни. Дома я
могу общаться и уединяться, работать и отдыхать, а в трудные
минуты получить поддержку.
Именно дом даёт человеку силы жить, олицетворяя собой
наиболее важные духовные ценности.
Проблема
Авторский
материал
Пример 1
Пояснение к
примеру 1
Пример 2
Пояснение к
примеру 2
Смысловая связь
Позиция автора
Согласие с
автором
Обоснование
отношения к
позиции автора
Вывод
Текст 2
(1)С возрастом утрачивается азарт и в чтении. (2)Видимо, не ожидается уже тех потрясающих,
давних открытий, которые происходили при чтении «Робинзона Крузо», «Острова сокровищ»,
«Борьбы за огонь», «Всадника без головы», книг Гюго, Майна Рида, Фенимора Купера, не
открывается дальняя земля, а может, и планета, где жили и озоровали похожие на тебя Том Сойер
и Гек Финн...
(3)Ах, как много утрачивается из того, чем ты восхищался в детстве, юности и былой, обобранной
до нитки молодости! (4)Всё чаще тянет перечитать что-нибудь из родной классики, ещё раз
подивиться провидческому дару наших гениев: Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского. (5)Ныне
охотней читаются письма, дневники, статьи и книги о жизни и деяниях наших великих
соотечественников. (6)Читая их, поразишься и погорюешь о том, что вещие их слова не везде, не
всеми услышаны и так мала отдача от их титанического труда. (7)Всё кажется, что они рано
родились, не в то время мятежно и дерзко мыслили, шли на эшафот и костёр за нас, за наше
будущее, в дремучей тайге невежества, указуя нам просвет впереди. (8)Не напрасно ль они
усердствовали и надрывались?
«(9)Поэты не бывают праведниками, потому не бывают и отступниками. (10)Проповедники и
праведники должны быть всегда на высоте таков их, извините, имидж. (11)Столпник не может
позволить себе кратковременного сошествия в кабак ради встречи со старым другом. (12)А у поэта
и „всемирный запой” случается. (13)Поэт „бывает малодушно погружён в заботы суетного света и
среди детей ничтожных мира бывает всех ничтожней он...” (14)Поэт столь же мучительно
противоречив, как сама жизнь: в нём жизнь многократно усилена, увеличена, его подъёмы выше
среднечеловеческих, а спады тоже „не как у людей”. (15)Поэт не исповедник, а сама исповедь.
(16)„„Святой, обращаясь к нам, начинает сразу с небесной истины, а поэт — с земной правды”».
(17)Это длинная цитата из письма поэта Кирилла Ковальджи, опубликованного в журнале
«Континент». (18)Марина Кудимова, поэтесса и довольно активный деятель на ниве современной,
растерянно пятящейся культуры, написала и напечатала в этом журнале статью, в которой довольно
резко раскритиковала Владимира Высоцкого, а заодно и его предтечу, великого русского поэта
Сергея Есенина. (19)Сделала она это напористо, уверенно, не без публицистического задора,
обвинив и учителя, и ученика в расхристанности, не случайно-де их прибежищем сделался блатной
мир.
(20)Оно вроде и правильно. (21)Моё поколение, в большинстве своём, приобщилось к Есенину, а
затем следующее поколение к Высоцкому через «тонное» пение солагерников и соокопников,
через альбомчики тридцатых годов, а современники через хрипатые, ленту рвущие магнитофоны.
(22)Главное, думал я, как и Ковальджи в своём письме, что люди, не читающие ничего, приобщались
к поэзии. (23)Пусть кому-то она покажется и грубой, и примитивной, и безыдейной, но через неё и
через них, Есенина и Высоцкого, в мир поэзии отчалила и уплыла масса народа. (24)Может, эти
«тёмные» массы, как и я, не смогут ныне и не захотят больше читать кумиров своей юности
«прошли их», а читают Бодлера и Вийона, Тютчева и Ахматову, Рильке и Данте, Хименеса помогай
им Бог! (25)А я вот говорил и говорю ещё раз спасибо родному Никитину за хрестоматийный стишок
«Звёзды меркнут и гаснут», который стал для меня путеводной звездой в безбрежный, радугой-
дугой светящийся, вечно волнующийся океан поэзии! (26)Кто, что были бы мы без поэзии и музыки?
(По В.П. Астафьеву)
Виктор Петрович Астафьев (19242001) русский советский писатель и публицист, участник
Великой Отечественной войны, лауреат двух Государственных премий СССР.
Сочинение 2
Смысловые части
В тексте В. Астафьева поставлена проблема приобщения
людей к чтению художественной литературы. Автор
рассказывает о том, какими путями приходит человек к
осмысленному и увлечённому чтению.
В детстве, как полагает В. Астафьев, потрясающим
открытием становятся приключенческие книги. С возрастом
«чаще тянет перечитать что-нибудь из родной классики». А
потом начинаешь понимать, насколько интересны письма,
дневники, жизнеописания «наших великих
соотечественников», мысли и «вещие слова» которых
указывают «нам просвет впереди». Этим примером автор
показывает, как постепенно переходит читатель от книг с
увлекательным динамичным сюжетом к произведениям,
содержащим сложные философские идеи и раздумья о
жизни.
В. Астафьев дополняет свои размышления ещё одним
примером. Он вспоминает, как его поколение «приобщилось
к Есенину, а затем следующее поколение к Высоцкому»,
хотя поэзия этих авторов казалась кому-то «и грубой, и
примитивной, и безыдейной». Главное, что «через них» путь
«в мир поэзии» был открыт, а позже пришло понимание и
более сложных для восприятия поэтических произведений.
Этот пример свидетельствует, как важен первый «толчок»,
направляющий человека на путь собственного открытия мира
литературы.
Позиция автора заключается в том, что приобщение
человека к миру художественной литературы происходит
разными путями. Это процесс не одномоментный:
вовлечённость в чтение проходит ряд этапов, связанных с
возрастом, жизненными интересами и вопросами, на
которые человек ищет ответ.
Я согласна с автором. Помню, как поразила меня книга
Владимира Железникова «Чучело», потому что помогла
разобраться в конфликтной ситуации, сложившейся в нашем
классе. После этого я с интересом начала читать и другие
книги о школьной жизни. Это был мой собственный путь к
литературе, хотя, несомненно, существует и множество
других.
Проблема
Авторский
материал
Пример 1
Пояснение к
примеру 1
Смысловая связь
Пример 2
Пояснение к
примеру 2
Позиция автора
Согласие с
автором
Обоснование
отношения к
позиции автора =
вывод