Готовимся к сочинению "Месть и великодушие"

Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания:
  • Письменная:
  • Написать сочинение по одной из тем: «Каковы последствия разрушения преемственности поколений?», «Современные проблемы детей», «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
  • «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  • «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
  • Устная:
  • Прокомментировать тему «Месть и великодушие».
  • Подобрать эпизоды к тематическому направлению «Месть и великодушие» из произведений Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова.
Месть и великодушие
  • В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Месть и великодушие
  • Что такое месть?
  • Что такое великодушие?
  • Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?
  • Что такое «кровная месть»?
  • Почему человеку нужно оставаться великодушным к братьям нашим меньшим?
  • Можно ли отомстить врагу?
  • Можно ли оправдать месть?
  • Чем великодушие отличается от благородства?
  • Чем великодушие отличается от доброты?
  • Как убедить человека отказаться от мести?
  • Как научить подрастающее поколение великодушию?
Как можно раскрыть тему «Месть и великодушие»?
  • Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  • Месть и прощение как тяжелый нравственный  выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  • Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  • Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  • Месть как чувство и действие
  • Кровная месть как социально-историческое явление.
Особенности лексического значения ключевых слов:
  • наиболее точным антонимом слова «месть» является слово «прощение». Учитывайте это при подготовке к декабрьскому сочинению.
Рассмотрим 3 взаимосвязанных понятия:
  • МЕСТЬ
  • ВЕЛИКОДУШИЕ
  • ПРОЩЕНИЕ
МЕСТЬ
  • Определение:
  • месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания;
  • желание наказать того человека, который причинил вам зло.
  • Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта
Синонимический ряд:
  • вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.
Словоупотребление:
  • Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть.
Какой бывает месть (определения)?
  • грозная (Жуковский, Рылеев);
  • губительная (Рылеев);
  • жестокая (Белый); кровавая (Пушкин);
  • лютая(Рылеев);
  • свирепая (Полевой);
  • слепая (Фруг);
  • ярая (Козлов)
  • праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная.
ВЕЛИКОДУШИЕ
  • Определение:
  • Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами. Простить обиду в порыве великодушия.
  • Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство. Итак, великодушие - это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает.
  • Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.
  • В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым. Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.
Синонимы:
  • благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, великосердие, возвышенность, высота души, рыцарство, щедрость.
Устойчивые выражения и словоупотребление:
  • взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно.
ПРОЩЕНИЕ
  • Определение:
  • Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389).
Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их.
  • Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение — это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание — принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их.
Прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать).
  • Прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать).
  • Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.
  • Прокомментируйте суждение Ф.Ницше. Можно ли с ним согласиться? Проиллюстрируйте собственную точку зрения примерами из жизни и литературы.
Можно ли утверждать, что в ХХ столетии прощение перестало быть высокой этической нормой?
  • В конце 20 в. понятие прощения рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.).
Литературные аргументы А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» месть привела к трагедии: был убит молодой поэт Ленский. Все началось с того, что главный герой получил письмо, где Татьяна признавалась ему в любви. Он отверг чувства девушки, ссылаясь на свою непригодность для семейных отношений. Естественно, он не хотел смущать ее своим присутствием, но восторженный друг приглашает его на именины Татьяны. Сам же он рассчитывает провести приятный вечер с невестой. Евгений соглашается, но на самом вечере чувствует крайнюю степень неловкости. Во всем он винит Владимира и решает ему отомстить, заигрывая с его возлюбленной, Ольгой, ветреной кокеткой. Ленский был в ярости, ведь ему внимания девушки не досталось. Он вызвал соперника на дуэль, и Евгений не смог отказаться. В итоге Онегин убил товарища из-за своей мелочной и глупой мести. Вот, какими последствиями заканчивается мнимая погоня за справедливостью.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» изображен идеал великодушной женщины. Это Татьяна Ларина. Ее душу поистине можно назвать великой, ведь она пренебрегла своей страстью ради сохранения семейного благополучия. Когда-то в юности девушка сильно полюбила приезжего дворянина, который не принял ее чувств всерьез. Но героиня сохранила их в своем сердце навсегда, хоть и вышла замуж за другого человека. Генерала она не любила, но уважала и была ему благодарна за то обожание, с которым он относился к ней. Когда через много лет Евгений вернулся из странствий по свету, он воспылал страстью к Татьяне. Но она была замужем и отказала тому, кого все еще беззаветно любила. Героиня великодушно отвергла собственное счастье, чтобы сохранить покой и радость близкого человека. Ведь настоящее великодушие требует самоотречения.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор описывает трагические последствия мести на примере Казбича, который убил похищенную девушку, чтобы отомстить Печорину. В начале главы Максим Максимыч сообщает, что Григорий влюбился в кавказскую красавицу и решил выкрасть ее, подкупив ее брата. Он пообещал ему знаменитую на весь край лошадь Казбича, о которой мечтал Азамат. Сделка свершилась, Бэла оказалась в плену у Печорина. Но ее руки добивался Казбич, поэтому он сильно разозлился, узнав об этом, и решил отомстить обидчику. Когда Григорий с Максимом Максимычем отправились поохотиться, герой забрал девушку, но их быстро нагнали. Спасаясь от погони и понимая, что вдвоем им не уйти, похититель убивает жертву и бросает на дороге. Добился ли он справедливости своей местью? Нет. Он лишь убил прекрасную Бэлу, оставшись ни с чем.
  •  
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» доказана вся несостоятельность мести. Грушницкий пытался добиться ею справедливости, но сам же пал жертвой своего стремления. Дело в том, что он пытался произвести впечатление на княжну Мери. Он был влюблен, но девушка оставалась равнодушной к нему, ведь рядом с ней был более искусный кавалер – Печорин. Григорий влюбил в себя юную девушку, разыгрывая холодность к ней, что подстегнуло ее самолюбие и разожгло любопытство. В отчаянии юнкер решил отомстить удачливому сопернику. Вместе с друзьями он заметил, как Печорин ночью покидает дом княжны. Он уходил от своей любовницы Веры, но Грушницкий обвинил его в том, что он совращает Мери. Естественно, Григорий вызвал лжеца на поединок. Тогда трусливый клеветник решил не заряжать его пистолет, чтобы наверняка выиграть дуэль и избавиться от соперника. Но Григорий раскусил обманщика, и жертвой стал именно Грушницкий. Чего он добился своей местью? Ничего, кроме собственной смерти.
А.М.Горький «На дне»
  •   В пьесе М. Горького «На дне» отношения героев построены на ожесточенности и мести. Каждый из них, не задумываясь, мстит всем остальным за то, что свалился на дно жизни. Все эти бедняки тянут друг друга еще глубже, ведь обратной дороги не должно быть ни у кого, если ее нет у тебя самого. Это неписанный закон ночлежки. Например, Василиса тиранит младшую сестру из-за ревности. Ее любовник, Васька Пепел, проявлял к ней симпатию, и деспотичную женщину это возмутило. Кульминации ее месть достигла в финале, когда в результате драки погиб ее законный муж. Теперь Пеплу грозит верная каторга, но его бывшая дама сердца не делает ничего, чтобы его спасти, напротив: она усердно топит всех в своей клевете. Даже ее «любовь» к Ваське не останавливает мстительную натуру героини. Очевидно, что месть – чувство, разрушающее человека изнутри и изгоняющее из него все добродетели.
А.М.Горький «На дне»
  •  
  • В пьесе М. Горького «На дне» герои не склонны проявлять великодушие. Напротив, они стремятся задеть и уколоть друг друга больнее, ведь нищета изгоняет из них все то, что делает человека человеком. Но есть один странник, который разрывает порочный круг обид и оскорблений. Это Лука. Он тоже прожил непростую жизнь, даже намекал, что сбежал с каторги. Но эти испытания его не ожесточили. Старик находит для каждого собеседника ласковые слова поддержки и участия. В его глазах светится истинное великодушие ко всем, кто его окружает. Он дал обитателям дна надежду на светлое будущее, и они сами виноваты в том, что этого оказалось мало для их нравственного возрождения. В их едкой среде странник долго не продержался и ушел, наверное, поняв, что эти бедняки не имеют не только дома, но и сердца, раз безжалостно топят друг друга. К сожалению, великодушие не всегда может помочь людям.