Направление Итогового сочинение 2018-2019

Направление Итогового сочинение 2018-2019 т.
Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах
отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о
гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой об антигуманном
желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих
произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов
или проходящие путь нравственного перерождения.
Аспекты направления:
Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие
человеку.
Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее,
врагам и т.д.
Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
Истинная и ложная доброта.
Доброта и жестокость на войне.
Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера
общения и т.д.
ДОБРОТА
Определение:
1. Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении
к людям, в отсутствии злобы и неприязни; 2. Душевное расположение к людям,
благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Качество человека,
выражающее его способность и стремление делать людям добро. Противоположность Д.
злобность. В обыденном сознании под Д. подразумеваются такие качества личности,
как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без кото-
рых доброта немыслима. Однако такое понимание Д. является ограниченным, поскольку
включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские
действия. Подлинная Д. является принципиальной и вдохновляется заботой не только о
благополучии др. человека, но и о его моральном совершенстве и достоинстве. Свойство
человека быть добрым, не столько отдельная добродетель, сколько сочетание в одном
человеке нескольких разных и взаимодополняющих добродетелей: щедрости, мягкости,
сострадания, благожелательности, иногда и любви. То, что такие люди существуют, хоть
они и редки, и не вполне совершенны, – такая же непреложная, подтвержденная опытом
истина, как и то, что существуют негодяи. Различия между теми и другими уже
достаточно, чтобы наполнить смыслом, пусть и относительным, мораль и оправдать ее
существование. Можно добавить, что любовь без доброты – например, вожделение или
ревность – перестает быть добродетелью, тогда как доброта без любви (как стремление
делать добро тем, кто тебе безразличен, и даже тем, кого ненавидишь) остается доброй.
Это ставит любовь на надлежащее место, которое бывает первым только в сочетании с
добротой.
Синонимический ряд:
добросердечие, сердечность, душевность, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность,
благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность,
добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, кротость, гуманность,
ласка, мягкость, бескорыстие, альтруизм, доброжелательность.
Какая бывает доброта? (определения):
Безграничная, безмерная, беспредельная, исключительная, необыкновенная,
поразительная, удивительная
Устойчивые выражения и словоупотребление:
Неподдельная доброта души, доброта сердца, сердечная доброта, по доброте душевной,
пользоваться добротой, воспитывать в себе доброту.
ЖЕСТОКОСТЬ
Определение:
1. Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном,
грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в
посягательстве на их жизнь. 2. Безжалостные поступки, стремление причинять другим
страдание, получая при этом удовольствие.
Жестокость - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в
бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим людям и животным, в
безразличии к их страдании, причинении им боли и даже в посягательстве на их жизнь.
Жестоким по характеру называют человека, который не только проявляет жестокость, но
и наслаждаются страданиями других. Понятие жестокости неотделимо от понятий мораль
и нравственность, так как в мире животных целенаправленной, осознанной жестокости
нет. Жестокость также может проявляться в излишней прямолинейности,
неоправданности и упрямстве, открытом недружелюбии, злой насмешливости, коварстве,
в гневе. Всему этому нередко сопутствует раздражительность и нетерпимость к ошибкам
и слабостям других. Крайние формы жестокости – садизм и мазохизм. В отдельных
ситуациях жестокость может проявляться как сила воли, целеустремленность и
принципиальность. Чаще же жестокость становится средством проявления
бескомпромиссности, авторитарности и прямого диктата. Но в любых формах жестокость
разрушительна, а потому по сути безнравственна, питающаяся и, свою очередь,
подпитывающая бездуховность личности.
Синонимический ряд:
антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность,
бесчеловечность, варварство, жестокосердие, живодерство, зверство, злобность,
изуверство, кровожадность, лютость, неистовство, садизм, свирепость. Какой может быть
жестокость (определения): беспощадная, бесчеловечная, безмерная, варварская, звериная,
излишняя, изуверская, крайняя, невероятная, необыкновенная, неслыханная,
нечеловеческая, чудовищная, мстительная
Устойчивые выражения и словоупотребление:
Прославиться жестокостью, расправляться с жестокостью, проявлять жестокость,
возмущать своей жестокостью, славиться жестокостью, оправдывать жестокость, упрекать
в жестокости, смягчать жестокость, порождать жестокость, проявить жестокость,
отличаться жестокостью, детская жестокость, оправданная жестокость.
Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»
Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и
т.д.
Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
Истинная и ложная доброта.
Доброта и жестокость на войне.
Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и
т.д.
Список литературы
1. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский
2. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
3. «Идиот» Ф.М. Достоевский
4. «Чучело» В.К. Железников
5. «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Л. Васильев
6. «Война и мир» Л.Н. Толстой
7. «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
8. «Станционный смотритель» А.С. Пушкин
9. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
10. «Бедная Лиза» А.Н. Карамзин
11. «Матренин двор» А.И. Солженицын
12. «Портрет Дориана Грея» О. Уайльд
13. «Старуха Изергиль» М. Горький
14. «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстой
15. «Маскарад» М.Ю. Лермонтов
16. «Очарованный странник» Н.С. Лесков
17. «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лесков
18. «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой
19. «Сашка» В.Л. Кондратьев
20. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
21. «Гарри Поттер и …» (все книги) Дж. Роулинг
22. «Жестокость» П.Ф. Нилин
23. «Похороните меня за плинтусом» П.В. Санаев
24. «Моби Дик, или белый кит» Г. Мелвилл
25. «Убить пересмешника» Х. Ли
26. «Ковчег Шиндлера» Т. Кенилли
27. «Рождественская история» Ч. Диккенс
28. «Властелин колец» (все книги) Дж. Толкин
29. «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок» Ф. Флэгг
30. «Хроники Нарнии» К.С. Льюис
31. «Джейн Эйр» Ш. Бронте
32. «Дракула» Б. Стокер
33. «Таинственная история Билли Милигана» Д. Киз
34. «Книжный вор» М. Зусак
35. «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойн
36. «Три мушкетера» А. Дюма
37. «Приключения Шерлока Холмса» А.К. Дойль
38. «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенс
39. «Грозовой перевал» Э. Бронте
40. «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл
41. «Собор Парижской богоматери» В. Гюго
42. «Заводной апельсин» Э. Бёрджесс
43. «Белый олеандр» Дж. Фитч
44. «Кэрри» С. Кинг
45. «Американская трагедия» Т. Драйзер
46. «Макбет» У. Шекспир
47. «Ребекка» Д. Дюморье
48. «Морской волк» Дж. Лондон
49. «Зеленая миля» С. Кинг
50. «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарк
51. «По ком звонит колокол» Э. Хемингуэй
52. «Повелитель мух» У. Голдинг
53. «Облачный атлас» Д. Митчелл
54. «Кентервильское привидение» О. Уайльд
55. «Жареные зеленые помидоры в кафе полустанок» Ф. Флэгг
56. «Полианна» Э. Портер
57. «Цветы для Элджернона» Д.Киз
58. «О мышах и людях» Дж. Стейнбек
59. «Большие надежды» Ч. Диккенс
60. «Шагреневая кожа» О. Бальзак
Короткие рассказы:
1. «Юшка» А.П. Платонов
2. «Грустная история семьи Муравьед» Э. Керет
3. «Великолепная шестерка» Б.Л. Васильев
4. «Человек в футляре» А.П. Чехов
5. «Неизвестный цветок» А.П. Платонов
6. «Все лето в один день» Р. Брэдбери
7. «Соловей и роза» О. Уайльд
8. «Приказ есть приказ» Б. Фредерик
9. «Хлеб для собаки» В.Ф. Тендряков
10. «Изумруд» А.И. Куприн
11. «Каштанка» А.П. Чехов
12. «Канатоходец» М. Гелприн
13. «Размазня» А.П. Чехов
14. «В аптеке» А.П. Чехов
15. «Тоска» А.П. Чехов
16. «Дороги, которые мы выбираем» О. Генри
17. «Оно» У. Эко
18. «Бабка» В.А. Осеева
19. «Любовь к жизни» Дж. Лондон
20. «Кнопка, кнопка» Р. Матесон
21. «Друг» Л.Н. Андреев
22. «Кусака» Л.Н. Андреев
23. «Последний лист» О Генри
24. «Лед и пламень» Ф.С. Фицджеральд
25. «Смертный приговор» А. Азимов
26. «Плечи маркизы» Э. Золя
27. «Фернандо, совсем необычный пес»
28. Д. Росс «Телеграмма» К.Г. Паустовский
29. «Девочка со спичками» Х.Х. Андерсен
100 тем для подготовки к итоговому сочинению.
1. В чем причины жестокости?
2.Чем опасна жестокость?
3.Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и
даже злой».
4.Чем опасна жестокость к близким людям?
5.Согласны ли Вы слова Л.Н. Толстого: «Движение к добру человечества совершается не
мучителями, а мучениками»?
6.Как вы считает, жестокость-врожденное или приобретенное качество?
7.Как Вы понимаете слова Дж. Лондона: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие.
Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её»?
8.Что значит истинная доброта?
9.Согласны ли вы с утверждением Брауна: «С помощью сострадания мы превращаем
чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами»?
10.Может ли добрый человек проявлять жестокость?
11.Согласны ли Вы с утверждением Ницше: «Есть много жестоких людей, которые лишь
чересчур трусливы для жестокости»?
12.Может ли жестокий человек проявить доброту?
13.Согласны ли Вы с утверждением Вольфрома: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
14.Существует ли абсолютная доброта?
15.Как вы понимаете высказывание Левиса: «Редкость золота заставила изобрести
позолоту; точно также мы заменили доброту вежливостью, имеющую её наружность, а
добродетель — честью, имеющую её блеск»?
16.Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
17.Как Вы понимаете высказывание слова Вовенарга: «Жестче всего тот, кто мягок из
корысти»?
18.Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
19.Согласны ли вы с мнением Бичера: «Поддержать добрым словом человека, попавшего
в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном
пути»?
20.Может ли добрый человек быть равнодушным?
21.Как Вы понимаете слова Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь
всегда себе»?
22.Как человеку воспитать в себе доброту?
23.Чем опасна показательная доброта?
24.Согласны ли вы с тем, что «чрезмерная власть всегда порождает жестокость»? (Рей)
25.Может ли доброта быть неискренней?
26.Может ли жестокий человек измениться?
27.Согласны ли Вы с тем, что «жестокосердные люди не могут верно служить
великодушным идеям» (Гюго)
28.Может ли внешне жестокий человек быть добрым в душе?
29.Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?
30. Согласны ли вы с утверждением Ариосто: «Жестокость — это порождение злого ума и
часто трусливого сердца»?
31.Может ли доброта навредить?
32.Согласны ли вы со словами Гюйо: «Нет возможности всем делать добро, но в
отношении ко всем можно проявлять доброжелательность»?
33.Как отношение к животным характеризует человека?
34.Как Вы понимаете слова Б. Шоу: «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если
происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями.»
35.Может ли доброта быть избирательно?
36.Как Вы понимаете слова Б.Шоу: «"Когда человек убивает тигра мы называем это
спортом, когда тигр убивает человека – жестокостью»?
37.Когда в душе человека может наступить конфликт добра и зла?
38.Согласны ли вы с высказыванием Бернардена: «Жестокое обращение с животными есть
только первый опыт для такого же обращения с людьми»?
39.Как понятие «жестокость» связано с понятием «зла»?
40.Может ли безжалостный человек быть счастливым?
41.Согласны ли Вы с утверждением Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь
сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть
для него его собственные богатства»?
42.Можно ли оправдать жестокость?
43.Нужно ли делать добро против воли человека?
44.Всегда ли творить добро нужно тогда, когда тебя просят?
45.Нужно ли проявлять доброту в врагам?
46.Что значит быть жестоким по отношению к себе?
47.Согласны ли Вы с утверждением Карлейля: «Без доброты невозможна истинная
радость»?
48.Чем может быть чревато саможаление?
49.Чем может быть чревато самобичевание?
50.Как Вы понимаете слова Швейцера: «Ошибкой всех существующих этик, было мнение
о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности
речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает»?
51.Почему общество считает доброту важнейшим качеством личности?
52.Согласны ли вы со словами Конфуция: Подлинная доброта вырастает из сердца
человека. Все люди родятся добрыми»
53.Существует ли пассивная доброта?
54.Как связаны понятия «доброта» и «Гуманность»?
55.Как связаны понятия «доброта» и «любовь»?
56.Согласны ли Вы с высказыванием Шопенгауэра: «Состраданье к животным так тесно
связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть
добрым тот, кто жесток с животными»
57.Как связано понятие «доброта» и «прощение»?
58.Как связаны понятия «жестокость» и «грубость»?
59.Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из
перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?
60.Может ли человек стать жестоким?
61.Что такое «детская жестокость»?
62.Согласны ли Вы со словами Фокса: «Из всех видов жестокости я считаю самым
ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия»?
63.Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
64.Как понятия доброта и жестокость связаны с воспитанием, детством, семьей человека?
65.Согласны ли вы с изречением Эзопа: «Доброта, даже самая маленькая, никогда не
пропадает даром»?
66.Может ли жестокость или доброта одного человека повлиять на ход истории?
67.Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
68.Согласны ли Вы с утверждением Ж. Санда: «Мы добры к другим, чтобы больше
нравиться себе»?
69.Может ли доброта изменить мир?
70.Согласны ли Вы с утверждением В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто
умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?
71.Может ли человек, облеченный властью, быть жестоким?
72.Согласны ли вы с утверждением Л.Н, Толстого: «Доброта для души то же, что здоровье
для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»?
73.Может ли жестокое слово убить?
74.Согласны ли Вы с мнением Эшенбах: «Если приходится выбирать между неправдой и
грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и
жестокостью, выбери неправду»
75.Может ли доброе слово «спасти»?
76.Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое
это бессердечие»?
77.Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
78.Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед
собакой»?
79.В чем может проявляться жестокость к детям?
80.Поразмышляйте над словами Моруа: «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В
непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам»
81.В чем разница между жестокостью и жесткостью?
82.Как Вы понимаете слова Лонгфелло: «Все мы слеплены из одной и той же глины,
поэтому надо быть столь же милосердными, сколь и справедливыми»?
83.Как Вы понимаете слова Эшенбах: «Сколь многие думают, что у них доброе сердце,
тогда как это всего лишь слабые нервы»?
84.Может ли доброта быть отрицательным качеством?
85.«Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не
вознагражденным, а наказанным» (Шамфор) Прокомментируйте это высказывание.
86.Когда человек сожалеет о несделанном добре?
87.Каждый ли человек способен разглядеть доброту в другом человеке?
88.Согласны ли Вы с утверждением Элиота: «Жестокость, как всякое зло, не нуждается в
мотивации; ей нужен лишь повод»?
89.Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)
90.Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое
не бывает полезным»?
91.Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
92.Может ли жестокость быть вынужденной?
93.Напишите свое отношение к высказыванию Рузвельта: «Я думаю, что хуже, чем
жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов».
94.Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Добрый пример по кругу возвращается к
подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла»?
95.Есть ли разница между добротой и добродушием?
96.Согласны ли Вы с высказыванием Ключевского: «Добро, сделанное врагом, так же
трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим
добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу»?
97.Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
98.Как вы понимаете слова Данте: «Самые раскаленные места в аду предназначены для
тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»?
99.Концепт «доброта» в легенде о Данко М. Горького.
100.Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?
Цитаты к итоговому сочинению по направлению "Доброта и жестокость".
Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта. Шота Руставели
Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится, и даже
может являться продуктом сомнения. Томас Манн
Без доброты невозможна истинная радость. Томас Карлейль
Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром. Эзоп
Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни
малейшего промежутка, — вот что я называю наслаждаться жизнью. Марк Аврелий
Человек вспоминает о своих скудных запасах доброты, обычно когда уже слишком
поздно. И тогда он бывает очень растроган тем, каким благородным, оказывается, мог бы
он быть. Эрих М. Ремарк
Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод. Джордж
Элиот
Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций
Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она
дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой
Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с
уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
Артур Шопенгауэр
Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если
приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду. Мария Эбнер
Эшенбах
Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека
Чрезмерная власть всегда порождает жестокость. Это верно по отношению к деспотам,
солдатам и любовникам. Этьен Рей
Многим не хватает только благосклонности судьбы, чтобы сравняться жестокостью, и
честолюбием, и жаждой роскоши с самыми худшими. Дай им силы на все, чего они хотят,
и ты узнаешь, что хочется им того же. Сенека
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости. Фридрих
Ницше.
В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным. Марк Туллий Цицерон
Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто
Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак
Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с
людьми. Ж. Бернарден
Жестче всего тот, кто мягок из корысти. Л. Вовенарг
Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. К. Гельвеций
Жестоки с нами дети, но заметим,
Что далее на свет родятся внуки,
А внуки — это кара нашим детям
За нами перенесенные муки.
И. Губерман
Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками. Л. Толстой
Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша
есть не что иное, как стремление к добру. Л. Толстой
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Л. Толстой
Жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям. В. Гюго
Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций
Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы.
Мария Эбнер-Эшенбах
Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может
быть энергична, только будучи жестокой. К. Маркс
На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя
прелесть, но оно на руку подлецам. А. Моруа
Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе. Жорж Санд
Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.
О. Бальзак
Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама
любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с
собой борьба за то, что любишь. И. Бердяев
Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость
мозгов. Т. Рузвельт
Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя
маску милосердия. Ч. Фокс
Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. Л. Бетховен
Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя
переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от
плавного и безопасного движения по жизни. Г. Бичер
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон
Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф
Делать добро легче, чем быть добрым. Ж. Вольфром
Доброта лучше красоты. Г. Гейне
Добро так часто неуклюже,
Туманно, вяло, половинно,
Что всюду делается хуже,
И люди зло винят безвинно.
И. Губерман
Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять
доброжелательность. Ж. Гюйо
Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним
своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства. Б. Дизраэли
Мы должны ценить даже одну только видимость добра в других людях, потому что из
этой игры притворства, которой они добывают себе уважение — может быть и
незаслуженное, — в конце концов может возникнуть, пожалуй, нечто более серьезное.
И. Кант
Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры
обрушиваются на голову зачинателей зла. Сенека Младший
Какая необходимая приправа ко всему доброта. Самые лучшие качества без доброты
ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой
Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем
откровенная злоба. Л. Толстой
Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.
К. Ушинский
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов
Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не
вознагражденным, а наказанным. Н. Шамфор
Тот, кто намерен делать добро, не должен ожидать, что люди уберут все камни с его пути;
он обязан спокойно принять свой жребий и в том случае, если ему навалят новых.
Преодолеть эти трудности может лишь такая сила, которая при столкновении с ними
духовно просветляется и укрепляется. Возмущение это растрата сил. А. Швейцер
Добродушие — достоинство самое обыкновенное, доброта же — достоинство самое
редкое. М. Эбнер-Эшенбах
Награда за доброе дело — в самом его свершении. Р. Эмерсон
Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное
другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
В. Ключевский
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
В. Ключевский
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит. Унсур аль Маали
Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными,
сколь и справедливыми. (Генри Лонгфелло)
Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой. (К. Мелихан)
Доброта — защитная реакция юмора на трагическую бессмысленность судьбы. (Сомерсет
Моэм)
Добрый находит свой рай на земле, злой же имеет на ней свой ад. (Гейне)
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с
собакой, когда ты голоден не меньше её. (Джек Лондон)
Редкость золота заставила изобрести позолоту; точно также мы заменили доброту
вежливостью, имеющую её наружность, а добродетель — честью, имеющую её блеск.
(Гастон де Левис)
С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая
его, оживаем сами. (Томас Браун)
"Когда человек убивает тигра, мы называем это спортом, когда тигр убивает человека -
жестокостью" Джордж Бернард Шоу, драматург
"Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются
медицинскими исследованиями." Джордж Бернард Шоу
Ошибкой всех существующих этик, было мнение о том, что они рассматривали
отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится
человек ко всему, что его окружает. (Альберт Швейцер)
Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным
себялюбием. Ф. Вольтер
О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не
пробивают их, а только скользят по ним. П. А. Вяземский
Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих
моральных испытаний хранил нейтралитет. А. Данте
Аргументы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения 2018-
2019
Автор «Тихого Дона» М. А. Шолохов
полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них
складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий
был добрым малым: любил семью, добросовестно трудился, чтил казацкие традиции и
никому не делал зла. Но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала
дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но
затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее
поступился семейным очагом: ушел от супруги. По отношению к жене он поступил
жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой
ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда
коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герой ожесточенно дерется на обоих фронтах,
чтобы отвоевать у очередных врагов светлое будущее. Однако после долгих лет скитаний
по чужим дорогам и целям Григорий понял, что оступился тогда, когда взял в руки
оружие. Его удел – пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину и домашнюю птицу. Он
крестьянин, а не солдат. Но объясняющие господа запутали его своей агитацией, и вот он
идет сеять зло ради того, чтобы когда-то взошло добро. В финале он осознает, что это
неправильно, что нужно было возделывать свои земли, а не поливать их кровью, вот тогда
был бы мир. Добра никогда нельзя добиться жестокостью, но этого никто из героев
вовремя не осознал. В итоге семьи распались, а казачество утратило свои вековые
традиции, и счастливое завтра так и не наступило.
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но
упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые
люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на
польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город
Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли
сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из
войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а
спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом
предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.
На войне сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не
щадят. Но есть исключения, одно из которых описал Н. В. Гоголь в повести «Тарас
Бульба». Андрий воевал против поляков в составе казацкого войска. Они решили взять
город неприятеля измором, окружив его блокадным кольцом. В ночь юноша не спал и
увидел, как к нему пробралась служанка его возлюбленной, с которой он повстречался
еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении.
Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Тогда Андрий взвалил на плечи
мешок с хлебом и пошел во вражеский город. Молодой человек не мог отказать в ответ на
этот зов. Женщины и дети не воюют, однако умирают от войны. Герой осознал
несправедливость этого явления и помог нуждающимся, несмотря на риск.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей
по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим
равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся
со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается
упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить
Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно
поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него
свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал
после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не
осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после
его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом,
жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.
Жестокость и доброту И. С. Тургенев изобразил в романе «Отцы и дети» на примере двух
братьев, Николая и Павла. Николай Кирсанов стал преданным и тихим семьянином, у него
прекрасные дети и возлюбленная Фенечка. Его не остановили даже сословные преграды,
ведь девушка не была дворянкой. А вот его родной брат, Павел, жестоко тиранил семью.
Он не одобрял брак Николая и Фенечки, всячески игнорируя молодую женщину. Также
холодно и грубо он принял гостя, который просто не понравился ему внешне. Потом
старик и вовсе вызывает Базарова на поединок, не думая о последствиях своего решения.
В то же время Николай пытается сгладить неловкость от конфликта Евгения и Павла
Петровича. Он внимательно слушает и анализируют то, что говорит товарищ сына. У него
нет ненависти против тех, кто от него отличается, герой относится ко всем по-доброму.
Именно поэтому автор вознаградил его счастьем, а гордого и злого Павла он высылает в
добровольное изгнание. Таким образом, добро, в конечном счете, всегда побеждает зло.
И. А. Гончаров «Обломов»
В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и
целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится
маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц
всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он
посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта
Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние
у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа
мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские
щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда
покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы
спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так
беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя.
Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.
И. А. Гончаров в книге «Обломов» описывает по-настоящему доброго человека. Это
Андрей Штольц, который всегда поддерживает своего беспомощного друга. Андрею
досталась нелегкая судьба. Строгий отец отправил его в столицу без протекции и больших
денег, сказав, что юноша должен сам добиться высот. В большом городе герой не потерял
головы и начал упорно трудиться. Постепенно он нажил капитал на торговых сделках.
Казалось бы, борьба за место под солнцем должна была его ожесточить, но он сохранил
приветливость, обходительность и доброту. Не раз он бескорыстно выручал ленивого и
инфантильного Обломова, не раз он прогонял от него мошенников. В финале герой даже
взял на себя обязанность воспитывать сына погибшего Ильи Ильича. Я считаю, что
доброта – это бескорыстная деятельность во благо другого человека, и Штольц – хороший
тому пример.
А. И. Солженицын «Матренин двор»
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым
человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть
полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым:
полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба
и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу
приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире.
Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор
горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без
услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему
целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто
поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на
войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его
возвращение и попросила Матрену выйти замуж за младшего сына. Девушка хоть и
любила Фаддея, не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была
работница в доме. Но потом солдат вернулся и был ошарашен предательством. Никто не
мог его урезонить, он во всем винил женщину и брата. Прошло время, но обида не
забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Тогда Фаддей решил дать
ей на воспитание племянницу и не помогал решительно ни в чем. Женщина кое-как
вытянула ее содержание, Кира повзрослела, но тогда отец придумал новый способ
разорить родственницу. Он настоял на передаче горницы Матрены дочери. Он
наслаждался зрелищем, как старуха еле несет тяжелые доски. И в итоге даже на ее
похоронах Фаддей не простил того замужества. Мужчина цинично делил скудное
имущество погибшей. Но его жестокость не может быть оправдана, ведь героиня
помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Жестокость в воспитании детей никогда не сделает их лучше. Последствия насилия и
агрессии в семье зачастую приводят к трагедии. Например, А. С. Пушкин описал часть
биографии матери Ольги и Татьяны в романе «Евгений Онегин», где мы видим жестокое
обращение родителей к девушке. Она вела светский образ жизни, любила балы и приёмы.
На них она познакомилась с офицером, которого сильно полюбила. Но семья выбрала
мужа за нее, руководствуясь своими соображениями о выгоде. Дмитрий Ларин был
замкнутым уездным помещиком, вел скромное хозяйство и едва знал свою избранницу.
Молодость и красота девушки покорили его. Однако несчастная героиня билась за свое
счастье, ее истерикам и слезам не было конца. Родители же были неумолимы, и свадьба
состоялась. Столичную кокетку увезли в глушь, где она едва не убежала от ненавистного
мужа. К чему же привело это насилие? Женщина стала агрессивной и нервной, за свою
неудачу она мстила крестьянам, которых била и мучила. Даже кроткому супругу от нее
доставалось, все управление домом сосредоточилось в ее руках. К сожалению, ее дети
видели мало материнской ласки. В итоге жестокость в семье разрушила будущее ребенка
и даже отразилась на жизни следующего поколения.
Доброта близких людей способна утешить нас даже в самые ужасные моменты, когда,
казалось бы, жизнь разрушается на наших глазах. Например, А. С. Пушкин в романе
«Евгений Онегин» описывает ситуацию, когда няня поддержала Татьяну, которая
страдала от несчастной любви. Эта кроткая женщина никогда не видела от господ
благодарности за свои труды, но самозабвенно посвящала себя служению барской семье.
Она нянчила Татьяну с детства, а потом развивала ее ум преданиями и сказками из
народного фольклора. В дни сомнений и тягот первой любви именно к няне пошла
молодая девушка за советом и помощью. Даже мать не была ей так близка. Старушка, как
и мать Татьяны, столкнулась с жестокостью еще в молодости, когда ее выдали замуж не
по любви. Но она не ожесточилась, как барыня, ее сердце осталось добрым, даже
несмотря на тяжелую судьбу. Именно простая крестьянка смогла научить хозяйскую
дочку смирению, стойкости и благородству. Именно у нее девушка почерпнула мудрость,
поэтому осталась верной нелюбимому мужу, а не пошла за ветреным Евгением, когда он
ее позвал. Очевидно, что только доброта может помочь людям преодолеть трудности и
достойно выходить из сложных ситуаций. Она учит и вдохновляет нас на нравственные
подвиги.
Михаил Александрович Шолохов "Судьба человека".
В этом произведении повествуется о нелегкой судьбе солдата, потерявшего во время
войны всю свою семью. Однажды он встречает мальчика-сироту Ванюшку и решает
сказать ему, что он его отец. Этот поступок Андрея Соколова является докзаательством
того, что любовь и стремление сделать добро дают человеку силы, чтобы жить дальше, не
отчаиваться.
Лев Николаевич Толстой "Война и мир".
Оказавшись в плену, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Не
взирая на все свои страдания и трудности, Платон жил со всеми в ладу. Именно этот
солдат благодаря своим доброте и милосердию помог Пьеру обрести чувство веры.
Василий Макарович Шукшин "Чудик".
Шукшинские чудики - люди особенные, они пытаются создать "праздник души", живут
естественно, никому не мешая и не делая зла. Так можно охарактеризовать главных героев
рассказов Василия Макаровича "Микроскоп", "Чудик", "Мастер". Но желание этих людей
сделать лучше людям, помочь все время сталкивается со стеной непонимания и даже
вражды. 4) Владимир Карпович Железников "Чучело". Главная героиня Лена Бессольцева,
взявшая на себя ответственность за поступок, который однако она не совершала,
оказалась под гнетом насмешек и унижений своих одноклассников. Жестокость ребят
ошарашивает, на что могут быть способны эти не взрослые ещё люди. Лену презирают,
объявляют ей бойкот и не упускают случая выразить своё к ней отношение. Самым
страшным было то, что человек, который в самом деле был виноват (этим человеком был
одноклассник Лены Дима Сомов) не мог найти в себе смелость признаться в этом.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В творчестве Пушкина нередко встречаются причудливо переплетенные линии добра и
зла в судьбах героев. В «Капитанской дочке» это сочетание отчетливо просматривается в
поступках Гринева и Пугачева. Впервые герои встречаются в главе «Вожатый»: молодой
дворянин Гринев в знак благодарности дарит Пугачеву тулуп на заячьем меху. Этот
поступок впоследствии сыграет важную роль в дальнейшей судьбе героев. Однако
Гринева нельзя назвать эталоном добра и благодетели, ему присущи и другие черты
характера. Когда возникает необходимость вернуть бильярдный долг случайному
знакомому Зурину, Гринев проявляет характер и ссорится со своим слугой Савельичем.
Впрочем, позже в критической ситуации именно Савельич просит пощадить Гринева. То
есть, несмотря ни на что, добро все же иногда торжествует. Пугачев же спустя некоторое
время выступает уже в качестве предводителя бунтовщиков. В главе «Приступ» отчетливо
видна классовая ненависть: с капитаном Мироновым, Василисой Егоровной и их
сподвижниками расправляются без всякой пощады, согласно традициям русского бунта.
Но ведь и сам Пугачев олицетворяет собой отношение дворян к простолюдинам. Тем не
менее предводитель бунтовщиков вспоминает первую встречу с Гриневым, ранее
подаренный тулуп и дарит жизнь молодому дворянину. Таким образом до читателей
доносится мысль, что каждый человек может совершать поступки, достойные уважения.
Из этого следует, что мир не делится на черное и белое, а состоит из полутонов. Истинные
мотивы отдельных поступков можно увидеть, только взглянув на ситуацию глазами
самого героя.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В своем романе «Герой нашего времени» создает главного героя достаточно
противоречивым.
Печорин – молодой офицер, который не может найти свое счастье. Из-за ситуаций,
которые создает вокруг себя главный герой, нередко страдают люди, к примеру молодой
Грушницкий погибает из-за конфликта с Печориным. Любовная линия тоже своеобразная:
у Бэлы, влюбленной в главного героя, сначала погибает отец, затем брат. Сама Бэла в
итоге тоже погибает. Другими словами, Печорин постоянно разрушает мир вокруг себя,
уничтожает судьбы людей. Но и проблески доброты, заложенной во всех людях
изначально, периодически проявляются в характере главного героя. Печорин рискует
собственной жизнью в опасной ситуации при поимке преступника, проникнувшись горем
немолодой матери казака, зарубившего человека в пьяной драке. То есть назвать
Печорина однозначно антигероем или героем нельзя, это весьма противоречивый, но при
этом глубокий и убедительный образ.
Н.В. Гоголь «Шинель»
У Гоголя во многих произведениях часто прослеживаются мысли о несправедливой
жестокости социума. В повести «Шинель» показана трагедия Акакия Акакиевича,
«маленького человека» во всех смыслах. Главного героя постоянно унижают и
оскорбляют, так как он не способен ни на словесный, ни на тем более физический отпор.
Хотя однажды причитания Акакия Акакиевича все же спасают его, но в целом жизнь
главного героя ужасна во всех смыслах. И когда Акакий вдруг обретает цель в виде новой
нарядной шинели и даже добивается ее, счастье длится недолго. На следующий день
после покупки главного героя грабят. Несчастный Акакий обращается за помощью, но
ему все отказывают. В итоге главный герой погибает, простудившись на холоде.
Маленький человек оказался не нужен жестокому миру.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Основа сюжета романа «Преступление и наказание» заложена в самом его названии.
Главный герой, Родион Раскольников страдает от несправедливости окружающего мира.
Когда Родиону снится (по всей видимости не первый) сон в котором старая усталая
лошадь, понукаемая кнутом, тщетно пытается сдвинуть огромную упряжку с места,
Раскольников после долгих раздумий решается на перемены. В голове героя много
мыслей, но основная заключается в том, что надо любыми способами стань сильнее. Из
всех способов самоутверждения герой выбирает наиболее спорный и радикальный:
убийство. Его жертвой становится старуха-процентщица, выбор на которую падает в
первую очередь из-за ее несносного характера и рода занятий. Однако одно убийство
влечет за собой второе. Бремя мыслей начинает тяготить Родиона, он мучается и страдает,
постоянно ощущая бесконечные укоры совести. Как ни странно, именно одиночество в
итоге приводит Раскольников к Соне Мармеладовой, воплощающей собой образец
добродетели и смирения. Мармеладова – глубоко верующий человек, много времени
проводящая в молитвах. Именно непоколебимая вера в вечную жизнь со временем все
сильнее заинтересовывает Раскольникова. Общаясь с Соней, Родион постепенно приходит
к мысли, что единственный способ получить долгожданное прощение – это полное
раскаяние и принятие наказания. После совместных молитв, убийца окончательно
укрепляется в мысли, что путь к очищению лежит через Бога. Родион решается принять
наказание, признается в содеянном и отправляется на каторгу, надеясь на духовное
искупление. Только после полного отказа от материального и избавления от бремени
тайны, измученная душа Раскольникова наконец обретает покой.
Направление «Доброта и жестокость».
Как вы понимаете смысл высказывания Е.Леонова: «Вы злые потому, что слабые.
Добрым быть гораздо труднее»?
Что рождает злость? Что является причиной доброты? Единственного правильного ответа
нет и не может быть. Условия, которые формируют данные качества, - самые разные.
Одно могу сказать точно: слабый человек, как правило, злой человек, поскольку доброта и
душевная сила неразделимы.
Достаточно вспомнить Андрея Соколова, героя рассказа М.А.Шолохова «Судьба
человека». Если кого и можно назвать сильной личностью, так это его. Сколько
испытаний выпало на долю мужчины! Сначала детдом, потом война, плен, гибель семьи.
Но герой не ожесточился, не зачерствел душой. Все зло мира, обрушившееся на плечи
героя, не сломало Соколова. И этот сильный человек, несмотря на собственную
неустроенность, решился на усыновление беспризорного мальчика. Как бы поступил на
его месте обычный среднестатистический мужчина? Думается мне, сломался, срывая зло
на всех и на вся.
А Швабрин, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? Разве его злость не
рождена слабостью? Не его ли трусость – причина клеветы по отношению к Маше
Мироновой, Петру Гриневу? Он слаб – поэтому с легкостью переходит на сторону
изменника Пугачева.
Совершенно иное дело – Егор Полушкин из повести Б.Васильева «Не стреляйте белых
лебедей». Казалось бы, сильным героя назвать нельзя: он мягок, уступчив, не может
причинить вреда кому-либо. Но как он душевно крепок! И эта мощь, эта уверенность в
своей правоте рождают его кротость. Даже избившему Егора Федору Бурьянову
Полушкин прощает обиду. Это ли не доброта, рожденная силой?
Несмотря на юный возраст, Вася, герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья», тоже
обладает и силой характера, и добротой. Как он заботиться о маленькой, умирающей от
туберкулеза в сыром подземелье Марусе! Мальчик, чтобы порадовать бедную девочку,
даже решается отдать ребенку последнюю память о матери куклу, подаренную ею
сестре Васи, Соне. И когда отсутствие игрушки заметил отец, юный смельчак, прекрасно
понимая, что ему грозит, не выдал своих друзей, выказав настоящую внутреннюю силу.
Таким образом, быть злым действительно легко. Злость не требует смелости, твердости,
милосердия. Гораздо труднее быть добрым, особенно в те минуты, когда ярость так и
вырывается наружу.
Как вы понимаете смысл высказывания Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что
мы хотим им внушить?»
Когда на жизненном пути встречается новый человек, каждый невольно, думая про себя,
делает о нем какие-то выводы, исходя из поведения или внешнего вида. Это происходит
само по себе. Возможно природа, создавая нас, записала на подкорке мозга эту странную
функцию для защиты, но сегодня она все больше и больше становится нам обузой. Так
человек, знакомясь, пытается понять для себя, интересен ему собеседник или нет, только
по одному внешнему виду. Но нельзя судить книгу по одной обложке. Люди думают о нас
то, что мы хотим внушить – это совершенно точное замечание Т. Дайзера. Почему? Они
видят только то, что лежит на поверхности - те вещи, которые человек сам решил им
показать. И даже когда ты думаешь, что почти наверняка знаешь о своем знакомом все,
это совсем не так. Познать человека невозможно – он изменчив и склонен недоговаривать
о себе все то, что кажется ему неинтересным или, к примеру, слишком личным.
В литературе примеров на этом тему не так много. Евгений Онегин – главный герой
романа в стихах А. С. Пушкина, – показан как мужчина с несколькими сторонами
личности. На публике это светский человек, наделённый большим умом и тягой к жизни и
приключениям, а в самом же деле ему все безынтересно. Скорее всего, он не знал и
половины из того, о чем говорил. Люди видели его исключительной личностью, потому
что он этого хотел, а не был таковым.
«Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда рассказывает о похожем герое. Дориан Грей
только кажется идеалом – внутри же тщеславие и самолюбие убивают его и превращают в
нечто безликое, но видно это только на портрете, спрятанном от лишних глаз. Люди
прячут свои настоящие сущности, как и герой картину, чтобы быть тем, чем они хотят, а
не являются. Роман отлично раскрывает данную тему. Нельзя познать самого себя до
конца– об этом говорил Оскар Уайльд, и уж тем более нельзя знать много о знакомом тебе
человеке. Невозможно быть до конца уверенным в том, что он именно тот, кем кажется на
первый взгляд. Мы не можем увидеть души, и это даёт другим возможность играть в
маскарад.
В чем заключается доброта человека? Что помогает оставаться добрым, несмотря на
такое испытание, как война?
В чем заключается доброта человека? Кого можно назвать добрым? И что помогает
оставаться добрым, несмотря на такое испытание, как война? Как война меняет людей?
Способен ли человек сохранить силу духа в самые страшные моменты своей жизни?
Именно такие вопросы возникают после прочтения текста Галины Геллер. Нравственная
проблема, поднятая автором, является жизненно важной. Война, возможно, меняет людей,
но героиня не способна изменить, ведь эти люди не бояться ничего и ничем их не сломить.
Человек даже в самые худшие минуты своей жизни способен сохранить силу духа,
храбрость и самое главное человечность. Русские люди смогли сберечь в себе эти
качества, именно из-за этого они смогли победить.
В "Судьбе человека" М.А. Шолохова рассматривается эта тема. Война лишила главного
героя всего: семьи, дома, родины. Однако, несмотря на все трудности, он не теряет
человеческих качеств и способен на по-настоящему добрый поступок. автор дает нам
понять, что война раскрывает лучшие качества человека. Он убеждает нас, что если в
человеке есть свет, то погасить его невозможно, какие бы ни были обстоятельства. Он
взял под свою опеку и поэтому автор его уважает. Я поддерживаю точку зрения автора и
по своему, хоть и не большому, опыту могу сказать, что в нашем мире не так много
отзывчивых людей, способных прийти на помощь в трудную минуту, ну или же, хотя бы
подбодрить словом. Таким образом, из всего выше сказанного следует: красота человека
заключается в его душевной доброте. Русского человека не сломит ни одна война, а его
душа всегда будет милосердной и отзывчивой к чужим трудностям. И он всегда поможет!
Итоговое сочинение по направлению «Доброта и жестокость»
Люди бывают разные, и у каждого свой взгляд на мир. Люди, которых мы привыкли
называть жестокими, зачастую даже не замечают, насколько ужасные поступки они
совершают, а те, кого мы зовем добрыми, совсем не обращают внимания на свою добрую
натуру. Жестоких людей мы сторонимся, а к добрым тянемся, однако, осознание этих
понятий у всех разное. Однако, порой люди, жестокие по отношению к одним ведут себя
совсем иначе, когда общаются с теми, кто дорог их сердцу. Хорошим примером может
послужить роман Александра Дюмы "Граф Монте-Кристо". Эдмон Дантес, являющийся
главным героем этого произведения, жаждал мести над своими недругами, из-за которых
ему пришлось сесть в тюрьму на пожизненное заключение по ложному обвинению. Он
горячо любил свою невесту, и был самым добрым человеком на свете по отношению к
ней, однако, когда расправлялся со своими врагами, он старался надавить им на самое
больное место. Банкира, обладавшего несметными богатствами, он медленно лишил всего
состояния, судья, горячо любивший свою семью, в один день потерял сына, жену и дочь -
Дантес довел их до самоубийства. При этом он под прикрытием другой личности тайно
навещал свою возлюбленную, давно вышедшую замуж за его кровного врага. Он
восхвалял её и дарил ей самые дорогие подарки. Тем самым мы можем видеть, что один и
тот же человек может быть устрашающе жестоким и безгранично добрым. Доброта и
жестокость - чувства, смешивающиеся в каждом человеке. Они уравновешивают друг
друга, преобладая по-своему в каждом из нас. Однако, мир, существующий без доброты,
невозможен, ведь люди, жестоко относящиеся друг к другу, никогда не познают любви.
Проблема доброты и жестокости раскрывает во многих произведениях литературы. Мы
разберем несколько самых интересных примеров, по которым сможет подать
качественные аргументы для итогового сочинения. Первый пример из литературы это
«Тихий Дон» Шолохова. Автор делится с нами своей точкой зрения. Он говорит, что люди
изначально все добры. Это им свойственно. Но жизнь вносит свои коррективы. Наше
детство, наша семья, окружение, трудности, все это меняет нас. Мы можем
сопротивляться атакам, а можем легко поддаваться негативному влиянию. В этом романе
мы наблюдаем за главным героем Григорием, который постоянно делает выбор между
добротой и жестокостью. С одной стороны, он все время открыто говорит о своих
чувствах, никого не обманывает и честно заявляет, что не любит ту женщину, которую
ему навязывают в жены. Но с другой стороны, он изменяет ей со своей возлюбленной.
Такое поведение расценивается, как жестокость. Читателю сложно сделать однозначный
выбор, так как мы хорошо понимаем внутреннее состояние героя, а также понимаем, что
окружающие люди, которые выставляют себя в роли жертвы, также сделали немало
ошибок.
Другой пример – «Тарас Бульба» Гоголя. Один из сыновей Тараса Андрей постоянно
попадает под осуждение отца. И все дело в доброте молодого казака. Однажды к Андрею
приходит служанка и говорит о страшном голоде и горе в стане врага. На войне подобные
вещи являются обычным делом, но Андрей сочувствует этим людям. И несмотря на все
трудности, берет провизию и несет полякам.
Третий пример жестокости в литературе находим в романе Тургенева «Отцы и дети». Мы
здесь видим Базарова, который отвратительно ведет себя по отношению к родителям. Они
давно не видели сына, но он приезжает всего на три дня. И то проводит эти дни в полном
равнодушии. Родители мучаются из-за этого, но все-таки бояться в чем-то упрекнуть
сына. Подобное хладнокровие сделало его одиноким отшельником, чью могилу навещают
лишь родители. Теперь мы видим, что литература помогает нам находить качественные и
сильные примеры того, как люди могут проявлять свою доброту или жестокость. И
каждый раз мы видим, что доброта ведет за собой мир, радость и устройство, а жестокость
может дать лишь одиночество и пустоту.