Исследовательская работа "Лапти - национальная обувь"

1
МБОУ «Салазгорьская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Лапти национальная обувь
Выполнила: Кирдяшкина Марина
ученица 9 класса
Руководитель: Каргаева Л.В., учитель
русского языка и литературы
с.Салазгорь
2019
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….…...3
1.Из истории лаптей……………………………………………………………….…….4
2 Виды лаптей……………………………………………………………….…………...4
2.1 Лапти русские…………………………………………………………………..4
2.2 Лапти татарские………………………………………………………………...5
2.3 Лапти чувашские…………………………………………………………….6
2.4 Лапти мордовские…………………………………………………………...7
3. Техника изготовления лаптей………………………………………………………..7
4. Интересные факты о лаптях………………………………………………………….9
5. Лапти в народном творчестве………………………………………………………..10
5.1 Пословицы и поговорки о
лаптях……………………………………………..10
5.2 Загадки о лаптях………………………………………………………………..10
5.3 Потешки, считалки, колыбельные…………………………………………….10
5.4 Частушки о лаптях……………………………………………………………..11
5.5 Лапти в песнях …………………………………………………………………11
5.6 Сказки о лаптях…………………………………………………………………12
6. Народные приметы……………………………………………………………….…...12
7. Лапти в современном мире. ……………………………………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………….….……..14
Список литературы……………………………………………………………….……..15
3
Введение
Можно с уверенностью сказать, что история обуви так же стара, как и история
человеческой культуры. Когда первобытному человеку пришлось встать на две
конечности и сделать первые шаги по каменистой, мокрой и холодной, после
глобального похолодания, земле, мысль о защите ног стала актуальной. Чем больше
человек приспосабливался к нелегким и, почти всегда, враждебным условиям
окружающей среды, тем больше изобретательности он проявлял. Необходимо было
мыслить конструктивно, чтобы защитить свои ноги от холодного снега, горячего
песка, острых камней и мокрой травы. Ученые предполагают, что с тех давних пор
прошло приблизительно 150 - 200 веков.
Вероятно, все началось с того, что к ступне древнего охотника прилип
подходящий по размеру кусок дерева, кожи или лист какого-нибудь растения.
Человек это оценил и, вооружившись самыми простыми инструментами и используя
доступные подручные материалы, попытался закрепить эту спасительную
прослойку чем-нибудь, чтобы она держалась на ноге. Исследователи считают, что
первая в истории человечества обувь могла быть представлена в виде портянок из
шкур убитых на охоте животных, утепленных изнутри сухой травой. Правда, это
всего лишь догадки - до наших дней меховые туфли со стельками из сена не
дожили, а доказательств их существования древние люди нам не оставили. Зато, по
дошедшим до нас произведениям письменности и скульптурных изображений,
известно, что носили человеческие цивилизации, начиная от древних египтян,
римлян и греков.
История рождения своего неповторимого для каждого народа варианта обуви
напрямую зависит от самых разных факторов: природных условий, культуры, быта,
традиционных занятий населения, торговых связей и соседских отношений. И,
конечно же, пытаясь вспомнить, какую обувь носили наши далекие предки, первое,
что приходит на ум - это лапти.
Выдвигаю гипотезу: «История лаптей неразрывно связана с историей самой
России, отражает самобытность культуры всех народов».
Актуальность темы
Сохранность и продолжение ремесла плетения лаптей. В наше время старинное
искусство плетения лаптей практически утрачено, поскольку прервана многовековая
цепочка семейной преемственности: старикам некого учить, молодым неинтересно
осваивать недоходное дедовское ремесло. Но лаптеплетение глубоко вросло в
народную культуру, национальное сознание. Для нас плетёные изделия скорее
являются сувенирами, чем предметами быта.
Цель работы: изучить историю старинной обуви – лаптей.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с историей появления лаптей.
2. Определить виды лаптей.
3. Выяснить из чего изготавливались лапти.
4. Изучить способы изготовления лаптей.
4
1 Из истории лаптей
Плетеная обувь начала распространяться среди русского люда не ранее ХVI
века. Финский исследователь ХХ века И.С. Вахрос в монографии "Наименование
обуви в русском языке" указывал, что само слово «лапоть» - это финское слово, а не
славянское.
Как показали изыскания известнейшего археолога А.В. Арциховского, в
древнем Новгороде самые частые находки - остатки кожаной обуви. При сотнях
найденных фрагментов кожаной обуви следы лаптей были обнаружены только один
раз - и явно являются тут чужеродным Новгороду элементом. Там экспедиция
академика РАН В. Янина нашла только несколько лаптей, которые, как считает
академик, принадлежали местной чуди. Лапти, в то время, были распространены y
карелов, мордвы, финнов, эстонцев, чувашей.
В археологическом комплексе «Берестье» в Бресте, где открыто поселение X-XI
вв., археологи нашли только кожаную обувь - около полутора сотен образцов,
включая кожаную обувь для годовалых младенцев. И ни одного лаптя.
Обратившись к искусству раннего периода, не были найдены изображения
обутых в лапти ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах. Самая ранняя
миниатюра, где оказан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из «Жития Сергея
Радонежского», но оно датируется началом XVI века. К этому же времени относятся
сведения писцовых книг, где впервые упоминаются «лапотники», то есть
ремесленники, занятые изготовлением лаптей на продажу. В трудах иностранных
авторов, посещавших Россию, первое упоминание о лыковой обуви, относящееся к
середине XVII столетия находят у некоего Николааса Витсена. Но уже в VIII веке на
Руси носили высокую обувь, напоминавшую по виду сапоги, но с мягким
голенищем, которую называли бахилами или брóднями. Также с VII века известны у
нас кожаные поршни и чоботы.
В опубликованных материалах, посвященных широкомасштабным
археологическим исследованиям в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке и других
русских городах, где был зафиксирован культурный слой, синхронный «Повести
временных лет», не обнаружено следов плетеной обуви. В городских слоях лапти
появляются не ранее рубежа XV-XVI веков.
Сибирь, казачьи районы и беломорские поморы лаптей никогда не носили.
Уральские старообрядцы-кержаки, хоронили покойника обутым в лапти, но сами не
носили плетеной обуви.
Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы,
вяза, дуба, ракиты. Лапти из ивовой коры считались самыми плохими, даже плести
их было зазорно.
2 Виды лаптей
2.1 Лапти русские
Традиционные русские лапти - это низкая обувь, плетенная из древесного
лыка и привязывавшаяся к ноге длинными верёвочными завязками оборами.
5
Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая портянки,
обернутые вокруг ноги - онучи. Летом носили холщовые онучи из льняной или
конопляной ткани, зимой - суконные из шерстяной ткани
Плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы,
вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась
по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники... Самыми
распространёнными и дешёвыми были лапти из липы. По весне или в начале лета
деревенские мужики отправлялись в лес драть лыко - в эту пору оно легко
снималось с деревьев. Снимали лыко специальным инструментом – деревянным
пырком. Лапти, сплетенные из липового лыка, были прочными и достаточно
мягкими. Если лапти плели из ивовой коры, то их называли коверзнями. Такие
лапти считались самыми плохими, даже плести их было зазорно. Там, где лыка не
было, приноровились плести лапти из корней - «коренники» и конского волоса
«волосяники». Чтобы укрепить и утеплить свои лапти, крестьяне «подковыривали»
их подошвы конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не замерзали и не
промокали.
Для работы плели лапти с невысоким голенищем, по типу калош, которые
прозвали ступнями. Обычно в ступнях занимались хозяйством во дворе, особенно в
осеннюю или весеннюю грязь, когда лапти с онучами одевать было некогда.
Отправляясь на покос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду,
- рачки. Верёвочные лапти назывались чуни, их надевали дома или для работы в
поле в жаркую, сухую погоду
Носили лапти и по праздникам. На этот случай лапти плелись писаные:
полосы лыка у таких лаптей были узкими и из них мастера выплетали красивые
узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или выдержанные в горячей воде
полоски вязового лыка, отчего они приобретали розовый цвет. Такие лапти одевали
с чёрными или красными оборами, которые сразу выделялись на белоснежных
праздничных онучах.
Русские лапти подразделялись на зимние и летние. Зимние были на пару
размеров больше, чтобы пользоваться более тёплыми портянками. Также
сохранились сведения о том, что сначала лапти были разными для правой и левой
ноги. А вот у мордвы, татар и чувашей обувь не имела таких отличий. Возможно,
именно у них на Руси научились делать лапти одинаковыми. Тем более что это было
в два раза практичнее: потеряется один лапоть, так другой не надо выкидывать.
2.2 Лапти татарские
Татарские лапти - это обувь, сплетенная чаще всего из древесного лыка, типа
сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к
лаптям пришивали или привязывали опушку - полоску из холщовой ткани. В
дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С
лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из
шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх
обвивали ногу крест накрест длинными шнурками - гасниками. Онучи делали из
среднего по качеству холста белого цвета. Лыко заготавливали в летний период и
хранили в бобинах, а длинными зимними вечерами глава семейства плел лапти на
6
всю семью, инструментом, который назывался кочедык. В среднем одна пара лаптей
изнашивалась за три - четыре дня. Лапти считаются рабочей обувью. Татары
носили их чаще всего с суконными или вязанными чулками белого цвета. Веками в
каждой татарской деревне шерсть били, кули шили, рогожи ткали, лапти плели да
тем и жили. Самым распространенным видом обуви у всех групп татар и башкир
были лыковые лапти чабата. Как правило, они считались повседневной и рабочей
обувью, хотя нередко и праздничной. Сылвенско-иренские татары часто
использовали русские лапти урыс чабата, а некоторые мастера приобретали и
навыки их. Праздничные лапти, сплетенные из большего количества, чем обычные,
мелких лыковых лент, называли в некоторых деревнях казанскими лаптями казан
чабата. Смешанный тип лаптей характеризуется тем, что у них подошва косого, а
головка прямого плетения. Возможно, именно у татар научились русские делать
лапти одинаковыми. Тем более, что это было в два раза практичнее: потеряется один
лапоть, так другой не надо выкидывать. Татарские лапти, в отличие от русских
менее разнообразны по форме и технологии изготовления. Но, тем не менее, по
технологии изготовления и внешнему виду татарские лапти на 98% схожи с
русскими.
2.3 Лапти чувашские
Чувашские лапти на 80% схожи с русскими по технологии изготовления и по
внешнему виду. Они плелись одинаково на правую и левую ногу, а у русских
правый лапоть отличался от левого. Чувашские лапти отличаются треугольным
носком, который напоминает по форме ичиги татар. Это объясняется более
древними скотоводческими традициями народа, хозяйственный тип которых, в
период конца XIX- начала XX выделяется исследователями, как земледельческий.
Чебоксарский летописец в высказывании о чувашах упомянул: «Редкий чуваш
имел кожаные сапоги. Что же служило им обувью? Валяная из шерсти обувь не
была доступной всем. Лапти носились зимой и летом. С ними чуваши, пожалуй,
расстались последними из народов, заселяющих Среднее Поволжье. Лапти - один
из древнейших видов обуви. Промысел лаптеплетения насчитывает тысячелетия.
Это подтверждается археологическими находками специального орудия труда -
кочедыка. На лапти человек употреблял лыко, бересту и кожу. У чувашей этот вид
обуви сохранился до пятидесятых годов XX века. Приведу такой факт. В эпоху
Петра Первого в чувашских деревнях под ответственность старосты в общественном
амбаре запирались на ночь топоры, косы и вилы, дабы чуваши не воспользовались
ими, проявляя недовольство действиями властей. И только кочедыки разрешалось
оставлять при себе: лаптеплетение не представляло государственной опасности.
Чувашские лапти отличались от лаптей русских и мордвы своим изяществом,
строгостью формы, способом плетения. Более ценными считались лапти, плетенные
из вязового лыка: в сухую погоду они дольше носились. Интересно, что для женщин
и девушек лапти плелись по-разному. Выходные девичьи лапти отличались
тонкостью работы. Лыко тоже употреблялось более узкой резки. Веревки сплетали
из льноволокна. На период весеннего таяния снега к лаптям подшивали колодки
(каптарма). Они спасали от намокания. Колодки делали из липы с фигурным
вырезом углов и снятием кромки. Старшее поколение, наверное, помнит чувашскую
7
песню "Сопата" (лапти). В двадцатые годы и позднее она была очень
распространенной. Текст ее был напечатан в газете "Канаш" 26 февраля 1926 года».
2.4 Лапти мордовские
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть мокшанское, карть
эрзянское) из липового или вязового лыка. Материалом для их изготовления
служило лыко, добываемое из липовой коры. Об этом упоминается в эрзянской
сказке «Недоплетенный лапоть»: «Пора было взяться Ивану за работу, а обуваться
не во что. Отправился Иван в лес, надрал лыка, пришел домой и начал плести
лапти».
Лыко, размоченное в воде, не ломалось, могло сгибаться в любую сторону.
Поэтому для изготовления обуви была изобретена наиболее приемлемая техника
косоугольного плетения, которая давала большую плотность и четкое оформление
очертаний разных изделий. С помощью кочедыка добавлялось несколько слоев лыка
на подошву, что повышало прочность и увеличивало срок носки лаптей. Лапти
плели чаше всего осенью или зимой, после окончания сельскохозяйственных работ.
Старики занимались плетением круглый год.
Мордовские крестьяне изготовляли в основном двухпяточные лапти, которые
ценились гораздо больше однопяточных. Отличались они тем, что на подошве
задника имели два угла. Мордва называла их «семилычки».
Семилычки являлись праздничной женской обувью. Лыко, из которых плели
такие лапти, очищали очень тщательно, после чего их некоторое время специально
держали на солнце, отчего соковая, т. е. лицевая сторона лычек становилась темно-
коричневой.
Неотъемлемой частью лаптя являлась обора. Это была свитая из лычек липы
тонкая веревочка, длиной до двух метров с двумя концами, посредством которой
онуч и лапоть закреплялись на ноге.
На протяжении тысячелетий лыковые лапти служили мордве в качестве
основной обуви. Со временем производство лаптей начало превращаться из
домашнего ремесла в кустарный промысел, который достиг значительных размеров
в конце XIX века.
3 Техника изготовления лаптей
Этап 1. Сбор и изготовление лыка
Для изготовления одного лаптя требуется 7 лык длиной по 2 метра каждое.
Ширина 1 лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины,
который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плёл лапти. Для плетения
требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело
дефектов. Для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы.
Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый
ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали
распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила
дерево. По рассказам Николая Яковлевича драть не разрешалось, если замечали,
налагали штраф, поэтому днём ходили в лес и примечали деревья, а ветки собирали
8
поздним вечером. На заготовку материалов уходило много времени, собрать надо
было до июня месяца, когда в липовых деревьях проходило наибольшее
сокодвижение и не распустились листья. Ободрать липку, чтобы она годилась на
лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая.
Если ножик острый и удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного -
двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника
вспарывают луб от комля к вершине. На вершине вылущивают из луба лутошку и с
сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают
частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком.
Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький
потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня.
Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется
не более трех стволов. Самые лучшие лапти получались из только что сорванного
материала. Но весенне-летние полевые работы не позволяли этим заниматься.
Поэтому материал заготавливали летом, а лапти плели после того как ляжет снег и
работы будет меньше. Для этого