Мастер-класс "Голосо-речевой тренинг"

3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детско-юношеский центр г.Юрги»
Голосо-речевой тренинг
Мастер-класс
Некрасова Галина Владимировна, педагог
дополнительного образования
Юрга 2019
4
Пояснительная записка
Я выбрала эту тему, так как речь играет главную роль у актёров.
Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения
драматургического произведения. Она дает возможность актеру донести до
зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте и является одним из
основных профессиональных средств выразительности актера.
Моя работа, посвящена разработке навыков сценической речи. Данный
опыт будет полезен преподавателям театра в учреждениях дополнительного
образования. Колоссальное значение имеет в театре визуальный образ.
Следовательно, важнейшим его элементом является мысль, раскрываемая
посредством слова. Занятия в театральном коллективе не только развивают
творческие способности, но и формируют его коммуникативную культуру,
значимость и необходимость в общем деле, индивидуальность в исполняемой
роли.
Голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже
душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу,
придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется
фальшь.
Сценическая речь в русском театре всегда была и должна быть
образцом для подражания, школой народной речи, эталоном речевой
культуры, тем золотым фондом, который требует бережного, любовного и
внимательного отношения. Актеры, чтецы, ораторы, лекторы, дикторы
заинтересованы в том, чтобы наиболее успешно, точно, ясно и выразительно
доносить мысли, заложенные в произносимом ими тексте. Владение логикой
сценической речи дает возможность передавать в звучании мысли автора,
заключенные в тексте роли, рассказа, лекции, помогает определенным
образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно
воздействовать на партнера на сцене и на зрителя.
Цель работы: Апробирование мастер-класса «Развитие сценической речи
учащихся театральной студии» на слушателях курсов повышения
5
квалификации (педагогов дополнительного образования, педагогов -
организаторов).
Задачи:
1. Дать представление о развитие навыков сценической речи, работе с
предметом, развитии чувства ритма.
2. Познакомить слушателей курсов с упражнениями по развитию
навыков правильного фонационного дыхания.
Главная задача - научить видеть и понимать структуру речи,
правильно расставлять интонационные и логические ударения. Каждая фраза
(как и слово) в речи имеет определённый смысл, ради которого она
произносится. Читая текст, написанный автором мы стараемся его
интонационно "раскрасить", начинаем "играть" словами, что сказывается на
сути произносимого. Подборка стихотворений, басен и художественных
текстов.
На занятиях сценической речью дети знакомятся с правилами
произношения различных слов, учатся говорить правильно.
При работе над голосом нужны терпение, кропотливый, каждодневный
труд труд с предельным вниманием к точности выполнения заданий, к
получаемому результату. Обучение сценической речи неразрывно связано с
формированием пластической свободы, развитием эластичности и
подвижности дыхательной и голосовой систем, совершенствованием
речевого слуха, постановкой голоса. На занятиях необходимо добиваться
того, чтобы «голос, речь и интонации оставались и на сцене в полной
зависимости от внутреннего чувства и являлись бы его непосредственным,
точным и рабским выразителем» (К.С. Станиславский)
За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи,
слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика нашла новые
источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом.
В основу приемов легли работы врачей ларингологов, физиологов,
психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти
6
наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного
дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего
речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над
голосом.
Одной из характерных особенностей детей 21 века является нежелание
что - либо учить и запоминать. Большую часть времени дети проводят в мире
интернета, отсюда характерная вялость, апатия. Таких детей сложно чем
либо заинтересовать, у них нет любимых авторов, любимых произведений.
Поэтому очень важно подобрать необходимый материал так, чтобы
пробудить в этих детях творческий интерес к волшебному миру театра.
Посещая различные семинары, тренинги, конференции, вы наверное
обращали внимание на такой интересный факт: на одних мероприятиях в
буквальном смысле хочется спать- и тема скучная, и голос лектора
монотонно -убаюкивающий. На других всё противоположно неугасающий
часами интерес и насыщенная речь оратора. Чаще всего виной этому не
смысловая наполненность информации, а способ её подачи. Рассказ без
эмоций, монотонное бормотание «под нос», отсутствие интонации способны
загубить любое выступление.
То, как человек говорит, порой становится дополнительной мотивацией
послушать его и иметь с ним дело. Это важный коммуникационный навык,
не только для артистов сцены, но и многих, чья сфера занятости связана с
общением, обучением, продажами.
7
План-конспект проведения мастер-класса
Цель мастер - класса развитие органов дыхания во время движения, для
выполнения правильного звукопроизношения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов дополнительного образования с комплексом
упражнений по дыхательной гимнастике.
2. Научить, самостоятельно показывать упражнения.
3. Воспитать бережное отношение к своему речевому аппарату.
Участники мастер-класса: педагоги дополнительного образования.
Оборудование и материалы: Комплекс скороговорок, мячики, пробки,
стулья, спортивная форма.
Ожидаемые результаты:
-Самостоятельный показ упражнений для применения в своих творческих
объединениях
Основные этапы мастер-класса:
1. Организационный момент
1.1. Приветствие, сообщение темы, постановка цели и задач.
2. Теоретическая часть
Вводная беседа об использовании дыхательных упражнений на занятиях
театром, применение голосо - речевых упражнений в движении.
3. Практическая часть
3.1 Разминка
3.2 Разучивание упражнений в движении с использованием предметов
(пробка, мяч, стулья, палас)
4. Заключительная часть
4.1. Подведение итогов, совместное обсуждение.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
1.Организационный момент. Участники располагаются на стульях.
Приветствие, озвучить цели и задачи.
8
2. Теоретическая часть. Правильно организованное дыхание играет в речи
первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого
воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим
фразу.
Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает
возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя
слова.
Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и
фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.
Сегодня на нашем мастер – классе мы с вами разучим несколько голосо
речевых упражнений в движении с использованием различных предметов.
Это работа на паласе, с пробками, теннисными мячиками и стульями. Но
прежде чем приступить к работе, нам необходимо размять наши связки.
3. Практическая часть
3.1 Разминка:
«Снежки»
Лепим снежки, перекладывая с руки на руку 6 раз, приседая на каждый
снежок. Произнося на каждый присест звук «И». Делаем глубокий вдох
носом, отводим правую руку со снежком назад и бросаем вперёд на выдохе
со звуком «И». То же самое делаем на остальные звуки «Э», «А», «О», «У»,
«Ы».
«Скороговорка в движении»
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
-произносим скороговорку с хлопком на ускорение, 3 раза.
-топаем и хлопаем.
-делаем шаг вперёд, с хлопком и шаг назад с хлопком произнося
скороговорку.
-делаем шаг вправо, с хлопком и шаг влево с хлопком произнося
скороговорку.
-приседаем и хлопаем.
9
-хлопок спереди и хлопок сзади с приседанием.
-хлопки по четвёрке, верх лево, верх право, низ право, низ лево.
Проговариваем скороговорку везде по 3 раза и на ускорение.
3.2 Разучивание упражнений в движении с использованием предметов
(пробка, мяч, стулья, палас)
Но прежде вспомним правила, безопасности при работе на ковре. ( не
катиться пока не встанет партнёр). При работе с пробками. ( не откусывать и
не глотать кусочка пробки). Работая с теннисными мячиками (не бросать
друг в друга, не подбрасывать слишком высоко)
1. «Пробки». Легкое и очень продуктивное упражнение!
Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы губ, щек, верхнего
неба, мышцы лица подтягиваются, сглаживаются носогубные складки;
улучшается дикция!
Берём кончик пробки в рот и произносим стихотворение «Вот дом,
который построил Джек».
2. «Упражнения на паласе». Полезно для чёткости произношения. Лечь на
палас, с вытянутыми над головой руками и переворачиваясь (крутясь в одну
сторону) произносить скороговорку, громко и чётко.
3. «Упражнение с теннисными мячиками». Данное упражнение снимает
зажимы со связок. Лошадка с мячиком.
Подкидываем мячик вверх и делаем вдох, ловим мячик одной рукой и
делаем выдох как лошадка (сквозь губы, губы расслаблены) Когда ловим мяч
голова следит за мячом, колени слегка согнуты, спина прямая, рука с мячом
плавно опускается вниз.( делать 3 раза одной рукой, затем 3 раза другой,
после чередуем с одной руки перекидываем на другую, не забывая следить за
дыханием, движением рук, ног и головы. Вместо звука лошадки добавляем
скороговорку.
4.«Радиоприёмник». Это упражнение на внимание, на умение
сосредоточиться на себе и не отвлекаться на партнёров
10
Дети стоят полукругом, можно сидеть на стульях. Каждому даётся своё
задание петь песню, читать стих, скороговорка, рассказать интересную
историю, новости, оправдаться за что либо. Когда ведущий нажимает на
правое плеча - это громко, когда на левое плечо это тихо. Это касается
только того ребёнка которого задели остальные молчат. Кого задели за
правое плечо, он начинает выполнять своё задание, читать стих или
скороговорку громко и.т.д. Когда всех включили (задели) добавляется ещё
задание –это для всех. Ведущий поднимает ручку, вверх все говорят громко,
когда параллельно полу – это средне, когда ручка показывает вниз – это тихо.
Можно усложнять по желанию. Все говорят тихо, а отдельных ребят можно
задеть за правое плечо и они будут говорить громко.
5.«Упражнение со стульями». Это упражнение на умение равномерно
расходовать выдыхаемый воздух при смене деятельности.
Три участника стоят рядом со стульями. Даётся одна скороговорка для
всех. По команде ведущего начинают маршировать, вокруг стульев
произнося скороговорку, по хлопку смена деятельности. Бегут вокруг
стульев продолжая произносить скороговорку, по хлопку проползают под
стульями со скороговоркой, по хлопку пройти на корточках вокруг стульев.
Затем встают следующие участники.
6. «Паутина». Упражнение с теннисными мячиками. Это упражнение на
внимание и на работу с партнёром.
Встаём в круг, рассчитаться по порядку участников. (1-9). Начинаем
перебрасывать мячик: 1-5, 5-9, 9-4, 4-8, 8-3, 3-7, 7-2, 2-6, 6-1, 1-5. Когда
запомнили своих партнёров, у кого принимаем и кому отдаём мячик,
добавляем произношение скороговорки. Повторить несколько раз. Начинаем
идти по кругу и перебрасывать мячик своим партнёрам со скороговоркой.
Далее усложняем. Все расходятся по комнате и начинают хаотично ходить,
не задевая друг друга, продолжаем бросать мячик своим партнёрам, не
забывая произносить скороговорку. По хлопку ускоряем скорость.
11
Затем каждому педагогу даётся своя скороговорка и они ходят по залу
стараясь не столкнуться и не отвлекаться на другие скороговорки. (Ведущий
в это время следит за правильностью движений и прислушиваясь как они
произносят скороговорки. Нужно произносить вначале медленно, затем
ускорять темп движения и речи.
( по мере усталости могут останавливаться и отдыхать).
4. Заключительная часть
Педагог: « Скажите, какие упражнения мы сегодня разучили и на что
нацелено каждое упражнение».
12
Заключение
Моя работа, посвящена разработке навыков сценической речи. Данный
опыт будет полезен педагогам дополнительного образования театрального
направления в учреждениях дополнительного образования и школах.
Колоссальное значение имеет в театре визуальный
образ. Следовательно, важнейшим его элементом является мысль,
раскрываемая посредством слова. Занятия в театральном коллективе не
только развивают творческие способности, но и формируют его
коммуникативную культуру, значимость и необходимость в общем деле,
индивидуальность в исполняемой роли.
План-конспект занятия «Сценическая речь в движении» опубликован в
СМИ «Педагогический мир» и «Педагогическая газета», получил
свидетельство о публикации.
13
Список литературы
1. Галендеев. В.Н. Теория и практика сценической речи. Коллективная моно-
графия [Текст] / Отв. ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2005. -135 с.
2.Учебное пособие [Текст]/ Ю.А. Васильев - СПб.: СПГАТИ, 2007. — 432 с.
3. Казакова Л.С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным
текстом [Текст] / Л.С. Казакова - ЧГАКИ, 2005. — 33 с.
4.Козлянинова И.П., Промптова И.Ю. Сценическая речь [Текст]/ И.П
Козлянинова., И.Ю Промптова М.: ГИТИС, 2002. — 511 с.
5. Бруссер А., Оссовская М. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для
самостоятельной работы) [Текст]/ А. Бруссер, М Оссовская. - М., 2005.-112 с.