Тема памяти и веры в рассказе В. Закруткина "Подсолнух" 7-8 класс

Тема памяти и веры в рассказе В. Закруткина «Подсолнух»
Класс: 7-8
Технология: кейс-технология
Цель:
Создать условия для развития личностных функций обучающихся:
субъектной позиции ученика в решении практических ситуаций,
связанных с нравственно-эстетической оценкой рассказа В.А.Закруткина
«Подсолнух»;
любви к родному краю и его историко-литературным ценностям.
Задачи:
В результате урока учащиеся смогут:
Предметные результаты:
Заинтересовать личностью и творчеством В. А. Закруткина.
Раскрыть нравственно-эстетические ценности рассказа В. А. Закруткина
«Подсолнух».
Личностные результаты
Проявить творческие способности,
Высказывать точку зрения о важности памяти о погибших в годы Вов
Метапредметные
Регулятивные:
самостоятельно извлекать информацию из литературного произведения и
справочных материалов;
оценивать и интерпретировать полученную информацию.
Познавательные:
знать и находить художественные особенности текста
применять полученные теоретические знания для решения
практических задач;
Коммуникативные:
уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в совместной
деятельности, учитывая позиции всех членов группы;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
представлять результаты исследования.
Ход урока:
1 этап. Деление на группы.(3групп по 3-5 человек, принцип: произвольный)
2 этап. Мотивация. Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». А что вы
знаете о писателе?
Слово учителя: Дон… Словно могучий властитель свободно простирается он на
многие километры… И не только радует нас своим величием, колоссальной
невиданной роскошью лесов, разной мелкой живностью, свежим родным духом
степей и ровной гладью полей, что видны с высоты пролетающим птицам,
будто заплаты, разбросанные по матушке земле нашей, но и кормит, приносит
жизнь нам людям донским – вечным сынам и дочерям его.
Именно здесь, на нашей Донской земле, появились, росли, жили люди, не
просто скоротавшие свой век, покорно отдавая «дань» родной земле, не
полностью захлестнутые пустой , обыденной жизнью, а те, которых единицы,
те, которые в произведениях своих прославляли, прославляют и будут
прославлять наш чудный, неповторимый и самый дорогой родной донской
край.
В 2018 году исполняетсья 110 лет со дня рождения одного из таких великих
лекарей человеческой души Виталия Закруткина. В. Закруткин был по-
настоящему влюблен в свою малую родину и искренне выражал чувства свои
на бумаге для того, чтобы мы не очерствели и не умерли духовно.
Сообщение о писателе:
В. А. Закруткин родился 27 марта 1908 года в городе Феодосии в семье
народного учителя. Детство и отрочество писателя прошли в сельской
местности. Вместе с семьей кочевал он из Троянова Вала, что в Бессарабии, в
село Чалбасы бывшей Таврической губернии, а оттуда в молдавское селение
Валегоцулово. Затем десять лет прожил в украинской деревне Екатериновке.
Семья Закруткиных была большая, дружная, трудолюбивая. Работали все.
Будущему писателю рано пришлось познать нелегкий крестьянский труд.
Вместе со своими братьями он и за плугом ходил, и хлеб косил, и водил коней в
ночное… Отец и мать обладали хорошими голосами, великолепно пели
народные украинские песни и часто выступали вдвоем на самодеятельных
учительских концертах. С детства писатель полюбил народные песни. Была и
другая страсть у мальчика – сказки, пленявшие своей неистощимой выдумкой,
поэтичностью и простотой. Он заслушивался ими. А потом и сам пробовал их
складывать, придумывая какую-нибудь нехитрую историю.
Глубоко в сердце своем Виталий прятал заветную думу увидеть себя
напечатанным. Этой мечте суждено было сбыться лишь в 1926 году: одесская
газета «Известия» опубликовала его фельетон «Комбогомольцы», который он
подписал псевдонимом «В. Тамарин» (по имени возлюбленной, конечно).
Жизнь в деревне, раннее приобщение к крестьянскому труду, обостренное
чувство природы благотворно сказались на развитии дарования нашего
писателя. По его собственному признанию, художника из него сделала земля,
крестьянский труд.
В. А. Закруткин занимался ликвидацией неграмотности. И о пропаганде книги
он не забывал. Стремился, чтобы она была в каждом доме. Хорошая книга – что
верный друг. Сколько уже таких книг встретилось на его пути, книг, глубоко
запавших в душу, заставивших напряженно думать о жизни, о людях, о смысле
всего сущего. Надолго запомнилось и первое знакомство с поэзией Есенина. В
деревне Екатериновке в какой-то заброшенной хатенке Виталий подобрал с
пола тоненькую книжечку без обложки и титульного листа. Это оказались
стихи. Кто их автор Виталий не знал. Но стихи его просто ошеломили: будто
неизвестный автор подсмотрел его жизнь. Это была искра, воспламенившая в
душе подростка давно томившуюся жажду творчества. Начал с самого
неприкрытого и добросовестного подражания Есенину (это ему принадлежал
томик стихов).
Но ни с чем не сравнимым было ощущение радостной взволнованности и
искреннего счастья, когда юноша впервые прочел Пушкина. Он почувствовал,
что в его жизнь вошло нечто большое, значительное. А в 1931 году, когда семья
из Екатериновки переезжала на Дальний восток, он в Москве на последние
деньги купил роскошное шеститомное издание сочинений Пушкина.
В 1935 году молодой аспирант читал в Усть-Медведицкой лекцию о Пушкине,
без конспектов, цитируя наизусть любимого поэта. По окончанию к нему
подошел старый писатель А.С.Серафимович, обнял лектора и пригласил его к
себе. Когда В. Закруткин красочно описал свою жизнь, Серафимович заметил: «
Вам, батенька, писать надо. Не только статейки. Рассказы писать. Повести, а то
и романы. Вы жизнь знаете, вы землю любите, людей любите…», он же
познакомил В. Закруткина со своим «молодым другом» Шолоховым.
В 1937 г. Закруткиным были широко организованы Дни памяти Пушкина, был
выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов».
Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала
публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар». Незадолго до
войны вышла в свет повесть «Академик Плющов».
Но война круто изменила планы будущего писателя. Для Виталия Закруткина
самые страшные дни начались с Великой Отечественной войной. В конце лета
1941 года, когда гитлеровцы рвались к Ростову, Закруткин добровольцем ушел
на фронт, принимал участие во многих боях 1941-1945 годов, в том числе в
штурме Берлина и освобождения Праги. Еще недавно такой мирный человек,
доцент, литератор, оказался на переднем крае, стал участником
кровопролитных боев. Он был корреспондентом армейских и фронтовых газет
и в своих репортажах и очерках выступал не как наблюдатель из армейских или
фронтовых тылов, из так называемого второго эшелона, а как
непосредственный участник сражений.
И конечно же это не могло не повлиять на творческую деятельность В.А.
Закруткина. Уже в 1942 г. были изданы два небольших сборника его фронтовых
рассказов – «На переднем крае» и «Сила». А в следующем году в Ростове
вышла повесть о разведчиках «Человек со шрамом». В 1944 году прямо с
фронта В. Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи:
сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой».
«Закончилась война. Я вернулся в город Ростов, откуда ушел на фронт, -
вспоминал писатель впоследствии в своей книге «О неувядаемом». – Вернулся
в звании майора, награжденный боевыми орденами, в потертой шинели, с
неизменной полевой сумкой, в которой лежали мои фронтовые записки.
Больше ничего у меня не было. Жизнь надо было начинать сначала»
Короткое время Виталий Александрович еще занимался преподавательской
деятельностью в пединституте, в Ростовском университете, где на его лекции
приходили не только студенты филологи, но и будущие историки, геологи,
математики, физики. Тяга к литературе, к живому слову в 40-е 50-е годы была
удивительно сильной. Писателю-фронтовику-ученому очень верили.
Но тяга к литературе победила в нем ученого. В. Закруткин решил оставить
научную работу.
В 1947 году в станице Кочетовской появился высокий сухощавый мужчина с
полевой сумкой. «Я литератор. Живу в Ростове. Решил по Дону проехать, место
поглядеть, может, осяду где»
Так Закруткин поселился в тогда мало кому известной, а ныне благодаря ему
знаменитой станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской
области… Что-то символическое было в том, что он, Виталий Закруткин,
бывший учитель, завкафедрой пединститута, сын Александра Закруткина,
бывшего инспектора народных училищ, внук Михаила Закруткина, бывшего
народного учителя, поселился в бывшей приходской школе
Здесь он при свете керосиновой лампы писал первые очерки о кочетовцах,
повесть о суровой правде послевоенной жизни, повесть о людях земли, о
поисках счастья и радости, готовил к печати свои фронтовые записки и
рассказы. Герои его произведений – люди мужественные, волевые,
целеустремленные, отдающие весь жар своего сердца на благо любимой
Отчизны. Жизнь в гуще народа, среди героев его книг, обогащает писателя,
дает ему материал для литературного творчества. Закруткин любит землю,
людей ее возделывающих. Это им, пахарям. Животноводам, виноградарям,
сельским механизаторам, он посвящает свой писательский труд. Он откровенно
признается: «Если бы я не жил здесь, среди людей труда, не видел их работы,
не знал бы их дум – не смог бы я написать свои книги».
Много воды утекло с тех пор в тихом Доне. А на его берегу стоит дом,
просторный казачий курень, утопающий в зелени дикого винограда и плюща,
вокруг него цветники и сад. В этом доме всегда были рады людям. «Люди
должны быть всегда возле художника, - говорил писатель. – Общаясь с ними,
сколько я увидел ярких характеров, удивительных судеб!»
Здесь написаны сотни очерков и рассказов о войне, дорогих сердцу людях,
сотни статей в защиту природы и родного языка, замечательный роман
«Плавучая станица», мудрые философские рассказы «Подсолнух», «Млечный
путь», здесь создан гимн русской женщине «Матерь человеческая», здесь более
двадцати лет работал писатель над эпопеей «Сотворение мира», которую по
праву считает «главной книгой всей своей жизни»…
Он до последних дней радовался жизни: «Я рад и счастлив тем, что после всего
доброго и злого, что мне довелось видеть в мире, после долгих раздумий и
размышлений, после печальных ошибок и мучительных поисков истины и
определения цели жизни, моей жизни, данной только мне и никому другому, я
нашел и познал свет звезды, которая вела и продолжает вести меня: стремление
к благу и счастью, к любви и дружбе всех людей на земле…»
В феврале 1984 года, возвращаясь с похорон любимого им М.А. Шолохова,
Закруткин заехал к поэту Б.Н.Куликову в Семикаракоры. «Жил Михаил
Александрович, как солдат, и умер, как солдат… и похоронили его 23 февраля
в День Советской Армии,»- сказал писатель.
Прощаясь, он задержал руку земляка – товарища в своей и вдруг процитировал
не менее любимого Есенина: «Видно, мне пора уже в дорогу бренные пожитки
собирать». А уже в октябре Борис Куликов шел за гробом В. Закруткина. Умер
Закруткин 10 октября 1984. Поэт земляк вспоминает: «Хоронили В.
Закруткина необычайно ясным, теплым октябрьским днем. Оранжево пылали
клены и тополя, посаженные школьниками по его настоянию вдоль
асфальтированной дороги, построенной благодаря ему, по которой теперь
двигалась траурная процессия. Его, как настоящего солдата, хоронили с
воинскими почестями…» Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе
дома, где он постоянно жил.
Прекрасные стихи посвятил В. А. Закруткину Д. Долинский.
Памяти В. А. Закруткина
Где отныне искать?
Среди груш,
Среди слив,
Среди вишен
В плодоносном саду.
Будто из дому
Только что вышел
На подворье свое,
На любимое место
Над Доном.
Слушать шорох корней,
крон шептанье
под небом бездонным,
отвергал
понятие рая,
понятие ада,
вот и садом он стал,
подтверждая понятие лада
человека с землей
Вот начал он новую тему
новой жизни своей,
уходя в корневую систему
белоснежных дерев
по весне,
по зиме –
белоснежных
на виду
у придонских
прозрачных
просторов безбрежных.
Постелились пред ним,
расступились
крепкие корни
Будут книги его шелестеть
его вечной кроной!
3 этап. Предъявление кейсов.
Каждой группе предлагается кейс (проблемная задача и набор статей ТК),
группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих
ответов.
Кейс 1
1) Текст рассказа «Подсолнух»
2) Памятка
Сюжет – повествование о событиях художественного произведения,
выстроенное в соответствии с авторским замыслом.
3) Задание: представьте, что вам необходимо составить сценарий
кинофильма по мотивам рассказа «Подсолнух». Какие эпизоды вы хотели
бы проиллюстрировать? Как бы выглядели эти картины?
Кейс 2
1) Текст рассказа «Подсолнух»
2) Памятка
Герой основное действующее лицо литературного произведения.
Портрет описание внешности персонажа, одно из средств создания
образа.
Из словаря Ожегова:
ПРАВЕДНИК:
1) у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет
грехов.
2) человек ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
Задание: Кто главный герой рассказа? Что вы узнали о нем из текста?
Найдите в тексте слова, предложения, с помощью которых можно
охарактеризовать главного героя рассказа. Найдите в тексте приемы авторской,
портретной характеристики героя. Составьте таблицу
Например
ОТЕЦ
ТЕКСТ
Характеристика
Грозно топал
Уверенный характер
Знали его все
Уважаемый
К молчанию привык
Молчаливый, спокойный
Удостаивал двумя-тремя словами
Неразговорчивый
Высокий, плечистый с могучей грудью
Сильный
До революции батрачил
Степенный, смиренный
Чабановал в совхозе
Труженик
Острый взгляд замечал все, что творилось вокруг
Наблюдательный
Все любили и побаивались этого большого, крепкого старика
Уважали, любили
Задание 2: Как вы думаете, почему главного героя все звали Отцом?(был
стариком, из уважения, авторитет; он называл всех, кто моложе , даже
животных, сынками;дань памяти о погибшем за Родину сыне).
Задание 4: В литературе 20 века появляется образ праведника, в произведениях
Солженицына, еще ранее в творчестве Лескова.
Кто такой праведник? Можем ли мы назвать Отца праведником? Объясните
свою точку зрения. (главный герой труженик, не грешит против правил
нравственности, добра; проповедует жизненные принципы гуманизма; одинок;
привязан к родине: «Отец родился, вырос и постарел в этой угрюмой степи»)
Кейс 3
1) Текст рассказа «Подсолнух»
2) Памятка
Пейзаж – основное действующее лицо литературного произведения.
Портрет – описание внешности персонажа, одно из средств создания
образа.
Композиция – расположение и соотнесенность частей, построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием,
идеей и жанром.
3) Отрывок из книги Виталия Закруткина «В родном краю»:
«Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив
тем, что живу здесь, что в труде земляков-земледельцев есть малая
частица моего труда, что уже поднялись высаженные мною тополя,
вишни и яблони, что они незаметно входят в разлив донских садов и
останутся людям
4) Задание 1: С какой целью используется автором пейзаж? Что особенного
в изображении степи? (Небо отображает землю) Чем является пейзаж в
композиционном отношении (плане)? (Экспозиция)? Какое настроение
рождает пейзаж степи? Какие краски преобладают в описании?
Чем пейзаж В.Закруткина отличается от пейзажей других писателей?
Какая природа здесь показана? Найдите в тексте приметы пейзажа,
указывающие на то, что действие происходит в донской степи.
Задание 2: Докажите, что пейзаж задает тон всему рассказу,
предсказывает, что будет и «темное», и «светлое».
Задание 3: Прочитайте отрывок из книги Виталия Закруткина «В родном
краю». Чем слова самого автора схожи со словами Отца? Сопоставьте их.
Как эта фраза помогает понять основную мысль рассказа?
произведениях В. Закруткина прослеживается взаимосвязь человека и
природы, их взаимопроникновение, взаимопродолжение друг в друге.)
Кейс 4
1) Текст рассказа «Подсолнух»
2) Памятка
Реминисценция – это включение автором в свое произведение
образов, стихов, фраз и т.п. из другого литературного произведения.
Это воспоминание, ассоциация с другими художественными текстами,
образами.
3) статья из «Словаря крылатых слов и выражений», 2004г.
Фома неверующий
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 20, ст. 24—29)
рассказывается о том, как один из учеников Иисуса, апостол Фома, не
поверил вести о воскресении распятого Христа и сказал: «Если не увижу
на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и
не вложу руки моей в ребра его (римский солдат своим копьем проколол
распятому Иисусу Христу грудь, чтобы быть уверенным в его смерти.-
Сост.), не поверю».
Тогда Иисус обратился к Фоме со словами: «Подай перст твой сюда и
посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь
неверующим...»
Иносказательно: крайне недоверчивый человек (ирон.).
Отсюда имеющее тот же смысл просторечное выражение — Фома
неверный.
Так говорят о человеке, которого трудно заставить поверить чему-нибудь.
Выражение возникло из евангельской легенды о том, как один из
апостолов Фома, когда ему рассказали о воскресении распятого Христа,
заявил: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста
моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю"
(Иоанн, 20, 24-29).
4) Задание 1: Почему Отцу было так дорого семечко подсолнуха?
Для чего так подробно автор пишет о том, как семечко всходит, как
растёт подсолнух
Как Отец воспринял весть о том, что подсолнух взошёл? Как рос?
Задание 2: Как другие персонажи отнеслись к затее Отца.
(Бадма был Отцу ближе других, но и у него были сомнения, «печальное сожаление»;
Донька, пригретый Отцом после тюремного срока, сначала сомневался, но при этом защищал
подсолнух, а после того, как он начал засыхать, какая-то сила наполнила его чувством веры
(зачитать отрывок со слов «…подгоняемый ветром…»)
Фока, другие чабаны: кто верил, кто нет, но так как все любили и побаивались Отца, ждали
всхода подсолнуха с нетерпением. Фока до последнего не верил, но потом и его покорил
Отец своей верой (Донька застал Фоку обмывающим листья подсолнуха).
Зоотехник считал, что затея Отца – «доброе дело»)
Прочитайте библейскую легенду о Фоме Неверующем. Какие ассоциации
возникают у вас с образом Фомы.
(Сила Веры Отца, его Надежды, Любви заставляет поверить и Фоку в
будущее подсолнуха.
Прослеживается параллель Фока Фома Неверующий, Отец – Спаситель,
Отец Небесный, Носитель Веры, Надежды, Любви. Главный герой является
носителем веры, силы духа)
4 этап. Работа с кейсами.
Группа работает с текстами и находят примеры для подтверждения своих
ответов.
5 этап. Предъявление результатов. Группы представляют результаты своих
исследований. Задание для всех: составить кластер.
Рефлексия. А как вы считаете, была ли затея Отца оправданной? Может быть,
зря он это затеял – выхаживать, поливать одно семечко и ухаживать за
подсолнухом в суровых условиях солончаковой степи?
Где, по вашему мнению, кульминация в рассказе? (Прохожий паренёк срезал
подсолнух).
Почему Отец не наказал его?
(Его сын отдал жизнь за людей, и подсолнух вырос для людей
«Разве ж мы не для людей его растили?..»)
- Почему рассказ называется «Подсолнух», а не «Отец» или др.? (Подсолнух
стал символом веры Отца в то, что память о сыне будет жить)
- Почему автор начинает и заканчивает рассказ описанием пейзажа? («Летящие
лебеди обещают идущим по степи людям приход вечно живой, прекрасной
весны» - вера в то, что степь оживёт и будет способна давать урожай)
Оценивание результатов деятельности группы
Учитель оценивает деятельность группы с применением балльной шкалы.
Критерии оценивания учебной деятельности.
Баллы
1.Решили задачу, назвав основные права и
обязанности работника и работодателя.
5
3.Определяет особенности трудовых
правоотношений несовершеннолетних от 16 до 18
лет.
1
4.Извлекает информацию из статей ТК РФ.
1
5.Предлагает аргументы для оценки и
интерпретации полученной информации.
2
6.Логично и точно излагает свою точку зрения.
1
7.Структурирует полученную информацию.
1
Шкала перевода баллов
Количество баллов
отметка
9-11
5
7-8
4
5-6
3
Менее 5
2