Статья по русскому языку "Мы живем в мире текстов"

2
План
1. Вступление. Текст - ключевая единица русского языка.
2. Основная часть. Приемы работы с текстом:
а) связные тексты - основа уроков русского языка;
б) работа с деформированным текстом – клише;
в) комплексный анализ текста в старших классах;
г) необходимость анализа текста в средних классах;
3. Результативность работы.
3
Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем,
изучаем, создаем сами, иногда говорим, пишем...
Тексты - это наша речь, это жизнь нашего языка. А русскому языку мы
учимся постоянно, с детских лет до глубокой старости. Текст является
опорой, ключевой единицей русского языка. Анализ текста с учащимися
способствует созданию на занятиях развивающей речевой среды, что
благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковых
интуиций, без чего невозможен процесс совершенствования речи.
Текст является категорией, которая показывает «язык в действии, создает
условия для осуществления функционального похода при изучении
языковых явлений».
Анализ текста позволяет:
- обеспечить взаимосвязь в изучении слова и текста;
- ликвидировать разрыв между изучением языка и обучением речи;
- обеспечить реализацию как внутрипредметных (межуровневых), так и
меж предметных связей (в первую очередь курсов русского языка и
литературы);
- усилить внимание к вопросам воспитания в процессе обучения.
В последнее время работа с текстом приобрела особо важное значение,
так как русский язык стал обязательным предметом при сдаче ЕГЭ, а
развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка.
Поэтому своей выбор я остановила на теме: «Работа с текстом как
форма подготовки к ЕГЭ по русскому языку». Над ней я работаю третий год.
Анализируя результаты ЕГЭ за прошлые годы, я пришла к выводу, что
многие ученики не способны «понять содержание текста, его проблематику,
авторскую позицию», «беспомощны в обнаружении причин наследственных
связей, как в фактическом материале текста, так и в его структуре». Анализ
выполнения части С показывает «отсутствие целостного замысла в работе
выпускников, не понимание ими цели собственного сообщения», что
приводит к нарушению смысловой цельности и лексико-грамматической
связности речи: отсутствию связи между смысловыми фрагментами,
перехода между частями. Поэтому я решила заняться данной проблемой и
работать над текстом не только в 10-11 классах, для которых я разработала
элективные курсы по работе с текстом, но и привести в систему работу по
развитию речевых умений, начиная с 5 класса. В средних классах можно
предлагать задания, основой которых являются трансформация, дополнение,
моделирование текста. Например, такие:
1. по названию текста предположите, каким будет его содержание.
2. попробуйте восстановить пропущенные слова или словосочетания.
3 распространите предложение заданными элементами.
4. подберите (придумайте) окончания к данным предложениям.
Работать с тексом можно в курсе любой темы русского языка. Будь то уроки
обобщения материала, либо этот уроки развития речи, уроки контроля
знаний, изучение стилистики и т.д.
4
В своей работе я хочу остановиться на связных текстах, которые
являются основой уроков русского языка и играют большую роль в развитии
речи обучающихся. Связный текст выражает законченную мысль, дает
материал для речевой практики, позволяет показать источник информации,
словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и
воспитывающие цели урока.
Что такое связный текст?
Есть два понимания текста: широкое и узкое. В широком понимании
текст - это любое связное высказывание любой длины, продолжительности,
любого жанра (рассказ, роман).
Текст в узком толковании - это сочетание предложений, связанных
между собой по смыслу и при помощи языковых средств.
Каковы же признаки текста?
- Предложения текста взаимно связаны.
- Смысловая законченность.
- Структурная законченность
- Интонационная законченность.
- Связность.
- Линейность.
- Членимость на части.
- Авторская целевая установка.
- Стилистическая обработанность.
Текст должен иметь зачин, основную часть, концовку.
Свободные предложения бывают не в любом тексте.
Каковы же единицы текста?
1. Заголовок называет тему и может быть 4 видов:
а) номинативный заголовок: "А.С. Пушкин", "Зима";
б) информативный заголовок "Как слон спас Кулина";
в) эмоционально-экспрессивная функция заголовка ("Когда же придет
настоящий день?", "Кто виноват?");
г) рекламная функция - "Не проходите мимо!", "SOS",
2. ССЦ - сложное синтаксическое целое - раскрывает содержание текста,
может состоять из нескольких микротем.
3.Заключительная часть выражает основную мысль произведения, ещё раз
напоминает тему.
Предложения в тексте соединяются такими способами:
- цепная связь (повествование),
- параллельная (описание),
- кольцевая,
- лучевая - характерна для текстов-рассуждений,
- смешанная связь.
Средства межфразовой связи.
1. Лексические средства связи (лексический повтор, использование
однокоренных слов, синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы,
перифразы, тематически объединенные слова).
5
2. Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия,
числительные, союзы, частицы, вводные слова).
3. Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении,
синтаксическая неполнота, единство видовременных форм глаголов-
сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций.)
Такая работа над текстом должна проводиться постоянно, начиная с младших
классов. Это сквозная тема.
Этапы работы над текстом.
Т: С-СС-П-Т, где Т - готовый текст, С - слово, СС - словосочетание, П -
предложение, Т - текст ученика.
Ученический текст может быть с полстранички. В чем особенность
этих мини-сочинений? Главное то, что они не отпугивают учащихся своим
объёмом. Учащиеся с удовольствием берутся за такую работу, потому что
сразу виден результат, можно из множества тем выбрать подходящую,
можно описать случай из собственной жизни или немножко
пофантазировать. Но все стараются раскрыть тему. В данных работах в той
или иной степени эта цель достигнута.
В современных условиях каждый урок русского языка должен быть
насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом,
бесспорно, являются художественные тексты
Каждая новая тема, каждое явление языка (многозначность слова, вид
глагола, словообразование) изучается на материале художественных текстов.
Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в
речи.
Один и тот же текст можно использовать неоднократно, каждый раз
отыскивая в нем что-то новое, сравнивая с другим, или при изучении одной
темы можно использовать разные тексты.
Какие же задания могут быть подобраны к текстам? Их можно разделить
на такие группы:
1. Предполагает поиск в тексте определенных форм и конструкций, их
классификацию, объяснение их роли в тексте. Здесь от грамматики идем к
содержанию;
2. Определение грамматических средств, с помощью которых
раскрывается содержание;
3. Активная работа с текстом (изменение структуры предложений,
подбор синонимов, определение стиля и жанра текстов).
На практике эти вопросы, задания могут быть даны в любом сочетании,
ещё лучше, если они неожиданные.
Такая работа помогает учащимся осмыслить художественный текст,
оценить его достоинства, понять, как и почему выбраны лексические
средства. И, конечно, такая кропотливая, вдумчивая работа с текстом
пробуждает интерес к русскому языку, появляется желание самостоятельно
искать и находить что-то интересное.
6
Текст можно использовать на любых этапах изучения грамматической
темы: при объяснении, при контроле. Такая работа может быть использована
как форма зачётов или как форма подготовки к экзамену по русскому языку.
Так в последние 2-3 года выпускники нашей школы, готовясь к ЕГЭ по
русскому языку, работали по художественным текстам с различными
заданиями, делали разборы всех видов, определяли стиль и жанры текстов,
отвечали на дополнительные вопросы.
В последние годы я практикую в старших классах работу с
художественными текстами. На это меня натолкнули статьи А.А. Егоровой и
В.В.Луковицкого "Художественный текст на уроке" и язык оживает..." в
приложении к газете "Первое сентября" "Русский язык". В этом издании
даются специально подобранные тексты с заданиями, которые можно
использовать на уроках русского языка. Например: «Мы часто обращаемся
внутренним своим взором к Пушкину. Он вместил все, чем живет человек, в
пределы своей блистательной поэзии… Я хочу напомнить и себе и другим
писателям тот пушкинский великий закон мастерства, следование которому
навеки соединяет сердце писателя с сердцем его народа. Закон этот прост.
Пушкин сказал:
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград, за подвиг благородный.»
(К. Паустовский)
Задания:
1. Определить тему и основную мысль.
2. Подобрать синоним к словосочетанию внутренний взор.
3.Можно ли заменить каким-нибудь синонимом (выдающийся, крупный,
замечательный, блестящий, яркий) слово блистательный, почему?
4. Объясните знаки препинания в процитированном стихотворении.
Ещё один текст об А.С.Пушкине «Как часто обращался я к стихам
Пушкина, когда размышлял о верности, дружбе, товариществе. Как глубоко
верен Пушкин был своим друзьям, с каким постоянством писал о них
каждый год 19 октября, в день основания лицея:
Печален я: со мною друга нет....
…Друзья мои, прекрасен наш союз!
(19 октября 1825г.)
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли
(19 октября 1827г.)
7
Усердно помолившись богу,
Лицею, прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.
(19 октября 1828г.)
И в самые грустные и трудные минуты жизни ко мне приходили
пушкинские строки, вселяя веру в будущее:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт...
(Н. Старшинов)
Вот и пришел я к самому главному:
... И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Пробуждал не только как поэт, но как старший друг, сердечный и мудрый!»
(Н. Старшинов)
Задания к тексту:
1. Определите тему и основную мысль.
2. Объяснить знаки препинания при обращении.
3. Каким членом предложения является междометие ура?
4. Подобрать синонимы к словам житейский, усердно, уныние.
На мой взгляд, особенно интересны для работы стихотворные тексты.
Они представлены именами А.Белого, С.Есенина, А.Толстого, М.Цветаевой,
А.Ахматовой, А.Блока, Ф.Тютчева, А. Фета и других.
Текст 1. Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин...
. К. Толстой)
Задания:
1. Подчеркнуть одной чертой буквы, обозначающие гласные звуки, двумя -
согласные. Указать буквы, обозначающие два звука.
2. Раскрыть значение слов бедный, красуются, вянущих.
3. Объяснить знаки препинания.
4. Передать содержание поэтического текста прозаическим.
8
В данном случае 1 задание можно заменить фонетическим разбором
нескольких интересных в этом отношении слов {обсыпается, листья, ярко-
красные).
Дополнить такими заданиями:
* сколько предложений, каких,
назвать признаки поэтического текста
Текст 2.
Когда я был ребёнком, - лес ночной
Внушал мне страх; до боли я боялся
Ночных равнин, болот, одетых белой мглой,
Когда мой конь усталый спотыкался.
Теперь - прошло немного лет с тех пор,
И жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда опять въезжаю в темный бор
Ночной порой - мне радостно и больно.
(А. Блок)
Задания:
1. Отметить слова, различающиеся количеством звуков и букв.
2. Выписать все местоимения и указать их начальную форму.
3. Найти разные виды сложных предложений .
4. Назвать ключевые слова, посредством которых автор передает свои
чувства.
Можно несколько видоизменить некоторые задания:
2 задание:
1. Каких частей речи больше в тексте? Почему?
2. Уместна работа над выразительным чтением стихотворения
Текст 3.
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льетесь вы ранней и позднее порой...,
Неистощимые, неисчислимые,-
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
(Ф.И. Тютчев)
Задания:
1. Затранскрибировать текст.
2. Установить, какими членами предложения являются имена
прилагательные и причастия
3. Найти слова, грамматически не связанные с членами предложения
9
Текст 4.
Молюсь оконному лучу
Он бледен, тонок, прям
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам...
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но как играет луч на нём,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
(А.Ахматова)
Задания:
1. Выписать прилагательные. Сравнить, в чем различие.
2. Рукомойник. Способ образования. Объясните значение невинный,
храмина, молюсь.
3. Сколько предложений? Какие?
4. Найти слова в переносном значении
Текст 5.
Ветер принес издалёка
Песни весенней намёк,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звёздные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои,
Ветер принёс издалека
Звучные песни твои.
(А. Блок)
Задания:
1. Выписать наречия, объяснить их правописание.
2. Найти примеры прямого и обратного порядка слов.
10
3. Найти слова, употребленные в переносных значениях.
4. Найти слово, которое употребляется только во множественном числе.
Используя на уроках художественные тексты, мы облегчаем овладение
русским языком учащимися, способствуем расширению их словаря,
развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях.
Виды заданий к художественным текстам разнообразны, что дает
возможность их дифференцирования в зависимости от степени подготовки,
склонностей, способностей учеников. Учащиеся могут сами придумать и
сформировать различные вопросы к текстам, что можно использовать в
работе парами. Наиболее интересные задания, придуманные учащимися,
можно поощрить и использовать в дальнейшей работе.
О необходимости работы с языком текста говорил ещё А.В.Текучев:
"Язык художественного произведения должен быть изучен и со стороны его
поэтических достоинств... и со стороны его грамматического и лексического
состава". Воспитательную ценность текстов Н. А. Пленкин видит и в том:
"... она также и в самом процессе работы, требующем от школьника немало
упорства, настойчивости, аккуратности".
Одним из интересных видов работы по развитию речи является работа с
деформированным текстом-клише.
Текст-клише наряду с текстовыми конструкторами и мозаиками можно
рассматривать как разновидность дидактического материала для организации
урочной и внеурочной работы с деформированным текстом. Работа с
текстом-клише представляется перспективной и эффективной как в рамках
уроков русского языка и развития речи, так и в рамках уроков литературы в
среднем и старшем звене.
Рассмотрим пример работы с одним из текстовых клише в 9-м классе.
Источником клише является фрагмент статьи о поэте К.Н. Батюшкове, взя-
тый с CD «Большая библиотека школьника».
1. ВТ. Белинский_________: «Батюшков много и
много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился
действительно». 2. Для________Батюшков был
признанным____________во время
учебы в___________. 3. На протяжении своего
творческого пути Пушкин по-разному относился к наследию
своего___________, но постоянно использовал и развивал
его__________открытия. 4. Пушкин______' , по существу, ту же линию
развития____________убедительности и ощутимости художественного
изображения, по которой шел Батюшков в своих______ поисках.
5. Кромехудожественных форм,Батюшков открывал новые
возможности для литературной идеологии. 6. Так,
он_________употребил
обозначение «век железный» применительно к ________веку; ему же
принадлежит и образ «черного человека» (выражение человеческого
«_______»)...
11
7. Многое Батюшков и не смог выразить в законченном
виде. 8. Поэтому____Белинский сделал_______
вывод: «Батюшкову немного недоставало, чтоб он мог переступить за
черту, отделяющую большой
от гениальности».
Для заполнения лакун в данном тексте ученику необходима не только
осведомленность в области литературы, но и умение анализировать содержа-
ние текста, соотносить содержание предложений между собой, выясняя
смысловые отношения и взаимосвязь отдельных элементов текста, умение
выбрать наиболее оптимальное слово с точки зрения, как его значения, так и
стилистической окрашенности. Данное клише предусматривает восста-
новление фрагментов текста не только по предшествующим, но и по
последующим элементам. Для удобства рассмотрения все предложения в
нашем примере пронумерованы.
Первое предложение требует вставки элемента, связывающего
грамматически и содержательно слова автора и прямую речь. Подбирая эту
связку, ученик обязательно задумается о выборе глагола, наиболее уместного
в данной речевой ситуации, а значит, ему придется в первый раз прочитать
текст целиком и определить его стиль, тип, цель автора, образ адресата.
Кроме того, работа с первым предложением тренирует умение ввести цитату
в текст, что вызывает немало затруднений и ошибок при создании сочинений
в старших классах. Выбор между глаголами заметил писал отмечал
говорил - читал думал утверждал позволяет ученику оценить тонкие
различия в семантике и стилистической окрашенности этих глаголов,
стимулирует поиск собственного способа заполнения лакуны. Работа со
вторым предложением заставит ученика найти слово, обеспечивающее
цепную связь между первым и вторым предложениями, задуматься о выборе
между словами идеал божество кумир образец для подражания -
герой- властитель дум совершенство, вспомнить факт биографии поэта и
правильно включить эту информацию в предложение.
Заполняя пропуск в третьем предложении, ученик окажется в ситуации
выбора средства межфразовой связи: повтор слова или подбор слова близкой
семантики. Второй способ будет предпочтительнее, так как предотвращает
тавтологию. Выбор между словами предшественник и предтеча в очередной
раз заставит задуматься о стилистических критериях отбора элементов
текста. Выбор определения к слову - открытия поможет учащимся осмыслить
разницу между словами художественный — поэтический — художнический -
писательский литературный и т.д. Выбор глагола-сказуемого продолжал
использовал — отразил — продлил, определений к словам убедительность
и изображение поможет задуматься над особенностями творческого пути
Пушкина и Батюшкова, о развитии русского литературного процесса в
направлении реалистического психологизма.
12
Следующее предложение своим ритмом, синтаксической конструкцией
показывает необходимость повтора слова новый, помогает почувствовать
разницу между оправданным и неоправданным повтором слова.
Шестое предложение вызовет затруднение учащихся в выборе слова
двойничество. Во-первых, его можно считать авторским неологизмом, а во-
вторых, это явление еще не известно учащимся и не опирается на их
читательский опыт. Подобное «задание с дефицитом исходной информации»
подтолкнет учащихся к активному диалогу с учителем. Восьмое
предложение требует и фактического знания (инициалов В.Г. Белинского,
заставляет подумать и вспомнить, где встречалась нужная информация, и
столкнет два понятия, почти одинаковых в сознании учащихся), талант и
гениальность. В чем особенность каждой из этих характеристик одаренности
человека? Лакуны заполнены. Проверка проведена, и перед учащимися
появляется авторский текст в неискаженном виде.
В. Г. Белинский заметил: «Батюшков много и много способствовал тому,
что Пушкин явился таким, каким явился действительно». Для А.С. Пушкина
Батюшков был признанным кумиром во время учебы в Царскосельском
лицее. На протяжении своего творческого пути Пушкин по-разному
относился к наследию своего предшественника, но постоянно использовал и
развивал его художественные открытия. Пушкин продолжал, по существу, ту
же линию развития психологической убедительности и ощутимости
художественного изображения, по которой шел Батюшков в своих
литературных поисках.
Кроме новых художественных форм, Батюшков открывал новые
возможности для литературной идеологии. Так, он впервые употребил
обозначение «век железный» применительно к XIX веку; ему же
принадлежит и образ « черного человека» (выражение человеческого
«двойничества»). Многое Батюшков и не смог выразить в законченном виде.
Поэтому Белинский сделал закономерный вывод: «Батюшкову немного
недоставало, чтоб он мог переступить за черту, отделяющую большой талант
от гениальности».
Проделанная работа позволяет ученику:
осмыслить путь автора от замысла к его реализации, психологически
поставить себя на место автора;
получить навыки редактирования текста, критически относясь к
имеющемуся материалу;
приобрести опыт содержательного и языкового анализа текста,
почувствовать стилистические особенности высказывания;
активизировать словарный запас;
формировать осознанное желание работать с лингвистическими словарями
и справочниками, различными литературоведческими источниками.
Создавая текст-клише, учитель имеет возможность тренировать различные
умения и навыки, связанные с определением темы, идеи, стиля, композиции,
своеобразия изобразительно-выразительных средств и грамматических
особенностей текста, что позволяет ученику понять цели автора.
13
Работа с текстом-клише может осуществляться на всех этапах обучения
и на различных типах уроков. Она позволяет активизировать познавательную
деятельность ученика. Этот вид работы, не отнимая много времени, дает
возможность комплексно решать разнообразные задачи обучения, развития и
воспитания.
Но наиболее сложным видом работы с текстом является его
комплексный анализ. Тесты ЕГЭ предусматривают следующие виды анализа
текста:
1) смысловой анализ текста (уяснение основных тезисов автора, на основе
которых необходимо развернуть свое собственное рассуждение);
2) речеведческий анализ текста (определение стиля речи: разговорного,
художественного, публицистического, научного, официально-делового;
определение типа речи: описания, повествования, рассуждения-
доказательства);
3) языковой анализ текста (выяснение роли различных типов слов в
организации текста; определение языковых с выразительности в тексте).
Каждому выпускнику предлагается один из вариантов для осмысления,
комплексного анализа, а затем написания на его основе сочинения. В своей
практике я использую материалы из газеты «Первое сентября».
Текст 1.
1. Книга это духовное завещание одного поколения другому, совет
умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый ча-
совым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место... 2.
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди,
государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с
человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все
страсти, потрясавшие сердца... 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет
документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей
суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым-
потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)
Вопросы и задания к тексту
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите тип речи и стиль. Докажите.
3. Какое ключевое слово использует автор и какие художественные приемы
связаны с этим словом? Для чего они использованы Герценом? (Метафоры, с
целью раскрыть основную мысль: значимость книги в жизни человека.)
4. Запишите тематический ряд слов, который использован в тексте к слову
книга. (Книга — завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.)
5. Как расположены эти слова? С какой целью автор располагает их именно
в такой последовательности? (Градация помогает автору показать значимость
книги в жизни общества.)
6. Как связаны предложения в тексте? (Лексическим повтором, личным
местоимением.)
14
7. Какие антонимы и для чего использованы в первом предложении? (Старец-
юноша, отправляющимся часовым заступающим часовым. Они помогают
подчеркнуть универсальность книги для всех поколений.)
8.Запишите микротемы данного текста.
9. Найдите в предложениях 3—5 слово, образованное переходом одной части
речи в другую. (Прошлое, настоящее.)
10. Из предложений 1—3 выпишите страдательное (ые) причастие (я).
I1. Выпишите слова, относящиеся к общественно-политической лексике. Как
вы думаете, случайно ли это?
12. Укажите сложное предложение, части которого связаны бессоюзной и
союзной подчинительной связью. (4.)
13. Укажите простое предложение, осложненное обособленными
определениями. (1.)
14. Среди предложений 4—5 найдите слово, допускающее двоякое
написание. (Итак — и так.)
15. Укажите предложения или части предложений с составным именным
сказуемым. (1, 4.)
16. Укажите односоставное предложение и его тип. (5, определенно-личное.)
17. Укажите примеры эмоциональной лексики. С какой целью используются
эти слова?
18. Укажите предложение или часть сложного предложения с составным
именным сказуемым. (1, 4.)
19. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть
поясняет содержание первой. (4.)
20. Укажите односоставное назывное предложение, входящее в состав
сложного. (4.)
21. Укажите слово, не имеющее окончания. (Последовательно, вместе.)
Текст 2
(1) «Земля колыбель человечества», — говорил К.Э. Циолковский. (2)
Земля родина человечества.(3) А что для человека может быть дороже
Родины!(4) Ведь Родина это не только место, где ты родился, не только
точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и
степи, стога и скирды хлеба все это в зрелом возрасте складывается в
совершенно конкретное понятие - Родина, и чувства, которые испытывает
человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет
человека как личность. (Г. Титов)
Вопросы и задания к тексту
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите.
3. Определите ключевое слово (слова) в тексте (Родина человек.) Как эти
слова помогают раскрыть основную мысль?
4. Какие контекстные синонимы к слову родина использует автор текста?
(Родина земля холмы, овраги, луга, озера, реки, степи, стога, скирды
хлеба). Какой образ создают эти слова (образ малой родины).
15
5. Как связаны эти контекстные синонимы со словом родина! (Малая родина
Родина большая находятся в неразрывной связи.)
6. Чем является в тексте первое предложение? (Тезисом.)
7. Какой художественный прием в 1-м предложении использует автор? Для
чего? (Метафора помогает выразить основную мысль.)
8. Что значит слово колыбель? (Место возникновения чего-либо.)
9. Как связаны предложения 1 и 2? (Синтаксический параллелизм.)
10. Как связаны предложения 1—4? (Лексическим повтором.)
11. Для чего автор в 4-м предложении использует усилительную частицу
ведь? (Она помогает аргументировать мысль: «Дороже Родины не может
быть ничего».)
12. Какие микротемы можно выделить в этом тексте? (Земля — родина
человечества. Ничего нет дороже Родины. Из любви к малой родине
возникает любовь к Родине большой. По этой любви определяют человека
как личность.)
13. Назовите эмоционально-экспрессивную лексику. (Колыбель
человечества.)
14. Укажите обороты, характерные для публицистического стиля. (Колыбель
человечества, родина человечества, в зрелом возрасте, конкретное понятие,
общаясь с природой, составляет основу, определяет личность.)
15. Укажите предложения с составными именными сказуемыми, (1, 2, 3, 4.)
16.Укажите типы придаточных предложений. (Определительные.)
17. Назовите слова, не имеющие окончания. (Дороже, совершенно, общаясь.)
18. К одной ли морфеме относится -ть в словах? (Личность, быть.)
19. По какому общему пунктуационному правилу поставлено тире в
предложениях 1, 2, 4?
20. В предложении 5 стоит знак тире. По какому правилу он (знак)
поставлен?
Текст 3
Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено
прожить жизнь. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, ро-
дившую нас, это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. В
мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота
должна' стать для наших детей самой дорогой. Но пусть эта красота войдет в
сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни
пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой
пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не
пролили свою кровь от Волга до Эльбы тысячи и тысячи героев...
Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается
с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту.
(В. Сухомлинский)
Вопросы и задания к тексту
1. Определите основную мысль текста.
2. Определите тип речи и стиль текста.
16
3. Найдите ключевое слово в этом тексте. (Красота.)
4. Определите микротемы текста.
5. Как построен ряд однородных сказуемых в первом предложении?
(Использован прием градации, которая помогает утвердить мысль о вечности
красоты и тленности человеческой жизни.)
6. Как метафора первого предложения помогает раскрыть основную мысль
микротомы? (Красота земли эмоциональный источник любви к Родине.)
7. Как построено второе предложение? В чем смысл внутренней антитезы?
(Есть земли красивее, но наша скромная красота должна быть милее всего.)
8. Как связаны предложения 1-го и 2-го абзацев? (Прием антитезы.)
9. Как связаны однородные дополнения в третьем предложении? Для чего
автору потребовалась эта связь? (Градация и эпитеты помогают показать
ценность этой красоты, которую защищали Гастелло и другие воины.)
10. Какая мысль утверждается автором благодаря этому приему? (Жизнь
ценой смерти.)
11. Укажите слова эмоционально-экспрессивной тематической группы.
(Восхищение, эмоциональный источник, цветущий сад, материнская песня,
бесконечно дорогой, радость бытия.)
12. Укажите обороты, характерные для публицистического стиля. (Суждено
прожить, уйти в землю, проливали кровь, радость бытия, чувство долга.) Для
чего их использует автор? озвышенность лексики, патетическое звучание,
торжественность.)
13.Укажите предложения или части сложных предложений с составными
именными сказуемыми. (1, 2, 4.)
14.Укажите прилагательное в превосходной степени. (Самой дорогой,
важнейший.)
15.Укажите предложения с причастными оборотами. (1; 4.)
16.Укажите сложное предложение с однородным присоединением
придаточных. (1, 3.)
17. Определите тип этих придаточных. (Определительное.)
18. Укажите сложное предложение, состоящее из трех простых.
Чтобы выпускной экзамен стал успешным для обучающихся и
выпускников, к анализу текста нужно обращаться уже в 5-м классе. Такая
работа не требует специальных уроков, а лишь предполагает включение в
обычные уроки фрагментов художественных произведений. Поскольку
пятиклассники пишут еще очень медленно, фрагменты эти невелики по
объему. Но в работе над ними следует подбирать такие задания, которые
помогали бы ребятам воспитывать вкус к настоящему художественному
слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как
«живут» изучаемые языковые явления в тексте. Приведу пример.
17
ОСЕННЯЯ РОСИНКА
Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи собирают
упавшие зерна на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Иная
росинка в пазухе листа весь день просверкает.
(М.Пришвин)
Какие слова показались вам необычными, незнакомыми? Догадались ли
вы, что они означают? Каково их лексическое значение? Почему именно эти
глаголы использовал писатель? Постарайтесь подобрать синонимы.
Грустная или веселая картина представляется вам, когда вы читаете эти
строки? Почему?
Как, по-вашему, почему иная росинка ... весь день просверкает на листе?
Представьте, что вам нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту.
Какие краски вам понадобятся для рисунка? Почему?
Подчеркните грамматические основы предложений. Чем первое
предложение отличается от остальных?
Сделайте морфемный разбор слова росинка и определите значение
суффикса.
Объясните написание слов с разделительным мягким знаком.
Написание каких орфограмм вам бы хотелось уточнить? Что вас
затруднило?
Тема: «ГЛАГОЛ»
ХОРОШЕЕ
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если (б) моя сестренка т_нула, а я(бы) ее спас!».
А сестренка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка и отошла. А Юра думает:
«Вот если (бы) на няню волки напали, я (бы) их застрелил!».
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка.
- Убери сама - некогда мне!
Пок_чала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если(бы) Трезорка в
колодец упал, а я (бы) его выт_щил!».
А Трезорка тут как тут, хвостом в_ляет:
- Дай мне попить, Юра!
- Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пош_л:
- Что (бы) мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
- Погуляй с сестренкой, пом_ги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
(В.Осеева)
18
Задания
1. Определите главную мысль текста.
2. Выпишите предложения с глаголами в форме условного наклонения.
3. Найдите предложения с глаголами в форме повелительного наклонения.
Охарактеризуйте их с точки зрения интонации и цели высказывания.
Выпишите предложения, в которых есть обращения, расставьте знаки
препинания.
4. Найдите предложения с глаголами в форме изъявительного наклонения. В
каком времени употреблены эти глаголы? Выпишите четыре глагола и
разберите их по составу.
5. Выпишите глаголы с пропущенными буквами, подберите к ним
проверочные слова.
Тема: «МЕСТОИМЕНИЕ»
КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
Я обидел т_варища. Я т_лкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил
сестре. Все ушли от м_ня. Я остался один и горько заплакал.
«Кто нак_зал его?» - спр_сила с_седка.
«Он сам наказал себя», - ответила мама.
(В. Осеева)
Задания
1. Прочитайте текст, определите его стиль, тип речи, тему, основную мысль.
2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разговор мамы и соседки
оформите в виде диалога.
3. Найдите в тексте все местоимения. Определите их разряд и
синтаксическую роль
Групповая работа в 5 классе
Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идешь, и, точно огромные
свечи, возвышаются над головой стволы старых деревьев, чуть не касаются
неба своими вершинами. Седым мягким мхом поросли невысокие кочки.
Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины деревьев
пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики загораются на
стволах.
Тихо в соснов_м лесу. Пахнет см_лой и з_млей. Сказочными
великанами ст_ят старые сосны среди молодого подрастающего леса. Одна к
другой тесно жмутся п_крытые зеленой хвоей молодые сосенки. Ранней
весной здесь р_стут сморчки, а летом кр_су-ются желтые рыжики.
На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идешь по
сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей
клюквой. (По И. С. Соколову-Микитову)
1-я группа
1. Озаглавьте текст. Докажите, что это текст.
2. Определите тему текста. Укажите ключевые слова. Какие это части речи?
19
3. Определите тип речи (докажите свое мнение).
4. Укажите в тексте смысловые части. Озаглавьте каждую часть. Обоснуйте
свое мнение.
2-я группа
1. Вставьте пропущенные буквы, укажите, в какой части слова пропущена
орфограмма.
2. Из предложения (Светлые золотистые зайчики загораются на стволах.)
выпишите пары слов, связанные подчинением и сочинением.
3. Найдите предложение во 2-м абзаце, соответствующее схеме:
Выполните синтаксический разбор предложения, дайте его характеристику.
4. В первом абзаце найдите предложение, соответствующее характеристике:
повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, в роли
сказуемых выступают краткие прилагательные.
Составьте схему предложения.
3-я группа
1. Укажите глаголы. В форме какого времени они употреблены? По каким
грамматическим признакам
вы определили время глаголов? С какой целью автор их использует?
2. Докажите, что в предложении (Седым мягким мхом поросли невысокие
кочки.) существительное кочки «командует» формами числа
прилагательного невысокие и глагола поросли.
3. Какую роль в создании этого текста играют прилагательные? Попробуйте
прочитать текст без прилагательных. Что получилось?
4. Укажите грамматические признаки существительного, прилагательного,
глагола из предложения (На болотистых местах располагается низкая болот-
ная осина.).
4-я группа
1. Во втором абзаце текста найдите слова, имеющие противоположное
значение.
2. Докажите, что слово седой имеет несколько значений. (Обратитесь к
словарю.)
4. Подберите к каждому слову сначала близкое по значению слово, а затем
слово с противоположным значением:
чистый — ..., старый — ..., мягкий — ..., низкий — ....
5-я группа
1. Подберите однокоренные слова к слову поросли.
2. В последнем абзаце найдите слово, которое в своем составе имеет две
приставки, корень, суффикс, окончание, постфикс.
Подберите свои примеры, т.е. слова, имеющие такой же состав.
20
3. Найдите однокоренные слова в предложениях второго абзаца.
4. Выполните морфемный разбор слов идешь, тихо, золотистые, вершинами.
6-я группа
1. Выпишите средства художественной выразительности.
2. Определите их роль в тексте.
3. Как вы объясните слова Д.Самойлова: «Люблю обычные слова, как
неизведанные страны»?
4. Какие чувства переживаете вы, читая строки прозаического отрывка?
Работа с текстом обширна и многогранна, и будет продолжена, так как
у меня очередной выпускной класс. Моя творческая тема помогает мне
достичь определенных результатов в итоговой аттестации. Это наглядно
показывают результаты ЕГЭ:
- 2015-2016 гг. успеваемость составила 100%, качество знаний-58%;
- 2016-2017гг успеваемость-100%, качество знаний-64%;
- 2016-2017гг успеваемость-100%, качество знаний-66,2%.
Высший балл по русскому языку на ЕГЭ составил в 2015 г. - 95 баллов,
а в 2017 г. - 96 баллов.
21
Литература
1.Т.А.Кудинова. Русский язык: схемы, образцы, алгоритмы, тренинг. Ростов-
на-Дону, «Феникс»,2006г.
2.Б.г. Меркин, Л.Г.Смирнова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Москва
«Русское слово». 2007г.
3.Т.М.Пахнова. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Издательство
«Айрис Пресс» Москва2006г.
4. Русский язык. Методическая газета для учителей- словесников
Издательский дом «Первое сентября». 2006г. №3,4,7,2,19.; 2007г. №8,16;
2008г.№5,8,9,12,16,24.
5. И.Л.Старикова, Ю. Д. Тильман. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
Задания В и С. Москва. Чистые пруды. 2007г.
6. Журнал «Русская словесность» №3, 1997г.