Анализ рассказа И. Полянской "Утюжок и мороженое"

Анализ рассказа И.Полянской «Утюжок и мороженое».
Цель: Научить учащихся владеть навыками комплексного анализа текста.
Задачи: 1)выявить проблемно-тематический аспект текста и композиционные
приёмы, с. помощью которых автор воплощает замысел в текст;
2)развивать умение анализировать тексты
3)воспитывать в учениках милосердие, сострадание к слабым,
чуткость, отзывчивость,
Начинаю урок с биографических сведений о писательнице.
Ирина Полянская прожила всего 52 года.
Родилась в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском
концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней
школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение училища искусств в Ростове-
на-Дону и Литературный институт имени Горького в Москве (семинар прозы Георгия
Берёзко, семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой,
санитаркой в отделе травматологии, корреспондентом в газете, литконсультантом и
редактором в журналах.
Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают
пароходы». В 1988 году выпустила первую книгу повестей и рассказов. Входила в конце
80-х в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к
идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской
литературе. Автор нескольких книг прозы, публикаций в российской периодике.
Произведения переводились на английский, французский, немецкий и др. языки.
Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг, 1995), премии
журнала «Новый мир» (1997) и премии им. Ю.Казакова за лучший русский рассказ (2003).
Финалист «Русского Букера» (1998).
- Давайте ещё раз перечитаем рассказ, но при этом карандашом подчеркнём те
слова в рассказе, которые вам хотелось бы выделить, т. е ключевые слова, слова-символы
и яркие детали.
- Вернёмся к названию рассказа. Какую смысловую нагрузку несёт оно? Какова
символика названия?
Несмотря на то, что в слове утюжок присутствует уменьшительно-ласкательный
суффикс, он символизирует собой предмет, которого нужно остерегаться, он может
обжечь, катком прокатиться по твоей жизни. А мороженое, хоть и сладкое, ассоциируется
со словом холод. Название рассказа не предвещает ничего хорошего. Горячее и холодное
оксюморонное сочетание.
- Обратим внимание на первые предложения текста. Что интересного вы в них
заметили?
В первых же предложениях текста мы видим, что у них (это о родителях
рассказчица выражается как о посторонних людях – они) своё, а у бабушки с сестрой
«Квартеронка». Бабушка вместе с другой внучкой старалась уйти из реального мира в мир
нереальный – в мир видений. А с кем же она – одинока?
У рассказчицы раздвоенное жало, как у змеи применяет сравнение автор. Личность
рассказчицы начинает раздваиваться. Змея – символ мудрости. Рассказчица приобретает
житейскую мудрость.
- О чём же этот рассказ? Какова его тематика?
Рассказ посвящён взаимоотношениям отцов и детей и одиночеству ребёнка в семье.
- Какие проблемы поднимает в нём автор?
В рассказе поднимаются проблемы семейных отношений, роли детства в
становлении личности ребёнка, лжи и лицемерия, ответственности семьи за воспитание
детей.
- Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? Почему
автор употребил именно такой приём?
Когда рассказчик участвует в событиях и повествует о них, создаётся иллюзия
достоверности происходящего. Используя образ рассказчика, автор как бы раскрывает его
внутренний мир, позволяет почувствовать правдоподобность происходящего.
- Рассмотрим архитектонику рассказа.
«Архитектоника – общая внешняя форма строения литературного произведения и
взаимосвязи его частей».
- Каковы образы времени и пространства в рассказе? Когда живописец рисует
картину, то он пользуется пространственными категориями, а художник слова имеет такое
преимущество, что может показать связь временных и пространственных отношений.
Известный литературовед М. Бахтин называет хронотопом существенную
взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в
литературе. Само слово «хронотоп» в дословном переводе означает «времяпространство».
Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован
на почве теории относительности Эйнштейна. Для нас не важен тот специальный смысл,
который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен
почти как метафора (почти, отмечает М. Бахтин, но не совсем): литературоведу важно
выражение в нем неразрывности пространства и времени как четвертого измерения
пространства. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым;
пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории.
Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и
измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется
художественный хронотоп.
- Время, изображённое в рассказе – это прошлое героини, её детство. А про
настоящее героини мы узнаём из хронотопа сна. В прошлом мы видим пространство
комнаты девочек. И в ней мы видим описание кровати. На ней Рита сомнамбулически
раскачивалась. На ней спасалась от «раскалённой лавы»(метафора), которая врывалась из
комнаты родителей. В пространстве комнаты мы не видим других предметов – это место,
похожее на место временного проживания, на гостиницу, откуда человек всегда хочет
уехать. Вставной эпизод о
городе расширяет пространство – мы видим описание молодого города.
- Как вы думаете, куда устремляла свои помыслы юная героиня рассказа – в центр
или на его окраины?
- Конечно же, в центр – там жила городская знать и росли чистопородные розы, а
прочий люмпен был вынужден, как цветы – люмпены жить по окраинам. Может быть, и
героиня чувствовала сейчас себя люмпеном.
Люмпены деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного
кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный
момент реальной властью[
Время в рассказе неспешно разворачивает свой свиток в прошлом. А настоящее
противопоставляется прошлому – тут всё свёртывается. Мотив сна в русской литературе
издавна использовался для мотивировки поступков героев, сновидения являлись
пророческими. Как например, сны Петра Гринёва в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина
или Обломова, героя романа Гончарова. Хронотоп сна может включать в себя все три
времени – прошлое, настоящее и будущее.
- Как отразилось это прошлое во сне? О чём нам говорят такие детали, как дорога в
аптеку, похоронный оркестр в песочнице?
Прошлое перелетает к героине целыми отдельными скверами, «усечёнными
конусами домов». И героиня не может отыскать дорогу в аптеку. Дорога символ поиска
истины, обретения правильного пути, а аптека – место, где можно купить лекарство от
болезни. Значит, дорогу к истине она никак отыскать не могла. Похоронный оркестр в
песочнице – символ детства, которого и не было. Подсознание подсказывает, что детство
было загублено ещё в прошлом. Но даже во сне ей не даёт покоя эпизод с мороженым. И
тут героиня чувствует запоздалое, быть может, раскаяние. Будущего уже не исправишь в
том мире, где теперь обитает бабушка – деньги недействительны.
- И. Полянская утверждала, что «рассказ требует большой экономии средств» ?
Какие композиционные приёмы помогли ей в этом? Что вы можете сказать о сюжете?
Сюжет рассказа внешне прост. Весь рассказ – это ретроспектива в прошлое.
Разворачивая свиток прошлого, героиня мучительно ищет причину, которая беспокоит её
в настоящем и не даёт ей покоя. Во сне она сама и её беспокойные мысли проваливаются
в какую-то темноту. Но внесюжетный элемент – вставной эпизод о городе – многое
объясняет. «В молодом городе хорошо жить молодым», - утверждала бабушка. Позже она
это ещё раз повторит. Одним из композиционных приёмов в тексте как раз является
повтор. Повторяется и мотив лестницы. Рита соскальзывала по крутым виражам в
летаргию, героиня скатывается вниз по лестнице. Движение вниз символизирует
движение не к высшему, сакральному, а движение к низшему, в никуда. Повторяется
слова кровать, сомнамбула, сон, летаргия. Слово детские повторяется несколько раз. И
автор выделяет его курсивом. И в том, как это слово героиня выделяет, и как заостряет
внимание читателя на том, как эти голоса любил её отец, читатель видит немалую долю
иронии. Отец любит не детей, а абстрактный принцип детства.
- Как вы думаете, почему бабушка противопоставляет себя молодым? Символом
каких качеств является слово молодой? Что значит молодой в молодом городе?
Молодой – это значит энергичный, нахрапистый, умеющий вертеться. «Каждый
умирает в одиночку» - говорит молодой учитель. И это выражение противопоставляется
известной пословице «Один за всех и все за одного». Каждый крутится как умеет – вот
девиз молодых. А бабушка так и не научилась отстаивать себя( ведь и её деньги забирала
дочь), интересы своих внучек, писала смешные стишки, читала сентиментальные романы,
мечтала о красивой любви и о свободе. Роман «Квартеронка» известного американского
писателя Т.Майна Рида посвящён положению рабов на Юге США до гражданской войны
и повествует о захватывающих приключениях героев, готовых любой ценой бороться за
свою любовь и свободу. И по сравнению даже с рассказчицей она была ребёнком. Она
имела такое же детское лицо, как и её сестра.
- Вы, наверное, заметили, что антитеза, т.е. противопоставление, тоже является одним
из композиционных приёмов в тексте. Какие ещё противопоставления, кроме названных
выше, вы заметили?
Противопоставляются рассказчица и её сестра Рита. Вначале рассказа Рита была
очень осмотрительной, смекалистой, лживой, дипломатичной и умной, а рассказчица -
прямолинейной и честной. Но решающий эпизод с утюжком – кульминационный момент
в рассказе – изменил всё. Прямолинейная становится осторожной и хитрой, приобретает
житейскую мудрость, а хитрая - простодушной. Противопоставляются два фильма –
«Фантомас разбушевался» и «Королевство кривых зеркал».
- Можно ли сказать, что жизнь главной героини после эпизода с утюжком
уподобилась «королевству кривых зеркал»?
Да, конечно, она научилась жить для себя, ради своих интересов. Как, собственно
говоря, и жили все в её семье. Ведь её же никто не защищал, когда отец таскал за волосы
за непонятную ей вину. Да и молодой, циничный учитель истории, изрекающий
сентенции «каждый умирает в одиночку» завершил её формирование. Рассказчица
разучилась жалеть. Если раньше она всегда покупала сладости, то в конце рассказа она
уже им отказывает.
- Каков ритм, темп повествования? Какие интонации вы заметили?
Неспешно ведёт своё повествование рассказчица. Она как бы пытается разобраться
в своей запутанной жизни, неспешно развёртывает свиток жизни. И только в эпизоде с
учителем всё происходит мгновенно. Он проносится мимо них с бабушкой, как метеорит.
На быстрый темп указывает обилие глаголов и деепричастий – «перепрыгивая»,
«пробежал», «мимоходом поделив», «поняла» и т.д. Тут же мы замечаем вопросительные
и восклицательные предложения. Почему «прогуливаем», а не гуляем? Есть что-то
постыдное в слове прогуливаем. Прогуливать можно с уроков, с работы, а отчего же
прогуливали они? Неужели учитель истории догадывался об их тайнах, и это его
веселило.
- Какие ещё изобразительно- выразительные приёмы вы можете выделить в
рассказе. Каковы их функции?
Состояние Риты после того, как отец установил пропажу утюжка передают такие
эпитеты, как «непролазный страх», «отчаянная головушка», метафоры «гром разразился»,
фразеологизм «час расплаты» и т.д. Развёрнутая метафора «раскалённая лава перелилась
через пороги, хлынула в нашу комнату» показывает, какие напряжённые отношения были
у родителей.
-Какие штампы, речевые клише вы заметили в эпизоде о городе?
«Богатырские плечи», «крепкий, как орешек», «городская знать», «бодро
гарцевали», «стояли на марше».
Найдите примеры парадокса в тексте. Парадокс – греч.противоречащий обычному
мнению» выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из неё, а,
наоборот. Ей противоречит, давая неожиданное и необычное её истолкование. Для
парадокса характерны необычность содержания, противоречащая общепринятой
трактовке данной проблемы, которая затрагивается парадоксом. Путём парадокса могут
быть зашифрованы какие-нибудь особо тонкие мысли.
- Выше мы уже немало говорили о главной героине рассказа и даже давали ей
характеристику. Каково же её отношение к другим героям рассказа?
Отец и мать описаны несколькими штрихами. Имён их героиня не упоминает.
Духовной близости и взаимопонимания между ними нет. Скорее всего, она их даже не
любит. Ведь только и мечтала о том, чтобы поскорее уехать отсюда. Никто из них ни
разу не проявил к ней сострадания, когда она в этом так нуждалась. Отец даже умел
говорить о себе в третьем лице в минуты землетрясения, им же вызванной. И сам же
принимал на себя роль судьи между недоброй девочкой и заботливым отцом.К Ритке тоже
относится презрительно. На это даже указывает этот суффикс -к-. Впрочем, Галинку она
называла также, хотя эта девочка не хитрила, не изворачивалась, как её сестра. Она просто
была лидером по своему характеру. Ей всё это доставалось легко и просто. Всеобщая
любовь, любимица двора, а может быть, и семьи. Где же справедливость? И она же
восхищается молодым учителем, который, по крайней мере, не притворяется, что
справедливость есть. По этой же причине возненавидела бабушку, которая только
притворяется, что имеет власть, а заступиться за неё, «так это дудки».
- Какова роль подтекста в рассказе?
Все самые главные мысли мы читаем в подтексте. Героиня спасает сестру. Но
подтекстом мы читаем, что её тошнит от её хитрости. Так кого же она спасала или губила
себя или сестру? Рита выходила на крыльцо как королева. Но подтекст говорит, что всё
существо её пело от радости, как у ребёнка. Рассказчица пишет, что она приобрела
житейскую мудрость – но подтекст сна говорит нам об обратном.
В какой форме ведётся повествование в рассказе? Ассоциации с какими
произведениями русской литературы вы можете установить в этом рассказе?
Повествование ведётся от первого лица – это монолог, исповедь героини.
Исповедальный характер носили многие произведения великого русского писателя
Достоевского, в том числе и рассказ «Кроткая». Героиня ведь в каком-то смысле тоже
приходит к покаянию, хотя и полностью сама этого не осознаёт пока. Через много лет она
хочет послать денег сестре и бабушке. Она научилась прощать. Ведь русская душа по сути
христианка. И в этом мы находим лучшие черты реализма.
- Какова же авторская позиция в произведении?
Авторская позиция явно не выражена. Но ему грустно оттого, что в жизни такое
происходит. «Грустно стою я на почте». И всё- таки там же мы читаем, что жизнь по
новым правилам может вести только к пропасти.
Использованная литература:
1.http://literary_criticism.academic.ru/412;
2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2011. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация.
М.: Издательство «Экзамен», 2011.