Конспект урока "Сотвори образ"

1
Тема урока : «Сотвори образ!»
Цели урока:
1 познакомить учащихся с понятиями «троп», «метафора», «сравнение», «параллелизм»;
2. научить создавать образ-троп, используя алгоритм;
3. воспитывать у учащихся чуткость к слову, к образности речи.
Оборудование: 1. мультимедийное оборудование, материалы к уроку №1, 2, рабочие
материалы (индивидуальный лист работы учащегося).
Организация урока:
На экране слайды с изображениями: Кентавра (человек-лошадь),
Сфинкса (человека-лев),
Пана (человек – козел)
Фу –си и Нюй – ва (человек – змея)
Нагини (человек – змея)
Мяндаш (человек – олень).
Минотавр (человек-бык)
1 ЭТАП: Активизация деятельности.
Перед тем, как объявить тему, учитель пытается узнать у ребят, в чем
отличие между такими явлениями как «понятие» и «образ». Главное,
подвести к пониманию того, что образ можно создать, что это явление
более индивидуального порядка, нежели «понятие».
Учитель обращается к изображениям на экране.
- Посмотрите на эти образы. Вам они знакомы?
- Это существа реальные или они – продукт фантазии человека? Кто из вас
знает, когда и где они создавались?
- Назовите другие похожие образы? Для чего человеку надо было их
создавать?
Учащиеся вспоминают русалку (женщину-рыбу), сирену (женщину-
птицу).Учитель обращает внимание на архаичность и мифологичность
этих образов. Учащиеся высказывают предположения о целях их создания.
Для учителя важно принять все версии, не делая утверждений. Это станет
отправной точкой урока, его мини-проблемой.
Учитель: Предлагаю послушать еще одно творение человека, поэта Федора
Сологуба, жившего не так давно, как авторы сфинкса и кентавра.
В истоме тихого заката
Грустило жаркое светило.
Под кровлей ветхой гнулась хата
И тенью сад приосенила.
Березы в нем угомонились
2
И неподвижно пламенели.
То в тень, то в свет переносились
Со скрипом зыбкие качели.
Печали ветхой злою тенью
Моя душа полуодета,
И то стремится жадно к тленью,
То ищет радостей и света.
И покоряясь вдохновенно
Моей судьбы предначертаньям,
Переношусь попеременно
От безнадежности к желаньям.
2 ЭТАП: Анализ стихотворения.
Учитель: Как вы понимаете это стихотворение? О чем оно? На сколько
частей можно разделить стихотворение? Почему?
(Описание картины осенней природы в первой части, во второй – описание
внутреннего мира лирического героя).
Учителю необходимо акцентировать внимание на то, что пейзаж в первой
части можно зрительно представить, а внутренний мир увидеть нельзя,
его можно только почувствовать.
Учитель: Какова была цель поэта: описать осенний пейзаж или передать
внутреннее состояние героя? Как вы считаете, какая из частей более важна
для понимания идеи, заложенной автором в стихотворении?
Учащиеся вспоминают, что спецификой лирического стихотворения
является изображение внутреннего мира героя, передача его чувств и
мыслей.
Учитель: С какой же тогда целью поэт вводит в историю своей души
описание природы, первую часть?
(Для сопоставления мира природы и мира души. Невидимый, до конца
непонятый человеком его внутренний мир поэт пытается уподобить миру
предметному, природному, видимому).
Учитель: Что же объединяет эти две части в одно целое? Найдите
повторяющиеся в обеих строфах слова, образы?
(Слова - тень, свет, ветхая, переносится; образ качелей, их движения:
то…,то…).
Учитель: Но так ли уж одинаковы эти слова по значению? Что является
ветхим в 1 строфе? ( кровля), а во 2 строфе? (печаль).
Что переносится в 1 строфе? (качели), а во 2 строфе? (человек, его душа).
3
Итак, Поэт «говорит по- иному» о душе, печали, т.е. использует
ИНОСКАЗАНИЕ.
Поэт обрашается к самому древнему и простому приему иносказания,
который служил средством изобразительности в фольклоре, особенно в
народной песне. Послушайте:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво мое сердечко,
Горя нет, а ты болишь.
(русская народная песня)
- Картина природы служила средством для передачи человеческих
переживаний. Изображенное явление природы только как бы припоминается,
а невидимые чувства ему уподобляются. В основе этого приема лежит
древний синкретизм – представление о нерасчленимом единстве природы и
человека.
Воздадим должное поэту, Федору Сологубу, стихотворцу 20 века, за
мастерское использование древнего способа иносказания, который
называется параллелизм.
Обратите внимание на определение данного понятия:
Параллелизм- (от греч.parallelos идущий рядом) – один из приемов
поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем
параллельного их изображения.( Тимофеев Л. Венгеров Н. Краткий словарь
литературоведческих терминов).
- Что значит «сопоставление путем параллельного изображения»? Вспомним
движение параллельных прямых.
(Это значит, что ни одно из взятых явлений не проникает в другое, не дарит
ему своих признаков, они сосуществуют рядом, подчеркивая друг друга; они
сближены по тому общему впечатлению, которое вызывают).
(Учитель рисует на доске две параллельные линии или демонстрирует слайд)
Исследовательский ЭТАП:
Поисковая работа учащихся по материалам к уроку №1, 2.
Учитель: Обратимся к материалам урока. Перед вами – отрывки из
стихотворений с указанием авторства и времени создания. Попытайтесь
найти среди них – образцы параллелизма.
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Учитель: Можно ли найти общие черты между образами параллелизма и
образами человека – зверя? (Слайд)
4
( 1. они – продукт архаического сознания;
2. они – реализация понимания единства человека и природы ).
- Однако, в чем их отличие? Образы человека и зверя соединены в единое
целое? А образы параллелизма?
(Нет. Они не соприкасаются друг с другом.)
Часть 2.
1 ЭТАП: Активизация деятельности.
Учитель предлагает обратить внимание на слайд.
Тучам солнца высокого не потушить.
Горю сердца веселого не сокрушить.
Для чего нам к неведомой цели спешить?
Лучше пить и в свое удовольствие жить!мар Хайям).
Учитель: А сейчас я позволю себе непозволительное: вторгнусь в структуру
строфы ради наглядной демонстрации того, каким путем эволюционировали
творческая мысль и воображение поэтов на последующих этапах литературы.
(на экране строки меняются местами)
Горю сердца веселого не сокрушить,
Как тучам солнца высокого не потушить.
Для чего нам к неведомой цели спешить?
Лучше пить и в свое удовольствие жить!
- Что я натворила?
(1. поменяла местами строки;
2. добавила сравнительный союз как ).
- Изменился смысл стихотворения? ( Да, появился элемент сравнения).
- Перед нами новый поэтический прием. Он вырос из параллелизма.
Это сравнение- перенесение свойств одного предмета на другой.
«Все познается в сравнении», - утверждал древний китайский философ
Конфуций.
Действительно, прием сравнения лежит в основе всех поэтических оборотов,
употребляемых в переносном, образном смысле.
Таких оборотов много, они известны еще со времен античности и
называются тропами.
Сравнение- простейший вид тропа, представляющий собой сопоставление
одного предмета ( явления ) с другим по какому – либо признаку
(Мещеряков В.П. Основы литературоведения. М.,2000.-с.77 ) .
5
Учитель: Формально сравнение состоит из следующих частей:
( На слайде схема сравнения две пересекающиеся линии)
1. то, что сравнивается – субъект сравнения
2. то, с чем сравнивается объект сравнения
3.признак, по которому сравнивается – основа сравнения (точка
пересечения).
- И, конечно, в приеме сравнения участвуют сравнительные союзы: как,
будто, словно, подобно, похожий.
Исследовательский ЭТАП:
Поисковая работа учащихся по материалам к уроку №1, 2.
Учитель: Найдите среди данных вам материалов образцы сравнения.
*********************
Учитель: Как видим, к сравнению обращались поэты во все времена.
Сравнение выросло из параллелизма.
С какой целью используют сравнение?
Главная функция сравнения – дать новый взгляд на старое, известное.
И сегодня человек ищет сходство в различном и не перестает этому
удивляться. Об этом свойстве «похожести» написал Роман Сеф:
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи;
Луна – на круглый глаз огромный;
Журавль – на тощий кран подъемный;
Кот полосатый – на пижаму.
Я на тебя, а ты – на маму.
3 ЭТАП: Творческая работа.
Мы сейчас с вами тоже попытаемся это сделать. Мы научимся составлять
сравнения. Для этого обратимся к алгоритму, который поможет нам в этом.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СРАВНЕНИЯ.
1. Мы видим и слышим. (Что вы видите?)
2. Мы рождаем ассоциации.( Ваша фантазия не знает границ, предмет
должен предстать по-новому!)
3. Мы сравниваем. (используем союзы как, словно, будто, подобно,
похожий).
( Учащиеся придумывают свои образы-сравнения, опираясь на
предложенную фотокартину
Учитель: Молодцы! Вам удалось сотворить свое сравнение. Красивые
образы! А между собой вы общаетесь сравнениями?
6
- А вот так говорите? (Предложения на экране)
«Я голодный, как волк»
«Ну и что ты кричишь, как сумасшедший?!»
«Чувствую себя здесь, как рыба в воде».
Они вошли в нашу повседневную речь, стали общеупотребительны, и мы их
порой не замечаем, да и не ставим цели, чтобы наш слушатель остро на них
реагировал. Их образность стерта.
А в художественной литературе наоборот. Если автор употребит
общеупотребительное, стертое иносказание, то читатель его не заметит. Если
он употребит поэтическое иносказание, то есть необычное, индивидуальное,
новое, то настоящий читатель сразу откликнется и порадуется или погрустит
вместе с автором. Такие поэтические обороты обладают высокой степенью
выразительности. Послушайте:
Мой город хладен, как рука
Несущего под снегом зонт
Без варежки… (Надя Делаланд)
Часть 3.
1 ЭТАП: Активизация деятельности.
Учитель: А данные фразы из художественной речи или разговорной?
«Время утекло».
«Солнце встало сегодня рано».
«У тебя стальные нервы».
- Разве можно воспринимать всерьез, что дождь ходит, нервы у человека из
стали, а лодка имеет нос? Это – иносказания? Это сравнения?
- Попробуем дополнить эти выражения недостающим звеном:
Время течет, как…..
Солнце встает, как…..
Нервы, как сталь … какие?
- Теперь перед нами сравнения?
- А что же было до этого? ( дети могут назвать сразу термин)
- Метафору называют «сокращенным сравнением».
Метафора - вид тропа, основанный на перенесении свойств одного
предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении – по
форме, цвету, ценности, функции и т.д. (Мещеряков В.П. Основы
литературоведения. М.,2000. С.83).
«Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство», - писал
древнегреческий философ Аристотель.
- Чем отличается метафора от сравнения?
(сопоставление структуры сравнения и метафоры по слайдам)
7
Метафора традиционно отличается от сравнения :
1. отсутствием сравнительных союзов
2. отсутствием двух составляющих сравнения:
Из того, что сравнивается и того, с чем сравнивается в метафоре остается
только второе. ВОЗНИКАЕТ ЕДИНЫЙ НЕРАСТОРЖИМЫЙ ОБРАЗ,
( Слайд - Схема метафоры).
Исследовательский ЭТАП:
Поисковая работа учащихся по материалам к уроку №1, 2.
Учитель: Найдите примеры метафоры в предложенных материалах.
3 ЭТАП: Творческая работа.
Учитель: А теперь создадим свои метафоры! Обратите внимание на
алгоритм № 1.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МЕТАФОРЫ.
1.Взять субъект и сравнить его по какому-либо характерному признаку с
объектом
2.Убрать признак и сравнительный союз
3.Соединить сравнение с местом происходящего
4.Убрать субъект сравнения
Например, берем субъект – корову. Обратите внимание на слайд. Сравните её
с подходящим объектом. Ваши версии? Хозяйка, гостья, охранник,
захватчица и т.п. Получается сравнение: «Корова оглядывается, как
охранник».
2. Убираем признак «оглядывается» и сравнительный союз «как», и
получается «Корова - охранник».
3. Где происходит действие? В палаточном лагере. Получаем «Корова
охранник в палаточном лагере»
4. Убираем слово «корова». И перед нами метафора: «Охранник палаточного
лагеря».
Учащимся предлагается серия сюжетных и пейзажных фотоизображений на
слайдах. Каждый пробует, следуя алгоритму, создать свою метафору.
«Всякое сравнение хромает» - это выражение не помеха для поэта, потому
что художественное сравнение не обязано быть логичным.
Заключение
Вновь обратимся к образам полулюдей- полуживотных.
К какому из приемов сфинкс ближе: к параллелизму, сравнению, метафоре?
-Древний человек обращается к природе. Почему?
- Это ближайший источник знаний человека о мире и о себе.
У человека еще нет гордыни и ложного представления о том, что он может
подчинить себе природу.
8
Наоборот, человек осознает и ежеминутно ощущает мощь и величие
природы. Природа обожествляется и персонифицируется.
Человек еще не выделяет себя из окружающего мира.
И это слияние рождает новый образ. Сфинкс – это теперь не лев и не
человек, а человек, представленный через льва, и лев, понятый через
человека.
В стихотворении Сологуба внутренние переживания человека представлены
через природу, а природа понята через внутренний мир героя. Мы видим, что
и в 20 веке иносказание продолжает жить в литературе.
Метафоры
9
Вот ночь своей грудью прильнула
К семье облетевших кустов.
Во мраке ночном утонула
Там сеть телефонных столбов. А. Белый
Вспоминаю под жалобы скрипки,
В полусне ресторанных огней,
Ускользающий трепет улыбки –
Полудетской, желанной, твоей. Валерий Брюсов.
Перед луною равнодушной,
Одетый в радужный туман,
В отлива час волной послушной.
Прощаясь, плакал океан. Н. Минский
5.В квартире прибрано. Белеют зеркала.
Как конь попоною, одет рояль забытый.
Ин. Анненский.
6. Мой кот, как радиоприемник,
Зеленым глазом ловит мир. А. Вознесенский.
7.В детстве мне встретился как-то кузнечик
В дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
Спрыгивал он, как танцор, на носок. Б.Окуджава.
( Кот = радиоприемнику по сходству глаза кота и лампочки приемника;
кузнечик = танцору по действию : спрыгивает на носок; колючки для
кузнечика, как и крыльцо для человека – возможное место для прыжка).
8. Из « Илиады»
9. Упал двенадцатый час,
Как с плахи голова казненного. В. Маяковский.
Функции сравнения: 1. изображаемое получает большую конкретность и
ясность;
2.предстает в новом ракурсе;
3.в нем обнаруживаются новые оттенки смысла, возникает подтекст.
10