Презентация "Гносеологические функции игровых технологий на уроках русского языка"

Подписи к слайдам:
Гносеологические функции игровых технологий на уроках русского языка
  • Учитель русского языка и литературы
  • МОУ Очурская СОШ
  • Пихтарь Татьяна Алексеевна
Задачи: 1. Дать психологическое обоснование роли игры в жизни ребенка. 2. Рассказать о дидактических играх на уроках. 3. Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов.
  • Цель данной работы:
  • показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
«...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
  • «...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
  • «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
  • Ф.Шиллер
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.
  • Функции игры
  • Познавательный интерес,
  • активизация деятельности
  • Развитие ВМ,
  • логического мышления,
  • творческих
  • способностей
  • Коммуникативная
  • Социализация,
  • толерантность
  • Межнациональная
  • коммуникация
  • Повышение
  • самооценки
Использование игровых технологий позволит:
  • Развивать творческое и логическое мышление учащихся;
  • Повысить уровень творческого воображения учащихся;
  • Повысить мотивацию учащихся к предмету;
  • Повысить уровень компетентностей учащихся к предмету русского языка;
Условия использования игр на уроках:
  • 1) Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока.
  • 2) Доступность для учащихся данного возраста.
  • 3) Умеренность в использовании игр на уроках.
Возможности использования игровых технологий:
  • 1) Ролевые игры на уроке (инсценирование);
  • 2) Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • 3) Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  • 4) Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  • 5) Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
Этапы игровых форм обучения:
  • Проблемная ситуация;
  • Проблема;
  • Поиск способов ее решения;
  • Решение проблемы;
  • Применение на практике;
Психологический комфорт:
  • Одна из задач учителя поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
  • Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
  • Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы поверить в себя.
Принцип 1 принцип «успеха»
  • знаю
  • хочу
  • могу
  • умею
  • Реализуй себя!
Принцип 2 принцип «фейерверка»
  • Желаю
  • Пробую
  • Могу
  • Воплощаю
  • Применяю
  • Исследую
  • Раскрой себя!
Принцип 3 принцип «рейтинга»
  • Изучай!
  • Закрепляй!
  • Используй!
Принцип 4 принцип «весов»
  • Найди себя!
  • Твой выбор - твои возможности
  • игровые
  • технологии
  • Мягкая посадка (мяч)
  • Третий лишний
  • «Я работаю
  • волшебником»(Превратить имена нарицательные в собственные: Птица орел – город Орел)
  • «Справочное бюро» (работа со словарями)
  • «Перепутаница» и многое другое
  • «Помоги Пете Ошибкину»
  • Лексико-фразеологические игры
  • «Собери фразеологизм»
  • «Собери пословицу»
  • Переводчик
  • Око – (глаза), Чело – (лоб) и т.д.
  • Найди пару (из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу)
  • Ни зги не видно – хоть иголки собирай
  • Замени фразеологизм
  • (Метко – не в бровь, а е глаз)
  • Объясни значение ( Кожа да кости – худой, дырявая память - забывчивый)
  • «Угадай-ка»
  • Объясни о ком говорят: «стреляный воробей»
Список литературы
  • 1. П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
  • 2. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
  • 4. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1991 г.
  • 5. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8
  • 6. «Русский язык в школе», 1989 г., №4
  • 7. «Русский язык в школе», 1992 г., №5
  • 8. «Русский язык в школе», 1993 г., №3
  • 9. http://www.rusedu.info
  • 10. http://www.ukazka.ru
  • 11. http://festival.1september.ru
  • http://schools.keldysh.ru
  • 13. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Издательство «АРГО», 1994.
  • 14. Литература в школе. – 1988. - №4.
  • 15. Литература в школе. – 1989. - №1.
  • 16. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАКО, 2006. – 128с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  • 17. Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Литература. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с., ил. – (Серия: «Минута на размышление»).
  • 18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  • 19. Скоркина Н.М. Литературные гостиные. (Тематические вечера для старшеклассников).- Волгоград: «Учитель – АСТ», 1999. – 96с.
  • 20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. -288 с.
  • Спасибо
  • за
  • внимание!