Конспект урока "Подготовка к сочинению «Тема любви в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна»"

Подготовка к сочинению «Тема любви в произведениях И.А. Бунина и
А.И. Куприна»
Цель: выявление особенностей понимания любви И.А. Буниным и А.И.
Куприным; развитие умения сопоставлять и анализировать тексты разных
писателей; активизация исследовательской деятельности обучающихся;
создание условий для формирования культуры взаимоотношений между
людьми, культуры речи.
Задачи:
- раскрыть особенности понимания любви И.А. Буниным и А.И. Куприным
через сопоставительный анализ произведений;
- закрепить навыки анализа текста;
- продолжить работу по обогащению и усложнению словарного запаса языка
обучающихся в процессе анализа текста;
- способствовать созданию условий для воспитания любви к
художественному слову.
Оборудование:
Презентация, интерактивная доска, произведения И.А. Бунина и А.И.
Куприна, портреты писателей, раздаточный материал «Лист ученика».
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Учитель читает стихотворение В. Рождественского «Любовь,
Любовь…» (Слаид № 1)
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье до конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
В. Рождественский
Учитель: Какова тема и идея стихотворения?
Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но
тайны ее способны разгадать немногие. Среди них замечательные русские
писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн, произведения которых несут в себе не
только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.
Учитель спрашивает: Как вы думаете, какова тема нашего урока.
(Слаид № 2-4)
Учащиеся под руководством учителя формулируют тему урока.
Учитель сообщает цель и задачи.
- Сегодня мы еще раз погрузимся в волшебный мир творчества великих
писателей: И.А. Бунина и А.И. Куприна.
Давайте вспомним, какие произведения И.А. Бунина и А.И. Куприна о любви
мы знаем.
Учащиеся называют произведения.
III. Задание № 1.
Из какого произведения данный отрывок? (Слаид № 5 - 7)
(Ученики определяют автора и название произведения.)
1) «Весна наступила в этом году ранняя, дружная и как всегда на Полесье
неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые,
сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро
вертя щепки и гусиный пух….»
Ответ: А.И. Куприн «Олеся»
2) «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба,
крепкий, тяжелый, гладкий.
Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного, уездного, еще далеко
видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит фарфоровым
венком у подножия креста».
Ответ: И.А. Бунин «Легкое дыхание»
3) «Потерять сердце это для летчика значит потерять божественную
свободу разгуливать в небесном пространстве по своей воле на хрупком
аппарате, пронизывать облака, спокойно встречать дождь, снег, ураган и
молнии, ничуть не теряясь оттого, что ты совершенно не знаешь: летишь ли
ты во тьме, на юг или на запад, вверх или вниз».
Ответ: А.И. Куприн «Потерянное сердце»
4) «Темная летняя заря потухла далеко впереди, сумрачно, сонно и
разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью
вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в
темноте вокруг».
Ответ: И.А. Бунин «Солнечный удар»
5) «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили
отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью
Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой
туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно
бешеный бык…»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
IV. Задание 2.
По описанию внешности вспомним некоторых героев. (Слаид № 8 – 10)
(Ученики определяют название произведение и вспоминают имя героя.)
1) «Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими
волосами. Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и
упрямым детским подбородком с ямочкой посредине».
Ответ: А.И. Куприн «Гранатовый браслет», Желтков
2) «Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических
платьиц…. Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по
часам…».
Ответ: И.А. Бунин «Легкое дыхание», Оля Мещерская
3) «В ней не было ничего похожего на местных дивчат, лица которых под
уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и
подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение…
Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но
трудно было, даже привыкнув к нему, его описать».
Ответ: А.И. Куприн «Олеся», Олеся
4) «Что-то было в милом (….) от легендарных героев кавалеристов 1812 года
от Милорадовича, от Бурцева, ёры, забияки, от Сеславина: хриплый
командный голос с приятной сипловатостью, походка немного раскорякою,
внешняя грубость и внутренняя правдивая доброта…».
Ответ: А.И. Куприн «Потерянное сердце», Феденька Юрков
5) «… лицо его, - обычное офицерское лицо, серое от загара, с белесыми,
выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз, от загара
казавшихся еще белее, - имело теперь возбужденное, сумасшедшее
выражение, а в белой тонкой рубашке со стоячим крахмальным воротничком
было что-то юное и глубоко несчастное…».
Ответ: И.А. Бунин «Солнечный удар», поручик
6) «… пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой,
нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно
большими рука и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть
на старинных миниатюрах».
Ответ: А.И. Куприн, «Гранатовый браслет», княгиня Вера Николаевна
V. Проверим знание текстов с использованием тестовых заданий и
текстов.
(Ребята обращаю ваше внимание, что для решения тестовых заданий нужно
выполнить несколько условий:
- время для выполнения – 5 минут,
- только один ответ верный,
- работаем с тестом индивидуально.)
Какому герою принадлежат слова? (Слаид № 11 – 14)
«… Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она
тушит, а большую раздувает еще сильней…»
А) Мануйлиха
Б) Ярмола
В) Иван Тимофеевич
Г) Олеся
Ответ: В) Иван Тимофеевич
«… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет
прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот… Поздно теперь
укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили, - сколько раз я
хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем
прочем…»
А) Николай Алексеевич
Б) Алексей Николаевич
В) Надежда
Г) Клим
Ответ: В) Надежда
«Сегодня наш день, и никто у нас его не отнимет…»
А) Иван Тимофеевич
Б) Олеся
В) Мануйлиха
Г) Ярмола
Ответ: Б) Олеся
«…Вот человек, которому без колебаний можно отдать и жизнь, и душу, и
все, все, все…»
А) Феденька Юрков
Б) поручик Коновалов
В) Катенька Вахтер
Г) Жорж Востоков
Ответ: В) Катенька Вахтер
«… Мы до самой смерти будем идти рука об руку, вот как теперь идем, и не
стыдиться, а гордиться тобой я буду и благодарить тебя!...»
А) Олеся
Б) Ярмола
В) Иван Тимофеевич
Г) Мануйлиха
Ответ: В) Иван Тимофеевич
«… А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу
настоящую любовь…»
А) Аносов
Б) Вера Николаевна
В) Василий Львович
Г) Людмила Львовна
Ответ: А) Аносов
«… Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и по ногам на
всю жизнь…».
А) Ярмола
Б) Мануйлиха
В) Иван Тимофеевич
Г) Олеся
Ответ: Г) Олеся
«…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как
любовь, - чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя…»
А) Николай Николаевич
Б) Желтков
В) Василий Львович
Г) Аносов
Ответ: Г) Аносов
Проверка тестовых заданий осуществляется в ходе фронтальной беседы
в классе.)
VI. Работа в группах: определение идеи рассказов «Солнечный удар»,
«Темные аллеи», «Гранатовый браслет»; повести «Олеся».
I-я группа - «Солнечный удар»
Вариант ответа учащихся. Необычайная сила и искренность чувства
свойственна героям бунинских рассказов. В сжатой форме и огромной силой
передает автор драму людей, познавших вдруг подлинную, счастливую
любовь.
II-я группа - «Темные аллеи»
Вариант ответа учащихся. Красной нитью через книгу «Темные аллеи»
проходит тема чистой и прекрасной любви. Героям этих рассказов
свойственна необычайная сила и искренность чувств.
III-я группа - «Гранатовый браслет»
Вариант ответа учащихся. Любовь до самоотречения и самоуничтожения,
готовность погибнуть во имя любимой женщины. Особую силу
«Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как
нежданный подарок. Замкнутая сама в себе, эта любовь обладает
разрушительной силой.
IV-я группа - «Олеся»
Вариант ответа учащихся. Это гимн женской красоте и любви, гимн
женщине, духовно чистой и мудрой.
А.И. Куприн показывает красивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но
слишком много внешних препятствий для счастья. Влюбленных ждут
разлука и печаль.
VII. Учитель предлагает послушать стихотворение И.А. Бунина
«Эпитафия» и сопоставить с рассказом «Легкое дыхание».
(Ученик читает выразительно заранее подготовленное стихотворение)
«Эпитафия»
Я девушкой, невестой умерла.
Он говорил, что я была прекрасна,
Но о любви я лишь мечтала страстно,-
Я краткими надеждами жила.
В апрельский день я от людей ушла,
Ушла навек покорно и безгласно –
И все ж была я в жизни не напрасно:
Я для его любви не умерла.
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
Где только ветер веет в полусне,
Все говорит о счастье и весне.
Сонет любви на старом мавзолее
Звучит бессмертной грустью обо мне,
А небеса синеют вдоль аллеи.
1902
Вариант ответ учащихся: И в стихотворении и в рассказе повествуется об
обреченности красоты и молодости на гибель.
- «Легкое дыхание» - еще одна эпитафия девичьей красоте»,- отмечал К.Г.
Паустовский
VIII. Составление таблицы «Особенности изображения любви в
произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна». (Слаид № 15)
Любовь в произведениях И.А. Бунина
Любовь в произведениях А.И.
Куприна
Особый синтез духа и плоти. Дух, по
Бунину, невозможно постичь, не
познав плоти.
Писатель создает образы,
удивительные по красоте и силе
примера идеальной любви.
Любовь это земная радость,
загадочное влечение одного пола к
другому.
«Для любви нужен особый талант,
как для музыки, живописи,
скульптуры, пения, стихотворства».
Изображение любви предельно
откровенно и смело.
Пишет о трагедиях в любви и
мгновениях настоящего счастья.
В некотором смысле любовь у
Бунина преступна это переступание
нормы, выход за рамки обыденности.
Чаще всего в произведениях Куприна
любовь «сильна, как смерть»,
«бескорыстная и самоотверженная,
не жаждущая награды».
Любовь не переходит в семейное
русло, не разрешается счастливым
браком. Он лишает своих героев
вечного счастья, потому что к нему
привыкают, а привычка приводит к
потере любви.
Для многих героев она остается
«величайшей тайной в мире,
трагедией».
IX. Проверка домашнего задания. Устный журнал: «Критическая
оценка творчества И.А. Бунина и А.И. Куприна».
Учащиеся зачитывают высказывания критиков, писателей, записанные
дома.
«В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее
представление писателя о жизни: катастрофичен мир, катастрофично чувство
и сознание человека, радость бытия мгновение, она величественна и в то
же время ничтожна перед вечной печалью идеи «последней смерти». И
любовь в этом мире лишь воображение радости и счастья земного бытия и
едва ли не самый короткий путь познания их неосуществимости».
(Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза, 1980)
(«Последняя смерть» - стихотворение Е. Баратынского, которое
упоминается в рассказе Бунина «Грамматика любви»).
«Совершенно правильно было замечено, что в бунинском восприятии мира
как-то чарующе своеобразно сожительствуют любовь и смерть. Бунин с
необычайной остротой чувствует смерть. И в то же время никто из новейших
русских писателей с такой полнотой не измерил и не изобразил
всепоглощающей силы любви, именно той любви, плотской и в то же время
душевной, которая является источником всякой жизни».
(Струев П.Б. И.А. Бунин, 1933)
Рассказ «Темные аллеи»
«Большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью, и
смерь, уносящая одного из влюбленных, как бы подтверждает это. ……
Любовь, несмотря на весь свой трагизм, раскрывается как величайшее
счастье человеческой жизни, несравненное ни с какими другими радостями».
(Афанасьев В.П. И.А. Бунии. Очерк творчества, 1966)
К.Г. Паустовский писал: «Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он
посылал «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам,
небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости, и вечной красоте,
заключенной в женщине».
(Паустовский К.Г. Поток жизни, 1957)
«Олеся»
«Впоследствии Куприн скажет, что только с торжеством свободы будет
счастлив человек в любви. В «Олесе» писатель приоткрыл это возможное
счастье свободной, ничем не скованной и ничем не омраченной любви. По
сути, расцвет любви и человеческой личности составляет поэтическое ядро
повести…».
(Крутикова Л.В. А.И. Куприн, 1971)
«Гранатовый браслет»
«Куприн плакал над рукописью «Гранатовый браслет», плакал скупыми и
облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не
писал»,- писал К.Г. Паустовский.
(Паустовский К.Г. Поток жизни, 1957)
«Гранатовый браслет»
«Мечтая вместе со своими героями о великой и святой любви, Куприн
стремится доказать нам, что «сильна как смерть любовь» и что «ничтожны и
презренны все усилия окутать ее цепями условности»
(Григорков Ю.А. А.И. Куприн. К 50-летию со дня рождения, 1920)
X. Подведение итогов урока. Беседа.
В чем особенность изображения любви в произведениях И.А. Бунина?
(Слаид № 16)
Учащиеся приходят к выводу: любовь в произведениях Бунина
драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное,
ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь
это великая бездна, загадочная и необъяснимая, сильная и мучительная.
В чем особенность изображения любви в произведениях А.И. Куприна?
Учащиеся приходят к выводу: истинная любовь, по мнению Куприна, -
основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной.
Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к
идеалу. Это святая трагедия в жизни человека. Любовь сильнее смерти и
возвышает маленького человека над суетным миром несправедливости и
злобы.
Завершить сегодняшний урок мне хотелось бы чтением замечательного
сонета В. Шекспира. Он тоже о любви! Мне кажется, что В. Шекспир мог
посвятить свой сонет любой героине произведений, о которых сегодня
говорилось на уроке.
Её глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.
С дамасской розой алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.
Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.
XI. Домашние задание: написать сочинение «Тема любви в произведениях
И.А. Бунина, А.И. Куприна», используя записи на «Листе ученика»
Список литературы:
Бунин И.А. Антоновские яблоки, Краснодар, Книжное издательство, 1970
Бунин И.А. Рассказы, Москва, АСТ Астрель, 2004
Егорова Н.В., Золотарева И.В. «Поурочные разработки по русской
литературе. 20 век», 11 класс, Москва, Вако, 2004
Куприн А.И. Повести и рассказы. Рига, Лиесма, 1988
Куприн А.И. Повести и рассказы, Москва, Дрофа, 2001
Лысая Ю.И. Русская литература 20 века (практикум для
общеобразовательных учреждений), Москва, Мнемозина 1998
Паустовский Г.Г. Поток жизни, Москва, 1957
В. Рождественский
Журавлев В.П. Литература 11 класс, часть 1, Москва, Просвещение, 2010
Шекспир В. Сонеты, Саратов, Приволж. книжное издательство, 1980
Лист ученика
I. Стихотворение В. Рождественского «Любовь, Любовь…»
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье до конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
II. Основная идея рассказов «Солнечный удар», «Темные аллеи»,
«Гранатовый браслет»; повести «Олеся».
«Солнечный удар»
Необычайная сила и искренность чувства свойственна героям бунинских
рассказов. В сжатой форме и огромной силой передает автор драму людей,
познавших вдруг подлинную, счастливую любовь.
«Темные аллеи»
Красной нитью через книгу «Темные аллеи» проходит тема чистой и
прекрасной любви. Героям этих рассказов свойственна необычайная сила и
искренность чувств.
«Гранатовый браслет»
Любовь до самоотречения и самоуничтожения, готовность погибнуть во имя
любимой женщины. Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в
нем любовь существует как нежданный подарок. Замкнутая сама в себе, эта
любовь обладает разрушительной силой.
«Олеся»
Это гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и
мудрой.
А.И. Куприн показывает красивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но
слишком много внешних препятствий для счастья. Влюбленных ждут
разлука и печаль.
III. Таблица «Особенности изображения любви в произведениях И.А.
Бунина и А.И. Куприна».
Любовь в произведениях И.А. Бунина
Любовь в произведениях А.И.
Куприна
Особый синтез духа и плоти. Дух, по
Писатель создает образы,
Бунину, невозможно постичь, не
познав плоти.
удивительные по красоте и силе
примера идеальной любви.
Любовь это земная радость,
загадочное влечение одного пола к
другому.
«Для любви нужен особый талант,
как для музыки, живописи,
скульптуры, пения, стихотворства».
Изображение любви предельно
откровенно и смело.
Пишет о трагедиях в любви и
мгновениях настоящего счастья.
В некотором смысле любовь у
Бунина преступна это переступание
нормы, выход за рамки обыденности.
Чаще всего в произведениях Куприна
любовь «сильна, как смерть»,
«бескорыстная и самоотверженная,
не жаждущая награды».
Любовь не переходит в семейное
русло, не разрешается счастливым
браком. Он лишает своих героев
вечного счастья, потому что к нему
привыкают, а привычка приводит к
потере любви.
Для многих героев она остается
«величайшей тайной в мире,
трагедией».
IV. Высказывания критиков, писателей о произведениях И.А. Бунина и
А.И. Куприна.
«В коллизии и в самой идее бунинской темы любви выражено общее
представление писателя о жизни: катастрофичен мир, катастрофично чувство
и сознание человека, радость бытия мгновение, она величественна и в то
же время ничтожна перед вечной печалью идеи «последней смерти». И
любовь в этом мире лишь воображение радости и счастья земного бытия и
едва ли не самый короткий путь познания их неосуществимости».
(Кучеровский Н.М. И. Бунин и его проза, 1980)
(«Последняя смерть» - стихотворение Е. Баратынского, которое
упоминается в рассказе Бунина «Грамматика любви»).
«Совершенно правильно было замечено, что в бунинском восприятии мира
как-то чарующе своеобразно сожительствуют любовь и смерть. Бунин с
необычайной остротой чувствует смерть. И в то же время никто из новейших
русских писателей с такой полнотой не измерил и не изобразил
всепоглощающей силы любви, именно той любви, плотской и в то же время
душевной, которая является источником всякой жизни».
(Струев П.Б. И.А. Бунин, 1933)
Рассказ «Темные аллеи»
«Большая любовь словно бы несовместима с обычной нормальной жизнью, и
смерь, уносящая одного из влюбленных, как бы подтверждает это. ……
Любовь, несмотря на весь свой трагизм, раскрывается как величайшее
счастье человеческой жизни, несравненное ни с какими другими радостями».
(Афанасьев В.П. И.А. Бунии. Очерк творчества, 1966)
К.Г. Паустовский писал: «Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он
посылал «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам,
небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости, и вечной красоте,
заключенной в женщине».
(Паустовский К.Г. Поток жизни, 1957)
«Олеся»
«Впоследствии Куприн скажет, что только с торжеством свободы будет
счастлив человек в любви. В «Олесе» писатель приоткрыл это возможное
счастье свободной, ничем не скованной и ничем не омраченной любви. По
сути, расцвет любви и человеческой личности составляет поэтическое ядро
повести…».
(Крутикова Л.В. А.И. Куприн, 1971)
«Гранатовый браслет»
«Куприн плакал над рукописью «Гранатовый браслет», плакал скупыми и
облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не
писал»,- писал К.Г. Паустовский.
(Паустовский К.Г. Поток жизни, 1957)
«Гранатовый браслет»
«Мечтая вместе со своими героями о великой и святой любви, Куприн
стремится доказать нам, что «сильна как смерть любовь» и что «ничтожны и
презренны все усилия окутать ее цепями условности»
(Григорков Ю.А. А.И. Куприн. К 50-летию со дня рождения, 1920)