Конспект урока "Белокорые берёзки - символ родины моей" 7 класс

УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
( с элементами интеграции знаний
по музыке, изо, литературе,
биологии, этнографии)
«БЕЛОКОРЫЕ
БЕРЁЗКИ –
СИМВОЛ
РОДИНЫ МОЕЙ»
(ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ)
(2 часа)
Цели урока:
- систематизировать сведения по орфографии;
-отрабатывать элементы комплексного анализа
текста;
-развивать интерес к изучению природы;
- развивать творческие способности учащихся;
-учить художественному видению окружающего
мира;
-воспитывать у учащихся чувство уважения и любви
к Родине, к культуре и истории русского народа.
Оборудование:
-карточки с текстом Ю.Крутогорова «Доброе
дерево»;
- С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»;
-репродукции картин: И.Грабарь «Февральская
лазурь», И.Левитан «Золотая осень», А.Куинджи
«Берёзовая роща», А.Саврасов «Грачи прилетели»,
А.Пластов «Летом»; стенд «Русь моя! Люблю твои
берёзы!»;
- альбомные листы с восковым покрытием;
- кусочки берёзовой коры;
- фонозаписи песен и росансов.
Эпиграф к уроку: «Белокорые берёзки символ
Родины моей».
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берёз,
С их царства сквозного, молочного
И с пухлых ребячьих грёз.
Берёза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую,
белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой
девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты,
композиторы и художники. И наш сегодняшний урок тоже посвящён
русской берёзе. Мы перелистаем несколько страниц «энциклопедии о
берёзе» под девизом «Белокорые берёзки – символ Родины моей».
II. Музыкальная страница.
Звучит песня на слова Овсянникова и музыку Шаинского «Берёза белая» в
исполнении Льва Лещенко.
III. Литературная страница.
- Сколько стихов сложено С.Есениным о белоствольной русской красавице!
( Все учащиеся к этому уроку получили индивидуальные задания.
Читают выразительно стихи.)
IV. Искусствоведческая страница.
- Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники И.Левитан и
А.Куинджи, А.Пластов и А.Саврасов, И.Грабарь.
Писатель Гаршин, глядя на картину А.Саврасова «Грачи прилетели»
сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда
вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас
чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и
дымка, и тонкие берёзки всё это такое знакомое и такое родное. И эта
картина рождает любовь к России, к Родине.
Перед картиной А.Куинджи «Берёзовая роща» испытываешь особую
радость. Она завораживает солнечностью, радостностью. Так бывает, когда в
летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины.
Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки, напоённые её
соком.
Бодрым, ясным восприятием мира овеяна картина «Золотая осень»
И.Левитана. Двумя-тремя ударами кисти даёт художник впечатление
окружённого воздухом ствола берёзы. Как свечки стоят золотые берёзы. Эту
картину называют «энциклопедией русской осени».
Под тенью изумрудных белокорых берёзок на картине А.Пластова
«Летом» отдыхают уставшие грибники.
Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит
изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она на
картине И.Грабаря «Февральская лазурь» стоит, словно громадный фонтан,
брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе. В природе
творилось нечто необычное, казалось, что она праздновала какой-то
небывалый праздник праздник лазоревого неба, жемчужных берёз,
коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Эта картина
очаровывает всех. Так и хочется сказать:
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорые берёзки –
Символ Родины моей.
V.Синтаксичесаая страница.
Учитель:
- Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения:
Белокорые берёзки – символ Родины моей.
VI. Ботаническая страница.
Учитель:
- Русую берёзку называют белокорой, белоногой, белоствольной. Почему у
берёзы белый ствол? Где растёт берёза? Какие виды берёз известны?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, получив заранее задание м.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Растения. Под ред. О.Г.Хинн.- 1998 г. Стр 61-
67).
VII. Лингвистическая страница.
Учитель:
- Ребята, а теперь приступим к анализу текста. Каждый из вас получит
карточку с текстом Ю.Крутогорова «Доброе дерево».
Доброе дерево.
Кого берёзой удивишь? Это дерево настолько привычно, что мы порой и
не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, в деревне, всюду берёзу
увидишь белоногую, в зелёной листве, такую знакомую. Постоянный
спутник нашей жизни. То ли дело породы, о которых недавно поведал
американский дендролог Э. Меннинджер в своей книге «Причудливые
деревья». От одних названий дух замирает: «взбесившиеся корни»,
«двуглавые чудовища», «деревья призраки»… Жаркое дыхание джунглей,
опасные тропы саванны, тайны так и будоражат кровь, манят
приключениями. Кого после этого поразишь рассказом о скромной нашей
берёзе?
Знаете, мне стало обидно за берёзу. Я вспомнил, как в одном из писем
Александр Сергеевич Пушкин писал: «Мы переехали горы, и первый предмет,
поразивший меня, была берёза, северная берёза! Сердце моё сжалось».
Как много этим сказано! Сколько же в ней прелести, не отделимой от
природы нашего Отечества!
Радостное, нарядное дерево. Оно забрало в своё одеяние два главных
цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как
эти цвета ей к лицу!
Ещё берёза к людям добра. В стародавние времена люди нарекли её
деревом четырёх дел: первое дело мир освещать, второе чистоту
соблюдать, третье крик утишать, четвёртое больных исцелять. Самая
светлая берёзовая лучина. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем.
Берёзовый веник в бане «чистоту соблюдал». От всяких хворей лечил настой
из берёзовых почек.
Какое родное, тёплое, верное дерево!
Ю. Крутогоров.
Задания:
1.Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тему и основную мысль текста.
Придумайте свои варианты названия.
3. Определите стиль и тип текста. Докажите своё мнение.
4. Объясните значение слов дендролог, саванна, причудливый (обратитесь к словарям).
5. Подберите синонимы к словам одеяние, нарекать, исцелять. Какова стилистическая
окраска этих слов?
6. Сравните слова утешать утишать, освещать посвящать. Что помогает нам
понять значение эти слов? Подберите к ним однокоренные слова.
7. Перечитайте второй и третий абзацы. Какова роль цитирования в тексте?
Запишите высказывание А.С.Пушкина, используя предложение, которое соответствует
схеме: «П», - а.
8. Проанализируйте орфограммы:
А) из 1 абзаца текста выпишите орфограммы в окончаниях имён существительных ,имён
прилагательных, глаголов и объясните их;
Б) объясните написание суффиксов в слове заснеженных;
В) из 3 и5 абзацев выписать орфограммы в корнях и объяснить их написание;
Г) из 3,4,5 абзацев выписать орфограммы в приставках и объясните их;
9. Произведите морфемный и словообразовательный разбор слов: белокорая, белоногая,
белоствольная.
10. Найдите предложения с причастным оборотом и объясните постановку знаков
препинания в них.
11. Перескажите содержание 2 и 3 абзаца, используя способы выражения своего
отношения, оценки.
VIII. Этнографическая страница.
Символом праздника Троицы, главным атрибутом многих обрядовых
действий была берёза, она считалась самым почитаемым деревом. С ней
связаны такие обряды: Троицкая берёзка, Завивание берёз, Кумление.
Троица празднуется через 50 дней после Пасхи, поэтому называется ещё
Пятидесятницей. Приходится этот праздник на воскресенье. А связан с
древним славянским культом поминовения, почитания предков и
прославления расцветающей природы. Троицкую берёзку называли кумой,
гостейкой, девичьей красотой. Использование берёзы в весенне-летних
ритуалах обусловлено значимостью её образа в мировоззрении русского
народа. В мифологическом творчестве берёза выступает как мировое дерево,
которое является центром мироздания, универсальной моделью вселенной.
Вершина дерева достигает небес и связана с Богом, солнцем, птицами, корни
уходят глубоко в землю, соприкасаясь с преисподней, средняя часть
отождествляется с земным пространством. Это дерево мира, дерево жизни.
По народному представлению, берёза и её ветви обладают особой силой.
На берёзе листья появляются раньше, чем на других деревьях. Повсеместно
существовал запрет «колошить» (ломать) берёзу до Троицы. В народном
сознании сформировалось представление о возможности передать
продуцирующую силу дерева земле во время этих праздничных дней. С этой
целью совершали ряд обрядовых действий с берёзой: её выбирали, завивали,
украшали, обносили вокруг полей, деревень, домов. В день Семика девушки
шли в лес и тайно заламывали берёзу, т.е. выбирали. Затем завивали венки,
сплетали между собой вершины молодых берёзок либо лентами обвивали
ветви берёзы, пригибая их к земле. При этом загадывали о своей судьбе.
Завивать венки и берёзу можно было не только на себя, но и на членов своей
семьи, на знакомых, на любимых. Одну берёзку срубали, приносили в село,
наряжали в лучшую девичью одежду. Берёзкуласково называли «гостейкой»,
«кумушкой», «венком». Около неё водили хороводы, пели ей песни.
( учащиеся и учитель исполняют русскую народную песню)
Берёза моя, берёзанька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзанька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзанька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзанька,
Трава шёлковая,
Близ тебя, берёзанька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, берёзанька,
Красны девушки
Венки плетут.
С окончанием хороводов начиналась игра в горелки. Вечером уже
возвращались из рощи прямо к реке, где молодой народ бросал свои венки в
воду. Если венок поплывёт, то это означало неизменное счастье. Если венок
завертится на одном месте, то это предвещало расстройство свадьбы,
семейные ссоры… Если венок останавливается на одном месте, то из этого
заключали, что девицам в этот год не быть замужем, молодцам оставаться
неженатыми…
Особые ритуальные действия с берёзой, цветами, венками начинались с
седьмого четверга после Пасхи Семика. Отсюда обряды и обычаи этого
периода называют семицко-троицкими. Они исполнялись только девушками
и молодыми женщинами. Берёза являлась и символом женского начала. В это
время девушки и женщины относились к ней как к покровительнице.
Существовало предположение, что в образе берёзы женщины и девушки
обращаются к божеству покровительнице, которое и наделяет их
потомством. Некоторые исследователи в женском божестве троицко-
семицких обрядов видят черты Богородицы.
IX. Изобразительная страница.
Ребята, сегодня на уроке вы узнали много интересного о берёзе. А теперь
предлагаю вам нарисовать берёзу. Рисовать её вы будете необычным
способом – царапанием, т.е. в технике граттажа.
Граттаж это способ выполнения рисунка путём процарапывания пером
или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово
«граттаж» произошло от франц. « gratter» - скрести, царапать, поэтому другое
название техники – техника царапания.
Данный способ работы хорошо известен профессионалам. Чаще других
граттаж применяли графики начала 20 века. В России под названием
граттографии подобную технику впервые использовал М.В.Добужинский,
создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения.
Над граттажем работают так: плотную бумагу покрывают слоем воска или
парафина. Можно растереть равномерно по бумаге свечу. Затем широкой
кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши.
Это процесс длительный. Когда тушь высохнет, острым предметом
скребком, ножом, вязальной спицей процарапывают рисунок, образуя на
чёрном фоне тонкие белые штрихи.
Приступаем к работе.
( звучит романс на стихи С.Есенина «Белая берёза»)
Выставка работ.
X. Подведение итогов урока.
Слово учителя: Россия, Русь испокон века была крестьянской страной, где
сочетались труд и нужда, горе и радость… Берёзка воистину русское
дерево. Оно напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь,
половик, холщовую рубаху, курочку-рябу. Кряжестые стволы берёз
напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают
любую тяжёлую работу. А молодые тоненькие, прямые берёзки похожи на
стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.