Внеурочное занятие "История кубанского костюма"

Тема внеурочного занятия: «История кубанского костюма»
Цель: знакомство с особенностями кубанского костюма, его назначением и
терминологией; знакомство с традициями кубанского народа;
развитие умения и навыков самостоятельного поиска и обработки
информации.
Задачи:
Формировать интерес к истокам культуры.
Создать атмосферу увлекательного эстетического познания истории
кубанского казачьего костюма.
Развивать навыки создания образа при помощи костюма.
Растить патриотов родной земли .
План занятия
1.Организационный момент.
2. Выступление историков.
3.Выступление модельеров
4. Проект лингвистов
5.История празднования Нового года кубанскими казаками.
4. Итог занятия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Хозяин. Приветствуем вас , люди добрые!
Хозяйка. Добро пожаловать, гости дорогие! Давно мы вас ждём-
поджидаем, без вас не начинаем!
Хозяин. Просим в хату! Красному гостю – почётное место.
Вместе. Милости просим! (поклон с хлебом).
Хозяин. У нас для каждого найдётся и местечко, и доброе
словечко.
Хозяйка. В ногах правды нет, присаживайтесь на скамейки
дубовые и тесовые. Устраивайтесь поудобнее, чувствуйте себя,
как дома.
Учащиеся .
Я спешу сказать вам « Здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам « Благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам «Радости,
Удач, успехов и везения»,
Чтоб пожелать вам в этой комнате
Прекраснейшего настроения.
1 чтец.
Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я, твой потомок дальний.
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный…
Святую память славы той
От молодого поколенья
Давно уж кроет пеленой
Туман холодного забвенья…
Да будут славны в наши дни,
Кто возвращает память краю.
Я перед ними до земли
В поклоне голову склоняю.
2 чтец.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним казаков обычаи,
Вспомним нашу старину!
Сценка-миниатюра «В казачьем курене»
Действующие лица:
Бабушка ( хозяйка хаты)
Дедушка (хозяин)
Внучка
Внучка и бабушка занимаются рукоделием: бабушка с внучкой шьют
«приданое» для куклы. Бабушка напевает казачью песню. Дедушка чинит
башмаки.
Закончив работу, бабушка говорит:
- Вот и готово твоей кукле приданое. Открывай сундук невесты.
Открыв сундук, внучка обнаруживает там кукол в казачьих нарядах.
- Ой, бабушка, какие красивые куклы. А что это за наряды у них такие
интересные?
- Это народные костюмы. Такую одежду носили ещё мои бабушка и дедушка
кубанские казаки.
- Какая она красивая! А почему они так одевались? Такая мода была, да? Кто
придумал такой фасон? А как появились такие наряды? Ну, расскажи,
расскажи!
- О, это долгая история. Корни наши глубоко уходят в прошлое. Я бы с
удовольствием тебе всё рассказала, да тесто уже подошло - пора пирожки
печь, а ты пока попробуй сама найти ответы на свои вопросы. Вон у тебя
сколько разных энциклопедий и справочников, да и компьютер зря что ли
родители купили.
( Бабушка уходит печь пирожки, дедушка – управлять скотину)
Входит учитель.
- Здравствуй, Лиза.
- Здравствуйте, Оксана Фёдоровна.
- А что ты делаешь?
- Да вот, хочу узнать историю казачьего костюма .
- Что ж, это очень хорошо, что ты интересуешься прошлым своего народа.
Меня тоже интересует эта тема. Но никто не расскажет нам об этом лучше
самих историков. У меня есть знакомые ребята, которые занимаются
изучением истории казаков, уж они-то нам точно помогут.
- Здравствуйте, ребята. Вы многое узнали о появлении на Кубани казаков, об
их обычаях и быте. Можете рассказать нам, как возник кубанский костюм?
2. Выступление группы историков.
1 историк.
С удовольствием.
На древней земле нашего края судьба свела адыгов и славян – кубанских
казаков.
Когда российская царица Екатерина Великая даровала казакам кубанские
земли, в эти края двинулись люди с разных уголков России- люди разных
национальностей. До переселения казаков кубанские земли населяли адыги,
горные племена. Теперь же здесь стали обосновываться запорожские и
донские казаки, переселенцы с южнорусских окраин и с Черниговской и
Полтавской губерний. Так люди многих национальностей стали жить бок о
бок.
2 историк.
На Кубани происходит интересное явление- смешение разных культур.
Предки казаков и современных кавказских народов, живя рядом с глубокой
древности, перенимали друг у друга лучшее из культуры. Именно в этих
условиях формировался и развивался казачий костюм, который вобрал в себя
элементы украинской, русской и кавказской одежды.
Но к нашему времени одежда казачьего кроя сохранилась только в сундуках
ухоронах.
Внучка:
- Ой, как интересно! Как же называлась одежда казаков?
Учитель:
- Об этом нам расскажут знатоки своего дела - наши модельеры. Они создают
прекрасную одежду и уж точно знают об истории всех нарядов. Пойдём в
институт моды.
Внучка.
-Здравствуйте! А чем вы здесь занимаетесь?
1 модельер.
- Готовим новую коллекцию одежды « Родные просторы». Существует
поговорка « Всё новое – это хорошо забытое старое», и мы хотим включить в
наряды современных модниц народные мотивы.
Учитель.
- Это просто замечательно. А расскажите нам, пожалуйста, из чего состоял
народный казачий костюм и как он назывался.
2. Выступление модельеров ( презентация)
2 модельер.
- Хорошо. Слушайте внимательно и запоминайте.
1 слайд.
Мужской костюм казаков состоял из военной формы и повседневной
одежды.
Богатые казаки щеголяли в дорогих мехах, шелке, бархате, надевали
драгоценные пояса. Бедные покупали батист, ситец, сатин и носили
домотканину.
Однако, практически все население кубанских станиц занималось прядением
и носило одежду бельевую и нательную из тканей домашнего производства.
Шерстяная и полушерстяная ткань шла на изготовление верхней одежды.
2 слайд.
Основой мужского казачьего костюма были: рубаха с прямым разрезом
ворота и штаны-шаровары. Рубахи шились длиной почти до колен с
прямыми рукавами (тип украинской рубахи).
К началу 20 века стали появляться рубахи с талейкой и косоворотки (влияние
России). Обычно казаки носили рубахи по-украински заправленные в
штаны, однако старообрядцы носили рубахи на выпуск и, обязательно
подпоясавшись. Только старики могли ходить по дому и работать в поле без
пояса.
Рубаха с поясом была единственной одеждой у мальчиков 5-7 лет. Казачьи
штаны-шаровары шили из сукна и холста. Во 2 половине 19 века
распространился обычай носить бельевую одежду (рубаху и штаны)
исподнее.
3 модельер.
3 слайд.
Форменный костюм включал в себя бешмет, черкеску, бурку, кубанку или
папаху.
Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было
больше серебра.
4 слайд.
Бешмет одевался на нательную рубаху, шили его из разнообразных
покупных тканей ярких цветов, длиной ниже бедер, застежка была спереди,
воротник высокий стоячий, длинный узкий рукав на манжете. На бешмет
надевалась черкеска, покрой заимствован у кавказских горцев. Шили ее
длиной ниже колен, с низким вырезом на груди. Рукава делались широкими к
низу, с цветными отворотами. На груди нашивались газыри, служившие
украшениями.
5 слайд.
Казачья черкеска шилась из фабричного сукна установленного тона: синего,
серого, черного в зависимости от рода войск.
6 слайд.
Бурка шилась в виде длинной и широкой накидки из толстого ворсистого
домашнего сукна с застежкой у горла.
Зимней одеждой служили длинные шубы – кожухи, расходящиеся к низу
колоколом, без застежки с глубоким запахом и небольшим воротником из
дубленых белых и черных овчин (тип украинский). Зажиточные казаки
носили шубы из сукна, на енотовом меху они были очень дорогие.
7 слайд.
Головными уборами казаков были меховые шапки-папахи из овчины, а у
богатых из каракуля. В 19 веке они были высокими, с суконным верхом и
кантом по цвету полка, в котором служили.
8 слайд.
В 20 веке стали шить низкие шапки-кубанки.
9 слайд.
Рабочей обувью для всех служили башмаки из сыромятной кожи с
пришивной подошвой. Их называли по-разному: башмаки, ходаки, черевики,
чувяки, ноговицы. Военная обувь – сапоги из хромовой кожи.
Учитель.
- А как одевались казачки?
4 модельер.
10 слайд.
- В основу женского костюма входило: сорочка, юбка, зипун, кохта, шлычка
или платок.
11 слайд.
Почти до 30-х годов 20 века рубаха была основной одеждой казачек. В
рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Юбки шили из
покупных материалов. Они были широкими. Холщовые юбки носили в
качестве нижних юбок, по 2-3 штуки. Передник не был у кубанских женщин
обязательной частью костюма. Его одевали для работы.
Сорочки были различных фасонов и имели разные названия: кирасы,
гусарки, гейши, капот.
12 слайд.
Головной убор шлычка. Она состояла из круглого донца, надевалась на
пучок и застегивалась шнурком.
В начале 20 века появились чепчики, наколки, фальшонки. Зимой казачки
носили платки. Девушки летом могли ходить без головного убора, со
спущенной на спину косой, перевязанной лентой, украшенной венками.
13 слайд.
Рабочей обувью были: чирики, башмакки, черевики, чувяки, сапоги. В начале
20 века праздничной обувью были фабричные туфли, полусапожки.
5 модельер.
14 слайд.
- Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в.
Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из
фабричных тканей шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки»,
были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой
«басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с
«пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан
по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками,
гарусом, бисером.
Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского
костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто
украшалась вышивкой.
15 слайд.
Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы
русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с
длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней
домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
На голове красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек
вместо платков – ленты в волосах.
1 модельер.
16 слайд.
Верхней одеждой служила кохта или тужурка. Шили кохты на стеганной
подкладке из любой ткани (по достатку в семье). Они были без воротника с
широкими косыми полами и с одной застежкой у шеи. Кохты всегда были
длинными (чуть ниже колен) и очень удобными — они позволяли казачкам
выносить на улицу малышей, не заворачивая в одеяло. А вот тужурку шили
из черной ткани на ватной подкладе, и пуговиц в ней было больше. Однако
наиболее нарядными считались шубы белые. Их шили редко, так как они
быстро пачкались. Да и вообще шубы носили не часто и только мехом
вовнутрь, сверху же их отделывали бархатом, шелком или атласом.
Безусловно, такие шубки имелись далеко не в каждой казачьей семье
17 слайд.
Важный элемент костюма казачки — головной убор. Особенно это касалось
замужних: после венчанья женщины всегда ходили с покрытой головой и
даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным
разноцветным узором и шлычку (18 слайд) шапочку с широким
донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Шлычка
надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху
иногда был платок.
Учитель:
-Молодцы, ребята! Так много интересного вы рассказали нам о кубанском
костюме. А теперь я хочу, чтобы вы помогли одеть нашу куклу в казачий
костюм. Выберите из этого гардероба нужные вещи и нарядите в них куклу.
Конкурс « Одень куклу».
- Молодцы. Вы, действительно, разбираетесь в народных костюмах.
4.Проект лингвистов
Внучка:
- Как много названий у предметов казачьего гардероба. Всё сразу и не
запомнишь.
Учитель:
- Не расстраивайся. Узнать значение интересующего тебя слова ты можешь
из книги Петра Ткаченко « Давайтэ трохэ побалакаем…», которую можно
найти в нашей школьной библиотеке или обратиться за помощью к знатокам
кубанских говоров.
Лингвисты:
- Тема нашего проекта «Названия предметов казачьего костюма». Работая
над проектом, мы составили картотеку названий предметов казачьей одежды
с их описанием.
( Демонстрация карточек).
Учитель:
- Ну что, Лиза, ты усвоила названия? Давайте попробуем выполнить задание
наших лингвистов.
Конкурс « Допиши словечко». Заменить описание кубанской одежды и её
деталей одним диалектным словом.
(Даны описания предметов казачьей одежды, дети дописывают названия.)
Слайд 19
Нижняя юбка –
Узкая одежда из чёрного сукна длиной ниже колен с вырезом на груди –
Украшения на груди черкески –
Шапочка с широким донышком и узеньким бортиком, надеваемая на
косы, уложенные на затылке -
Высокий мужской головной убор, изготовленный из овчины или
каракуля
Слова для справок: черкеска, газыри, спидныца, папаха, шлычка.
Внучка.
-Ой, бабушка, мы столько интересного узнали о казачьем костюме. Теперь я
знаю, что нижняя юбка называлась спидныца, узкая одежда из чёрного сукна
длиной ниже колен с вырезом на груди – черкеска, украшения на груди
черкески – газыри, шапочка с широким донышком и узеньким бортиком,
надеваемая на косы, уложенные на затылке шлычка, а высокий мужской
головной убор, изготовленный из овчины или каракуля – папаха.
А ведь скоро Новый год. Расскажи, как одевались на праздник модницы-
казачки.
Бабушка:
- Любую праздничную одежду казачки, независимо от возраста, надевали в
те дни, когда ходили в церковь или в гости. А к Новому году, Рождеству и
Пасхе старались сшить новый наряд — "чтобы первое надеванное весь год
было новое ".
Нарядившись, казачки пели песни, частушки, водили хороводы.
Казачья песня в исполнении ученицы.
5. История празднования Нового года на Кубани.
Внучка.
- Интересно, а как отмечали Новый год на Кубани ?
Бабушка.
-Да не было у казаков такого праздника.
Внучка.
- Как не было?! Не может такого быть! Ты, наверное, просто забыла. Давай
позовём Деда Мороза. Уж он-то точно знает всё про Новый год.
( зовут Деда Мороза)
Дед Мороз.
- Здравствуйте , люди добрые! Здравствуйте, гости дорогие! Кто тут хочет
узнать про казачий Новый год?
Все: Мы!
Дед Мороз.
Ну, слушайте. Традиционный Новый год, который все мы отмечаем с 31
декабря на 1 января, казаки не праздновали. Не было у них такого праздника.
Но, переселившись на кубанскую землю, они принесли сюда и свои обычаи
празднования Святок и Нового года , который мы теперь называем старым.
Старый Новый год наши предки праздновали 14 января, но начинал его
накануне 13-го Щедрый вечер. После сытного, богатого на застолье
новогоднего празднества приходила с 18 на 19 января перед Крещением
Голодная кутья. Крещенье наступало 19 января. Две недели, с 7 по 19 января
именовались в народе "Зимними святками". Новогодних праздников более
чем кто иной ждали девушки. С ними они связывали свои потаенные
надежды на хорошего жениха, на счастливое замужество. Уж как хотелось
каждой предугадать свое будущее, по смутным гадальным приметам узнать
своего суженого. Наступал Щедрый вечер, и уж тут девчата были заняты
одним - гаданием.
Бабушка.
- Да… Как сейчас помню, как мы с подружками гадали.
Внучка.
- А о чём вы гадали?
Бабушка.
- В основном о замужестве и предстоящей судьбе, а люди старшего
поколения – о погоде и урожае.
Внучка.
- А как вы гадали.
Бабушка.
- Гадали с пониманием дела, по древним заветам своих прабабок. И делала
это каждая по-своему. Одни приносили в хату охапку дров и пересчитывали
их. Если количество поленьев было четным - девушка в наступающем году
должна выйти замуж. А ночью, в кромешной темноте, она отсчитывала от
калитки 9-й или 27-й кол (к сведению нынешних девушек: тогда вместо
заборов из штакетника вокруг хат стояли плетни). Так вот, отсчитала ночью,
а утром смотрела: если кол в коре - то жених будет богатым, если "голый" -
бедным, если прямой - жених стройным будет, кривой - горбатым. Другие
вместо охапки поленьев приносили в хату кур. Ставили перед ними зеркало,
блюдечко с пшеном и блюдце с водой. Дальше их судьбу решала курица:
подойдет к пшену - муж будет хлебороб, работящий, к воде - пьяница, к
зеркалу - щеголь. Еще бросали за ворота башмачок: куда он носком упал,
туда и замуж идти.
Дед Мороз.
- Да, весёлое было времечко.
Ну, а кто уже нашел своего суженного или еще не собирался, те девушки в
Щедрый вечер ходили щедровать. За исполнение "щедровок" хозяева
усаживали гостей за стол, угощали их, одаривали деньгами, а на прощание
давали угощение с собою. Утром в первый день нового года наступала
очередь ребятишек. Они ходили по дворам "посевать". Набивали полные
карманы пшеницей или ячменем и в каждой хате, куда они заходили,
разбрасывали зерно, при этом приговаривая: "На счастье, на здоровье, на
Новый год, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницу и всякую пашницу!
Здравствуйте, с праздником, с Новым годом!"
Вот таким когда-то у казаков, был старый Новый год!
Ну что ж, мне пора. Скоро Новый год. У детей – новогодние утренники, а я
ещё не все подарки приготовил. Поеду готовиться. А вам всем - счастливо
оставаться. С наступающим вас всех. Скоро увидимся!
Внучка:
- Ой, что за запах в нашей горнице?
Бабушка:
- Это пироги поспели! Давай скорей их вытаскивать, да гостей угощать.
( угощают гостей пирожками в это время участники занятия поют
частушки)
Частушки:
1.Пирожков мы напекли,
Чтобы вы покушали.
Щас частушки пропоём,
Чтоб вы нас послушали.
2. Мы девчата-казачата,
Не умеем мы тужить.
Без частушек-прибауток
Нам и суток не прожить.
3. Девочки-беляночки,
Где вы набелились?
Мы вчера коров доили-
Молоком умылись!
4.Пели, пели петухи,
И запели курицы.
-Не пора ли вам, ребята,
Убираться с улицы!
5. Вы, мальчишки, вы, мальчишки,
Никуда не гожи.
Сами завлекаете,
А потом тикаете!
6.Научилась я пысать,
Научилась я читать,
Тэпэр надо научитись
Гопцы-дробци танцювать.
7.Ны сама гармошка грае
Ийе надо растягнуть.
Нэ пиду плясать сама я-
Нэхай хлопци позовуть.
8. Ось и я, ось и я,
Ось походочка моя,
Сама нэвэлычка
Румянэнько лычико.
9. По дороге галка,