Обзор направлений итогового сочинения. Методика подготовки к сочинению

Обзор направлений итогового сочинения. Методика подготовки к
сочинению.
Из опыта работы Куланхиной Е.А.,
учителя русского языка и литературы
МБОУ "Спасская СОШ"
Целенаправленную подготовку к итоговому сочинению я начинаю в 10
классе и продолжаю в 11 на факультативных занятиях и уроках литературы.
Знакомлю обучающихся с особенностями написания итогового сочинения,
используя методические рекомендации, размещённые на сайте ФИПИ. Мы
изучаем критерии оценивания, структуру сочинения-рассуждения,
рассматриваем типичные ошибки, которые встречаются в работах
выпускников.
На первом этапе подготовки предлагаю выпускникам несколько
памяток:
План (структура) итогового сочинения (Приложение 1)
Алгоритм работы над сочинением риложение 2)
Проверка сочинения на соответствие критериям во время
написания на черновик (Приложение 3)
После объявления тематических направлений 2018/2019 года начали
подготовку по пяти тематическим направлениям и изучили Комментарий к
открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года,
подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Искусство и ремесло
Доброта и жестокость
1. Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого
бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и
дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где
рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями
разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и
преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а
также пути их духовного сближения.
2. Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и
одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных
представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность
порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни
воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в
жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены
высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально
противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с
представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и
агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания
писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на
поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации
нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом
плане.
4. Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников
о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей,
дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в
обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества,
изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир
персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о
нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет
размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и
беречь жизнь, с другой об антигуманном желании причинять страдание и
боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во
многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к
одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения
В соответствии с направлениями предложила ученикам примерный
список произведений, которые можно использовать в качестве литературных
аргументов (Приложение 4), темы сочинений для размышлений и
тренировки (Приложение 5)
В ходе подготовки к сочинению
-анализируем формулировки тем, способы сужения темы и определяем
основную идею сочинения;
-тренируемся в постановке проблемы и разработке системы вопросов к
теме;
-подбираем материалы для раскрытия темы;
-обосновываем включение в сочинение литературного материала;
-формулируем тезисы, формируем умение строить доказательные
рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).
-обдумываем композицию сочинения: создание и совершенствование
вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст
примеров и цитат, логические связи между частями и др.
Для повышения результатов обучения итоговому сочинению
систематически провожу уроки написания творческих работ в формате
итогового сочинения. Включаю в занятия практические задания, связанные с
формированием конкретного навыка написания фрагментов сочинения.
В процессе работы над ошибками провожу в классе анализ сочинений
(в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитирую
наиболее удачные работы или их фрагменты; обсуждаю направления
доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты
мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или
иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных
способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный
контекст сочинения и др.).
Неудачно выполненные работы советую переписывать с целью
совершенствования написанного. Для улучшения качества работ провожу
индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к
их сочинениям.
Таким образом, при подготовке к сочинению наиболее эффективными
считаю следующие приемы работы:
создание устных сочинений на разные темы;
написание отдельных частей сочинения;
многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;
редактирование текста.
Приложение 1
План (структура) итогового сочинения
Любое сочинение состоит из трех частей:
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
Дoкaзaтeльствa, пpимepы
Микpoвывoд
Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;
3. ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае
можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что
это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение
о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент)
Тезис это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать.
Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe
взятыe.
Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов 2.
Кaждoму тeзису свoй apгумeнт!
Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к
аргументации.
Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого аргумента написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было
два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр
(если знаем; если не знаем, то так и пишем «произведение» , чтобы избежать
фактических ошибок).
2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному
эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя
речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» ,
«поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл
туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен
для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную
мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме.
Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение: ·
1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя
повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше
не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь
формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
3. Заключение выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических
и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее
подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной
мысли сочинения. Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной
мысли сочинения.
Приложение 2
Алгоритм работы над сочинением:
1. Внимательно прочитай формулировку темы.
2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный
смысл.
3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.
4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что
я могу сказать по этому поводу?».
5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы одним-двумя
предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной
точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.
6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли,
представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность
своего рассуждения
7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою
правоту.
8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.
9. Запиши их, составляя план.
10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои
мысли.
11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли,
которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам;
делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения
12. Проверь написанное, переписывай на чистовик; проверь пунктуацию и
орфографию; ещё раз прочитай, находишь ошибки, если они есть и исправляю их.
Следим за почерком!!!
Практические советы в написании итогового сочинения-рассуждения:
1. Вступление (60-70 слов):
o Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?
o Отражено ли это во вступлении?
o Намечена ли цель сочинения?
o Сужена ли тема?
2. Есть ли переход к основной части?
o Эта тема (проблема) поднимается во многих произведениях русской
(мировой, современной, …) литературы….
o Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....
o Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
o Так, в произведении…показан….
o Именно…( один из этих вариантов!)
3. Основная часть (200-250 слов) (1 аргумент или 2 аргумента)
o Обращение к произведению (указаны автор, название);
o Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!)
o Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие
сформулированную тобой проблему;
o Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной
проблеме;
o Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!)
o То же самое по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще
одно произведение, где поднимается тема…. - ….
o О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в
произведении…
o Об этом же писал…
o Это же волновало….
o Если один аргумент 200-250 слов, если два примерно по 100-130 слов
каждый.
4. Заключение (60-70 слов). «Специальные» слова для начала заключения:
o Подводя итог, хочется сказать:…
o Таким образом, мы понимаем, что….
o Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека
играет….? (один их вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в
начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять
слова из формулировки темы) Эмоции!!!
Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично
подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
Приложение 3
Памятка
Проверка сочинения на соответствие критериям во время написания на
черновик
1. Пишу сочинение на черновике, разделяя текст на 4 или 5 абзацев.
2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 слов, рекомендованное количество
- 350 слов).
3. Перечитываю сочинение, проверяя речевые нормы и нормы грамотности,
пользуясь орфографическим словарем. ( 4-5 критерий )
4. Соотнося с критериями оценивания, отвечаю на следующие вопросы:
- Правильно ли понята тема?
- Соответствует ли сочинение теме?
- Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения
зачёта)
- Соответствует ли аргумент тезису? (Это критерий 2,
обязательный для получения зачёта)
Соблюдены ли правила построения сочинения (критерий 3):
- Не нарушена ли пропорциональность частей?
- Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, логичны ли эти переходы?
- Есть ли выводы, завершающие части сочинения и работу в целом?
- Связано ли заключение с вступлением? (Это критерий 3)
Приложение 4
Список литературы к направлениям Итогового сочинения 2018-2019 года
«Отцы и дети»
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
2. А.Н. Островский «Гроза»
3. Л.Н. Толстой «Война и мир»
4. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Родинка»
5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
6. А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»
7. И.А. Гончаров «Обломов»
8. В.Г. Короленко «В дурном обществе»
9. А.М. Горький «Детство»
10. Б. Васильев «Завтра была война»
11. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
«Мечта и реальность»
1. А.Грин «Алые паруса»
2. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
3. Н.В. Гоголь «Шинель», «Мёртвые души»
4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
5. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
6. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
7. А.П. Чехов: «Крыжовник», «Ионыч»;
8. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
9. И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
10. М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
11. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
12. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
13. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;
14. А.Н. Островский, «Гроза»;
15. И.А. Гончаров, «Обломов»;
«Месть и великодушие»
1. А.Дюма «Граф Монте-Кристо»
2. В.В. Быков: «Сотников»
3. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
4. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
5. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
6. М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»;
7. В.Л. Кондратьев «Сашка».
8. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
«Искусство и ремесло»
1. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
3. А. Куприн «Гранатовый браслет»
4. Н.С. Лесков «Левша».
5. Борис Пастернак «Художник», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым
некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает...» ...
6. А.С. Пушкин «Пророк» и др. стих-я о поэте и поэзии
7. М.Ю. Лермонтов «Поэт» и др.
8. В.Маяковский поэма «Во весь голос»
«Доброта и жестокость»
1. Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
3. В.П. Астафьев «Людочка», «Царь-рыба»
4. А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
5. К.Г. Паустовский «Телеграмма»
6. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
7. Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
8. А.Платонов «Юшка»
9. Л.Андреев «Кусака»
10. В.Распутин «Уроки французского»
11. В.Л. Кондратьев «Сашка»
К нескольким направлениям:
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
Приложение 5
Темы для тренировки к новым направлениям итогового сочинения 2018/19
учебного года.
Отцы и дети
1.Почему возникает дисгармония в отношениях между родителями и детьми? 2.
Когда родителям стоит поучиться у своих детей? 3. Согласны ли вы с высказыванием А.
С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»? 4. Как вы
думаете, вечен ли конфликт поколений? 5. Быть похожим на родителей - это достоинство
или недостаток? 6. Что значит преемственность поколений? 7. Как вы понимаете слова О.
Уайльда: «Лучший способ воспитать хороших детей это сделать их счастливыми»? 8.
Как, по-вашему, возможна ли гармония в отношениях детей и родителей? 9. Согласны ли
вы с мнением, что понимание это улица с двусторонним движением? 10. Быть
родителями - это счастье или обязанность? 11. Что такое «конфликт поколений»?
Мечта и реальность
1.Что означает «высокая мечта»? 2. Когда реальность разрушает мечту? 3. Как вы
понимаете высказывание А.Н. Крылова: «Мечтой тоже надо управлять, а то ее, как
корабль без руля, занесет бог весть куда»? 4. Почему не все мечты сбываются? 5. В чем
суть противоречия между мечтой и реальностью? 6. Согласны ли вы с утверждением, что
«человек без мечты, как птица без крыльев»? 7. Когда мечта превращается в цель? 8.
Можно ли убежать от реальности? 9. Что такое, по-вашему, «заветная мечта»? 10. Как вы
понимаете выражение «жестокая реальность»? 11. Мечтатель – это фантазер или глупец?
Месть и великодушие
1.Почему месть разрушает душу? 2. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана:
«Сладчайшая месть это прощение»? 3. Какого человека можно назвать великодушным?
4. Какие качества присущи великодушному человеку? 5. Как вы понимаете выражение
«сладкая месть»? 6. Великодушие это сила или слабость? 7. Как вы понимаете
высказывание Ж. Вольфрома: «Справедливость всегда приправлена щепоткой мести»? 8.
Что общего между великодушием и состраданием? 9. Как соотносятся понятия «месть» и
«закон»? 10. Как, по-вашему, месть это проявление трусости или мужества? 11. Когда
нужно отказаться от мести?
Искусство и ремесло
1.Что можно считать подлинным искусством? 2. В чем, по-вашему, состоит
конечная цель искусства? 3. В чем разница между ремеслом и искусством? 4. Может ли
ремесленник стать художником? 5. Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля:
«Искусство это совесть человечества»? 6. Могут ли способности превратиться в талант?
7. Кто такой талантливый человек? 8. Ремесленник это мастер своего дела или
халтурщик? 9. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает
художником»? 10. Какова роль искусства в развитии человечества? 11. Чем настоящее
искусство привлекает человека?
Доброта и жестокость
1.Какими качествами обладает добрый человек? 2. Можно ли оправдать
жестокость? 3. Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»? 4.
Доброта это проявление силы или слабости? 5. Как вы понимаете высказывание М.
Монтеня: «Трусость мать жестокости»? 6. Может ли доброта причинить вред человеку?
7. Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»? 8. Кого можно назвать
жестоким? 9. В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости? 10. Нужно
ли бороться с жестокостью? 11. Что может сделать человека добрее?