Практика "Задания 21-25 в формате ЕГЭ по русскому языку"

Найденова Лариса Васильевна
МБОУ «Лицей №89» г.Кемерово
Учитель русского языка и литературы
Алексей Слаповский
«Скрипка Страдивари»
(1)Всем известно, что саратовцы большие любители музыки — как эстрадной, так и
симфонической. (2)Они с удовольствием и постоянно слушают музыку по радио, из
телевизоров и магнитофонов, с проигрывателей, ходят даже на концерты — и эстрадные
и, само собой, симфонические.(3)Только К-ов не любил музыки. (4)Рассказ этот
документальный, поэтому я не хочу полностью называть его фамилию и выставлять
человека на всеобщее обозрение, я ведь не кляузник какой-нибудь, не фельетонист и не
литературный какой-нибудь критик.(5)Итак, К-ов не любил музыки, но странною,
переиначим классика, нелюбовью. (6)Он не имел дома ни магнитофона, ни радио, в
телевизоре музыкальные передачи переключал на устные. (7)Но если, все же, ему
случалось услышать музыку допустим, из открытого окна, будучи во дворе, или из
машины, или подростки мимо пройдут с магнитофоном в обнимку, он морщился с
досадою и неизменно говорил окружающим:
Мне бы скрипку Страдивари, я бы тогда вам сыграл!(8)Его соседи знали, что такое
скрипка работы великого мастера Страдивари, они все смотрели детективный фильм, как
такую скрипку украли, фильм серий на восемь или десять поневоле запомнишь.
(9)Знали, что инструменты этого мастера великолепны и безумно дороги, в Саратове ни
одной такой нет, их во всем мире-то несколько штук, знали они и то, что К-ов, проживая
их в доме с незапамятных времен, никогда ни на чем не играл. (10)Поэтому считали эту
фразу не более, чем доброй шуткой. (11)И откликались:
А на обычной скрипке ты не сыграл бы?
(12)Значит, — спросил он однажды, — если дать тебе скрипку Страдивари, ты сыграешь?
(13)Сыграю, — кратко ответил К-ов.
(14)Ну ладно, — со злостью закричал Н-ев, — я тебе привезу скрипку Страдивари!
(15)Если ты сыграешь на ней хотя бы чижика-пыжика, будешь жить, если нет, пожалеешь,
что на свет появился, я с тобой такое сделаю!(16)И в тот же день, горячий, полетел в
Москву. (17)Там он нашел знаменитого скрипача С-на, играющего на бесценном
инструменте работы Страдивари и предложил ему гастроли в Саратове с одним условием:
он даст поиграть пять минут на своей скрипке некоему человеку.(18)Музыкант С-н
гастролям обрадовался, но в чужие руки скрипку давать категорически отказался.
(19)Она ведь и не моя даже, — говорил он.— Она государственная, я ее после каждого
концерта сдаю. (20)Честно говоря, мне на гастроли ее брать запрещено, придется,
извините, сжульничать, так что обеспечьте охрану.(21)Н-ев пообещал охрану, назвал
сумму за гастроли — при этом играть вовсе не обязательно, и сумму за пятиминутный
скрипкин прокат. (22)Не выдержала душа музыканта, согласился он.
(23)Н-ев достал скрипку, достал смычок, дал в руки К-ву и голосом, не предвещающим
ничего хорошего, приказал:
Играй.(24)К-ов не смутился. (25)Он осмотрел инструмент — деловито, будто не
реликвию в руках держал, а даже не знаю что ну, как каменщик мастерок держит.
(26)Осмотрел, приложил под подбородочек свой, к морщинистой старой шее, укрепил,
встал в стойку, занес смычок.(27)С-н смотрел на это с ужасом.(28)Неистовый Н-ев сжал
кулаки.(29) К-в заиграл.(30)Сочинения, которое он играл, не знал никто, даже С-н. (31)Он
играл без перерыва один час двадцать три минуты сорок секунд. (32)Закончил, уложил
скрипку и смычок в футляр, отдал С-ну и вышел.
(33)Что было с другими после его ухода, я не знаю, я вышел вслед за К-вым, хотя не стал
догонять его и тревожить ненужными расспросами.(34)Знаю лишь — и могу сообщить,
что К-ов свою фразу перестал произносить, соседи же почему-то сторонились его и
смотрели на него издали недоумевающими взорами. (35)Как-то тяжко им становилось в
его присутствии, нехорошо как-то, муторно. (36)То есть, вроде, как-то светло и печально,
но так светло и печально, что — невмоготу. (37)Н-ев запил.(38)М-ов, напротив, бросил
пить.(39)С-н перестал играть на скрипке. (40)И на Страдивари, и вообще.
21) Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1. После игры К-ва на скрипке Страдивари рассказчик не стал его тревожить вопросами,
так как игра ему не понравилась.
2.К-в был убежден, что он смог бы сыграть на скрипке Страдивари без специального
обучения.
3.В тексте не названа фамилия К-ва полностью, потому что случай, описанный в рассказе,
не имеет под собой реальной основы.
4. Музыкант С-н попросил за прокат скрипки Страдивари большой гонорар.
5.Игра К-ва на скрипке Страдивари изменила судьбы трех героев.
22)Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера
ответов.
1. В предложениях 16-18 представлено повествование.
2. В предложениях 25-28 представлено рассуждение.
3. Предложения 19,20 указывают на причину того, о чем говорится в предложении
18.
4. В предложении 22 указывается на следствие того, о чем говорится в предложении
21.
5. В предложении 8 содержится описание
23) Из предложений 7-9 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________
24) Среди предложений 2432 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при
помощи местоимения и однокоренного слова. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения(-ий).
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,
выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,
В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой
буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
25) «Рассказывая о музыкальных пристрастиях саратовцев, Алексей Слаповский использует такой
троп, как (А)________ (предложения 1-2), который позволяет противопоставить К-ова остальным
горожанам. Однообразие рутинного существования, лишенного истинного искусства, автор
передает с помощью данного лексического средства - (Б)__________(предложения 35-
36).Существование непреходящих ценностей подчеркивается благодаря (В)_______(предложения
9, 17), которые передают исключительность инструмента, вынесенного в название текста.
Метаморфозы, произошедшие с героями, автору удается объединить, применив (Г)
_______(предложения 37-39).»
Список терминов:
1) контекстные антонимы
2) метафора
3) ирония
4) синонимы
5) ряд однородных членов предложения
6) гипербола
7)эпитеты
8) синтаксический параллелизм
9) односоставные неопределённо-личные предложения
Ответ:
Ответы.
21. 2,5
22. 2,5
23. с незапамятных времён
24. 30
25.
А
Б
В
Г
А
Б
В
3
1
7
Александр Хургин
«Зыбь»
(1)«Скучно, — думал Попов. —Так жить.(2)Вне личной жизни. (3)Домашнее
животное, что ли, завести взамен, или жену, или аквариум с рыбками?(4)А некоторые еще
попугаев заводят говорящих. (5)Попугаи — хорошие и неприхотливые собеседники.
(6)Только срут по всей квартире, разбрасывают по ней птичий корм в зернах, и люди на
нем поскальзываются, ударяясь затылком о паркет.(7)А говорят попугаи, не вкладывая в
слова должного смысла, по чистой памяти. (8)Правда, люди тоже так говорят, а не
иначе.(9)В большинстве своем и большинстве случаев.
(10)Но людей в квартире Попову заводить всё-таки не хотелось. (11)Категорически.
(12)Между людьми всегда возникают разные отношения, которые мешают, а не помогают
жить. (13)Например, между ними возникают отношения полов, а также экономические и
межнациональные отношения.(14)А Попову такие отношения ни к чему не нужны.
(15)Нужны мне дома, после работы, межнациональные экономические отношения
да еще на половой почве? — спрашивал себя иногда Попов прямо, в лоб.(16)И в лоб же
себе отвечал: — Не нужны.
(17)Он бы еще подумал, если б отношения полов существовали отдельным
существованием, сами по себе, экономические — опять же сами, а межнациональных
вообще бы не было.(18)Но это недостижимый идеал, утопический коммунизм, Город
Солнца.
(19)Нет, Попов к людям хорошо в обиходе относился, считая, что люди, они в целом и
в принципе — хорошие.(20)Если не вступать с ними в отношения.(21)А если вступать,
тогда что ж, тогда некого винить.
(22)Телевизор разве послушать? — сказал почти вслух стоящий посреди квартиры
Попов.— Или поужинать, выпив наедине с собой чаю?
(23)Конечно, это была дилемма, и Попов ощутил себя на ее распутье. (24)Проще, ему
казалось, включить телевизор.(25)Но и чай тоже приготовлялся несложно.(26)При
наличии газа в доме и заварки.(27)А удовольствие от телевизора не то, что от чая.(28)И
вообще, возможно, никакого от телевизора удовольствия нет.(29)Он показывает то, что
творится в стране и в мире, а и там, и там что-то неустанно назревает.(30)И какое может
быть удовольствие на это назревание со стороны экрана смотреть? (31)Удовольствия
никакого. (32)Да и не в удовольствии дело.(33)Это Попов знал как дважды
два.(34)Удовольствие в жизни — не главное.(35)В жизни главное — эффект
присутствия.(36)А может, и он не главное.
(37)Попов всё еще стоял посреди квартиры, в смысле, посреди комнаты, когда ему
почему-то подумалось:
«Какая-то эта квартира мне не до конца знакомая, неродная. Может, это не моя
квартира?»
(38)Такая путаница могла случиться. (39)Попов же в любую квартиру мог войти на
автопилоте. (40)Согласно профессии своей и должности старшего слесаря жэка. (41)У
него связка ключей была таких размеров, что ему все домушники нашего города-
труженика завидовали. (42)А в городе нашем больше миллиона человек проживает, если
устаревшим статистическим данным верить. (43)И среди этого миллиона — можно
приблизительно прикинуть — сколько домушников! (44)И все они Попову завидуют.
(45)А если не завидуют, то могли бы и обязательно позавидовали, связку его увидав.
(46)Эту связку Попов по наследству получил от отца своего покойного, тоже слесаря, а
тот собирал ее всю свою сознательную трудовую жизнь ключик к ключику. (47)Потом
связка без дела какое-то время пылилась, поскольку Попов как раз в это время считал и
мнил, что предназначен он для иного, что не слесарем он быть предназначен судьбой.
(48)А в конце концов он, конечно, понял, что от судьбы не уклонишься, и пошел по
отцовским стопам и следам, и нашел на этом пути свое призвание, и предназначение, и
счастье в труде. (49)И он тоже стал пополнять связку и пополнял ее по сей день, и она уже
столько весила, что хоть на саночках ее за собой вози.
(50) «А может, мне кажется от усталости, за день накопившейся, что-то не то? — опять
подумал Попов и опять осмотрелся.— Может, зыбь это у меня в глазах. (51)Да нет, моя
это квартира, судя по будильнику и полке книжной. (52)Просто устал я физически, вот
мне черт знает что и мерещится. (53)Моя квартира. (54)Ясно, моя. (55)Или не моя?
(56)Попов подумал, что происходит с ним неладное. (57)Неладное и умом непостижимое.
«(58)На улицу надо выйти. (59)Воздуха глотнуть вечернего. (60)Выйду». (61)И Попов
вышел из дома на улицу. (62)Но идти по ней не стал. (63)Потому что и улица показалась
Попову чужой и зыбкой. (64)Не его улицей показалась.
21. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1.В большинстве случаев люди говорят, вкладывая в свои слова должный смысл.
2.Попов стал слесарем ЖЭКа, так как нашел в этой профессии свое призвание,
предназначение, счастье в труде.
3.Когда люди живут вместе, между ними складываются отношения, помогающие
счастливо сосуществовать и не быть одинокими.
4.Когда ощущаешь себя на распутье, нужно включить телевизор, и тогда возникнет
эффект чьего-нибудь присутствия и станет легче.
5.При совместном проживании у людей на половые отношения накладываются
экономические, межнациональные, поэтому не нужно заводить никаких отношений.
22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера
ответов.
1. В предложении 6 представлено повествование.
2. В предложениях 19-21 представлено рассуждение.
3. Предложения 12-14 поясняют содержание предложения 10.
4. Предложение 47 раскрывает содержание предложения 46.
5. В предложениях 24-30 содержится описание.
23) Из предложений 30-34 выпишите фразеологизм.
Ответ: ___________________________
24) Среди предложений 5062 найдите такое (-ие), которое (-ые) связано (-ы) с предыдущим при
помощи союза и формы слова. Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий).
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,
выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,
В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой
буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других
дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
25) «Описывая одиночество человека в большом городе как сознательную позицию, Александр
Хургин использует синтаксическое средство выразительности (А)_________ (предложения
9,11, 20). Но все-таки желание поделиться своими мыслями и чувствами в старшем слесаре жэка
Попове продолжает жить, приобретая своеобразную форму, которую автор воплощает с помощью
такого синтаксического средства, как (Б)_______ предложениях 15-16).Собственную
значимость в мире герой определяет исходя из профессии, и (В) ________ , используемая
автором (предложение 41) , обрастает фактами из жизни Попова, разворачиваясь в историю его
жизни. Такое