Таблица "Изобразительно-выразительные средства художественной речи"

Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Тропы употребление слова или выражения в переносном значении,
используемое для характеристики какого-либо явления.
Фигуры - особые способы построения предложения или
текста, усиливающие изобразительность художественной
речи.
Эпитет образное определение, обычно выраженное прилагательным:
ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Инверсия расположение слов в предложении или фразе в ином
порядке, чем это установлено правилами грамматики:
И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет).
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить
обыденный , традиционный вид фразы, что придает последней
большую выразительность.
Сравнение это сопоставление двух предметов или явлений по
сходству, используемое для пояснения одного из них.
Как град посыпалась картечь (А.Пушкин).
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы.
(И.Бунин).
Антитеза оборот, в котором сочетаются резко противоположные
контрастные понятия и представления:
Я царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин).
Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить
образность и яркость художественной речи.
Метафора перенос значения одного понятия или явления на другой
по сходству:
Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп;
густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин).
Параллелизм сочетание двух или нескольких строк с
одинаковой синтаксической конструкцией:
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетела белая чайка! (А.Ахматова).
Олицетворение частный вид метафоры, перенос свойств живого
явления на неживое, наделение предметного мира человеческими
свойствами, его одушевление.
Здесь даже камни плачут. Цветы говорят:
« Прощай!» (С.Есенин).
Анафора повторение начальных слов, несущих основную
смысловую нагрузку:
Стонет он по полям , по дорогам,
Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов).
Метонимия замена слова или понятия другим словом, имеющим
причинную связь с первым (название имени автора вместо его произ-
ий:
Читал охотно Апулея
А Цицерона не читал. (А.Пушкин)
Название одного признака, атрибута вместо лица, предмета или
явления:
Все флаги в гости будут к нам. (А.Пушкин).
Название содержащего вместо содержимого:
Еще бокалов жажда просит…(А.Пушкин).
Эпифора повторение заключительных слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).
Синекдоха разновидность метонимии, в которой значение
переносится с одного предмета или явления на другой по принципу их
количественного соотношения:
Часть в значении целого или целое в значении части
Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин).
Употребление един.числа вместо множ.числа
Там стонет человек от рабства и цепей…(М.Лермонтов).
Замена числа множеством или употребление числа вместо
неопределенного множества:
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. (А.Блок).
Лексический повтор намеренное повторение в тексте одного и
того же слова или словосочетания.
Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали
облака. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю
мечта! ( А.Блок).
Гипербола преувеличение:
не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе
повторять.
Градация расположение слов или выражений по нарастанию или
убыванию: Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о
тебе. Часы ожили: зашипели, заворчали, зазвенели и наконец,
загремели на весь дом. Капнула одна слезинка, потом другая,
капель усилилась, и вдруг из глаз ливень.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина.
Литота преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда
называют литоту обратной гиперболой.
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов).
Оксюморон сочетание слов, противоположных по смыслу:
живой труп, горячий снег, грустная радость.
Аллегория это образное иносказание, условное обозначение явлений
и понятий в худ-ом образе. Используется в пословицах, баснях, сказках,
в которых за конкретными персонажами постоянно закреплены
определенные качества: волк- жадность, лиса - хитрость, лев-
власть…
Ряды однородных членов:
Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький).
Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман
(А.Пушкин).
Этот прием бессоюзие придающий фразе динамику
И божество, и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь
(А.Пушкин).
Это прием многосоюзия, придающий предложению плавность,
замедляющую фразу.
Символ многозначный предметный образ, которым связываются
между собой различные аспекты изображаемой художником
действительности. Данный образ проясняется в процессе свободно
возникающих ассоциаций.
У Лермонтова «Парус» - челов.душа, обуреваемая страстями, находит
соответствие с бурлящей морской стихией.
Парцелляция особое членение предложения, неполные
предложения:
У Анны беда стряслась. Большая.
Случилось это давно. Очень давно.
« Там видно будет», - отвечает Корней. И молча лезет на козлы
(И.Бунин).
Риторический вопрос может выражать вопросительное
содержание, но задается не с целью дать или получить на него
ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному
собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи!
Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Фонетические изобразительно-выразительные средства:
1) аллитерация повторение согласных звуков в слове фразе: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин)
Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в, ва, ве, дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с
сонорным л,тл, кл, -передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.
2) ассонанс повторение гласных звуков в слове, фразе: Дыша духами и туманами, она садится у окна. (А.Блок). сочетание у и а создает
ощущение воздуха, парения, простора.