Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту Б. Бим-Бада "Выбирать или не выбирать"

Сочинение – рассуждение ученицы 11 класса.
Текст
(1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение
бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду
наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получит-
ся...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выхо-
дящее за крут усилий по его поддержанию!
(7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепи-
ано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным
причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь.
(11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного
репертуара которых сводится к чередованию «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя
«Танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хо-
рошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось?»
(14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как
педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос
о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать
лучшее и достойнейшее.
(17)Мы не можем не выбирать. (18)В самой сердцевине культуры лежит установление разли-
чий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью.
(19)Как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решитель-
ный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого
в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности.
(21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на
себя ответственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, рас-
текание ответственности. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответ-
ственность. (24)Страх ошибиться страх ответственности за решение.
(25)Ошибка неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий
зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и
воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок.
(28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении
своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исхо-
дит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно за-
ключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются.
(32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздержи-
ваться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо
защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие
ясные и основательные доводы.
(34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить
его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами.
(З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А до-
стойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!»
(По Б. Бим-Баду *)
* Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) российский педагог, действительный член (ака-
демик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.
Сочинение – рассуждение
В данном тексте Борис Михайлович Бим-Бад поднимает актуальную проблему-проблему выбора,
ведь принятие решений - неотъемлемый атрибут жизни каждого состоявшегося самостоятельного
человека.
Текст автора построен на антитезе. Писатель использует яркое противопоставление, описывая
типичных обывателей, безыдейных и безынтересных, которые не желают тревожить себя и
обременять свои разум и душу размышлениями. «Будем жить, как живется, как все живут, как
получится». Но рядом Б.М. Бим-Бад изображает вечных искателей истины, которые не страшатся
пробовать, думать, выбирать, которые не жалеют сил в поисках ответов на вечные вопросы и
загадки мироздания, которые непременно желают найти ответы на вопросы «о ценностях,
позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее» .
Автор текста считает, что безвольными, не способными к принятию самостоятельных решений,
людей делает страх ответственности за последствия сделанного выбора. Стоит учиться не бояться
выбирать, думать и действовать, анализируя свои ошибки. Но каким бы осознанным ни был
выбор, следует прислушиваться к мнению других, так как свойство ошибаться все же присуще
всем людям.
Я согласна с мнением автора. Когда человек «задирает нос», полагая, что великолепно
осведомлен по всем вопросам, он начинает «топтаться на месте», переставая расти и развиваться.
Всегда можно научиться чему-то новому и совершить более удачный выбор.
Пример такого «нездорового» упрямства можно найти в интернете, когда дискуссии «диванных
экспертов» перерастают в бессмысленное, упрямое отстаивание своей позиции. В тех спорах, в
которых люди не открыты новому, не рождается истина и не совершается достойный выбор.
Эту проблему также затрагивает Рэй Брэдбери в произведении «451 градус по Фаренгейту».
Большинство героев этого произведения относятся к живущим «хоть как-нибудь». А когда Гай
Монтэг пытается «разбудить» их, они называют его сумасшедшим глупцом.
«Живи так жадно, как будто через 10 секунд умрешь. Не ищи покоя, такого зверя нет на свете. А
если и есть, он подобен ленивцу, спускающемуся с дерева только в крайних случаях. Тряси
дерево, пусть эта скотина треснется задницей о землю». Так давайте же не будем бояться жить, не
будем бояться выбирать!