ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Экологические проблемы

1
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – взаимодействие человека и окружающей среды: проблема загрязнения
окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе,
утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о
приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за
сохранение природы, экология культуры, экология языка)
В.Распутин
утверждал:
"Говорить
сегодня об
экологии - это,
значит,
говорить не об
изменении
жизни, а о её
спасении"
Проблема
бережного
отношения к
природе
Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто
относится к ней потребительски, совершая страшные поступки:
сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова
«благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К
счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился
сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына
Кольку.
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает
тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших
зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех
его обитателей.
В. Астафьев «Царь-рыба»
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-
карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести
возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши
Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по
отношению к людям и к природе. Карающая сила
распространяется не только на отдельных героев. Нарушение
равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не
образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему
любви к малой родине. Сопротивляясь строительству
электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей
родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с
Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор
заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые
бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня
Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры.
Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя
единым целым с природой, трудно пережить прощание с
Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить
ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны
живых звуков, пения птиц.
Проблема
бездомных
животных
В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный
воробей" показано, что люди не равнодушны к проблемам
братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького
воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на
"воспитание" доброй девочке Маше, которая приносит птичку
домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы
Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла
воробью.
Проблема
бездушного
Ф.М. Достоевский роман «Идиот». В романе Ф.М. До-
стоевского звучит мотив оскорбленной и поруганной красоты.
2
отношения
людей к
прекрасному
Красота Настасьи Филипповны, призванная спасти мир,
уничтожена и растоптана ее опекуном, барином Тоцким. Став
жертвой чувственности барина Тоцкого, а затем предметом ци-
ничного денежного торга, Настасья Филипповна «из такого ада
чистая» вышла. Пораженный ее «удивительным лицом», князь
размышляет над ее портретом: «Лицо веселое, а она ведь ужасно
страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две
точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое,
и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы
спасено!». А художница Аделаида Епанчина, глядя на тот же
портрет, находит, что красота такая «сила», с которой «можно
мир перевернуть!»
1
. В романе звучит философская мысль автора о
жестокости мира, уничтожающего красоту
«...Что есть
красота и
почему ее
обожествляют
люди?» (Н.
Заболоцкий).
Какую тайну
заключает она
в себе и каково
воздействие ее
на
окружающих?
Проблема
внешности
человека,
красоты и
безобразия
А.С. Пушкин стихотворение «Красавица». В этом сти-
хотворении заключена мысль о великой силе красоты, о за-
ключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив
поклонения красоте, она «выше мира и страстей», выше людской
суеты. Это величайшая загадка и величайшая ценность.
А.С. Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье».
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» мотив поклонения
красоте органично вплетается в историю любви и жизни
лирического героя. Красота рождает в нем удивительное чувство
полноты жизни — радость, вдохновение, любовь.
Проблема
восприятия
человеком
природы как
живой
материи
Повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» - произведение,
проникнутое страстной любовью к родной природе и
негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием,
жадностью, безумностью губит её. Образ царь-рыбы
символизирует саму природу. Браконьер Игнатьич в борьбе с
осетром был стянут в воду гигантской рыбой, превратившись в
пленника собственной добычи. Василий Белов писал: «Мы
называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны
и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней
безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как
всё живое, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах
справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден
отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей
нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера
пересмотреть свои представления о жизни.
Стихотворение М.Дудина «Берегите Землю»:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики…
«Слово о полку Игореве»
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими
3
чувствами, способностью различать добро и зло. Природа
предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и
радость.
А.П. Чехов «Степь»
Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи,
очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется,
что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и
тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски
серьезными, философскими.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова
полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей
Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и
изменения, которые впоследствии произошли в душе героя,
связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема
восприятия
человеком
красоты
природы
В. Солоухин сборник «Трава: Этюды о природе». В этом
сборнике В. Солоухин открывает нам весь многообразный мир
природы. Зачем цветам аромат? Почему кукушка откладывает
яйца в чужие гнезда? Почему полынь так популярна? Обо всем
этом размышляет автор. Восприятие природы, по мысли В.
Солоухина, несовместимо с суетой, торопливостью. Постижение
тайн природы требует от человека некоей отрешенности,
спокойствия, душевной гармонии.
К.Г. Паустовский сборник «Мещерская сторона». Автор
рассказывает нам о своем первом знакомстве с этим краем; о
природных приметах, связанных с цветом неба, росой, туманами;
о местных болотах «мшарах»; о проделанных некогда людьми
каналах; о приключении незадачливого ста- ричка-рыболова. На
первый взгляд, Мещера это «тихая и немудрая земля». Но
прелесть ее раскрывается постепенно, точно так же в душе нашей
рождается любовь к этому краю. Природа требует от человека
душевной чуткости, внимательности, уважения.
К.Г. Паустовский рассказ «Ильинский омут» (см. «Какие
чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы?»)
Проблема
восприимчиво
сти или
невосприимчи
вости
человека к
красоте
природы
По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого
«Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то
неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского
пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте
Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма.
Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа
же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как
вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!
Проблема
влияния
красоты
природы на
настроение и
образ мыслей
человека
В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и
девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной
природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый
вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит
солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он
комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким
неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что
дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить
4
родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее
красоту!!!
Природа
способна
облагородить и
возродить
душу человека,
раскрыть его
лучшие
качества
Проблема
пагубного
влияния
человека на
природу
Проблема
благотворного
влияния
природы на
человека
а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание
на то, какая она большая и тяжелая. И это не случайно: только за
последние полвека сотни представителей флоры и фауны стали ее
постоянными, вечными жителями. И причина этого не во
всемирном потопе, новом ледниковом периоде или смертоносных
вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и
животных мира — человек.
б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся
предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть
жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется
еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее
самые разумные обитатели.
В. Астафьев. Роман «Царь-рыба».
Ч.Айтматов « Плаха»
В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде
зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в
возможность счастья).
А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».
В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова,
восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как
птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи
с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её
способность открывать для себя красоту мира.
Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый
дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя,
связаны с красотой и величием могучего дерева.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Природа составляет вечный мир человека. Пьер, взглянув на
небо, думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!».
Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у
князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с
вечным и бездонным небом, когда поэзия ночи, переданная
Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе
поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со
старым дубом, который весь покрылся зеленью и сливался с
буйной весенней жизнью, вернула Болконского к жизни. Князь
Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в
тридцать один год».
Ю. Нагибин «Зимний дуб»
Пятиклассник Савушкин часто опаздывал на уроки, и Анна
Васильевна решила сходить к его матери. И вот мальчик ведёт
свою учительницу через лес короткой дорогой, по которой
обычно ходит в школу. Тропинка вдоль ручья приводит на
поляну, и Анна Васильевна видит зимний дуб. Молодая
учительница вместе с Савушкиным с радостным интересом
всматривается в потаённую жизнь леса. Природа благотворно
воздействует надушу Анны Васильевна, и учительница понимает,
что также благотворно она воздействует и надушу её ученика, что
самое удивительное в этом лесу не зимний дуб, а маленький чело-
век, так искренне заботящийся о сохатом, маленький человек, в
котором природа воспитывает и раскрывает его лучшие качества.
5
В. Астафьев «Царь - рыба»
В главе «Капля» В. Астафьев показывает благотворное влияние
природы на человека. Именно состояние мирного покоя,
навеянное природой, открывает самое светлое в душе человека:
жалость и любовь к людям, желание защитить их от бед и обид,
нравственное убеждение в необходимости человечности мира.
Л.Г. Алёшина «В тихом лесу»
Пребывание на природе весной, летом, осенью, зимой дарит
разные, но всегда удивительные впечатления. Всё интересно в
лесу: и соседство тонкой травинки с могучим деревом, и пение
птиц. Человек, соприкасаясь с природой, познаёт её. Познание
природы, как считает автор, обогащает духовный мир человека,
делает его глубоким, содержательным. Общение людей
становится интересным, а личные отношения обогащаются тем
истинным богатством, которое несравнимо с материальными
благами
Природа из
храма
превращается в
мастерскую,
она оказалась
беззащитной
перед
человеком,
зависимой от
него
Проблема
влияния
научно-
технического
прогресса на
природу.
В. Астафьев «Царь-рыба»
Стремительное развитие техники отозвалось не только
благами. Люди настолько свыклись с той пропастью, которая
отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать её.
Человек стал бездуховен, и это породило в нём жажду наживы.
Процветает браконьерство. Спасение природы и человека, по
мнению ВЛстафьева, заключается в преодолении пропасти между
человеком и природой, в их духовном слиянии. Человек должен
жить в мире с природой, не нарушать её гармонию, не грабить её.
«Природа — это храм, а не мастерская», к такому выводу
приходит каждый человек, прочитав книгу В. Астафьева «Царь-
рыба».
Д.Гранин «Зубр»
Главный герой произведения, Зубр, знает, что большинство
людей, даже некоторые учёные, считают, что природа
безгранична, а воздействие человека на неё ничтожно. Такие
учёные вызывают у Зубра недоумение. Как они могли покорно
соглашаться с варварскими проектами, мало того, давать
одобрительные заключения строить гибельные предприятия на
озёрах, вырубать леса, возводить плотинырыть каналы? Зубр
думает о том, что наука помогает в этом случае человеку
покомфортнее устроиться за счёт природы. И его сердце болит от
того, что он лучше других понимает, как хрупка и беззащитна по-
рой природа перед человеком
Проблема
взаимоотноше
ния человека с
окружающей
средой
В.Распутин в статье "В судьбе природы - наша судьба"
размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей
средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над
великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и
поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", - пишет автор.
Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили -
зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек.
Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее
человечества.
Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой
поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в
произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками
разрушает красочный мир природы.
Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая
6
спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит
и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе.
Поводом для такой жестокости послужили всего лишь
затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над
сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре,
оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само
солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии
погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается.
Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором
погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей
могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о
том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая
волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую
любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но
на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к
непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в
собственного сына.
Данный пример говорит о варварском отношении людей к
природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в
нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.
В.Астафьев. Цикл рассказов «Конь с розовой гривой»
(нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная
смерть? Рассказ «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»-как
ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев
от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю
птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от
ружейного заряда.) Романы «Царь- рыба», « Последний
поклон».(тревога о родной земле).
Б.ВВасильев «Не стреляйте в белых лебедей»(главный герой Егор
Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на
совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается.
Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию
природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали
его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что
человек никакой не царь природы, а её старший сыночек. В конце
он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто
привык только покорять её. Но подрастает сын. Который сможет
заменить отца, станет уважать и беречь родную землю.)
Ч.Айтматов «Плаха» (человек собственными руками рушит
многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель
предостерегает, что бессмысленное истребление животных –
угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к
животным чревата трагедией.
В.Распутин «Пожар» (противопоставление гармоничной природы
несовершенному человеку. После пожара весна собирает всё
неотмершее и уцелевшее в одну кучу, а люди не понимают этого)
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович,
отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым
пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как
можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает
летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как
чувствует её Н.П. Последняя страница романа – описание сельского
7
кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом
описании противопоставляются вечность природы и временность
социальных теорий, претендующих на вечность.
В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный
красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего
двойника: ему кажется, что степное пространство способно и
страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли
становятся не по-детски серьезными, философскими.
Бездумное,
жестокое
отношение к
природе может
привести её к
гибели.
Уничтожение
природы ведёт
к гибели
человека и
человечества
Проблема
взаимоотноше
ний человека
и природы,
красота
природы
Ф.И. Тютчев, лирика. Человек у поэта – частица природы, а
природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где
кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.
С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских
лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи
о родине в особый раздел. Сам поэт писал: «Чувство родины
основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа
природы, который представлен в космическом плане. Человек –
это частичка природы.
Л. Леонов В романе «Русский лес» писатель приравнивает
проблему защиты природы к проблеме защиты родины, всей
земной цивилизации и заставляет задуматься о том, на какие
подлые дела с возрастанием технической мощи может пуститься
размахнувшееся злодейство, если его вовремя не остановить.
Л. Леонов в своём романе тесно связывает судьбу русского
леса с понятием о человеческом счастье и утверждает, что
отношение к природе формирует духовный мир человека,
накладывает отпечаток на его нравственное самосознание.
Варварское отношение к природе, по мнению писателя, может
вызвать не только эрозию почв, но и «эрозию духа», эгоизм.
«Создавать творцов и покровителей леса ещё важнее, чем
выращивать сам лес», так считал Л. Леонов. Точка зрения
писателя, как доказывает время, справедлива
В. Астафьев «Царь-рыба»
Острую боль вызывают запечатлённые в произведении карти-
ны израненной, повреждённой тайги. Даже Командор, казалось
бы, огрубевший Для Игнатьича нет никакой необходимости
изловить царь-рыбу. Однако наперекор голосу совести, наперекор
дедовскому завету и народной мудрости, он решает её брать. И
вот царь реки и царь всей природы оказываются в ловушке.
Гибель одного из них приведёт к гибели другого. Спасение
человека полностью зависит от спасения природного существа.
Когда рыба уходит, телу Игнатьича становится легче от того, что
она теперь не тянет вниз, а душе от какого-то, ещё не
постигнутого умом, освобождения.
Писатель подводит читателя к мысли, что природу можно
уничтожить, но нельзя победить. По мнению Астафьева, у
человека только
один путь взаимодействия с природой путь сотворчества. __
В. Распутин «Прощание с Матёрой»
Деревня Матёра и остров Матёра в связи со строительством на
Ангаре плотины для электростанции подлежат затоплению.
На протяжении всей повести Павел мучительно ищет ответ на
вопрос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой
Матёры. Умом он понимает, что без техники ничего нынче не
сделать, нф вспоминая, что будет затоплена самая лучшая, веками
8
ухоженная, вскормившая не одно поколение земля, Павел думает:
«А не слишком ли дорогая цена?». Его