ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Нравственные проблемы

1
Цитата, тезис
проблема
Аргументы
НРАВСТВЕННЫЕ – духовная жизнь человека, взаимоотношения людей- (эгоизм и гуманизм,
доброта и жестокость, духовность и бездуховность, честь и бесчестие, интеллигентность и
хамство, дружба и предательство, любовь и ревность, конфликт поколений) проблема
нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека,
гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания,
совести, духовности / бездуховности.
«Духовность –
свойство души,
состоящее в
преобладании
духовных,
нравственных,
интеллектуальн
ых
ценностей над
материальными
»
(толковый
словарь
Влади
́
мирИва
́
н
ович Даль
( 1801
1872)
составитель
«Толкового
словаря живого
великорусского
языка».).
Бездуховность
это ее
отрицание, т.е.
приоритет
материальных
ценностей над
духовными,
нравственными
,
интеллектуальн
ыми.
Философская -
нравственная
проблема
бездуховности
человека,
равнодушия,
жестокости
Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных
проблем русской и мировой литературы
Ива
́
нАлексе
́
евичБу
́
нин ( 1870 -- 1953 )
русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по
литературе
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует
буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже
своим названием. Эта символичность воплощается в образе
главного героя, представляющего собой собирательный образ
американского буржуа, человека без имени, называемого автором
просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя
символ его внутренней бездуховности, опустошенности.
Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого
слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только
материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается
символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока
«он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в
заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера
служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его
чистоту и покой …».
А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-
Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового
Света. Испытав много унижений, много человеческого
невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая
в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый
корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в
Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном
направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но
теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный
трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы,
музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.
Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения
перед тем вечным законом, которому подчинены все без
исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении
богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -
житейской мудрости, доброте, духовности.
Духовность не равна образованности и интеллигентности и не
зависит от неё.
Алекса
́
ндрИса
́
евич (Исаакиевич) Солжени
́
цын (1918-- 2008)
советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт,
общественный и политический деятель, живший и работавший в
СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии
2
по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких
десятилетий (1960-е 1980-е годы) активно выступавший против
коммунистических идей, политического строя СССР и политики
его властей.
Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин
двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и
простодушием — и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме
своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она
привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и
трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову
перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно
безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни
что-то ценное и важное…
Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её
развитие зависит и от воспитания , и от обстоятельств, в которых
живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую
роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше
умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не
лукавить перед собой.
Михаи
́
лАфана
́
сьевичБулга
́
ков (1891--- 1940)
русский писатель, драматург, театральный режиссёр и
актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году.
Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году
Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье
сердце»
Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество
оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью,
зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай
превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан
на изображении эксперимента гениального ученого-медика
Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз
мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко
всеобщему изумлению, получает из собаки человека.
Бездомный Шарик превращается в Полиграфа
ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи
повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же
вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все
усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь
возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай
завершается идиллически: Преображенский занимается своим
прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается
сладостным размышлениям.
Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня
социального обобщения. Писатель дает картину современной
действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это
история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, —
история общества, развивающегося по абсурдным,
иррациональным законам. Если фантастический план повести
сюжетно завершен, то нравственно-философский остается
3
открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и
утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества
продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни
скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи
сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они
всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы
проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения
плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач
отворачивается от больного, мать бросает свое дитя,
разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке
вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную
сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою
противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь.
Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг,
потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие
чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия
для появления огромного количества шариковых с собачьими
сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует.
Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области
жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена
Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
О бездуховности, равнодушии и жестокости людей
рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в
белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не
испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах
гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных
существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали:
«Салют победы! Человек- царь природы».
Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём
тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом
диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр —
впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное
мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо
на дороге фигуру женщины "с ребёнком, завёрнутым в одеяло".
"Ненормальная!" — раздаётся крик водителя. И всё — темнота!
Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый
человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера
и будешь заворожённо смотреть спектакль.
Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти
женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет.
Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация "дежавю", как
будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа
А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде,
отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь
уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из
своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает
писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец
произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи,
иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё
больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы.
4
Но собственные интересы оказались выше проявления
милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной
ситуации, остаётся только представить себя на месте этой
женщины, когда "мимо проносятся довольные собой люди в
комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго
будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и
ненавидела себя за это молчание".
"Довольные собой люди", привыкшие к комфорту, люди с
мелкособственническими интересами — те же герои Чехова,
"люди в футлярах". Это и доктор Старцев в «Ионыче»,и учитель
Беликов в «Человеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с
бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер
его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава
держи!" "Прррава держи" — это ведь и есть отстранённость от бед
и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не
должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не
вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны,
персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за-
разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духовное оскудение
этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту
мещане, обыватели, возомнившие себя "хозяевами жизни".
Проблема
бесчеловечнос
ти, жестокости
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника
Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с
любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и
маленького Федю, родственника мужа.
Р. Брэдбери «Карлик»
Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он,
будучи хозяином аттракциона, подменил зеркало, в которое
приходил смотреться карлик, утешавшийся тем, что хотя бы в
отражении он видит себя высоким, стройным и красивым. В
очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с
болью и ужасом бежит от страшного зрелища,
отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь
развлекают Ральфа.
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку.
Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца,
когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не
мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик
потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и
выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял
веру в добро, в справедливость.
Проблема
бездушия
Рассказ Е.И.Носова «Кукла» повествует о проблемах, которые
должны волновать всех. Безразличное и изуверское отношение
людей к вещам не замедлит перейти в жестокость по отношению
к окружающим людям.
Стихотворение К. Случевского «Кукла»:
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
5
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
Рассказ Л.Андреева «Кусака» о бездушном отношении к
животным и людям.
В.П. Астафьев «Людочка»
Проблема
бессердечия,
душевной
черствости
А. Алексин «Раздел имущества»
Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою
свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую
деревню, обрекла её на одиночество.
К.Г. Паустовский «Телеграмма»
Настяживет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой,
старенькой матери. Дочери все дела кажутся важными и
неотложными настолько, что она совсем забывает писать письма
домой, не навещает мать. Даже когда пришла телеграмма о
болезни матери, Настя не сразу поехала, а потому и не застала
Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей
единственной дочери, которую очень любила.
В. Тендряков «Ночь после выпуска»
В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили
откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает
о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них —
бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и
достоинство другого.
Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за
ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что
она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не
умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали
причиной смерти Елены Сергеевны.
«Благодарность
долг,
который надо
оплатить, но
который никто
не имеет права
ожидать.»
Жан-Жак Руссо
́
(1712--
1778)
франц. филосо
ф, писатель
«Благодарность
признак
благородства
души.»
Эзопполулеген
дарныйдревнег
ре.поэт-
Проблема
благодарности
Валенти
́
нГриго
́
рьевичРаспу
́
тин ( 1937-- 2015,)“Уроки
французского”
Главная героиня – молодая учительница английского языка Лидия
Михайловна помогает пятикласснику пережить голодное время,
избирая для этого разные способы. Она пыталась прислать ему
посылку с едой, но он отдал ее обратно. Тогда Лидия
Михайловна, чтобы дать мальчику шанс иметь деньги,
придумывает игру в «замеряшки». А он, думая, что такой способ
будет «честным», соглашается и выигрывает. Директор школы
посчитал игру с учеником преступлением, совращением, но так и
не разобрался по существу, что заставило учительницу пойти на
это. Женщина уезжает к себе на Кубань, но она не забыла
мальчика и прислала ему посылку с продуктами и даже с
яблоками, которые мальчик никогда не пробовал, а видел только
на картинках. Лидия Михайловна добрый и бескорыстный
человек. Даже лишившись работы, она ни в чем не винит
мальчика и не забывает о нем. .Её отзывчивость, доброта,
порядочность, любовь помогли ему осознать, что он не одинок,
что люди должны помогать друг другу. Чувство благодарности и
уроки доброты навсегда остались в сердце писателя.
6
баснописец.
Предположите
льно жил около
600 г. до н.э.
“Кто добро
творит, того
Бог
благословит”.
Алекса
́
ндрСерге
́
евичПу
́
шкин (1799-1837) «Капита
́
нская
до
́
чка» исторический роман(или повесть) А. С. Пушкина,
действие которого происходит во время восстания Емельяна
Пугачёва. Впервые опубликован в 1836 году.
Шестнадцатилетний недоросль-дворянин Пётр Гринёв, в
сопровождении своего «дядьки» Савельича едет на место
прохождения службы. В метель они сбиваются с пути, но
встречают мужика, «Вожатого», который указывает им дорогу.
Гринёв хочет отблагодарить «вожатого», дарит своему спасителю
«заячий тулупчик».
При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут
же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе
наедине Пугачев говорит: “...я помиловал тебя за твою
добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я
был скрываться от своих недругов”. Таким образом, Пугачёв
дарит Гринёву жизнь. Но и этим не ограничивается, и, предлагает
юноше поступить к нему на службу, обещает поставить Гринёва
«генералом и князем». И, в конце концов, отпускает Гринёва
восвояси, сделав ему прощальный подарок – «лошадь, шубу со
своего плеча (овчинный тулуп) и клячу».
Проблема
беспринципно
сти
В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в
течение одной минуты полностью изменяет свои принципы.
Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть
один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснил жене,
почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в
другую комнату. Для неё жить красиво и богато было важнее, чем
обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот.
В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя
Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказать хозяина
собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как
Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки — генерал
Жигалов, вся его решительность пропадает.
Проблема
человеческого
благородства
Б. Васильев в повести «Летят мои кони...» рассказывает о
докторе Янсене, обладавшем редчайшим нравственным даром
жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому
что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего
себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей из
канализационного колодца, ценою своей жизни оплатив жизнь
двух мальчиков. Весь Смоленск от мала до велика хоронил своего
Доктора.
К.М. Станюкович в книге «Матросик» повествует об Илье
Кушкине, бесконечно добром человеке, готовом помочь
каждому. Илья пошел служить на флот вместо своего только что
женившегося односельчанина. Не каждый бы поступил так!
Кушкин спас экипаж корабля, когда судно терпело бедствие, а сам
погиб.
Проблема
бескорыстн
ого
Я. Голованов «Этюды об ученых»
Владимир Арсеньев, выдающийся путешественник, этнограф,
историк, географ, всё сделал для того, чтобы богатства Дальнего
7
жизненного
служения
(способност
и к
самоотверженн
ости, к
принесению
себя в жертву
ради другого
человека)
Востока служили на благо России.
А.П. Чехов «Душечка»
Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать
двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир
его глазами, думать, как он, всю себя отдавая любимому человеку.
А.П. Чехов «Попрыгунья»
Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через
трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается,
а затем умирает.
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдатской
службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь
служить в армию.
Б. Васильев «Летят мои кони...»
Писатель рассказывает о докторе Янсене,
обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители
Смоленска считали его святым, потому что не было более
бескорыстного и честного человека,
отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб,
спасая детей.
Проблема
веры в
могущество
России
В. Леушкин «Давайте вместе — без «ура»
Без истерических упрековЗаглянем, братья, во вчераВ тьму
исторических уроков!И освещая лица лет,Посмотрим им в
глаза, как в бездну.Да, это больно, но полезно,Нам, убегающим
от бед.А после сядем у огняИ помолчим, кто сколько
сможет.Покуда век еще не прожит,Воспрянем, дух Руси
храня.Автор призывает не прятаться от реальности, а смело
взглянуть в глаза истории, учесть все ее ошибки и продолжать
двигаться в будущее.В. Леушкин в своем стихотворении
призывает взглянуть на историю без стереотипов и понять,
какие же уроки она может нам преподнести. Это, уверен автор,
поможет с достоинством продолжать свой исторический путь.
Проблема
веры в
будущее,
любви к
жизни
Д. Лондон «Любовь к жизни»
Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его —
ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил.
Рассказ стал гимном человеку — его упорству, мужеству, воле.
Любовь к жизни руководила процессом борьбы за существование.
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга»
Подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения.
900 блокадных дней вместили в себя не только немыслимые
страдания, но величайшую веру в будущее, в победу.
Проблема
веры в
человека
М. Горький «На дне»
Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но
все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать:
«неизвестно ведь нам, кто он такой,
зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на
счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь
8
скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в
людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и
возможностям (Актер, Пепел).
Проблема
внутренней
культуры
человека
Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»:
«Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой
книге, призыв к интеллигентности, к физическому и
нравственному здоровью, к красоте здоровья».
Образ Марьи Болконской в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Проблема
внутренней
борьбы в
человеке
Федор Михайлович Достоевский Роман «Преступление и
наказание» описывает трудноразрешимый внутренний конфликт,
который появился вследствие одержимости человека одной идеей.
В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов демонстрирует
читателю чудовищные душевные метания Григория Мелехова,
которые появились из-за разительного несоответствия внутренних
устремлений главного героя и реальной жизни.
Проблема
взаимоотноше
ний людей
К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в
Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но
дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к
матери. Когда же она, осознав величину возможной потери,
приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже
нет…
И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в
котором показана проблема непонимания между старшим и
младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и
старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по
собственному признанию, любит их, своим отношением приносит
им огорчения.
В. Гюго в романе «Отверженные» рассказывает историю вора.
Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него
серебряную посуду. Но через час полиция задержала преступника
и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священник сказал,
что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с
разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну
минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал
честным человеком.
Проблема
выбора
жизненного
пути
И.А.Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба
молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не
сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие,
неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова
превращают его в бездельника и праздного лежебоку.
А.С.Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь
дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается
найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов
светского поведения. Его считают странным, но эта черта –
протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые
духовные ценности, новый путь.
Проблема
М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита». Одна из
9
нравственного
выбора
человека
важнейших проблем романа М.А. Булгакова проблема нрав-
ственного выбора. Вспомним сюжет романа, созданного Ма-
стером. Иудадоноситна Иешуа Га-Ноцри, и последнего дос-
тавляют к прокуратору Иудеи. Иешуа обвиняют в том, что он
собирается разрушить Ершалаимский храм. Он пытается по-
говорить с Понтием Пилатом: «Добрый человек! Поверь мне...
рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины...», «злых
людей на свете нет, естьлюди несчастливые...». И слова Иешуа
заставляют прокуратора задуматься, пробуждая все лучшее, что
было в его душе. Понтий Пилат поставлен перед выбором:
оправдать Иешуа, сохранить ему жизнь, пожертвовав своим
положением, благополучием, возможно, собственной жизнью, или
обречь Га-Ноцри на гибель. И прокуратор объявляет Иешуа
преступником, выносит смертный приговор. Но, испытывая
симпатию к арестанту, он обращается к первосвященнику Кайфе с
просьбой о помиловании его в часть Пасхи. Однако председатель
Синедриона Иосиф Кайфа настаивает на том, что нужно казнить
Иешуа. Он требует освободить в честь праздника Пасхи не Га-
Ноцри, а разбойника и убийцу Вараввана. И Понтию Пилату
приходится согласиться с ним, он уже не может спасти бродячего
философа. В этой истории обнаруживается слабохарактерность
Понтия Пилата, его малодушие, трусость, боязнь потерять свои
привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор идет
против собственной совести ради привычного благополучия.
Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести,
одолевающие героя. «Никогда не идите против самого себя,
собственной совести», — такова позиция писателя.
В. Быков повесть «Сотников». Проблема нравственного
выбора центральная проблема повести В. Быкова «Сотников».
В произведении о Великой Отечественной войне нет ни
грандиозных танковых сражений, ни сцен впечатляющих боев.
Все свое внимание писатель уделяет внутреннему миру человека
на войне. Вспомним сюжет повести. Зимней ночью двое партизан,
Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны достать
продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень
опасным, так как нет в округе деревень, свободных от
полицейских постов. Наконец удается им достать баранью тушу,
но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются,
пытаясь оторваться от преследования, но из-за ранения Сотникова
попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников
выбирает смерть, а Рыбак предательство, благодаря чему ему
сохраняют ему жизнь. Герой Быкова не обладает героической
внешностью Сотников в повести больной, хилый, казалось бы,
он не готов совершить подвиг. Но на всю жизнь запомнил он
суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как
летом в полевом шта- лаге немцы допрашивали пожилого седого
полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук,
едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было
чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера
гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии... Ра-
10
зумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут
перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом,
наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом
становится и выбор самого героя
Проблема
вседозволенно
сти
Ф.М. Достоевский «Бесы» У Верховенского Петра
Степановича, одного из главных героев романа, понятие о
свободе превратилось в право на ложь,
преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Как только
жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а
затем и царицы, она в муже стала видеть холопа,
которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую
черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.
Проблема
верности
своим
убеждениям
А. Петров «Житие протопопа Аввакума»
Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за
свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил
своим убеждениям даже под угрозой смерти, сознательно
пошел на добровольное мученичество.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича
Иван Шухов сохранил достоинство, сумел в адских условиях
сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь
Шухова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью,
войну и это дает ему силы жить.
Проблема
верности
клятве
Проблема
дружбы
А.С.Пушкин «Роняет лес багряный свой убор…»
Примером настоящей дружбы является лицейский союз
товарищей А.С.Пушкина, о котором писал поэт в стихотворении
«Роняет лес багряный свой убор…»:
Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен.
Лицеисты по окончании учебного заведения дали клятву друг
другу собраться на лицейском празднике в 1825г, но, к
сожалению, такую возможность имел только Александр Горчаков,
ставший на тот момент дипломатом и достигший поста министра
иностранных дел. Лицейские друзья Пушкина не нарушили
клятву, они помнили о ней, но не смогли быть на встрече по
политическим причинам, например, И.Пущин как участник
восстания на Сенатской площади был сослан в Сибирь, сам
Пушкин как опальный поэт находился в ссылке в Михайловском.
Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит
сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми
нет не существует. Литературных примеров тому множество.
В повести Гоголя “Тарас Бульба” один из героев восклицает:
“Нет уз светлее товарищеских!”. Тарас Бульба, центральный
персонаж повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», считал, что
товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего
земного.
Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой
11
Отечественной войне.
В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” и девушки-
зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки,
ответственности друг за друга.
В романе К. Симонов “Живые и мёртвые” капитан Синцов
выносит с поля боя раненого товарища.
Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, решающее
условие победы над природой. Мораль Севера основана на до-
верии и взаимной честности. Суровые условия обнажают под-
линную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убежде-
нию автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибуут потерявшие
самообладание золотоискатели в новелле Д. Лондона «В далеком
краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к
жизни».
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» дан пример настоящей
дружбы князя Андрея и Пьера Безухова.
Настоящую дружбу невозможно ни измерить, ни оценить. Она не
имеет цены, как картины великих мастеров прошлого. «Мой
первый друг, мой друг бесценный!» – обращается
А.С.Пушкин к Пущину, вспоминая тот день, когда его, опального
поэта, навестил друг в Михайловском. Пушкин умел ценить
дружбу и всегда с любовью вспоминал своих лицейских друзей.
Настоящие друзья нужны человеку ив горести, и в счастье.
Настоящий друг не позавидует тебе, он будет счастлив твоим
счастьем. Дружба на прочность проверяется и тогда, когда ты на
щите, и тогда, когда со щитом». Пусть он в связке с тобой одной –
там поймёшь, кто такой», - эти слова В.Высоцкого оставлены нам
как ориентир в дружбе.
Проблема
гуманного
отношения к
человеку
Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном»
«В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать,
умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как
можно меньше места». «Интеллигентность не только в знаниях, а
в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и
тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя
скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно)
помочь другому…»
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне»
Проблема
проявления
грубости
людей по
отношению
друг к другу
Д.С.Лихачев «В письмах о добром и прекрасном» пишет о том,
что «злобная и злая реакция на окружающее, грубость и
непонимание других – это признак душевной и духовной
слабости, человеческой неспособности жить…». Ученый дает
советы, как избежать человеку грубости: быть сдержаннее, не так
эмоционально реагировать на слова собеседника, поставить себя
на его место.
Проблема
отличия
Истинный героизм
12
истинного
героизма от
лжегероизма,
связанного с
бессмысленны
м риском
собственной
жизнью.
Ярким примером может послужить известная история об учителе
физкультуры из Беслана. Первого сентября, когда школу
захватили террористы и сотни детей и их родителей оказались в
заложниках, мужчина нашел незаметный для боевиков "путь на
свободу". И каждый последующий день, рискуя собственной
жизнью, отправлял детей на свободу, даруя им жизнь. Опасность
и риск данного поступка можно назвать героическими, потому как
они несли в себе желание спасти жизни людей.
Бессмысленный героизм
В Интернете, в статье С.Медведева «Страна лихачей: миф о
русской удали» , познакомилась со страшной статистикой и
примерами русской бесшабашности. Вот в Альпах в новогоднюю
ночь восемь человек, в том числе семеро россиян из Краснодара,
поужинав в горной гостинице, ночью загрузились в снегоход с
прицепом и отправились вниз по неосвещенной горнолыжной
трассе. Снегоход сорвался в пропасть со стометровой высоты,
шестеро погибли.
Эта трагедия ужасна — и в то же время совершенно узнаваема.
Речь идет не только о преступной халатности водителя снегохода,
но и о том, что русские люди очень часто бессмысленно рискуют.
Проблема
душевной
черствости,
бестактности,
равнодушия в
отношениях
людей
В. Тендряков — повесть «Ночь после выпуска». В этой повести
писатель поднимает проблему душевной черствости, равнодушия,
бестактности в человеческих отношениях. Ложь и лицемерие
присутствуют в отношениях школьников, считающихся друзьями.
И только в ночь после выпускного бала они впервые оценивают
другу друга откровенно. И выясняется, что в отношениях этих нет
теплоты, отзывчивости, понимания, сочувствия. Эгоизм,
себялюбие, черствость, желание покрасоваться — только эти