ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Проблемы Гражданская, Великая Отечественная война

1
Гражданская, Великая Отечественная война
Проблема
антигуманной
сущности
войны
Через весь роман Л.Н.Толстого «Война и мир» проходит мысль
о том, что «война – противное человеческому разуму и всей
человеческой природе событие». Поэтому так ненавистен автору
Наполеон – воплощение войны. С ужасом глядит Пьер Безухов на
Бородинское поле после сражения. В убитых французах и
русских он не видит врагов: они для него люди, которым война
оборвала жизнь.
Антигуманная сущность войны показана и в произведениях
писателей 2 половины XX века.(Б.Васильев «А зори здесь
тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»,
В.Астафьев «Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»,
С.Алексиевич «У войны не женское лицо»)
Так в повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой» мы видим
кремлёвских курсантов, которым довелось воевать под Москвой в
ноябре 1941 года всего пять дней. Когда читаешь повесть,
испытываешь боль за героев повести: все двести сорок молодых,
красивых (рост у каждого 183 сантиметра), романтически
настроенных юношей погибли, защищая Москву. Сдерживая
натиск вооружённых до зубов фашистов, сами курсанты
вооружены лишь старыми самозарядными винтовками, гранатами
и бутылками с бензином.
М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий
Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь
командира отряда Лихачева»)
Русский
философ
Никола
́
й
Алекса
́
ндров
ич
Бердя
́
ев ( 187
4 1948)
«Поистине
народы
должны
периодически
сходить с
ума, чтобы
воевать»
Война есть
бедствие и
преступление,
заключающее в
себе все
бедствия и все
преступления.
Проблема
бессмысленно
сти
жестокости
войны
ГАРШИН Всеволод Михайлович (1855-1888)
Тема рассказа «Четыре дня»: человек на войне.
Рассказ показывает не человека вообще, то есть человека не в
философском смысле, а конкретную личность, испытывающую
сильнейшие, шоковые переживания и переоценивающую своё
отношение к жизни. Ужас войны заключается не в необходимости
совершать героические поступки и жертвовать собой как
раз эти живописные видения представлялись добровольцу
Иванову (и, видимо, самому Гаршину) до войны, ужас войны в
другом, в том, что заранее даже не представляешь.
Человек на войне мучается не от боли, которую порождает рана,
а от ненужности этой раны и боли, а также от того, что человек
превращается в абстрактную единицу, про которую легко забыть:
«В газетах останется несколько строк, что, мол, потери наши
незначительны: ранено столько-то; убит рядовой из
вольноопределяющихся Иванов. Нет и фамилии не напишут;
просто скажут: убит один. Убит один, как та собачонка…» В
ранении и смерти солдата нет ничего героического и красивого,
это самая обыкновенная смерть, которая не может быть красивой.
Герой рассказа сравнивает свою судьбу с судьбой запомнившейся
ему с детства собачки: «Я шёл по улице, кучка народа остановила
меня. Толпа стояла и молча глядела на что-то беленькое,
окровавленное, жалобно визжавшее. Это была маленькая
хорошенькая собачка; вагон конножелезной дороги переехал её,
2
Вольте
́
р ( 1694,
1778,
один из
крупнейших
французских ф
илософов-
просветителей
XVIII
века: поэт, проз
аик, сатирик,тр
агик, историк,
публицист
она умирала, вот как теперь я. Какой-то дворник растолкал толпу,
взял собачку за шиворот и унёс. Дворник не пожалел её, стукнул
головой об стену и бросил в яму, куда бросают сор и льют помои.
Но она была жива и мучилась ещё три дня » Подобно той
собачке, человек на войне превращается в мусор, а кровь его — в
помои. Ничего святого от человека не остаётся.
Война полностью меняет все ценности человеческой жизни, добро
и зло путаются, жизнь и смерть меняются местами. Герой
рассказа, очнувшись и осознав своё трагическое положение, с
ужасом понимает, что рядом с ним лежит убитый им враг,
толстый турок: «Передо мною лежит убитый мною человек. За
что я его убил? Он лежит здесь мёртвый, окровавленный.Кто он?
Быть может, и у него, как у меня, есть старая мать. Как он
счастлив: он не слышит ничего, не чувствует ни боли от ран, ни
смертельной тоски, ни жажды »
Живой человек завидует мёртвому, трупу!
Показать читателю настоящее лицо войны
Страшная костяная улыбка, вечная улыбка…
Михаи
́
лАлекса
́
ндровичШо
́
лохов (1905, 1984, русский
советский писатель. Лауреат Нобелевской премии по
литературе (1965 год «за художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)
Рассказ М.А. Шолохова «Родинка»
Трагедия гражданской войны раскрывается через конкретные
судьбы людей. Автор ставит по разные стороны баррикад отца и
сына. Молодое поколение – красные, отцы – белые. В рассказе
«Родинка», одном из самых проникновенных произведений этого
цикла, белый атаман убивает красного командира, перерубив его
шашкой; затем снимает сапоги с покойника, потому что обувь в то
время была дорогим удовольствием, и замечает на ноге убитого
родинку с куриное яйцо. Такая же есть и у него.
Страшен момент узнавания. И вот уже стонет старый казак,
увидев родинку на ноге, над убитым сыном. Атаман понимает,
что убил своего собственного сына и пускает себе пулю в рот.
Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе
сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более
понятным и страшным.
Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор
в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых.
Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.
«родинка» - однокоренное слово с «родом», «народом»,
«родиной», «природой», «урожаем», «родником». А значит,
родинка - знак влияния на человека неподвластных ему мировых
сил и одновременно указание на глубинную связь человека с
миром, вселенной.
В произведении Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Лейтенант
3
Генри понимает, что война — это убийство еще более жестокое и
бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг
друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.
Какой она
была
блокада
Ленинграда?
О. Берггольц поэма «Февральский дневник». В этом
произведении поэтесса воспроизводит быт и жизнь блокадного
Ленинграда, рассказывает о смертях, о ленинградских вдовах, о
красногвардейцах, защищающих город. Ее поэма это письмо к
другу, к сестре по гневу и печали.
В. Инбер поэма «Пулковский меридиан». Поэма написана в
стиле лирического дневника. Автор воспроизводит жизнь
блокадного Ленинграда, его ночи и дни. Как ни велики страдания
ленинградцев, город живет сознанием своего родства со всей
страной. И это помогает ему выжить.
А.Б. Чаковский роман «Блокада». В этом произведении
писатель анализирует причины Великой Отечественной войны,
рассказывает о напряженных боях за Ленинград, о прорыве
блокады в 1943 году, о создании Ладожской ледовой дороги,
прозванной ленинградцами «дорогой жизни».
Проблема
нравственного
выбора
человека
проблема
поведения
советского
солдата в
плену
проблему
беззащитности
простой
человеческой
судьбы во
время войны
Михаи
́
лАлекса
́
ндровичШо
́
лохов (1905, 1984, русский
советский писатель. Лауреат Нобелевской премии по
литературе (1965 год «за художественную силу и цельность
эпоса о донском казачестве в переломное для России время»)
Рассказ « Судьба человека»
Проблема выбора – самая главная в жизни любого человека. Как
поется в одной знаменитой песне: «Женщину, религию, дорогу
каждый выбирает по себе, дьяволу служить или пророку - каждый
выбирает по себе». Ежедневно перед нами ставятся вопросы, как
поступить, что будет вернее: свернуть налево или направо?
О трудности и необходимости нравственного выбора пишет в
своем рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов. Его герой,
Андрей Соколов, так же, как и все люди, сталкивается с
необходимостью выбирать. Отличие его выбора в том, что подчас
от его правильного шага зависела судьба окружающих людей.
Итак, какой выбор предлагала Андрею судьба? И какой путь
выбирал он? В первый раз жизнь поставила перед ним дилемму:
идти или не идти на войну. Хотя для самого героя такого вопроса
даже и не стояло. Андрей твердо решил воевать за Родину. И даже
слезы жены и тяжелые предчувствия не смогли поколебать его
решения
Нравственный выбор Андрея Соколова, сделанный им в сцене
допроса Мюллером, раскрывает его характер как чистый и
благородный. Во время допроса он удивительно стойко сохраняет
свое человеческое достоинство. Отказавшись выпить за победу
немецких войск перед лицом смерти, Андрей сделал свой выбор.
Этот героический выбор дорогого стоит. Не каждый, далеко не
каждый человек в такой страшной ситуации, когда на карту
4
поставлена его жизнь, найдет в себе силы не отказаться от своих
убеждений ради собственной шкуры. А Андрей Соколов смог.
Именно поэтому Мюллер удивился и отступил от Андрея, он
увидел всю силу его воли. Выбор, сделанный Соколовым, не мог
не заслужить уважения у любого человека, даже у коменданта
концентрационного лагеря.
Но судьба готовила Андрею еще один страшный выбор. Война
ломает судьбу человека и он не может защитить от ее ударов ни
себя ни семью, но обязан защищать Родину, - Шолохов
показывает как война отражается на личной судьбе
обыкновенного человека- герой теряет свою семью: жена и
дочери погибают в тылу во время бомбежки, - в их дом попадает
бомба предназначенная для авиазавода, который находился рядом
с их домом сын- на фронте в последний день войны Другой
человек мог бы думать о самоубийстве, но Андрей Соколов
выбрал жизнь.
Встреча с «новым сынком» одна из самых трогательных сцен
в рассказе. Две потерянные души нашли друг друга и внесли в
жизнь обоих смысл, любовь и веру в завтрашний день. Герой
совершил поступок, он сделал выбор - Соколов решился взять
мальчика к себе. Он решился взвалить на себя заботу об этой
«мелкой птахе». На душе у героя стало светло. Правильный
нравственный выбор всегда приносит с собой счастье и ощущение
справедливости.
В своем рассказе Шолохов просто показал на примере одной,
отдельно взятой судьбы человека, как нравственный выбор
изменяет нашу жизнь. Как поступки, совершенные нами,
трансформируют нас и окружающий мир, что они нам приносят,
какие последствия могут быть у неправильного нравственного
выбора.
В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добро-
вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться
жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни
он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан-
никам, измену своим нравственным принципам.
В. Кондратьев, автор в повести «Сашка», показывает нам
солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных
ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но
всегда оставался человеком.
В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя
очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с
честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть,
не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем,
спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким,
каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его
убеждений, его гражданская стойкость.
Даже во время
войны человек
может
Проблема
выбора между
желанием
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Л.Толстой в романе приводит несколько эпизодов, в которых
рассказывается об отношении русских людей к пленным
5
побороть в себе
желание
отомстить
врагу, который
безоружен и
страдает
отомстить
врагу и от-
казом от
мести
французам.
Петя Ростов думает о судьбе француза-барабанщика. Он
стесняется своих чувств, но, покраснев, испуганно глядя на
офицеров, спрашивает: «А можно ли позвать этого мальчика, что
взяли в плен? Дать ему что-нибудь поесть...». И Денисов
приказывает позвать французского барабанщика, велит одеть его
в русский кафтан для того, чтобы не отсылать с пленными. Казаки
к тому времени уже успели переделать имя барабанщика в
Весеннего, а мужики и солдаты в Висеню, и в этих переделках
звучало напоминание о весне, которое сходилось с
представлением о молоденьком мальчике.
Русские солдаты кормят Рамбаля и Мореля, а те, обнявшись с
ними, поют песню. И кажется, что звёзды радостно
перешёптываются и восхищаются благородством русских солдат,
выбравших вместо мести сочувствие к поверженному врагу.
В. Гроссман « Жизнь и судьба»
Через дорогу перегоняли группу немецких пленных солдат,
один из них полз на четвереньках. Когда он поравнялся с
полковником, тот пихнул его сапогом. В этот момент Даренский
почувствовал, что его голова затуманилась, и он произнёс:
«Русские люди лежачих не бьют».
Ещё один эпизод из романа. Пленный немецкий офицер выносит
из подвала трупы убитых сталинградцев. Женщина, стоящая ря-
дом, увидела среди них свою дочь. И тогда она шагнула к немцу,
глаза её смотрели на него и одновременно искали кирпич на
землеНеизбежность того, что произойдёт, чувствовал часовой и не
мог остановить женщину. А женщина уже не видела ничего,
кроме лица немца. Не понимая, что делается с ней, она нащупала
в кармане своего ватника кусок хлеба, протянула его немцу и
сказала: «На, получай, на, жри».
Что же это за сила, заставившая не просто пощадить убийцу, а
отдать ему, может быть, самую главную ценность в то голодное
время? Это неистребимая сила жизни, оберегающая живое.
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Мария пережила смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель ху-
тора, мученические дни и ночи в одиночестве на кукурузном поле.
И когда она увидела в своём подвале безоружного врага, то
горячая злоба захлестнула её, и героиня схватила вилы, чтобы
отомстить врагу. Но в последнее мгновение она услышала
сдавленный крик: «Мама!» и уронила вилы. В это мгновение
Мария поняла, что она не может лишить поверженного врага
жизни, что он имеет право надеяться на гуманное отношение в
последние часы своей короткой жизни. И женщина перевязала
раненого немца, напоила его молоком. Нравствен- ная сила
женщины-матери, оберегающей жизнь, победила
Герой — это
тот человек,
который в
решительный
момент делает
то, что нужно
делать в
интересах
человеческого
общества.
Какой он —
настоящий
герой войны?
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир». Толстой в
своем романе противопоставляет истинный и ложный патриотизм.
Карьеризму штабных офицеров, их мыслям о наградах
противопоставляет писатель поведение простых русских людей.
Таковы в романе капитан Тушин и капитан Тимохин, ротмистр
Василий Денисов, крестьянин Тихон Щербатый, старостиха
Василиса. Подлинный герой войны у Толстого простой
русский солдат. В грандиозной эпопее писатель обозначает
национальные черты русского народа: смелость, находчивость,
6
Юлиус
Фучик
1903 - 1943)
чехословацкий
журналист,
литературный
и театральный
критик,
публицист
отвагу, душевную стойкость, отзывчивость.
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Простой
русский солдат в центре сюжета рассказа Шолохова. И на войне, и
в мирной жизни Андрей Соколов следует единому принципу: «На
то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все
снести, если к этому нужда позвала». Любовь к Родине, душевная
стойкость и терпение, смекалка и находчивость, смелость и
отвага, великодушие и благородство все эти черты
свойственны герою Шолохова. В этом образе писатель воплотил
русский национальный характер
Героизм на
войне
обусловлен
патриотически
м порывом и
чувством
ответственност
и
Проблема
героизма,
подвига,
мужества,
формировани
я личного
человеческого
и
национальног
о достоинства
силы русского
духа
Бори
́
сЛьво
́
вичВаси
́
льев (1924--2013) русский писатель.
«В списках не значился» 1974 год.
В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая
Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую
крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не
успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего
впоследствии последним защитником героической крепости.
“В списках не значился” — это история становления
героического характера, мужающего в огне войны. Война резко
меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав
высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к
пониманию того, что от его личного участия зависит
многое. Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует
себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла
кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти,
значит, выше забвения.
Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа
в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста
человек..., длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго
выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими
глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо
текли слезы”.
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов.
Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал,
щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты
вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже
ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел
гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.
М. Шолохов «Судьба человека»
Человек и в плену может быть героем. Когда комендант лагеря
предложил Андрею Соколову выпить за победу немецкого
оружия, тот отказался. Полупьяный Мюллер предложил: «Не
хочешь выпить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель».
Андрей взял стакан и вылил его в себя, но закуску не тронул, а
произнёс: «Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишите меня».
Даже немецкий офицер оценил мужество Соколова. «Ты храбрый
солдат», - сказал он и не расстрелял Андрея, а подал ему со стола
небольшую буханку хлеба и кусок сала. Придя в барак, Соколов
7
разделил хлеб и сало с товарищами поровну.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», мы становимся
свидетелями героизма русских людей, которые объединились в
едином патриотическом порыве: «Всем миром навалиться хотят,
одно слово Москва...». Перед боем солдаты надевают чистые
рубахи, чтобы приготовиться к смерти. Они считают: «Что себя
жалеть-то теперь». Во время боя приказывать было не надо, всё
делается как будто само собой. Убитых оттаскивают за фронт,
раненых относят на пункт, ряды вновь смыкаются. Конечно,
людям не хочется умирать. Однако они преодолевают страх и
сохраняют бодрость духа под пулями и ядрами, и в этом
проявляется их мужество, их героизм
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
Читая о первых неделях обороны Севастополя, мы видим
истинных героев из народа, которые в тяжёлые времена не упали
духом и без страха готовились к смерти за город, за родину.
Для Л.Н.Толстого героизм понятие великой нравственной
ценности. Это не храбрость, не молодецкая удаль, а великодушие,
забвение себя в беззаветной любви к родине. С поразительной
простотой и скромностью матрос рассказывает о том, как он был
ранен и у него отняли ногу выше колена. Он не жалуется на свои
страдания, он знает по опыту, что не надо много думать о себе. Не
думать о себе — это значит чувствовать постоянную связь со
своим народом, своей ро-
диной. ____________________________________ ___________
А.С. Новиков-Прибой «Цусима»
Броненосец «Ушаков», в который попал вражеский снаряд,
тонет. Как ведут себя в данной ситуации люди?
Некоторые и в эти страшные минуты сохраняли присутствие
духа, шутили, смеялись над своими бедствиями. Сильные и
крепкие моряки отдавали товарищам свои средства для плавания,
тем самым помогали им спастись. Один из матросов, у которого
спасательный нагрудник был повязан слишком низко,
опрокинулся вниз головой. Ему на помощь поспешил машинист
корабля. Он выправил потерявшего равновесие человека, и они
поплыли дальше вместе.
Присутствие духа, способность в трудную минуту думать не
только лично о себе, но и о других людях, разве это не героизм?
Благодаря взаимовыручке, рожденной чувством ответственности
людей за жиз-
ни друг друга, многие члены экипажа были спасены.
Г. Бакланов «Навеки девятнадцатилетние»
В повести дана история одной юной жизни — Володи Третьякова.
Однако для того, чтобы подчеркнуть, что в произведении речь
пойдёт о судьбе целого поколения, автор использовал в названии
множественное число. Самое примечательное, самое характерное
в духовном облике этого поколения — чувство ответственности.
По деревянному мосту надо переправить тяжёлые орудия, а выдержит
ли он, солдаты сомневаются. Все они вместе и каждый в отдельности
отвечают за страну, за войну, и за всё, что есть и будет послених на
свете. Но за то, чтобы батарея прибыла на место в срок, отвечает
молодой лейтенант. Конечно, Третьяков мог просто приказать — и всё,
но ведь он отвечает за солдат. Поэтому, чтобы ободрить их, лейтенант
встал под мост, не зная, выдержит он или рухнет. И по мосту двинулись
тягачи с орудиями. Володя Третьяков в тяжёлой обстанов- ке ведёт себя
8
как настоящий офицер, как настоящий герой
Проблема
героической
повседневност
и войны
Героические будни войны метафора-оксюморон, соединившая
несоединимое. Война перестаёт казаться чем-то из ряда вон
выходящим. Привыкаешь к смерти. Только иногда она поразит
своей внезапностью. Есть такой эпизод у В.Некрасова («В
окопах Сталинграда»): убитый боец лежит на спине, раскинув
руки, и к губе его прилип ещё дымившийся окурок. Минуту назад
были ещё жизнь, мысли, желания, теперь смерть. И видеть это
герою романа просто невыносимо...
Но и на войне солдаты живут не “пулей единой”: в короткие часы
отдыха поют, пишут письма и даже читают. Что касается героев
«В окопах Сталинграда», Карнаухов зачитывается Джеком
Лондоном, комдив тоже любит Мартина Идена, кто-то рисует,
кто-то пишет стихи. Волга пенится от снарядов и бомб, а люди на
берегу не изменяют своим духовным пристрастиям. Возможно,
поэтому гитлеровцам и не удалось раздавить их, отбросить за
Волгу, иссушить души и умы.
Проблема
проявления
гуманизма в
тяжелых
военных
условиях
Главный герой рассказа А. Адамовича «Немой» - яркий пример
истинного гуманизма. Франц во время войны получил приказ
сжечь дом в белорусской деревне, в котором он жил. Но он не
смог убить маленькую девочку Полину и ее мать и вместе с ними
прячется от нацистов в погреб. А когда приходят советские
войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как
когда-то Франц спас их.
Проблема
душевного
состояния
человека в
условиях
войны
Вспомним рассказ Константина Воробьева "Немец в
валенках", где рассказывается о том, как немецкий солдат,
сторож в лагере штрафников, проникается сочувствием к
русскому военнопленному. Почему Вилли Броде пожалел
советского солдата? Потому что он, Вилли, простой крестьянин,
тоже осуждает войну, его вынудили идти на фронт. Но главное,
что сближает немца с русским солдатом – это общий недуг: они
оба обморозили на войне ноги…
Проблема
женщины на
войне
Проблема
антигуманной
и
античеловечес
кой сути
войны
С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."
Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но
участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие -
вольнонаемными, партизанками.
Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и
женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут
Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота
сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается
вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается
воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой
(рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как
возврат к женской роли, также непрост. Например,
участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при
встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.
На долю женщины приходится негероическое. Женские
свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в
9
Проблема
любви к
Родине
Проблема
чувства долга
перед Родиной
годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые
все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не
только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся
тяжесть поддержания жизни страны.
Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду,
стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя
письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и
защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных
госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным.
Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым
героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их
ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины
меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут
быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать).
Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно
болезни.
Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"
Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать:
«А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с
войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не
пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно
любили Родину.
Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и
мужественных представителей из состава девушек – бойцов,
показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые
комические, и самые драматические сцены. Ее
доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в
себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к
ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких
диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки,
маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум,
изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую
сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в
десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты
жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от
тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и,
уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что
все окончится благополучно.
И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась.
Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в
девятнадцать лет…
Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга
перед Родиной отличают командира отделения младшего
сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота
Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о
прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с
лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка,
загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать
10
раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и
защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в
первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а
вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны
в контратаке.
Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова
появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а
через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.
Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На
позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося
корректировщика.
Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов
- шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-
домашнему: «Плохо, девчата, дело».
Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им
долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же,
смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила
Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала
Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную
рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему
обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца,
задержать фашистских диверсантов.
«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и
трудно»
Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова,
«городская» пигалица; худущая, как весенний грач».
Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее
талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев
вспоминает». Очень велик был на фронте процент
интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц.
Для них война была самой страшной… Где-то среди них
сражалась и моя Соня Гурвич».
И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и
заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом,
забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского
ножа в грудь.
Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома,
мечтательница, наделенная от природы яркой образной
фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не
подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.
Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее
сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в
ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала
тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А
рядом таились враги, нависала смертельная опасность.
«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, -
говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли
11
придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия
Гали Четвертак об этом».
«А-а-а!
Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую,
напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в
землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.
Замерло все на поляне».
Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша
добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза
утонула в болоте:
Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного
бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает
ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины -
уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат
свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.
Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке
фронта должен сделать возможное и невозможное для победы,
для того, чтобы зори были тихие.
Проблема
войны как
бессмысленно
й, кровавой
бойни.
Проблема
жестокости на
войне
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир».
В этом романе мы видим изображение войны без прикрас,
писатель создает картину суровых военных будней, несущих
людям кровь, смерть, страдания. Таковы сцены пожара и сдачи
Смоленска, картина похода перед Шенграбенским сражением,
сцены отступления русских войск. Всюду сломанные повозки,
надрывающиеся лошади, грязь, раненые тела. Разумная,
гармоничная природа противопоставлена у Толстого этим кар-
тинам военной жизни. Герои романа также постепенно начинают
осознавать войну как жестокую, кровавую бойню. Так, Николай
Ростов, князь Андрей преодолевают свои наивные представления
о войне, Петя Ростов тяжело переживает первое совершенное им
убийство француза. А затем и сам, совсем юный мальчик, он
погибает. И это, по мысли писателя, несправедливо.
М.А. Шолохов — роман-эпопея «Тихий Дон».
В этом романе писатель осмысливает войну как беспощадное, су-
ровое действо, несущее людям смерть, страдания, разорение. Мы
видим, как конница топчет созревшие хлеба, донская земля горит
под ногами. Разоряются и страдают семьи, изменяется на войне
человеческая душа. Так, писатель изображает душевный надлом
Григория Мелехова. Тот тяжело переживает первое совершенное
им убийство австрийца. А в финале в герое остается лишь
душевная усталость, сердце его грубеет: «ушла безвозвратно та
боль по человеку, которая давила его в первые дни войны». По
мысли писателя, война не только несет смерть и несчастья, она
еще и нравственно калечитлюдей
"Мы будем
вечно
прославлять
Проблема
мужества
матери
Андре
́
йДми
́
триевичДеме
́
нтьев (род. 16 июля 1928) советский
и российский поэт
Баллада - жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом
12
Ту женщину,
чье имя –
Мать."
М. Джалиль
на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему
Баллада о матери
Темой «Баллады о матери» является война. У войны неженское
лицо. Поэтому баллада построена на противопоставлении образы
матери с жестокостью войны. Ожидание и терпение матери –
первое, на что обращает внимание автор. В этих строках А.
Дементьев объясняет силу матери ее верой, и тем что этот
обобщенный образ – «потому что мать»:
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
Описание ужасов войны является как бы фоном для более
выпуклого изображения чувств матери. Она видит изображение
своего сына на экране, и чувства матери вновь оживают, хотя она
догадывается, что надежды уже не осталось.
Мать у А. Дементьева – символ всех матерей, как и сын – символ
доблести солдат, бессмертия их подвига:
Сравнения, метафоры, которые использованы поэтом, усиливают
впечатление и от страшной войны, и помогают осветить образ
матери.
А. Дементьев умело использует экспрессивные возможности.
Неожиданный кадр из документального кино становится
кульминацией баллады:
Мать узнала сына в тот же миг,
И зашелся материнский крик:
Алексей, Алешенька! Сынок! –
Словно сын ее услышать мог.
Алеша – обобщенный образ солдата – передан автором как герой,
который бежит в атаку. Атака – удел смелых, и он останется в
памяти, всегда бегущим на врага. И для матери образ Алеши
вновь оживает: Жив-здоров, не ранен, не убит –
Дома все ей чудилось кино...
Кульминация стихотворения приходится на последние строки
баллады, в которых мать смотрит в окно, ожидая сына. Война
кончилась, но люди и память остались, и пока будет жить хоть
одна мать не вернувшегося с фронта солдата, война будет еще не
закончена. Она будет продолжать жить в памяти и надежде
матери – в этом основная идея баллады. Итак, в балладе А.
Дементьева мы видим обобщенный образ матери, которая
продолжает ждать сына и жить надеждой на его возвращении.
Такой же символичностью отличается и образ сына – Алеши.
Стихотворение написано ямбом, и выдержанный ритм стиха
словно походит на атаку, в которую идет Алексей. Печаль матери
13
передается через описание ее голоса, ее слов, и внутреннего мира.
Муса Джалиль \ Муса МустафовичЗалилов
(Джалилов) 1906,деревня Мустафино, Оренбургская
губерния (ныне Мустафино, Шарлыкский район, Оренбургская
область) 25 августа 1944, Берлин) татарский советский поэт
II. М. Джалиль «Праздник матери»
Стихотворение М. Джалиля датировано 1943 годом.
Произведение переводное, но, несмотря на это, в переводе
удалось сохранить стилистические и поэтические особенности
стиха. Ритмика стиха схода с балладой А. Дементьева. Но здесь
звучат оптимистические ноты. Поэт говорит о реальном
бессмертии, который остается у человека в его детях. Сильно в
стихотворении и патриотическое начало. Исполненная в виде
песни, эта баллада отличается обилием повторов, сравнений и
традиционных эпитетов. Здесь есть национальный образ, когда
мать слепнет от горя. Но с появлением младшего сына она
прозрела. Итак, баллада М. Джалиля оптимистична и напоминает
традиционные песни.
Проблема
мужества
Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке».
В повести рассказывается о мужестве советского летчика Алексея
Мересьева, который в годы войны был тяжело ранен, долго
добирался до своих и отморозил ноги. В результате их пришлось
ампутировать Но желание летать и уничтожать врагов страны
было так велико, что летчик даже с протезами вернулся в строй и
продолжал воевать до Победы.
Проблема
нравственной
силы простого
солдата
Носителем народной морали на войне является, например, Валега,
ординарец лейтенанта Керженцева из повестиВ.Некрасова «В
окопах Сталинграда». Он едва знаком с грамотой, путает
таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но
за родину, за товарищей своих, за покосившуюся хибарку на
Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до
последнего патрона. А кончатся патроны кулаками, зубами.
Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А
дойдёт до дела покажет этим немцам, где раки зимуют.
Выражение “народный характер” более всего соответствует
Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро
приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была
не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела.
Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под
проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу,
собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой
крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет.
Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не
предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить
нещадно.
Проблема
нравственной
стойкости
Проблема нравственной стойкости:
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).
А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
14
Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова,
Вика Люберецкая).
В. Быков. «Сотников».
Война жестока,
противоестеств
енна по своей
природе
Проблема
нравственной
оценки войны
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский любимый герой писателя считает,
что война — самое гадкое дело в жизни, что во время войны
разрушаются все нравственные заповеди и торжествует убийство.
Картиной массового уничтожения заканчивается Бородинское
сражение. Пьер Безухов видит, как с поля боя движутся толпы
людей с носилками, и думает, что теперь они остановят это,
ужаснутся тому, что сделали. Таким образом, Л.Н. Толстой
утверждает, что война с бессмысленными жертвами и
невероятными страданиями людей есть «противоправное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие
А.С. Новиков-Прибой «Цусима»
Страницы романа, рассказывающие о гибели во время Русско-
японской войны 1904 1905 годов броненосца «Ушаков», полны
драматизма.
Корабль перевернулся вверх килем и через несколько секунд
скрылся под водой. А в море мешались брёвна, разбитые шлюпки,
люди. Неприятельский снаряд разорвался среди этого месива.
Пламя, вода, руки, ноги, кровь всё перемешалось, потом море
окрасилось на этом месте в розовый цвет. Люди, выбиваясь из сил
и дрожа от холода, прощались друг с другом. Как жесток лик
войны! Поэтому война противоестественна.
М. Шолохов « Продкомиссар»
В этом произведении М. Шолохов показывает, что
Гражданская война пробудила в человеке жестокость и усилила в
его душе борьбу добра и зла. Герой рассказа, чувствуя неправоту
своего выбора, смертную греховность его, просит прощения: «Не
серчай, батя», — но всё же убивает отца.
Этот небольшой рассказ вызывает много горьких чувств и
заставляет задуматься над тем, что война уничтожает человека не
только физически, но зачастую ломает и его душу.
А. Твардовский «Василий Тёркин»
В поэме А.Твардовский описывает жестокие бои, правдиво
показывает, как человек живёт на войне: ему приходится греться
бегом, мыться снегом, он спит на мёрзлой земле, воюет в болоте,
ждёт санитаров, истекая кровью на снегу. Человек спешит в
только что освобождённую родную деревню и узнаёт, что у него
нет больше ни дома, ни жены, ни сына.
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.
Война жестока, она несёт человеку не только физические
муки, но и душевные страдания, лишает его самого дорогого
семьи, родного дома.
Люди, которых
объединяет
эпоха, со-
циальная среда,
духовная
атмосфера,
даже боевое
содружество,
порой могут
Проблема
нравственного
размежевания
во время
войны
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Перед Бородинским сражением рядом с простыми лицами
солдат, ополченцев, офицеров, самого Кутузова мы видим Бориса
и всех тех, для кого предстоящее событие важно лишь потому, что
«за завтрашний день должны быть розданы большие награды и
выдвинуты вперёд новые люди».
Л.Н. Толстой рисует Россию народную, объединённую общи-
ми чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, Андрея
Болконского, Тимохина и Россию «военных и придворных