ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. Семейные проблемы

1
Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях),
проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней
прошлого, семейных традиций, исторической памяти.
Проблема
брака по
расчету
А.Н. Островский комедия «Доходное место». Проблему
брака по расчету затрагивает А.Н. Островский в этой комедии.
Вдова Кукушкина старается выгодно пристроить обеих дочек. И
ей удается выгодно выдать замуж Юленьку. Муж не нравится
этой героине, однако она довольна положением достаточно
обеспеченной женщины. Вторая дочь Кукушкиной, Полина,
выходит замуж по любви. Однако ей приходится жить с мужем в
бедности. Тогда теща и Полина требуют от Жадова, чтобы тот
получил «доходное место». И бедный чиновник ради своей семьи
чуть было не отказался от своих прежних воззрений, от
принципов, состоящих в том, чтобы жить честно, своим трудом.
Однако в финале он остается на своей позиции, и жена
поддерживает его. ,
А.Н. Островский — драма «Бесприданница». В этой пьесе А.Н.
Островский изображает мир, в котором все является предметом
торга: любовь, талант, красота, сама человеческая жизнь. Выгодно
выдать дочку замуж старается Огудалова, по расчету женится
Паратов. Однако в этом мире гибнет Лариса, Мгому что не умеет
приспособиться к нему
Л. Жуховицкий — публицистический сборник «Ни дня без
мысли». В этой книге автор поднимает проблему брака по рас-
чету. Он пишет о том, что современные девушки часто мечтают
выйти замуж за богатого человека. Брак становится средством
заработка для женщин. Привлекает также многих идея выйти
замуж за иностранца. Однако жизнь разбивает эти иллюзии: за
границей приходится работать, часто браки расстраиваются, а
девушки возвращаются в Россию. Что же это за женщины?
«Легковерные золушки, которым никогда не добраться до бала в
королевском дворце», — пишет автор.
Проблема
всепоглоща
ющей власти
чувств над
человеком
Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В.
Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над человеком.
Его герой Андрий предает Родину, узы товарищества, своего отца,
свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли
писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный
отец, не простивший ему предательства.
Н.С. Лесков — повесть «Леди Макбет Мценского уезда».
Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей
душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова
женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть
приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она
тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на
каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть это, по
мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая
разумом.
2
Какова роль детства в жизни человека? Что заключает в себе
образ родного дома в нашей душе?
Л.Н. Толстой повесть «Детство». В этом произведении
писатель исследует процесс становления характера. В сознании
героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатейший спектр
жизненных впечатлений: детских, семейных, сословных.
Постепенно герой начинает открывать для себя окружающий мир,
людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька
чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых.
Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька
обделена его вниманием. «Открывается трагедия загубленной
жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит
первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего
брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется
бессознательная жестокость... помыкание Иленькой Трапом.
Главный итог детства все вещи и отношения находятся в
движении, ты не один в мире»
И.А. Гончаров роман «Обломов». В этом романе автор
глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в
картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне
Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без-
мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте
нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей.
Зато небо там «как родительская надежная кровля», солнце «ярко
и жарко светит около полудня и потом удаляется... точно
нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых,
улыбающихся пейзажей...». Эта среднерусская природа с
неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала
влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание
помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная
идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно
и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же
и что жить иначе грех...». Обломовцы трудолюбивы,
религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать
сны. Навсегда останутся в памяти героя бесконечные зимние
вечера, сказки няни о чудесной стране, где текут реки меду и
молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в
Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта
его характера поэтическая мечтательность. Легенды и сказки,
былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.
Другая определяющая черта характера Обломова неза-
висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней свободы.
Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские
друзья, пустые женщины, не способные дать счастья,
оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди,
хуже меня, эти члены света и общества!» заявляет Обломов. Он
ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который
указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах
Илья Ильич благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри-
3
цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша
рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его
пресекались. Постоянная опека родителей и нянек не давала
возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки
сделать что-либо самостоятельно опровергались доводами:
«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в
пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к
наукам. Постепенно в ребенке развивалась лень, инертность,
апатия, равнодушие к жизни.
Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испытать
идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как
она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына
же своим характером, жизненным укладом несколько
приближается к тому женскому типу, который существовал в его
детстве. И именно поэтому он остается на Выборгской стороне, в
доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой
Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка
воплощается в жизни Обломова. Таким образом, детские годы, по
мысли писателя, полностью определяют наш характер и
жизненный сценарий.
Ф. Искандер книга «Размышления писателя» (сборник эссе
и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской
литературе «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и
устроители «дома» Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы
«бездомья» Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер-
монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницкого,
будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений
в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на
дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в
«Евгении Онегине», «Капитанской дочке».
Проблема
воспитания
Проблема
обучения
Проблема
воспитания и
образования
И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей
романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова»
показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить
уродуют душу ребёнка.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа
посвящена проблеме формирования характера Онегина.
Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют
«лишнего человека», «эгоиста поневоле».
В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности
главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её
душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний,
нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя
повести.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: Печорин сам
осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье,
таким его сделало воспитание.
Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»:
автобиографическая трилогия, главный герой, Николенька
Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои
4
и чужие поступки.
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: трудные предвоенные
годы сибирской деревни, формирование личности героя под
влиянием доброты бабушки и деда.
Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши
Чичикова).
С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?».
В этой книге автор размышляет о том, каким должен быть вос-
питанный человек, добрым, внимательным, тактичным по
отношению к окружающим. Все эти качества воспитывает в нас
семья.
Письма А.П. Чехова. Он рассуждает в них о том, какими должны
быть воспитанные люди. И самые ценные качества их, по мысли
Чехова, это мягкость, вежливость, уступчивость,
чистосердечие.
Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль» (см. «Какую роль
играет наука, образование в жизни человека?»).
А.С. Пушкин — повесть «Капитанская дочка». Проблема
воспитания является очень важной в повести А.С. Пушкина.
Детство Петруши Гринева было легким, беззаботным. С
пятилетнего возраста его отдали на руки стремянному, Са-
вельичу, затем отец нанял для Петруши француза, мосье Боп- ре.
Он должен был учить мальчика «по-французски, по-немецки и
всем наукам», а вместо этого «предпочел наскоро выучиться кое-
как болтать по-русски», пристрастился к русской настойке и
начал волочиться за дворовыми девками. Фактически Петруше
была предоставлена полная свобода во всем. Он «жил
недорослем», гонял голубей, лакомился пенками от варенья,
сваренного матушкой, делал змеев из географической карты,
играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один
прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец
решил отправить его на военную службу в Оренбург, в «сторону
глухую и отдаленную». Значимо здесь напутствие, которое
Андрей Петрович дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а
честь смолоду». И вот Гринев попадает в водоворот крупных
исторических событий, оказавшись фактически между жизнью и
смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами
настоящим мужчиной, с четкими, определенными понятиями о
чести, о воинском долге, о благородстве. Гринев не бросает в
трудную минуту свою невесту, не оставляет Савельича. До конца
честен он и во взаимоотношениях с Пугачевым, сохраняя
верность государственной присяге
Проблема
случайных
встреч.
Может ли
быть
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Судьбоносной в
романе становится встреча Николая Ростова и Марьи Болконской.
Любовь возникает здесь с первого взгляда, с первого слова.
Николая поражает благородство девушки, глубоко трогает беда, в
которую она попала (бунт крестьян в имении). Он помогает ей. И
внешне непривлекательная княжна преображается под
5
судьбоносной
случайная
встреча двух
людей?
воздействием родившейся в ее душе любви: большие, красивые
глаза ее освещаются новым светом, в движениях появляется
грация, в голосе — новые, грудные нотки. Николай Ростов
женится на княжне Марье, в финале мы видим счастливую,
хорошую семью
К. Паустовский рассказ «Снег». Артистка Татьяна Петровна,
уехавшая в годы войны из Москвы, волей судеб знакомится с
солдатом Николаем, сыном умершего старика, у которого она
снимала комнату. Героям кажется, что они давно знают друг
друга, они чувствуют внутреннее родство. В душах их рождается
любовь. Николай даже вспоминает, где мог видеть эту женщину
раньше. И это видение сродни его юной мечте о любви. Поэтому
Татьяна Петровна не хочет разрушать его мечту-Так встреча двух
случайных людей становится судьбоносной.
Проблема
влияния
событий
детства,
детских и
юношеских
переживаний
на
формирование
характера
человека, его
дальнейшую
судьбу
У главного героя повести А. Лиханова «Обман»
Серёжи умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой,
главной бедой. Тяжело переживает мальчик свалившееся на него
одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим.
Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно
жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит
к убеждению о необходимости самому принимать решения. И
этому его научила школа выживания в детстве.
Проблема
взаимоотноше
ний в семье
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли,
уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную
руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость
каждого —успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и
ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и
простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много
позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть
первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
А. Алексин «Раздел имущества»
Отношения между людьми в семье строились по принципу
«нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние
двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного
ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой
красивыми фразами бездуховности,
прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми —
Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает
навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
А. Лиханов «Чистые камушки»
Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги
сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что
отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до
чувства горького разочарования и жгучего стыда за него,
6
вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой,
обеспеченной жизнью.
Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он
завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи.
Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и
пристально приглядываться к поступкам родителей,
ощущая все большее несоответствие между тем, чему они его
учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям
стала причиной одиночества героя
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые
взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е.
Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и
заботой, что он предпочитает жить и работать в имении
Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов,
подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца,
но со временем взрослеет и не только духовно сближается с
семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается
имением.
Проблема
вины и
раскаяния за
причинённое
близким зло
«Цифры» Сергей Трофимович Алексеев В произведении
ссорятся два главных героя – это дядя и его племянник Женя, на
примере которых автор затрагивает нравственные проблемы в
семье, а конкретно, вину и раскаяние за нанесенную обиду
близким людям. В рассказе Бунина «Цифры» проблема вины
раскрыта с точки зрения дяди, его чувств, переживаний и
наблюдений за мальчиком, который ведет свое повествование.Как
оказалось, по-разному воспринимается данная проблема
взрослыми и детьми. Взрослый человек осознанно понимает, в
чем заключается причина его вины перед своим маленьким
племянником, но никак не хочет понять, что отказ показать
цифры ребенку сегодня заключается в банальном нежелании
этого делать. Он оправдывает себя: «вредно, не полагается
баловать детей».Гордыня не позволяет дяде первым подойти и
извиниться за свою ошибку, считая, что это навредит в
воспитании ребенка. Но решается зайти к нему в комнату через
полчаса, как малыш успокоился, проверить, все ли хорошо.Но
племянник оказался мудрее своего дяди. И насколько бы сильной
ни была его обида, вину он признает первым.
«Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин
Любовь Гринева к капитанской дочке так же широка и чиста, как
сама жизнь с ее взлетами и падениями. В этом чувстве есть все: и
терзания о возможности причинить близким зло, и раскаяние за
слабость души своей, и нерешительность отстоять свое будущее,
и благодарность за умение принять и простить. У человека всегда
есть выбор и именно от него зависит его будущее. Это в который
раз доказал герой повести Петр Гринев. Он честный,
бескорыстный, щедрый, смелый, всегда готовый повиниться
перед теми, кому причиняет боль, и раскаяться за неблаговидные
свои поступки.
Проблема
душевной
А.С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (см.
7
черствости,
отчужденности
, непонимания
в отношениях
отцов и детей
сочинение «Проблема разрыва связей между поколениями»).
К.Г. Паустовский — рассказ «Телеграмма». В этом рассказе
автор поднимает проблему отчужденности и разрыва связей
между поколениями. Главная героиня рассказа, Настя, живет
яркой, насыщенной, интересной жизнью. Она работает в Союзе
художников, старается помочь людям, восстановить
справедливость устраивает выставку одному из талантливых
скульпторов. При этом Настя остается равнодушной к судьбе
собственной матери, живущей далеко от нее. Она не успевает
приехать даже на ее похороны. В финале героиня Паустовского
горько плачет, внезапно осознав, что она потеряла. Поведение
Насти и жестоко, и безнравственно. По мыс ли писателя, суета и
мелкие заботы не должны поглощать человека. Вся показная
доброта и забота ничего не стоят, если мы равнодушны к своим
близким.
А. Алексин повесть «Безумная Евдокия» (см.«Каково
значение учителя в становлении личности человека?»).
А. Алексин повесть «Раздел имущества». В этой пове-
сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от-
чуждения в семейных отношениях. Главная героиня Вера была
ребенком, имеющим родовую травму. Ее выходила и практически
поставила на ноги бабушка Анисья. Именно эта героиня
воплощает в повести доброту, любовь, готовность прийти на
помощь. Мать же Верочки это воплощение практицизма,
бездуховности, равнодушия к ближнему. В финале это про-
тивостояние матери и бабушки завершается трагически: бабушка
уезжает в деревню умирать, а Верочка вновь тяжело заболевает.
В. Астафьев — рассказ «Записка». Сюжет рассказа чу-
довищен: сын «забывает» свою мать на автовокзале, оставляя в её
кармане записку: «На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не
зловредна». Этот герой не просто жесток, безнравствен. Он
обрубает свои корни, а без корней жизнь человека бессмысленна.
Отказаться от матери это преступление. В. Астафьев пишет в
финале: «Жаль, что отменена публичная порка. Для автора этой
записки я лично бы нарубил виц, порол бы его, порол до крови, до
визга, чтобы далеко и всем было слышно». Он писал так:
«Берегите матерей. Люди! Берегите! Они бывают только раз и не
возвращаются, и никто их заменить не может. Говорит это вам
человек, который имеет право на доверие, он пережил свою
мать».
Проблема
забвения
родителей как
смертного
греха
Роман А.Шолохова «Поднятая целина»
Проблема забвения родителей как смертного греха
рассматривается в романе А.Шолохова «Поднятая целина» на
примере образа Якова Лукича Островного, заморившего родную
мать голодом и державшего ее под замком ради своего спасения,
во избежание ссылки. Он ждал ее смерти и дождался: «Старуха
8
лежала на полу около порога, и случайно забытая…рукавица была
изжевана ее беззубыми деснами…» Поздно он почувствовал
тяжесть понесенной утраты…
Будущее нации
в руках
матерей.
(О.Бальзак)
Проблема
материнства и
детства
Роман Альберта Лиханова «Никто».
Образ подростка Коли Топоркова, воспитывающегося с трех лет в
детском доме. «Не оставляйте, матери своих детей!»- пишет автор
романа.
Проблема
материнства.
Каким
предстает
перед нами
образ матери?
Что значит
сила
материнской
любви? Что
значит сила
материнской
любви?
С. Есенин стихотворение «Письмо матери». Странни-
честволирического героя, его бесприютность, греховная жизнь
противопоставлены в стихотворении миру родного дома, все-
прощающей материнской любви. Лирический герой Есенина
лишен душевной целостности. Он хулиган, «московский
озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски
мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении
эпитетами «вечерний», «горький». Одновременно в душе его
живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому.
Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным
мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких
мотивов возращение домой из странствий. Он звучит в пятой,
шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о
свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в
прошлое, к себе самому прежнему. В родительском доме
лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и
невзгод, от тоски, неприкаянности, от несчастий, тягостных
раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает
как лучшая пора в жизни. Развязка дана в последней строфе.
Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих
невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь образ
матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим
его искреннюю любовь и заботу: «Так забудь же про свою
тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на
дорогу В старомодном ветхом шушуне».
А. А. Ахматова поэма «Реквием». В 1935 году был аре-
стован единственный сын Ахматовой, Лев. Вскоре освобож-
денный, он еще дважды подвергался арестам, тюремному за-
ключению и ссылке. Много часов провела Анна Андреевна в
страшной очереди возле старой петербургской тюрьмы «Кресты».
И когда ее спросили, сможет ли она все это описать, она ответила:
«Могу». Так рождались стихотворения, вместе составившие
«Реквием», поэму обо всех безвинно загубленных в годы
сталинского произвола. Поэма раскрывает трагедию матери,
потерявшей сына. Причем Ахматова рассматривает этот сюжет
сквозь призму мифологии, истории. Страдания всех матерей в
поэме выражены через образ матери Христа, Богородицы, молча
переносящей свое горе. Мотив материнской любви, поднятой до
общечеловеческого звучания, становится в произведении
определяющим: «Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый
каменел, А туда, где молча мать стояла, Так никто взглянуть и не
посмел». Материнское горе становится у Ахматовой символом
9
горя общенародного и общечеловеческого.
В.А. Сухомлинский — статья «Рождение добра». В этой статье
В.А. Сухомлинский обращается к старой легенде. Сын,
подстрекаемый женой, губит свою мать, вырывает у нее сердце.
Сердце же ее продолжает беспокоиться о сыне. И тогда он горько
раскаивается в содеянном и понимает, что натворил. Он уходит
вместе с матерью, и они превращаются в два кургана в степи. В
этой легенде автор говорито силе материнской любви, о
всепрощающем сердце матери
Проблема
материнства
как подвига
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю
себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром
Дауна.Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю
дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую
семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Мария,героиня повести, во время войны взяла на себя
ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них
Матерью.
Проблема
отношения к
детям
Жестокое отношение к ребенку в рассказе Д.В.Григоровича
«Гуттаперчевый мальчик».
Судьба подростка в рассказе М.Горького «Дед Архип и
Ленька».
Отношение пана Тыбурция к Валеку и Марусе и отношение пана
судьи к Васе в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»
Проблема
одиночества
ребенка в мире
взрослых
людей
У И.А.Бунина есть потрясающий рассказ «Красавица»,
повествующий об одиночестве ребенка. История стара как
мир…У мальчика умерла мать, а новая жена отца сделала все,
чтобы превратить жизнь мальчика в кошмар. «И этот бедный,
нетерпимый в собственной семье ребенок в своем круглом
одиночестве» живет «совершенно самостоятельной жизнью,
обособленной от всего дома».
Проблема
одиночества
человека в
этом мире
М.Ю. Лермонтов стихотворение «Листок». Мотив
одиночества звучит в этом стихотворении М.Ю. Лермонтова. В
центре этого произведения гонимый жестокой бурей листок.
Это символ одинокого и бесприютного существования, одинокой
и страдающей души. Листок не находит себе места в этом мире:
чинара не принимает его, жара и холод заставляют его сохнуть, он
обречен на гибель.
М.Ю. Лермонтов стихотворение «И скучно, и грустно...... В
этом стихотворении поэт пишет об одиночестве: «И
скучно, и грустно, и некому руку податьВминуту душевной
невзгоды...». Желанья, любовь, страсти все оказывается
пустым и никчемным. В финале стихотворения разочарование
лирического героя в жизни достигает своего апогея: сама жизнь
оказывается «пустой и глупой шуткой».
А.П. Чехов рассказ «Тоска». Сюжет рассказа прост: у
извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему не к кому пойти со
своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рассказывает
10
обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска
Проблема
отчего дома
Семья Турбиных в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Тема отчего дома в творчестве С.Есенина:
Низкий дом с голубыми ставнями
Не забыть мне тебя никогда…
Где любят нас — лишь там очаг родимый. (Д.Байрон)
В.П. Астафьев «Людочка»
Молодым
кажется, что
старики глупы,
но старики-то
знают, что
молодые —
дурачки!
(Агата Кристи)
Никогда не
показывайте,
что вы умнее
ребенка;
почувствовав
ваше
превосходство,
он, конечно,
будет уважать
вас за глубину
мысли, но сам
сейчас же
молниеносно
уйдет в себя,
спрячется, как
улитка в
раковину.
(А.Т.Аверченко
).
Проблема
отцов и детей
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла
свое отражение в литературе.
А.Вампилов «Старший сын», где автор показывает отношение
детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего
отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его
переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит
оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их
только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы
видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне
пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его
вмешательство помогает пережить тяжелый период в
отношениях детей к близкому человеку.
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Оленька,героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка,
избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь
породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание
понимать чувства и переживания близких людей,
друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия
может быть завершенным, когда они познают боевую
премудрость и станут его достойными наследниками. Однако
измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну
предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством
в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество
оказалось выше всех кровных связей.
А. Амлинский «Нескучный сад»
На примере трех поколений семьи Ковалевских
можно проследить влияние родителей на детей. В романе не
только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и
отец ощущает потребность в духовном общении с сыном.
Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть
даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет,
неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от
общества. Из непонимания,
недоверия рождается драматизм отношений между близкими
людьми, родителями и детьми.
Проблема отцов и детей включает в себя целый ряд важных
нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема
выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема
непонимания. Они подняты в различных произведениях, и
каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
11
А. С. Грибоедов, описав в комедии “Горе от ума” борьбу “века
нынешнего” и “века минувшего”, не обошел вниманием сложную
проблему отцов и детей. Сам замысел произведения — борьба
старого с новым.
А Петр Гринев в Повести А.Пушкина «Капитанская дочка»,
следуя наставлению отца, оставался честным и благородным
человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать*
честь и совесть на всю жизнь остались для него превыше всего.
Одной из самых важных граней проблемы “отцов и детей”
является благодарность. Благодарны ли дети своим родителям,
любящим их, вырастившим их и воспитавшим?
Тема благодарности поднята в повести А. С. Пушкина
“Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего
единственную дочь, предстает перед нами в этой повести.
Конечно, Дуня не забыла своего отца, она любит его и чувствует
свою вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отца
одного, оказалось для него большим ударом, настолько сильным,
что он не смог его выдержать.
К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители;
Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович
Кирсанов).
В.Распутин «Последний срок»
Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков, герой
поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», всю свою жизнь посвятил
накопительству, превратившись в человека без стыда и совести,
который обманным путём продвигается по службе, потом скупает
мёртвые души крестьян.
Помни о тех,
кто был, без
кого ты бы не
был (В.
Тальников).
Проблема
исторической
памяти
Народ умирает, когда становится населением. А населением он
становится тогда, когда забывает свою историю (Ф. Абрамов).
Ч. Айтматов в романе «Буранный полустанок» рассказывает
легенду о манкуртах. Maнкурты - это люди, насильно лишенные
памяти. Один из них убивает свою мать, которая пыталась
вырвать из плена беспамятства своего сына. И над степью звучит
ее отчаянный крик: «Вспомни имя свое!»
Народ,
лишенный
исторической
памяти,
превращается в
пыль, которую
носит ветер
времени.
Народ умирает,
когда
становится
населением. А
населением он
становится
тогда, когда
забывает свою
Проблема
исторической
памяти
(сопричастнос
ти к ходу
истории)
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с
Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей
деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле.
А.П. Чехов «Студент»
Перед Пасхой Иван Великопольский,
студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным
женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра
от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о
том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое
неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий.
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые
фотографии своих родителей, не ценит память о них,
оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые
им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не
любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:—
12
историю (Ф.
Абрамов,
русский
писатель).
значит у него нет любви к своему городу. Если человек
равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как
правило, равнодушен и к своей стране».
Проблема
исторической
памяти.
Проблема
знания
русской
истории и
уважения к
ней.
Проблема
сохранения
культурного
наследия,
памятников
старины,
церквей,
икон, русских
деревень
Об этом книга Д. Гранина «Зубр». Нам всем надо учиться у
Тимофеева, главного героя повести, отношению к прошлому
Родины как части своей собственной истории. Может быть, не
будет тогда варварского разрушения памятников, храмов, не
повернется ни у кого язык нагрубить ветерану, оскорбить
«афганца». Теряем мы понемногу и память о Родине, о том месте,
где родились, где жили предки.
Эту проблему поднимает С. Алексеев в романе «Рой». Еще в
начале века жители российской деревни Стремянки собрались все
вместе и отправились в Сибирь в поисках лучшей жизни. И вот
уже более трех четвертей века стоит в Сибири новая Стремянка, а
люди все помнят прежнюю деревню, не покидает их мечта
вернуться на свою родину. Из поколения в поколение передают
они легенду о чудном, волшебном крае на берегу самой красивой
речки с цветочным названием Пижма. Но молодые люди уже
нашего поколения не понимают своих отцов и дедов. Поэтому с
таким трудом упрашивает Заварзин своего сына съездить в
прежнюю Стремянку, посмотреть на нее: «Село и раньше было
известное, богатое, теперь-то уж, поди, городом стало». А Сергей
находит лишь кладбище, оставшееся от Стремянки. И,
потрясенный, размышляет: «Куда ж тянуло отца? Куда манило
всю жизнь деда?! И прадед, доживая свой век, порывался
вернуться на этот берег реки. Куда же они рвались? Целых три
поколения жили и обманывали себя, что в любой момент могут
вернуться к берегу, на материк, и эта красная земля примет их,
приютит, согреет». Видно, «человеку надо, чтобы его всегда куда-
нибудь тянуло. Чтобы постоянно жила Вера в светлую цветочную
речку, на берегу которой ему будет хорошо». Эта встреча с
родной землей помогла Сергею прозреть, он понял, что до сих пор
делал не то и не так. И все неудачи, разлады в жизни были от
того, что не чувствовал он под собой опоры, не было у него своей
Стремянки и не к чему было стремиться. Сергей возвращается к
отцу, надеясь, наконец, найти себя, обрести желанный покой и
опору.
М.Ю. Лермонтов стихотворение «Бородино». В сти-
хотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтов обращается к одному
из самых драматических моментов в русской истории
Бородинской битве. Все произведение проникнуто патриоти-
ческим пафосом, автор гордится героическим прошлым своей
Родины, восхищается русскими солдатами, героями Бородинской
битвы, их мужеством, стойкостью, силой духа, любовью к России:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
В финале стихотворения автор сравнивает героическое про-
шлое Родины и ее современность, и сравнение это не в пользу
современной ему России.
13
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
А. Блок — цикл стихотворений «На поле Куликовом».
В цикле «На поле Куликовом» А. Блок обращается к одному из
самых тяжелых периодов русской истории — татаро-мон-
гольскому нашествию. Центральной темой произведения ста-
новится тема Родины, поэт пытается осмыслить весь много-
вековой исторический путь России. Сопоставляя прошлое и
настоящее, поэт пытается предвидеть будущее. История предстает
перед ним в неумолимости и неизбежности своего движения
сквозь кровь, горе, битвы. Таковой была Куликовская битва.
Таково прошлое России, таким может быть и ее будущее.
Заканчивается стихотворение мыслью поэта о грядущей битве:
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. Молись!
Образ будущего в стихотворении А. Блока символичен.
Своеобразным провозвестником этого будущего является сама
душа русского человека, противоборство в ней темного и светлого
начал, и как следствие сложная, непредсказуемая судьба
Родины, собравшиеся над ней тучи. И наша история показала,
насколько поэт был прав в своем предвидении.
Н. Рубцов стихотворение «Видения на холме». В сти-
хотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к ис-
торическому прошлому Родины и прослеживает связь времен,
находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя
давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и
монголы»:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы Со
всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Однако есть у поэта то, что он может противопоставить этому
всемирному злу. Это образ Родины, чувства лирического героя,
красота русской природы, незыблемость народных ус-. тоев и
сила духа русского народа.
В. Распутин статья «Вечное поле». В этой статье писатель
рассказывает о своей поездке на Куликово поле, о дивной природе
тех мест, о Куликовской битве, о том, что писали о ней историки.
Писатель размышляет о значении победы русских в той битве,
рассказывает о том, в каком состоянии сохранились исторические
памятники, церкви, вспоминает стихи А. Блока о поле Куликовом.
Проблема
памяти о
своих истоках,
о своём
детстве
Образ Николеньки Иртеньева в повести Л.Н.Толстого
«Детство»: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства.
Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?»
Обращение к воспоминаниям о детских годах в стихотворении
М.Ю.Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»:
…И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
"Неуважение к
Проблема
Память о прошлом хранят не только предметы быта,
14
предкам есть
первый
признак
безнравственно
сти"
(A.C.Пушкин).
сохранения
памяти
драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы.
В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава,
которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой
рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а
он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке
фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил,
несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и
вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как
говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись
нашего народа, настенная его история».
Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память,
Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный
полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти.
Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он,
откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и
матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим
существом. Такой недочеловек опасен для общества —
предупреждает писатель.
Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не
уважающий историю, не почитающий своих предков, — тот же
манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям
пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: "Вспомни, чей ты?
Как твоё имя? Твой отец Доненбай!"
Проблема
разочаровани
я ребенка в
мире
взрослых
Почему
ребенок
разочаровывает
ся в мире
взрослых?
Проблема
крушения веры
и идеалов
А. Алексин повесть «Раздел имущества» (см. «Проблема
душевной черствости...»).
А. Лиханов — повесть «Обман». В этом произведении автор
изображает процесс разочарования подростка в мире взрослых
людей. У главного героя Сережи умирает мать. Он остается в
одиночестве, не получив поддержки ни от отчима, ни от
собственного отца. Он впервые открывает ложь, обманы,
лицемерие, прагматизм, присутствующие в семейных от-
ношениях. Сережа проходит непростой путь поиска своей правды.
Он решается на кражу, чтобы решить свои проблемы. Однако
затем раскаивается и признается в содеянном. Писатель
показывает нам трудный процесс становления личности, то, как
мальчик начинает осознавать себя взрослым человеком.
Проблема
родительской
любви
В стихотворении в прозе Тургенева “Воробей” мы видим
героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство,
воробей бросился в бой против собаки.
И С. Тургенев. «Отцы и дети».
Классическое произведение, в котором показана проблема
непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений
Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим
родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим
отношением приносит им огорчения. родители Базарова больше
всего в жизни хотят быть вместе с сыном
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев
постепенно познает мир, понимает, что многое в нём
несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой
15
обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)
К. Г. Паустовский «Телеграмма».
Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том,
что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не
позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину
возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком
поздно: матери уже нет…
Лаской почти
всегда
добьешься
больше, чем
грубой силой
(Эзоп)
Проблема роли
близких
людей в
становлении
человека.
Макси
́
мГо
́
рький литературный
псевдоним Алексе
́
яМакси
́
мовичаПешко
́
ва,устоявшимся является
также употребление настоящего имени писателя в сочетании с
псевдонимом ( 1868, 1936)Повесть «Детство», первая
часть автобиографической трилогии Горького, была написана в
1913 году. Зрелый писатель обратился к теме своего прошлого. В
«Детстве» он пытается осмыслить этот период жизни, истоки
человеческого характера, причины счастья и несчастья взрослого
человека.
Роль бабушки в формировании характера Алеши в повести
М.Горького «Детство».
Повесть «Детство» - первая часть автобиографической трилогии
М Горького. В ней писатель рассказывает о своих детских годах и
о людях, повлиявших в то время на его становление.
Несомненно, важнейшим человеком в жизни Алеши Пешкова –
главного героя повести – стала его бабушка. Впервые мальчик
увидел ее после смерти отца – она приехала забирать их с мамой
«на житье» к деду. Тогда бабушка показалась Алеше «черной,
мягкой и удивительно интересной». А еще странной все ее слова
и манеры были непривычны для мальчика. Но очень скоро Алеша
подружился с бабушкой – настолько добрым, ласковым и веселым
человеком она была.
Именно бабушка познакомила мальчика с русским фольклором
слушать сказки из ее уст было истинным удовольствием:
«Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова.
Слушать ее невыразимо приятно». И именно бабушка привила
внуку любовь к слову - яркому, сочному, меткому.
В доме у деда, где Алеша чувствовал себя неспокойно и
неуютно, единственной заступницей его была бабушка. Конечно,
окончательное решение всегда оставалось за дедом как за главой
семьи, но она изо всех сил пыталась оградить внука от того, что
происходило в доме. А там шла непрекращающаяся война –
между дедом и его детьми. И лишь бабушка пыталась как-то
сохранить семью, пыталась напомнить всем этим людям, что они
родная кровь.
Бабушка заменила Алеше мать, которая вскоре после переезда в
дом отца, «исчезла». Эта старая женщина стала тем лучиком
света, который поддерживал маленького мальчика, дарил ему
радость жизни, тепло и любовь, помогал в каждодневной борьбе
за существование. Она пыталась спасти внука от дедушкиного
гнева, когда тот чуть не засек Алешу до смерти, всегда была на
его стороне, всегда поддерживала и оберегала.
Именно бабушка открыла Алеше Бога – не сурового и злого,
как у Кашириных, а доброго, снисходительного, любящего.
16
Именно бабушка учила мальчика жизни, объясняя ему все, что
происходит вокруг, в доме и за его пределами. И так
продолжалось до самой ее смерти. А когда бабушка умерла,
закончилось и детство героя - он пошел «в люди».
Будучи уже взрослым, рассказчик, обратясь назад, в свое
детство, приносит бабушке запоздалую благодарность.
Благодарность за то, что она заменила ему мать, осветила его
жизнь любовью, прорастила в нем его талант: «До нее как будто
спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела
на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в
разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым
близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, —
это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив
крепкой силой для трудной жизни».
Ви
́
кторПетро
́
вичАста
́
фьев (1 мая 1924, 29 ноября 2001,)
Роль бабушки в жизни подростка в рассказе В.П.Астафьева
«Конь с розовой гривой»
Мальчик отправляется за ягодой. Но, потеряв ее, он под влиянием
своих приятелей решается обмануть бабушку. Он кладет траву на
дно кузовка, а сверху засыпает ее горстками земляники. Этот
обман не раскрывается сразу. Но совесть мучает мальчика почти
все время. От стыда и от страха он убегает от бабушки и боится
возвращаться домой. Мальчик прекрасно понимает, что заслужил
наказание. И утром, обрадованный появлением дедушки,
растроганный, он просит прощения и покорно выслушивает уко-
ры бабушки. Но тут случается неожиданное: несмотря на такое
вероломство внука, бабушка покупает ему обещанный пряник —
коня с розовой гривой. Рассказчик вспоминает этот момент как
один из самых светлых в своей жизни. Здесь рождается вера че-
ловека в добро. Для него это лучший урок великодушия и душев-
ной щедрости. Он клянется сам себе, что никогда не пойдет боль-
ше на подлость и коварство. Ведь обманывать, мошенничать все-
гда гораздо проще, чем что-то создавать, чем трудиться над своей
душой, чем просить прощения и раскаиваться. На вероломство не
нужно много ума и выдержки, «дурное дело не хитрое», —
говорят в народе. А вот сколько душевной храбрости, мужества
надо, чтобы признаться в содеянном, чтобы простить, уступить,
да и просто любить! В своем произведении Астафьев показывает
нам добро в концентрированном виде, простое, незатейливое,
мудрое.
Проблема
роли
взрослых,
школы в
становлении
личности
В. Тендряков «Ночь после выпуска»
Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не
научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере
говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто
страшно от того, что в ней нет этих качеств.
А. Лиханов «Обман»
У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды
связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда
обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет
в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув
бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их
17
из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело
переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него
фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел
герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои
четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о
необходимости самому принимать решения.
Д.С.Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» писал о роли
семьи в воспитании детей. Ученый был уверен, что взрослый
неравнодушный человек «не лекциями и наставлениями, а
прежде всего той атмосферой, которая царит в семье» воспитает
настоящего гражданина. «Если в семье есть общие интересы,
общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну, а
если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают
за могилами родных, рассказывают о том, как жили их
прабабушки и прадедушки, – то это вдвойне много»,- писал
Д.С.Лихачев.
Проблема
роли учителя
в жизни
человека
А.И. Куприн «Тапер»
Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую
игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия
Азагарова, помог ему стать известным музыкантом
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница Лидия Михайловнапреподала герою не только уроки
французского языка, но и доброты, сочувствия, умения
чувствовать чужую боль.формирование личности главного героя в
трудные военные годы, роль учительницы, ее душевной щедрости
в жизни мальчика, жажда знаний, нравственная стойкость,
чувство собственного достоинства героя повести.
А. Алексин «Третий в пятом ряду»
Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания,
вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать
всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. ..
добро каждый должен творить по-своему ... Непохожесть
характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый
большой талант в её учениках — талант доброты, желания
прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты
характера она воспитывала в них.
Б. Васильев «Летят мои кони...»
Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой
учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими
гражданами Отечества
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: влияние
учителя на формирование детского характера.
В рассказе А.Костюнина «Рукавичка»
Об этой удивительной поре жизни всякого человеке – детстве –
написали удивительные автобиографические книги и Л.Н.
Толстой, и М. Горький, и А.Н. Толстой. Эти художники слова
наглядно показали, сколь важен данный период в жизни каждого
18
человека, сколь тонко и ранимо детское восприятие явлений
действительности. Необходимо бережное отношение к психике
ребенка со стороны взрослых. Например, повесть Л.Н. Толстого
«Детство» начинается с того, как несмышленый Николенька
Иртеньев проявляет барские замашки по отношению к своему
учителю. И здесь были нужны педагогический опыт Карла
Ивановича, его необыкновенный такт и деликатность в вопросах
воспитания, чтобы Николенька сам понял свою неправоту и
извлек из всего произошедшего урок на всю жизнь
Проблема
роли детства в
жизни человека
В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя
Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с
товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы»,
унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание
помочь в любую минуту. Он трепетно заботится о юном
французском пленном барабанщике.
В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна
вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости,
стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
Проблема
роли семьи в
формировани
и личности
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте,
поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по-
настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера
и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные
эгоисты. В семье Ростовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого
«Война и мир» всё строилось на искренности и доброте, поэтому
и дети –Наташа, Николай и Петя - стали по- настоящему
хорошими людьми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для
раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя
участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в
семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и
Анатоль - безнравственные эгоисты, причиняющие боль другим
людям.
И. Полянская «Утюжок и мороженое»
Негативная психологическая атмосфера в семье,
бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты,
маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости,
изворотливости её сестры.
Проблема
роли матери в
воспитании
М. Горький «Сказки об Италии»
Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей
жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
К. Воробьев «Тетка Егориха»
Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз,
когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»
Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он
одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не
хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой
беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не
возвращаются, и никто их заменить не может.
Проблема
равнодушия
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
Герой повести — сирота Петя,которого нещадно эксплуатируют в
19
мира
взрослых
(детской
незащищеннос
ти;
безвинного
детского
страдания)
цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение,
мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург,
но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не
нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз,
голодный и заброшенный.
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Герои повести — Кузьмёныши находясь в детском доме, стали
жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Проблема
утраты связи с
отчим домом
Ю. Казаков «Запах хлеба» Дуся, героиня рассказа уехав в
город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому
известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни
желания побывать на родине... Однако, приехав продать дом,
Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле
матери, однако исправить ничего не возможно.
Проблема
утраты связи
поколений
В. Астафьев «Изба» В сибирские леспромхозы приезжает
молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то
оберегаемая старшим поколением, превращаются после работы
лесорубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности
предков затмевает погоня за рублем.
Ф Абрамов «Алька» Героиня повести в поисках лучшей жизни
уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не
дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро
осознав утрату, решает остаться там, но этот порыв быстро
проходит, когда ей в городе предлагают выгодную работу.
Утрата родных корней невосстановима.
Проблема
сиротства
Писатель В. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко с
детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка,
потерявшего мать. Повествует о душевных исканиях, смысле
происходившего в окружающем eго мире после потери матери.
Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента:
до смерти мамы и после. Жизнь мальчика при матери – полная,
ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то
мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц,
ребенок не одинок.
После смерти матери, шестилетний мальчик остался одиноким,
несмотря на то, что отец жив, он судья, есть и сестренка. Но
печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и
мальчик отвечал ему тем же. Дружба с Вальком и его больной
сестренкой отвлекала от происходящего в семье, для ребенка это
имело значение – он не был одинок.
И лед тронулся... Ребенок, переживавший несправедливое
отношение отца и прислуги к себе ранее, заставили ребенка по
другому посмотреть на него. Писатель в произведении
переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы взрослым
указывает на необходимость в этих случаях максимально уделить
внимание детям, для которых потеря одного из родителей или
20
обоих, особенно в первое время, не подъемная душевная ноша.
Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» – это
война, её уголок, не освещенной ни вспышками «катюш», ни
россыпью победных фейерверков; тайна, порожденная не
фронтовой необходимостью, но гнусностью замысла и
осуществления. Его повесть о детдомовцах-близнецах
Кузьменышах, отправленных из Подмосковья в благодатный край
на Кавказ, где сказочно тепло и сытно. Голод, испепеляя
человеческую душу, превращает ее в пустыню, сводит все мысли,
желания, надежду к одному – наесться до сыта.
Души в повести детские; судьбы, искореженные войной,
сиротством, уголовщиной.
Беспризорный, беспощадный мир. Со своими законами и своим
беззаконием. Но и за детдомовской оградой справедливость,
правда, не в чести. Не только малолетние герои, находящиеся
рядом с ними взрослые, но и мы, сегодняшние читатели,
минутами испытываем оторопь. Сам писатель не без удивления
вспоминает своё нищее детство, бродяжничество; неужто так
было? Было со мной, было с Кузьменышами, было с
переселенцами? То же чувство сопутствует А. Приставкину, когда
он рассказывает о России, пришедшей в движение, – все спешат,
едут. На Кавказе, куда привезли бездомных сирот, дозревают
поля, зреют яблоки, цветут цветы. И нигде ни одного человека.
Тишина, пустота усиливает недоумение, страх. Когда выстрелы и
взрывы нарушат тишину, до ясности будет ещё дальше.
Все тягостно переплелось, у каждого своя, правда, исключающая
чужую. Нет единой, всем одинаково необходимой правды. К ней-
то идет А. Приставкин, вовлекая и нас в неторопливое движение
мыслей. Несмотря на голод и страх, несмотря на привычку и
необходимость обманывать, изворачиваться, воровать, они
остаются детьми, одновременно жадными и щедрыми,
трогательно наивными и не по годам умудренными.
Взаимоисключающие свойства не уравновешиваются, находясь в
постоянном противоречии, и если взрослые в повести более или
менее определенны, у каждого своя краска, позволяющая
составить о нем твердое представление, с детьми так не
получается. Они не предугадываемы, как и события, свидетелями,
участниками которых им суждено стать.
Испокон веков в людях воспитывается бережное и чуткое
отношение к детям сиротам. Страдания детей, потерявших
родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали
особую заботу церкви, государства, общества, наконец, отдельных
людей.
В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут
дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без
попечения родителей. В настоящее время в обыденной речи и в
теоретических исследованиях широко используются два понятия:
сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).
Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических
21
родителей, но они по каким-то причинам не занимаются
воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу
о детях берет на себя общество и государство. Социальное
сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в
обществе детей, оставшихся без попечения родителей
вследствие лишения их родительских прав, признания родителей
недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Проблема
социального сиротства является сегодня проблемой, характерной
для многих развитых и развивающихся стран.
Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это:
социальное неравенство общества,
падение нравственных устоев.
3. Как мне видятся решения проблемы:
необходимо поднять культурный уровень населения;
воспитывать в людях естественное, гуманное чувство по
oтношению к детям, новорожденным;
Какой должна
быть семья?
Как можно
достичь
счастья в
браке?
Л.Н. Толстой — повесть «Семейное счастье». Своеобразный
взгляд автора на брак, семью. Толстой считал, что в семье «роман
не нужен». Жена должна уважать мужа, любовь приходит
постепенно, гармония устанавливается не сразу. Важны дети, мир
в семье, взаимное уважение, нравственная, духовная близость
супругов.
Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир». В этом ро-
мане наряду с «мыслью народной» очень важна «мысль
семейная». Писатель.представляет нам три семейства в романе
Ростовы, Болконские и Курагины. В мире первых царят чувства,
эмоции. Эти герои добры, отзывчивы, гостеприимны,
хлебосольны. У них вырастают добрые, сердечные дети (за
йсключением Веры). Вторые рациональны, в семействе
Болконских культ разума, строгости, порядка. У них вырастают
очень порядочные, благородные дети. Курагины семейство, в
котором царятложь, подлость, корысть, легкомыслие, страсть к
богатству. Эти герои развивают в романе мотив фальшивой
красоты, за которой нет сердечности и души. В финале мы видим
новые счастливые семьи — Наташи и Пьера, княжны Марьи и
Николая. Толстой воплотил в описании жизни этих персонажей
свой взгляд на крепкую, хорошую семью. Наташа и Пьер в романе
это родственные души, они обрели настоящее счастье. Княжна
Марья своей нежностью, напряженной, сложной духовной
жизнью, терпимостью дополняет и усмиряет бурный,
вспыльчивый нрав своего супруга Николая Ростова.
Проблема
самоотвержен
ной и
всепрощающе
й
Примером всепрощающей родительской любви является роман
Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные», в котором
Наташа предает свою семью, убегая из дому с любовником. Отец
девушки, Николай Сергеевич Ихменев, проклинает дочь, но в
финале романа находит в себе силы простить ее.
22
родительской
любви
Проблема
одинокой
старости
Толстой-мастер постиг не только прелесть юности, но и
безысходность старости. Всего несколькими штрихами он в
романе «Война и мир» рисует нам бессилие умирающего графа
Безухова. Совсем недавно еще красавец, граф сейчас уже не
может самостоятельно перевернуться. А описание беспомощно
завалившейся руки! И умирающий граф, и его сын осознают, как
же она, пришедшая старость, страшна и безобразна! Страшна в
присутствии родных и близких! А если рядом никого нет?!
Образ Катерины Ивановны, «одной на целом белом свете», в
рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Образ Фирса в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»