Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

1
Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку
(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Немаловажную роль в формировании развернутого высказывания на
ЕГЭ по русскому языку играет подбор аргументов. Аргумент суждение,
подтверждение, объяснение, довод, приводимый пишущим в доказательство
высказанной мысли, своей точки зрения. Он должен подтвердить важность,
жизненность нравственных постулатов храняйте природу, любите родину,
берегите близких, уважайте старость). В аргументе необходимо соблюдать
структуру текста-рассуждения:
тезис (утверждение, которое должно быть обосновано);
доказательство (объяснения, примеры, раскрывающие суть
утверждения);
микровывод (итог сказанного).
Известно, что аргументы приводятся не только на основе жизненного,
но и читательского опыта. При изучении произведений признанных мастеров
слова обращаю внимание учащихся на нравственно-философские проблемы,
затронутые в них авторами, на анализ отдельных эпизодов, затем ученики
сами подбирают аргументы по волнующим их вопросам, работая с текстом.
Так, например, после вдумчивого чтения и тщательного разбора романа М. А.
Булгакова «Мастер и Маргарита» у учеников в тетрадях остается добротный
материал для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку:
Проблемы,
поднятые
автором
Аргументы, подготовленные обучающимися
Проблема
веры
1. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
поднимается проблема веры. По мысли автора, истинная вера –
это богатство и защита человека. Ее нет у Берлиоза героя
романа, известного литератора, председателя правления
2
МАССОЛИТа. Он ни во что не верит, отрицает существование
и бога, и дьявола, несёт в мир ложные ценности, за что и
расплачивается своей головой. Берлиоз уходит в никуда, в
небытие, потому что, по мнению М. А. Булгакова, каждому
воздастся по его вере. (Лесина Е., 11 класс.)
2. Что такое вера? К чему приводит человека безверие? Ответ
на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита». Судьба Берлиоза нелепая, внезапная смерть вот
то, что ожидает неверующего человека, убеждённого атеиста.
Он ни во что не верил и был наказан ничем – небытием. Иными
словами, неверие приводит человека в пустоту, туда, где нет
ничего, совсем ничего, а вера, наоборот, ведет его к свету, к
лучшей жизни. (Бураншин А., 11 класс.)
3. Может ли вера спасти человека? Над этой проблемой
задумывается автор романа «Мастер и Маргарита» М. А.
Булгаков. Его главная героиня надеется на спасение своего
возлюбленного, верит в торжество справедливости, в то, что
настоящие «рукописи не горят». Преодолевая трудности, не
задумываясь о собственной жизни, она смело идет на все ради
возвращения дорогого ей человека. После долгих мучений и
бессонных ночей, заключив сделку с Дьяволом и побывав
королевой бала Сатаны, она обретает счастье, которое дарит ей
Воланд за её безграничную веру и неугасимую надежду.
(Салимгареев Б., 11 класс.)
4. Эта проблема раскрывается, по моему мнению, в романе М.
А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на примере двух героев:
Берлиоза и Иешуа Га-Ноцри. Берлиоз, которому от известного
композитора досталась лишь фамилия, не верит в Бога,
отрицает его существование, «проповедует» ложные истины, за
3
что и прощается с жизнью. А бродячий философ Иешуа Га-
Ноцри, напротив, утверждает, что Бог есть. Определяющей для
него является вера в добро. В свое время он сделал то же самое
открытие, которое совершил Мастер, написав роман: «Злых
людей нет на свете». Рисуя этих героев, автор доносит до нас
мысль о том, что вера (это может быть вера не только в Бога, но
и в любовь, в справедливость, в свои силы, в добро) у человека
обязательно должна быть, потому что она наполняет жизнь
смыслом, помогает преодолевать трудности, справляться с
невзгодами. (Поддубов А., 11 класс.)
Проблема
добра и зла
1. На страницах романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
решает проблему взаимодействия добра и зла. Воланд,
мистический князь тьмы, вместе со своей свитой попадает в
Москву, чтобы испытать людей и покарать взяточников,
предателей, жуликов. Дьявол борется с ними силами зла: кто-то
умирает, кто-то сходит с ума. Грань между добром и злом очень
тонка, поэтому не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и
его свиты. (Ширко А., 11 класс.)
2. На протяжении всего романа М. А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» ярко отражается борьба между добром и злом.
Воланд, как представитель темной силы, явившись в Москву,
убеждается, что зло, алчность, зависть создали вокруг себя мир,
похожий на ад. Население погрязло в пьянстве и разврате.
Жадность побеждает разум. На сеансе черной магии в
московском варьете он в прямом и переносном смысле
раздевает граждан, позарившихся на дармовое «добро», и
делает вывод, что люди, как и прежде, любят деньги и только
иногда милосердие стучится в их сердца. Зло призвано
4
уничтожать зло, чтобы торжествовало добро. (Закирова А., 11
класс.)
3. Своеобразно решает конфликт добра и зла в своем
произведении «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков.
Дьявольская свита вихрем проносится по Москве, в которой
существуют ложь, недоверие к людям, зависть. Фантастическое
зло в романе, представленное в образе Воланда, наказывает зло
реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как
Степа Лиходеев, Никанор Босой, Александр Рюхин. Мы узнаем,
что Лиходеев, хорошо известный в культурных высоких кругах
Москвы, - опустившийся бездельник, пьяница и развратник;
Босой - буфетчик варьете – плут и вор; поэт Рюхин «балбес и
бездарность». Таким образом, Воланд называет всех своими
именами, указывая, кто есть кто. (Гадыльшина Э., 11 класс.)
4. Будет ли зло в нашем мире наказано? Восторжествует ли в
нем добро? Ответ на эти вопросы дает роман М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». В одном из эпизодов произведения мы
сталкиваемся с журналистом Алоизием Могарычем, который
пишет донос на Мастера, стремясь «переехать в его комнаты».
На некоторое время он действительно поселяется в подвальчике
своего бывшего приятеля. Но вскоре Могарыч лишается
неправедно нажитого имущества. Зло наказывается.
Подтверждается мысль, высказанная еще в Библии: каждому
воздастся по делам его. (Бураншин А., 11 класс.)
Проблема
любви
1. Проблему истинной любви не раз поднимали в своих
произведениях русские писатели. Ярким примером является
роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В нем мы видим
двух любящих друг друга людей, именами которых названо
произведение. Однако их светлое чувство раскрывается
5
автором по-разному. Мастер не готов бороться за свою любовь.
Попав в психиатрическую больницу, он надеется, что
Маргарита забудет его, нищего и больного. Главное для него -
это благополучие любимой. Он не хочет обременять ее.
Маргарите же гораздо важнее быть рядом с возлюбленным.
Она, несмотря ни на что, борется за свое счастье и побеждает.
(Копнина А., 11 класс.)
2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков поднимает
проблему любви. Он показывает истинную любовь Мастера и
Маргариты. Для любящих не важны материальные блага, они
ценят духовные отношения, совместное творчество. Счастье
любимой для Мастера главнее всего. Маргарита продает душу
дьяволу ради Мастера, делает все возможное во имя любви.
Воланд, сатана, вознаграждает Маргариту за милосердие к
Фриде, несчастной женщине, удушившей своего ребенка, и
возвращает ей Мастера, подарив им вечный покой. (Артамонова
Т., 11 класс.)
Проблема
ответствен
ности
1. В «закатном» романе М. А. Булгаков поднимает важную
проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло,
которые совершаются на земле, за собственный выбор
жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству.
Так, председатель МАССОЛИТа Берлиоз, человек
образованный и неглупый, вяло плывет по течению жизни, так
как боится потерять свою должность и общественные
привилегии. Его не интересует ничья судьба, кроме своей
собственной, он не верит ни в Бога, ни в дьявола, и за это несет
наказание. «Каждому будет дано по его вере», - говорит Воланд
и лишает жизни Берлиоза за его самоуверенность и атеизм.
(Бикбулатова В., 11 класс.)
6
2. В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков говорит об
ответственности. Его герой, могущественный прокуратор
Иудеи Понтий Пилат, считающий себя не только жестоким, но
и справедливым, проявляет слабость и трусость, отправив на
казнь бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Пилат понимает,
что Иешуа несет людям добро, видит в нем целителя душ, но из-
за боязни потерять власть идет против самого себя, против
своей совести. Пилат мог спасти Га-Ноцри, но не сделал этого,
поэтому ответственен за свой выбор и наказан за него высшими
силами. (Ишимбаева Е., 11 класс.)
3. Ответственность та черта характера человека, которая
облагораживает его, делает духовно прекрасным. Именно ее
лишен Понтий Пилат, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита». Он, прокуратор Иудеи, побоялся взять на себя
ответственность за отмену смертного приговора Синедриона
Иешуа Га-Ноцри. Именно попытка избежать ответственности
привела к тому, что странствующий философ, несущий добро,
был несправедливо казнен. Ответственность вот
краеугольный камень всего лучшего, светлого, праведного.
(Уразбаев Р., 11 класс.)
Таким образом можно организовать работу по любому произведению, а
если начинать её с пятого класса, то к окончанию одиннадцатого у школьников
будет солидная база аргументов для подготовки к ЕГЭ.
Умение связно мыслить, а также выразительно говорить или писать,
пригодится ученикам не только на уроках литературы и русского языка, но и
на всех других предметах без исключения. Понадобятся и навыки компрессии
(представлены в таблице) сжатия текста. Все эти умения необходимы на ЕГЭ
по любой дисциплине, относятся к метапредметным и составляют
деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции.