Подготовка к итоговому сочинению на литературную тему «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Тема: «Вопросы, заданные человечеству войной»
Дата проведения: 26.11.2014
Цели консультации:
1. Систематизировать знания о произведениях о войне.
2. Развивать речь, навыки написания сочинения.
3. Воспитывать патриотизм, гуманизм.
Оборудование: презентация, таблицы для заполнения, критерии оценки сочинения,
образцы сочинений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
- «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать -
необходимо уметь, а умение дается только изучением техники», - говорил М.
Горький.
- Сочинение – это творчество, творчество требует вдохновения, но одного
вдохновения мало для того, чтобы решить поставленную задачу и достичь желаемого
результата. Перед нами стоит задача: написать сочинение и получить по нему зачёт.
Продолжаем шаг за шагом двигаться к нашей цели.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одно направление из 5 предложенных -
«Вопросы, заданные человечеству войной»
- В чём особенность данного направления? (Темы данного направления
ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на
судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на
произведения отечественной и мировой литературы)).слайд
3. Работа с цитатой.
- Посмотрите на экран. Что вы видите на нём? (Цитаты о войне)
1. Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить. (А. Твардовский)
2. Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! (Д. Самойлов)
3. Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет. (А. Ахматова)
4. Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Ю. Друнина)
5.
- При написании сочинения как можно использовать эти цитаты? (Это может
быть эпиграф, может быть использовано во вступлении, в заключении, может
служить аргументом).
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет. (А. Твардовский)
- Давайте вспомним авторов этих строк. У вас на столах таблица, в одну из граф
которой впечатаны эти цитаты, авторов этих строк я не впечатала, но места для
фамилий авторов есть, поработайте по группам, вспомните и запишите авторов
текстов.
4. Работа над темами.
Давайте вспомним, что такое тема , основная мысль? Слайд
- А сейчас проанализируем темы сочинений о войне. Посмотрите на темы,
вспомните, с чего мы начинаем работать над темой (С работой над ключевыми
словами).
«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К. Рерих).
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен
гордиться собою» (Н.М. Карамзин)
Дети и война.
Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Между жизнью и смертью.
«Война с чрезвычайной быстротойобразуетновые характеры людей и ускоряет
процесс жизни...» (А.П. Платонов)
"Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой" (А.С.
Пушкин)
- Выделите ключевые слова каждой темы, исходя из ключевых слов,
определите основную мысль каждой темы. Не забывайте, что «Соответствие теме» -
это первый и самый главный критерий. «Незачет» ставится только при условии, если
сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели
высказывания, т.е. коммуникативного замысла.
Вернитесь к таблице и впишите во вторую колонку таблицы темы сочинений,
при работе над которыми можно использовать данные цитаты. Какой будет основная
мысль каждой темы?
5. Работа над композицией.Слайд с критериями
- Давайте вспомним композицию сочинения-рассуждения. Это критерий №3
«Композиция». Данный критерий нацеливает на проверку умения логично
выстраивать рассуждение на предложенную тему, поэтому чётко продуманная
композиция необходима.
А) - С чего начинается любое сочинение? (Со вступления)
- Какие виды вступлений вы знаете?
- Какие виды вступлений могут быть уместны при написании сочинений по
данным темам? (Биографическое (Сообщаются факты из биографии писателя,
имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме); историческое
(рассуждение о времени, когда было написано произведение, или о времени,
изображённом в повести, рассказ); аналитическое (Объясняется какое-либо
понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным
словом);тематическое(зачины, в которых устанавливаются и в общем виде
характеризуются проблемы или основные темы текста); академическое (образец:
«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет,
вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть,
поэма, рассказ) написан в таком-то году…» ребует информированности, точности,
некоторой деловой сухости); сравнительное (проведение литературных параллелей);
дневниковое (для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу.
«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах
романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя
на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»); цитатное).
Б) Вы не случайно сидите группами. Из предложенных 5 тем выберите одну,
напишите вступление к выбранной теме. К сегодняшнему занятию вы должны были
подобрать материал для написания вступления к сочинению о войне. Воспользуйтесь
им и составьте одно вступление от группы.
В) Чтение вступлений, оценка другими группами.
Г) - Что необходимо помнить при работе над основной частью? Какой
критерий раскрывается в основной части? ( Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал для построения рассуждения на
предложенную тему и для аргументации своей позиции).
Мы должны построить рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь
использования литературного материала; показывая разный уровень осмысления
литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного
текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной
темы.«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения
литературного материала, или в нем существенно искажено содержание
произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не
становясь опорой для рассуждения.)
- Помните, что при работе над основной частью вы должны ответить на
следующие вопросы
1. Каково ваше отношение к затронутой в теме проблеме?
2. К каком (их) произведении(ях) литературы поднимает(ют)ся та же
проблема?
3. Какие эпизоды и герои помогают автору раскрыть проблему?
4. Каковы художественные особенности текста, помогающие автору
раскрыть поставленную в произведении проблему?
6. Подбор литературных произведений. Давайте вспомним прочитанные нами
произведения о войне. Заполните предложенную таблицу (Раздатка 2).
Автор
произведения
Название
произведения
Герои
произведения
М. А. Шолохов
«Судьба
человека»
В. Закруткин
Мария
В. Некрасов
Сенька
«Живи и помни»
Андрей Гуськов,
Настёна
«Василий
Тёркин»
А. Платонов
Алексей Алексеевич
Иванов
- Дополните таблицу другими произведениями. Какие проблемы затронуты в каждом
из этих произведений? Вернёмся к тем темам, которые выбрали вы.
- Какие из этих произведений могут послужить основой для раскрытия выбранной
вами темы сочинения?
7. Работа над заключением.
- В чём особенность заключения? заключении суммируются
высказывания, делается краткий вывод, подводится итог всему сказанному выше. Без
грамотно написанного заключения не получится правильно построенного
текста.Хорошо смотрятся сочинения, в которых вступление перекликается с
заключением. Такие сочинения оставляют ощущение законченности).
8. Задание на дом. Написать сочинение по теме.
9. Анализ сочинения.
- А сейчас предлагаю вам поработать над готовыми сочинениями по теме:
«"Подвиг не рождается сразу. Для этого... нужно щедрую душу иметь " (Г.А.
Медынский)Каждой группе я предлагаю по три сочинения. Оцените работы в
соответствие с критериями оценки итоговых сочинений.
(Ребята оценивают сочинения, зачитывается образец)
10. Заключительное слово учителя.
Экзамен экзаменом, а жизнь жизнью. Любая работа должна доставлять
наслаждение. Закончим мы тоже словами Н. В. Гоголя: «...едва есть ли высшее из
наслаждений, как наслаждение творить». Относитесь к сочинению как к творчеству,
и всё будет хорошо.
Почему мы победили?
1.Вступление
История человечества насчитывает немало войн. Но войны, подобной Великой
Отечественной, люди не знали никогда. Суровым испытанием стала она для всего
русского народа, который поднялся на борьбу с фашизмом за независимость Родины
и выстоял, победил. Что же помогло нашему народу выстоять? Только ли благодаря
силе оружия мы разгромили врага? (48 слов)
2. Собственное рассуждение
Я думаю, что в ходе войны не все было подвластно грубой и безжалостной силе. На
мой взгляд, существовало нечто более могущественное, чем сила оружия,
определившее исход войны. Это «нечто» - нравственное превосходство русских
солдат над фашистами. Несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю наших
солдат в ходе второй мировой войны, многие из них не ожесточились, не
превратились в зверей, а сохранили в себе доброту и человечность, оказались
духовно выше и чище гитлеровцев. Возьмем, например, отношение к пленным.
Русские солдаты в боях безжалостно уничтожали врага. Но на место жестокости
приходят презрение и жалость после того, как враг перестает быть врагом, сложив
оружие к ногам победителей. (100 слов)
3. Аргументы
В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это. В повести
В.Кондратьева «Сашка» главный герой не расстреляет случайно взятого им в плен
немца («этого гада»), не выполнит безрассудный приказ комбата, пребывающего в
страшном состоянии ярости после гибели медсестры Катеньки. И напишет
Кондратьев удивительные слова: «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и
подумал коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него
случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Не убитый им немец – это
сила души, борющейся с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы
победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее и чище.
(95 слов)
4.Вывод
Герои произведений В.Астафьева и В.Кондратьева не могут не вызывать восхищения
и гордости за русского солдата, способного в бесчеловечных условиях войны
остаться человеком и победить.
Вариант вступления
Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Те страшные годы, когда
смерть стучала в каждый дом, когда воевали все, от мала до велика. Чем далее, тем
все живей и величественней развернутся они в нашей памяти И нечто иное, как книга
может нам рассказать об этом великом и трагическом периоде в жизни нашего
народа. Многие писатели и поэты в разные эпохи обращались к этой теме, с тем,
чтобы сказать своё слово о войне, чтобы рассказать о славных подвигах защитников
Отечества, чтобы пробудить в читателях осознание войны как величайшей трагедии.
Василь Быков, один из любимых моих писателей, в чьём творчестве тема войны
нашла наиболее полное отражение.
Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное, смерть
дорогих нашему сердцу людей. На нашей планете войны шли всегда. Всегда сердца
людей переполняла боль утраты. Отовсюду, где идет война, слышны стоны матерей,
плач детей и оглушительные взрывы, которые разрывают наши души и сердца. К
нашему большому счастью, мы знаем о войне лишь из художественных фильмов и
литературных произведений. Одним из самых проникновенных, заставляющих не
только прикоснуться к той страшной эпохе, но и почувствовать всю боль и ужас
происходящего, по-моему, является рассказ М.Шолохова «Судьба человека».
Немало испытаний выпало на долю нашей многострадальной Родины. Война – одно
из самых суровых испытаний, проверяющих человека «на прочность». Ведь именно в
критических ситуациях проявляются истинные качества человека. Война – это
мерило человеческих ценностей, это критерий нравственности и духовности народа.
Человек на войне – какой он? Какие черты личности раскрываются в нём на войне?
На что он способен? Что им движет? Именно это волнует писателей, размышляющих
о проблемах войны на страницах своих произведений.
Критерий №1 "Соответствие теме". Данный критерий нацеливает на
проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную
тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос,
поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или
строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). "Незачет"
ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в
нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е.
коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется
"зачет").
Критерий №2 "Аргументация. Привлечение литературного материала".
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему
и для аргументации своей позиции. "Незачет" ставится при условии, если
сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем
существенно искажено содержание произведения, или литературные
произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для
рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №3 "Композиция". Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами... "Незачет" ставится при
условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла
сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных
случаях выставляется "зачет").
Критерий №4 "Качество речи". Данный критерий нацеливает на проверку
речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли,
используя разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает
речевых штампов. "Незачет" ставится при условии, если низкое качество
речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех
остальных случаях выставляется "зачет").
Критерий №5 "Грамотность". Данный критерий позволяет оценить
грамотность выпускника. "Незачет" ставится, если речевые, грамматические,
а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок
на 100 слов).
При выставлении оценки также предлагается учитывать объем сочинения.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в
подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа
считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество
слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего
сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится
3 часа 55 минут.