Программа по хореографии "Подари улыбку детям"

МАОУ «Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина», г. Петропавловск-Камчатский
ПРОГРАММА
«Подари улыбку детям»
2016-2017 год.
Детский хореографический ансамбль спортивного танца
«Изюминка».
Педагог дополнительного образования
Кирьякова Елена Евгеньевна.
г. Петропавловск-Камчатский 2016-2017 г.
2.
Содержание.
I. Пояснительная записка ............................................................. 3
II. 1-ый этап обучения ..................................................................... 10
Учебно-тематический план 1 -го этапа обучения ................................ 10
Содержание занятий 1-го этапа обучения ............................................ 10
III. 2-ой этап обучения ....................................................................... 14
Учебно-тематический план 2-го этапа обучения ................................ 14
Содержание занятий 2-го этапа обучения ........................................... 14
IV. 3-ий этап обучения ...................................................................... 18
Учебно-тематический план 3-го этапа обучения ................................. 18
Содержание занятий 3-го этапа обучения ............................................ 18
V. Методическое обеспечение ......................................................... 22
VI. Список литературы ..................................................................... 27
I. Пояснительная записка.
Образовательная программа детского хореографического ансамбля
«Изюминка» составлена на основании многолетнего опыта работы в качестве
педагога дополнительного образования по хореографии в Средней
общеобразовательной школе 3.
Создание программы обусловлено возникшей в результате практической
деятельности необходимостью решения более усложненных и углубленных
творческих задач, и вместе с тем, освоения более простых учебно-тренировочных
элементов. Иными словами, специфика самодеятельного танцевального
коллектива заключается в увеличении роли оздоровления детей и концертно-
постановочной деятельности. Типовые образовательные программы по
хореографии в большей степени рассчитаны на реализацию в условиях
специализированных учреждений дополнительного образования и культуры
(например, Школа искусств, хореографическое училище и др.). Настоящая
программа, на мой взгляд, решает вопрос обучения хореографии в обычной
школе, где основная масса детей не имеет особенных способностей к танцу, но с
удовольствием посещает коллектив и имеет даже призовые места на
Международных конкурсах.
Программа сориентирована на работу с детьми независимо от наличия у
них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры
и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Целью данной программы является формирование у обучающихся
устойчивого интереса к искусству хореографии и спорту, создание стабильного
хореографического коллектива.
Задачами настоящей программы являются: сделать доступными занятия
хореографией широкому кругу детей, побудить обучающихся к творческой
активности, воспитать художественный и эстетический вкус, развить
музыкальный слух, чувство красоты движения и пластики, артистичность,
укрепление здоровья, исправление дефектов телосложения.
При работе над танцевальным образом у детей развивается актерское
мастерство, воображение, способность к взаимодействию с партнерами на сцене.
Занятия хореографией позволяют детям наиболее гармонично чувствовать себя
среди окружающих, что придает им чувство уверенности в себе,
доброжелательность в общении. Занятия в коллективе предусматривают не
только физическое развитие, но и развитие творческой личности, повышение
духовного потенциала ребенка.
Предлагаемая программа успешно дополняет обучение по некоторым
предметам общеобразовательной школы, таким, как: физкультура, музыка,
литература, ритмика. Существенное отличие программы от ранее выпущенных
состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и
способностей обучающихся.
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 13 лет, срок ее
реализации 6 лет. Обучение проводится в 3 этапа, каждый из которых рассчитан
на 2 года:
1-ый этап - период начальной подготовки детей (7-9 лет). На этом этапе занятия
проводятся: 2 раза в неделю по 2 часа, всего 6часов в неделю.
Итого: 210 часов в каждый из двух лет обучения на данном этапе.
2-ой этап - период совершенствования полученных знаний (10 - 11 лет). На этом
этапе занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа, всего 9 часов в неделю.
Итого: 315 часа в каждый из двух лет обучения на данном этапе.
3-ий этап - период углубленной подготовки детей (12 - 13 лет). На этом этапе
занятия проводятся 4 раза в неделю по 3 часа, всего 10 часов в неделю.
Итого: 420 часов в каждый из двух лет обучения на данном этапе.
Цель первого этапа обучения по данной программе укрепление
здоровья, заложить хорошую «школу» двигательных навыков обучающихся. Обучение
на первом этапе реализации программы направлено в основном на:
физическое развитие ребенка (формирование осанки, укрепление опорно-
двигательного аппарата, развитие координации, выработка гибкости,
пластичности, развитие шага, выворотности, совершенствование
дыхательной системы);
музыкально-эстетическое развитие ребенка (умение слушать и слышать
музыку, слуховых и двигательных навыков, постепенное их осознание);
формирование личностных качеств (организованность, собранность,
ответственность, трудолюбие...).
Еще одной отличительной чертой 1-го этапа обучения является основная форма
проведения занятий - игра. Концертная же деятельность планируется лишь
эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и
робости перед зрителем, а так же для повышения мотивации занятий хореографией.
Цель второго этапа обучения - повысить исполнительское мастерство
обучающихся. Обучение на этом этапе реализации программы направлено на
продолжение совершенствования физического, музыкально-эстетического и
личностного развития ребенка, начатые на 1-ом этапе. Основной особенностью 2-го
этапа является формирование репертуара и регулярная концертная деятельность
коллектива. Данный этап работы с детьми подобен переходу от изучения отдельных
слов к построению фразы. Наступает новая фаза, в которой логичность связей
отдельных движений и постоянная тренировка их в сочетании с другими воспитывают
танцевальную координацию движений рук, ног, корпуса, головы, это помогает
почувствовать, что танец не есть отдельные движения отдельных частей тела, или
случайный их набор.
Дети 10-12 лет проявляют максимальную подвижность, владеют определенным
запасом танцевальной техники, у них развито внимание, высок уровень к
восприимчивости нового материала. И это не случайно: ведь к 10 годам значительно
повышается роль вестибулярного аппарата, усиливается работа мышц, суставов и
сухожилий, развивается чувство равновесия, улучшается ориентировка в пространстве.
Именно на этом этапе продуктивно разучивать акробатические элементы.
Вторым этапом можно завершить так называемый «танцевальный всеобуч» для
некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к
отдельным хореографическим жанрам, выказали желание продолжить свое
«образование», могут перейти к третьему этапу обучения.
Целью 3-го этапа является раскрытие индивидуальных способностей,
достижение высокого уровня исполнительского мастерства каждым ребенком. Она
достигается путем увеличения физической нагрузки, выработки автоматических
навыков в исполнении экзерсиса у станка и на середине зала, развития творческой
активности, способности к импровизации и сочинительству танцевальных композиций.
У некоторых детей 11- 1 3 лет наблюдается раннее физическое развитие, что
позволяет значительно увеличить физическую нагрузку на занятиях. Кроме того, у
детей расширяется эмоциональная сфера, круг интересов, а это, в свою очередь,
позволяет углубить знания детей в различных жанрах хореографии и значительно
расширить репертуар. Помимо активной концертной деятельности, в этот период дети
пробуют себя еще и в новом качестве: некоторые из них составляют танцевальные
композиции и с удовольствием демонстрируют свое творчество на школьных и других
мероприятиях. Другие пробуют себя в качестве педагога, помогая в работе с детьми 1-
го этапа обучения, передавая свой опыт.
Организация и содержание учебного процесса.
Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе
предметной подготовки следующего содержания:
общеразвивающие упражнения;
ритмика;
классический танец;
элементы акробатики;
элементы актерского мастерства;
постановка танцев и формирование репертуара;
концертная деятельность.
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со
спецификой занятий в хореографическом коллективе, границы их несколько
сглаживаются, так, например, на одном занятии могут изучаться элементы
классического танца, а так же элементы современной пластики или акробатики.
Основным принципом обучения является коллективное творчество,
формой занятий - репетиция. Могут использоваться и другие формы занятий,
например, индивидуальные, в зависимости от места занятия в системе:
Групповые занятия расчитаны на основную массу обучающихся, т. к. дети
осваивают изучаемый материал, отрабатывают общие для всех движения и
комбинации, проходят отработку данного материала под руководством педагога.
Индивидуальные занятия проводятся с целью отработки концертных
номеров для солистов ансамбля, либо для улучшения техники исполнения
обучающихся, пропустивших групповое занятие по тем или иным причинам.
Коллективные занятия (сводные репетиции) проводятся с целью постановки
танцевальных номеров и их отработки.
Формирование репертуара.
Важнейшим вопросом работы с коллективом является создание репертуара
для разных возрастов и этапов обучения. «Вживание» в танец происходит
довольно длительное время, работа над отделкой одного и того же номера
является эффективным приемом педагогической работы. В создании репертуара
особое внимание уделено тому, чтобы в концертных номерах участвовал весь
коллектив, чтобы все дети были заняты, независимо от их возможностей и
способностей. Кроме запланированных новых постановок, большое внимание
уделяется сохранению старых концертных номеров. Сценический репертуар
ансамбля «Изюминка» строится на таких темах, которые соответствуют
интересам детей, отражая в танцевальной форме круг жизненных явлений,
включая мир природы, школы, героев литературы, популярных сказок, песен. Так
же есть специальные тематические танцевальные постановки (прологи к
массовым мероприятиям), в которых отражена торжественность церемоний, и это
имеет сильное воспитательное воздействие, как на исполнителя, так и на зрителя.
Основную часть концертных номеров ансамбля составляют эстрадно-
спортивные танцы.
Программа занятий является долгосрочной, циклической программой.
Долгосрочной, поскольку повышение уровня исполнительского мастерства не
имеет границ; циклической, потому что освоение очередной новой композиции
строится на основе пройденного материала.
Для улучшения качества работы по данной программе, используются
следующие приемы и методы обучения:
метод показа педагогом движений или комбинаций;
оперативный комментарий и пояснение;прием физической помощи
обучающимся;
самоконтроль действий обучающихся;
просмотр видеоматериала и анализ увиденного.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию данной
программы, являются:
принцип добровольности (зачисление ребенка в группу возможно только по его
желанию);
принцип взаимоуважения (всё общение ребенка - со сверстниками и с педагогом
строится на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым
членом детского коллектива);
принцип личностного подхода (личность каждого ребенка является непреложной
ценностью);
учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и общего развития
личности;
принцип опоры на интерес (все занятия должны быть интересны ребенку);
принцип ориентации на достижение успеха (необходимо создавать условия для
поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха);
принцип последовательности (изложение материала должно иметь логическую
последовательность.
Ожидаемые результаты:
По окончании первого этапа обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности при выполнении простых акробатических упражнений
правила поведения в танцевальном классе, за кулисами, на сцене;
схему класса (по А. Вагановой);
специальную терминологию выученных движений;
основные правила исполнения движений классического танца
позиции рук и ног.
Уметь:
исполнять танцевальные элементы в соответствии со своими физическими
данными;
начинать движения после вступления и заканчивать с окончанием музыкального
предложения;
исполнять основные шаги;
различать характер музыки (марш, полька, вальс).
Владеть:
постановкой корпуса у станка и на середине зала;
элементарным актерским мастерством (выражение образа в танцевальных
движениях);
техникой исполнения прыжков в не выворотных позициях.
По окончании второго этапа обучения ребенок должен знать:
технику безопасности комбинационных акробатических упражнений
правила исполнения основных движений классического экзерсиса у станка и на
середине зала;
правила исполнения акробатических движений;
правила по технике безопасности;
основные направления современной пластики;
Уметь:
исполнять вращения на середине зала и по диагонали;
исполнять акробатическую диагональ из 2 элементов
исполнять тренаж современной пластики;
исполнять классический экзерсис, держась одной рукой за
станок.
Владеть:
техникой исполнения прыжков в выворотных позициях;
элементарными акробатическими навыками;
приемами ориентировки на различных (незнакомых) сценических площадках.
По окончании третьего этапа обучения ребенок должен знать:
композиционные понятия: линия танца, рисунок танца;
правила исполнения трюков, поддержек;
основные приемы постановки танца;
порядок движений классического экзерсиса.
Уметь:
ярко, эмоционально передать характер музыки посредством танца;
исполнять сложные прыжки, трюки, вращения;
Владеть
техникой работы с партнером;
навыками импровизации и сочинительства;
техникой эстрадного, эстрадно-спортивного танца;
приемами проведения занятий с детьми на 1-ом этапе обучения.
По окончании четвертого этапа обучения ребенок должен знать:
Уметь
ярко и эмоционально передавать образ танца;
точно и четко выполнять все танцевальные элементы.
уметь правильно подготовить организм к нагрузкам
Владеть
техникой исполнения всех изученных ранее акробатических движений;
техникой владения всех классических элементов;
составлять комплекс упражнений для разминки.
Диагностика результатов обучения:
Наличие интереса к занятиям хореографией диагностируется путем
наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения различных жанров
хореографии.
Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка
на занятиях и при подготовке к ним.
Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а
также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством танца
диагностируется через анализ творческих выступлений, беседы.
Степень владения ребенком теоретическим материалом, оценивается через
проведение тематических бесед, опросов и контрольных занятий, тестирование.
Формы подведения итогов реализации программы:
Формами подведения итогов реализации данной программы являются
фестивали и конкурсы детского творчества, проводимые как в рамках
объединения, так и на областном, Всероссийском и международном уровнях.
10.
II. Первый этап обучения.
Учебно-тематический план 1-го этапа обучения.
Раздел
1 год
2 год
практика
итого
теория
практика
итого
1.
Вводное занятие.
1
2
1
1
2
2.
Техника безопасности
4
4
4
3.
Общеразвивающие упражнения.
60
64
5
51
56
4.
Ритмика.
25
30
4
26
30
5.
Классический танец.
15
20
5
15
20
6.
Элементы акробатики.
26
36
7
35
42
7.
Элементы актерского мастерства.
14
16
2
14
16
8.
Постановка танцев и формирование репертуара.
38
38
40
40
9.
Открытые уроки для родителей
4
4
4
4
10.
Итоговое занятие.
2
2
2
2
ИТОГО
185
216
28
2
216
Содержание занятий 1-го этапа обучения. I. Вводное
занятие.
1. Введение. Краткая беседа о хореографии. Особенности сценической
одежды, обуви, прически. Техника безопасности на занятиях в
танцевальном классе. Посещение занятий в подготовительной группе
совместно с родителями. Постановка целей и задач на ближайший учебный год.
II. Общеразвивающие упражнения.
Разминка на середине зала. Постановка рук, ног, корпуса, головы. Повороты
головы. Наклоны головы. Подъем и опускание плеч (поочередно и
одновременно). Круговые движения плечами. Наклоны корпуса. Приседания и
выпрямление ног. Упражнения на развороты стоп из 6-ой позиции в 1-ую
полувыворотную (поочередно и одновременно). Упражнение на устойчивость.
Прыжки в различном темпе и ритме. Мелкий бег на полупальцах. Подъем рук
вверх через стороны и опускание вниз. То же с вращением кистей. Вращение рук
в локтевом суставе. Наклоны боковые с поднятыми вверх руками с постепенным
увеличением и уменьшением амплитуды движения, то же с добавлением
движения корпуса. Полное приседание по 6-ой позиции. Приставной шаг,
подскоки, подскоки в сочетании с подскоками. Прыжки трамплинные по 6-ой
позиции (различные варианты)
2. Партерная гимнастика. Лежа на спине: упражнения для стоп
(вытягивание и сокращения). Подъем прямой ноги на 90° (поочередно и
одновременно). Упражнение «Ножницы». Упражнение «Достать пол за
11.
головой прямыми ногами». Лежа на животе: Упражнения «Сфинкс», «Лодочка»,
«Рыбка», «Корзиночка», «Кошечка». Сидя на полу, ноги вытянуты вперед: упражнение
«Книжечка», раскрыв ноги в стороны: боковые наклоны. Комплекс упражнений,
направленных на: развитие гибкости суставов, улучшение эластичности мышц и связок,
исправление некоторых недостатков в осанке, выработку выворотности ног, развитие
гибкости и эластичности стоп.
На 2-ом обучения темп исполнения движений в разминке увеличивается, ритм
усложняется. Кроме того, увеличивается количество выполняемых элементов
(упражнений), например, прыжков. Часть упражнений выполняется на
полупальцах. Партерная гимнастика выполняется более осознанно, что повышает
ее эффективность.
Знать:
правила поведения в танцевальном классе;
схему класса (по А. Вагановой);
понятия «опорная» и «рабочая» нога; правила исполнения движений;
правила постановки корпуса при невыворотной опоре; правила техники
безопасности при занятиях партерной гимнастикой.
Уметь: выполнить упражнения данного раздела в соответствии со
своими физическими данными.
III. Ритмика.
1. Азбука музыкального движения. Ритмические хлопки и удары. Марш. Упражнения на
отработку начала и окончания движения. Ходьба в различных темпах. Перестроение в
различные фигуры (колонна, шеренга, круг). Ускорение и замедление движений
вместе с музыкой. Сохранение темпа после прекращения музыки.
2. Музыкальные игры. Игры, направленные на развитие фантазии, выдумки, активности,
инициативы. Игры на быстроту реакции, на внимание, координацию движений («День
и ночь», «Найди пару», «Прогулка» и др.). Игры на формирование умения узнавать
разнохарактерные части музыки и передавать это в движении («Море волнуется -
раз...», «Ветерок и ветер», «Кот и мыши»).
Знать:
сильной и слабой доли в музыке;
понятия «пауза», «музыкальная фраза», «вступление», «жест», «поза»,
«характер музыки», «темп».
Строение музыкальной понятие речи («период», «предложение», «фраза»).
Уметь:
акцентировать конец музыкальной фразы (притопом, хлопком, ударом,
соскоком),
начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкальной фразой
выполнять движения в различных темпах с различной амплитудой,
особенности танцевальных жанров (вальс, полька, марш, подскок).
Классический танец.
1. Экзерсис у станка.
Постановка рук, ног, корпуса, головы лицом к станку.
Позиции ног (1-ая, 2-ая, 3-я, 5-ая - полувыворотные, выворотные).
Demi plie по 1-ой, 2-ой, 5-ой позициям лицом к станку.
Battement tendu из 1-ой крестом.
Battement tendu jete из 1-ой, крестом.
Passe par terre,
Rond de jambe par terre, en dehors, en dedans,
releve по 1-ой, 2-ой, 5-ой позициям.
Sur le cou-de-pied (условное, в обхват, сзади).
Passe.
Grand battement jete из 1-ой позиции.
Перегибы корпуса назад.
2. Экзерсис на середине.
Позиции рук: подготовительная, 1-ая, 2-ая, 3-я.
1-ое, 2-ое port de bras.
Demi plie по 1-ой, 2-ой, 3-ей позициям.
Battement tendu из 1-ой позиции, крестом.
Temps lie.
Allegro - saute no 1-ой, 2-ой позициям.
Знать: специальную терминологию на французском языке, правила
группировки пальцев в кисти, позиции рук и ног, правила исполнения
движений классического экзерсиса.
Уметь: исполнять классический экзерсис в соответствии со своими
физическими возможностями.
Имеют навык устойчивого положения корпуса при выворотной опоре.
Танцевальные движения.
1. Вводное занятие.
2. Разучивание танцевальных движений: положения рук, положения ног, простой
танцевальный шаг с носка, переменный ход вперед и назад, шаги на
полупальцах. «Ковырялочка», «моталочка», тройные шаги, бег (с соскоком и
без), подскоки, бег с прямыми ногами, бег с захлестом голени, «маятник».
Разучивание танцевальных комбинаций.
3. Работа в паре.
Знать: технику безопасности по захватам руками и ногами
Уметь: исполнять элементы в паре – «оттяжки», притягивания друг к другу,
поддержки без подъёма на воздух, выполнять страховку, понимают и выполняют
опору на руках.
VI. Элементы акробатики.
«Мост» из положения лежа.
Ходьба вперед, назад и боком в положении «мостик»
Кувырок вперед, назад.
Перекаты боком «клубочек»
Перекат боком «веревочка»
«Колесо».
«Колесо» с опорой на 1 руку.
Стойка на руках у стены.
Стойка на лопатках.
Шпагаты (поперечный, продольный на правую ногу, продольный на
левую ногу).
Равновесие (ласточка)
Знать: названия основных акробатических элементов, правила их
исполнения и технику безопасности.
Уметь: исполнять акробатические элементы в соответствии со своими
физическими возможностями.
VII. Элементы актерского мастерства.
1. Упражнения на развитие образного мышления: изображение в движениях повадок
животных, птиц, трудовых действий людей, движения транспорта. Игровые задания на
передачу эмоциональных состояний: радостно-грустно, вкусно-невкусно, весело-
страшно, интересно-скучно, любопытно-безразлично.
Уметь, подражать различным животным, птицам и др. В игровой
ситуации уметь концентрировать внимание, сосредотачиваться.
Использовать приобретенные навыки в танце.
VIII. Постановка танцев и формирование репертуара.
1. Концертная деятельность на первом этапе обучения эпизодическая. В основном дети
принимают участие в новогодних сказках, и подготовке специальных тематических
танцевальных номеров для торжественных церемоний (открытия и закрытия
массовых мероприятий, прологи и др.). На третьем году обучения, как правило,
начинается работа над конкурсным танцевальным номером.
Знать: технику безопасности и правила поведения на сцене и за кулисами, правила
обращения с концертными костюмами.
Уметь: ориентироваться на сцене, технически грамотно исполнять движения,
доносить до сознания зрителя задуманный сценический образ.
IX. Организационно-массовая работа.
1. Практикуется проведение открытых занятий для родителей (один раз в месяц),
X. Итоговое занятие.
Открытое занятие (на 1-ом году обучения), концертные выступления,
контрольные упражнения.
I. Второй этап обучения.
Учебно-тематический план 2-го этапа обучения.
Раздел
1 год
2 год
теория
практика
итого
теория
практика
итого
1.
Вводное занятие.
1
1
2
1
1
2
2.
Техника безопасности
4
4
4
4
3.
Общеразвивающие упражнения.
30
30
1
29
30
4.
Ритмика.
2
38
40
2
38
40
5.
Классический танец.
3
47
50
4
52
56
6.
Элементы современного танца.
1
50
52
1
44
45
7.
Элементы актерского мастерства.
1
9
10
2
10
12
8.
Акробатика
5
25
30
5
25
30
9.
Постановка танцев и формирование репертуара.
4
70
74
70
70
10.
Концертная деятельность
30
30
33
33
Итоговое занятие.
2
2
2
2
ИТОГО
21
277
324
20
304
324
Содержание занятий 2-го этапа обучения.
I. Вводное занятие.
1. Введение. Техника безопасности на занятиях в танцевальном классе.
Содержание занятий, постановка целей и задач на ближайший учебный
год. Корректировка расписания занятий.
II. Общеразвивающие упражнения.
1. Разминка на середине зала. Повторение упражнений, пройденных в течение 1
этапа для восстановления усвоенных навыков и мышечной силы.
Вспомогательные и тренировочные упражнения, способствующие быстрому
разогреву мышц и всего организма.
2. Знать: уметь преодолевать болевые ощущения в мышцах, возникающие при
возобновлении занятий после длительного перерыва.
3. Уметь: выполнить упражнения данного раздела в соответствии со своими
физическими данными.
III. Ритмика.
1. Азбука музыкального движения. Изучение «затакта». Выразительные
возможности музыки.
2. Музыкальные игры. Игры, направленные на развитие сценического внимания,
воображения, фантазии («Скульптор», «Зеркало»).
Знать: понятие «затакт», выразительные возможности музыки.
Уметь: пластически выразить музыкальные оттенки, самостоятельно начинать
движение «из затакта» и «в такт».
IV. Классический танец.
1. Экзерсис у станка. Выполняется, держась за станок одной рукой. Preparation.
Grand plie по 1-ой, 2-ой, 5-ой позициям.
Battement fondu (крестом), releve lent на 45° и на 90 .
Battement frappe. Battement developpe.
Double battement tendu. Jete pike.
Полуповороты у станка en dehor, en dedan.
Простые комбинации у станка.
Pas de bourre.
2. Экзерсис на середине.
Третье port de bras,
понятие en face,
epaulement effacee,
epaulement croisee.
Комбинации на середине в позах. Первый, второй arabesque носком в пол.
Allegro - changement de pieds.
Pas echappe, pas assemble, pas glissade.
Вращения. Повороты на двух ногах. En dehor, en dedan на 360°.
Тоиг chaine.
Tour с 5-ой ПОЗИЦИИ en dehor, en dedan.
Знать:
понятие «точка»,
правила исполнения экзерсиса, держась одной рукой за станок.
Знать специальную терминологию на французском языке:
preparation,
grand plie,
battement fondu,
releve lent,
battement frappe,
battement developpe,
jete pike,
pas de bourre,
en face,
epaulement effacee,
epaulement croisee,
changement de pieds,
pas echappe,
pas assemble,
pas glissade,
tour chaine.
Уметь: исполнять классический экзерсис, держась одной рукой за станок в
соответствии со своими физическими возможностями с учетом новых движений.
Имеют навык устойчивого положения корпуса на одной ноге, отведя вторую на 90
вперед, в сторону или назад.
V. Элементы современного танца.
1.Разминка. Движения головой. Наклоны, повороты (квадрат, круг, полукруг).
Движения плечами. Подъемы, опускания. Раскрытия, открытия. Полукруг,
полный круг. Движения бедрами. Покачивания в сторону, полукруг. Движения
корпусом. Прямые наклоны, глубокие наклоны, «волна» вперед. Шаги простые,
прекрестные. Пружинистый шаг. Скольжение. Упражнения на освоение
координации - от простого к сложному.
2. Элементы танцев современных стилей и направлений. Рок-н-ролл, твист,
диско. Джаз-танец.
Знать: понятия «напряжение», «расслабление» и «изоляция»,
терминологию джаз-танца на английском языке. Понятия «point», «flex».
Стили и направления современной хореографии.
Уметь: отличать танцы различных современных стилей и направлений.
Исполнять элементы танца в заданной манере..
Имеют навык исполнения танцевальных элементов в современной
манере.
VI. Элементы актерского мастерства.
1. На основе знаний, полученных на 1-ом этапе обучения, дети получают задания
по подготовке и исполнению небольших актерских этюдов (капля дождя,
снежинка - падающая, спокойно лежащая, крутящаяся в вихре; цветок - его
рождение, рост, существование - в саду, в вазе...). Пластическое выражение
настроения - грусть, печаль, радость, тревога.
Знать: понятия «художественный образ», «актерское перевоплощение»,
«эмоциональная выразительность».
Уметь: передать в движениях и мимике настроение, образ, эмоции. Создавать
коллективные образы.
VII. Постановка танцев и формирование репертуара.
1. Репертуар подбирается с учетом степени заинтересованности детей,
полезности с точки зрения эстетического и физического развития ребенка.
Концертная деятельность регулярна. В репертуаре - русские народные танцы,
народные стилизованные танцы, эстрадно-спортивные танцы, тематические
танцы. При постановке танцев целесообразно проводить сводные репетиции.
Знать: технику безопасности и правила поведения на выездных
концертах.
Уметь: исполнять 4 - 5 танцевальных номеров, ориентироваться на
различных сценических площадках. Грациозно и органично двигаться,
общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной
музыкой.
Vlll. Организационно-массовая работа.
1. Посещение и участие в мероприятиях и концертах областного Дворца и других
учреждений, коллективные выезды на отдых. Участие в конкурсах и фестивалях
областного уровня.
lX. Итоговое занятие.
Итоговый концерт. Участие в конкурсе или фестивале детского
творчества.
IV. Третий этап обучения.
Учебно-тематический план 3-го этапа обучения.
Раздел
1 год
2 год
теория
практика
итого
теория
практика
итого
1.
Вводное занятие.
1
1
2
1
1
2
2.
Техника безопасности
8
8
8
8
3.
Классический танец.
5
69
74
2
72
74
4.
Элементы современного танца.
4
98
102
2
100
102
5.
Акробатика
10
90
100
10
90
100
6.
Постановка танцев и формирование репертуара.
5
85
90
5
85
90
7.
Концертная деятельность
50
50
50
50
8.
Открытые уроки
4
4
4
4
9.
Итоговое занятие.
2
2
2
2
ИТОГО
33
399
432
28
404
432
Содержание занятий 3-го этапа обучения.
I. Вводное занятие.
1. Введение. Техника безопасности на занятиях в танцевальном классе.
Обсуждение репертуара. Постановка целей и задач на ближайший учебный
год. Корректировка расписания занятий.
II. Классический танец.
1. Экзерсис у станка. Движения, изученные на первом и втором тапах
обучения, исполняются в более быстром темпе, используется «затакт». Ряд
движений исполняется на полупальцах (battement fondu, battement frappe,
battement developpe). Разучивается и активно используется у станка IV
позиция ног. Новые движения: pas tombee, grand battement jete balansoire.
Изучается поза ecarte. Все элементы исполняются в комбинациях.
2. Экзерсис на середине. Все движения классического экзерсиса исполняются
на середине зала, как en face, так и в позах. Составляются небольшие
танцевальные комбинации. Добавляется изучение: pirouettes, tour en dehors с
degage, tour en dedans с coupe, позы arabesques, attitudes на 90°. Allegro: pas
jete, pas sissoonne fermee, pas de chat, pas emboite.
3. Танцевальные элементы. Вальсовый поворот - правый, левый, «дорожка -
променад», batanse.
Знать: порядок классического экзерсиса, принцип построения
комбинаций «от простого к сложному», правила выполнения движений
на полупальцах.
Уметь: не только исполнять, но и составлять самостоятельно небольшие
комбинации из выученных движений. Грамотно показать и объяснить
исполнение того или иного движения. Увидеть и исправить ошибку в
исполнении как у себя, так и другого.
Имеют навык самоконтроля за исполнением элементов классическогоэкзерсиса.
Устойчивый технический навык в исполнении элементов классического экзерсиса как у
станку, так и на середине.
Ill . Элементы современного танца.
1. Джаз-танец. Позиции рук (аналогично позициям классического танца), формы
рук (вытянутые, согнутые, под прямым углом, прижатые к корпусу, согнутые в
локтях и др.). Формы ладоней (пальцы вытянуты, прижаты, сжаты в кулак,
открыты в сторону веером). Позиции ног (аналогично классическим, а так же
параллельные и завернутые «внутрь носками»). Джазовая партерная гимнастика.
Партерные позиции ног (I, II, IV, V). Различные упражнения с использованием
этих позиций. Упражнения в положении «лежа на спине», «лежа на животе»,
«лежа на боку». Сидя: на коленях, ягодицах, стоя: на коленях. Переход из позы в
позу. Подъем на стопы и опускание вниз через колени с помощью рук (опора).
Различные растяжки для ног и гибкости позвоночника.
2. Изоляция: вытягивание, сгибание стопы (различные направления), вытягивание и
сгибание колена, броски нижней частью ноги и всей стопой в разных
направлениях. Работа ногами со смещением бедер. «Джазовый батман». Все
упражнения исполняются в разных темпах, ритмах, в координации с руками и
головой.
3. Walks - ходы, шаги, бег. Передвижение в пространстве сцены в разных
темпах и ритмах.
Знать: основные понятия: bit - удар, основная доля, swing - качание,
stretch - растяжение, isolation - изоляция, walks - ходы, шаги, бег.
Правила работы в партере в джазовой манере.
Уметь: автоматически выполнять элементы джазового экзерсиса.
Обладать манерой, передающей стиль танца.
Имеют навык исполнения танцевальных номеров в современной манере.
V. Постановка танцев и формирование репертуара.
1. На этом этапе идет активное освоение разнообразного репертуара. Концертные
танцевальные номера ставятся на основе национального фольклорного материала
различных народов мира, а так же современной пластики. Танцевальные
постановки отличаются разнообразием лексического материала и
композиционного построения, но в то же время соответствовать возрастным и
исполнительским возможностям учащихся.
Знать: основные законы драматургии при постановке танцевального
номера (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Понятие «манера исполнения».
Уметь: сочинять простые танцевальные постановки (по желанию).
Качественно исполнять концертные танцевальные номера.
Навык: длительного сохранения работоспособности, умения
противостоять утомлению.
XI. Организационно-массовая работа.
1. Посещение и участие в мероприятиях и концертах областного Дворца и других
учреждений, коллективные выезды на отдых. Участие в конкурсах и фестивалях
различного уровня.
XII. Итоговое занятие.
Итоговый концерт. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Открытые занятия.
V. Методическое обеспечение.
Тема, раздел
Формы
организации
обучения
Приемы и методы
организации
Дидактический
материал
Формы
подведения
итогов
I этап обучения.
1
Вводное занятие.
Беседа, экскурсия.
Словесные: рассказ; наглядные:
наблюдение, демонстрация.
Документы, фото,
свидетельствующие о
достижениях
ансамбля: стенды,
грамоты и др.
Анкетирование.
2.
Общеразвивающие
упражнения.
Практическое занятие,
игра, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация
педагогом; практические:
упражнения, занятия;
репродуктивный метод
Таблицы, плакаты.
Опрос,
контрольные
упражнения
3.
Ритмика.
Практическое занятие,
игра, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация
педагогом; практические:
упражнения, занятия;
репродуктивный метод
Реквизит:
погремушки, бубны,
мячи, платки...
Опрос,
контрольные
упражнения.
4.
Классический танец.
Практическое занятие,
игра, беседа, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия;
репродуктивный метод
Видеозапись
элементов
экзерсиса,
танцевальных
этюдов,
фотоальбомы о
творчестве
известных балерин,
фото сцен из
балетов
Опрос,
контрольные
упражнения.
24.
5.
Элементы акробатики.
Практическое занятие,
игра, беседа, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация
педагогом, практические:
упражнения, занятия;
репродуктивный метод.
Реквизит:
гимнастические
маты
Контрольные
упражнения.
6.
Элементы актерского
мастерства.
Практическое занятие,
игра, беседа, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия.
Реквизит: зеркало,
коробки, игрушки,
раз л. атрибуты...
Контрольные
упражнения.
7.
Постановка танцев и
формирование репертуара.
Практическое занятие,
беседа, репетиция,
концерт
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия.
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Открытое
занятие, концерт
8.
Организационно-массовая
работа.
Открытое занятие,
концерт, экскурсия
Словесные: беседа; наглядные:
экскурсия; практические методы
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения
9.
Итоговое занятие
Концерт, контрольные
упражнения, открытое
занятие
Практический метод
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения,
концерт
25.
II этап обучения.
1.
Вводное занятие.
Беседа.
Словесные: рассказ; наглядные:
наблюдение, демонстрация.
Фотоальбомы,
плакаты,
видеоматериалы о
творчестве
ансамбля и других
коллективов
Анкетирование.
2.
Общеразвивающие
упражнения.
Практическое занятие,
игра, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация
педагогом; практические:
упражнения, занятия;
репродуктивный метод
Таблицы, плакаты.
Опрос,
контрольные
упражнения
3.
Ритмика.
Практическое занятие,
игра, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация
педагогом; практические:
упражнения, занятия;
репродуктивный метод
Реквизит.
Опрос,
контрольные
упражнения.
4.
Классический танец.
Практическое занятие,
беседа, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия;
репродуктивный метод
Видеозапись
элементов
экзерсиса,
танцевальных
этюдов,
фотоальбомы о
творчестве
известных балерин,
фото сцен из
балетов
Опрос,
контрольные
упражнения,
итоговый
концерт.
26.
5.
Элементы современного
танца.
Практическое занятие,
беседа, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация
педагогом, практические:
упражнения, занятия;
репродуктивный метод.
Реквизит.
Контрольные
упражнения,
итоговый
концерт.
6.
Элементы актерского
мастерства.
Практическое занятие,
игра, беседа, репетиция
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия.
Реквизит:зеркало,
коробки, игрушки,
раз л. атрибуты...
Контрольные
упражнения.
7.
Постановка танцев и
формирование репертуара.
Практическое занятие,
беседа, репетиция,
концерт
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия.
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Открытое
занятие, концерт
8.
Организационно-массовая
работа.
Открытое занятие,
концерт, экскурсия
Словесные: беседа; наглядные:
экскурсия; практические методы
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения
9.
Итоговое занятие.
Концерт, контрольные
упражнения, открытое
занятие
Практический метод
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения,
концерт
Ill этап обучения.
l
Вводное занятие.
Беседа.
Словесный метод.
Фото-,
видеоматериалы
Анкетирование
2
Классический танец.
Практическое занятие,
репетиция, концерт,
беседа
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия,
аналитический метод, частично-
поисковый метод
Таблицы, рисунки,
схемы, плакаты,
видеозаписи,
фотоматериалы.
Контрольные
упражнения,
итоговый
концерт, участие
в конкурсах.
27.
3.
Элементы современного
танца.
Практическое занятие,
репетиция, концерт,
беседа
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия,
аналитический метод, частично-
поисковый метод
Таблицы, рисунки,
схемы, плакаты,
видеозаписи,
фотоматериалы.
Контрольные
упражнения,
итоговый
концерт, участие в
конкурсах.
4.
Постановка танцев и
формирование репертуара.
Практическое занятие,
репетиция, концерт,
беседа
Словесные: объяснение, рассказ;
наглядные: демонстрация педагогом,
демонстрация учебных и
дидактических пособий;
практические: упражнения, занятия,
аналитический метод, частично-
поисковый метод
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения,
итоговый
концерт, участие в
конкурсах.
5.
Организационно-массовая
работа.
Практическое занятие,
экскурсия, репетиция,
концерт, беседа
Словесные: беседа; наглядные:
экскурсия; практические методы.
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения
Итоговое занятие.
Концерт, открытое
занятие
Практический, аналитический
методы.
Костюмы, реквизит,
фонограммы.
Контрольные
упражнения,
концерт,
открытые
занятия
28.
VI. Литература.
Литература для педагога.
1. Бекина С. И., Ломова Т. П.., Соковникова Е. Н. Музыка и движение. - М.:
Просвещение, 1984 г.
2. Боголюбская А. В. Музыкально-хореографическое искусство в системе
эстетического и нравственного воспитания. - М.: Министерство культуры СССР,
1986 г.
3. Бондаренко Л. И. Методика хореографической работы в школе и внешкольных
заведениях. - Киев: Музична Украина, 1985 г.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Ленинград: Искусство, 1980 г.
5. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль:
Академия развития, 1997 г.
6. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. - М.: Владос,
2004 г.
7.Ротерс Г. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. -М.:
Просвещение, 1989 г.
8.Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль: Академия развития,
1996 г.
9.Ткаченко Т. С. Народный танец. - М.: Искусство, 1967 г.
10 .Ярмолович Л. А. Классический танец. - Ленинград: Музыка, 1986 г.
Литература, рекомендованная учащимся.
1. Балет. Уроки. Сборник. - М.: ACT - Астрель, 2003 г.
2. Балет. Энциклопедия. Под редакцией Ю. Григоровича. М.: Советская
энциклопедия, 1981 г.
3. Васильева Т. К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997 г.
4. Жданов Л., Комиссаржевский В. Майя Плисецкая. - М.: Планета, 1980 г.
5. Карп П. Младшая муза. - М.: Детская литература, 1986 г.
6. Пасютинская В. Волшебный мир танца. - М.: Просвещение, 1985 г.