Из опыта работы "Как педагогу справиться со своей задачей воспитания нравственности в учениках в современных условиях"

Как педагогу справиться со своей задачей воспитания нравственности в
учениках в современных условиях
(из опыта работы)
Утешева С.И., преподаватель
ТОГОУ СПО «Политехнический колледж», г. Тамбов
Сегодня много говорят о модернизации образования, о внедрении новых
инновационных педагогических технологиях, о необходимости развивать в
подрастающем поколении различные компетенции забывая, подчас, что
основная и самая трудная задача для педагога «сеять разумное, доброе,
вечное». Вдумайтесь в это слово «вечное», что может быть вечным в нашем
неспокойном, суетном и стремительно изменяющемся мире? Только Бог.
Только Ему под силу помочь нам обрести себя, обрести свое место в мире.
Поэтому, на мой взгляд, основной целью современного образования должна
стать идея нравственного воспитания подрастающего поколения. И тут мы
сталкиваемся с огромным количеством проблем, от которых подчас
опускаются руки. Я не стану перечислять все трудности в современном
воспитании, они всем хорошо известны, самое страшное отсутствие
моральной базы, размывчатость моральных устоев, которые часто
заменяются сиюминутной выгодой. Что может помочь нам решить эти
проблемы? Я твердо убеждена, что православие это - единственно верное
решение. Вера нашей земли, наших предков поможет нам устоять и выстоять
в борьбе со злом. А для этого необходимо вводить курс «Основы
православной культуры» повсеместно. Недавно прочитала интервью с
умнейшим и интереснейшим человеком диаконом Андреем Кураевым, в
котором он сказал, что своего ребенка отправил бы изучать основы иных,
неправославных мировых религий, а о православии расскажет сам. Это
профессор богословия своему ребенку может помочь найти путь к Богу, а те
родители, которые сами плохо ориентируются в вопросах веры, а если
родители пьют и не работают, ведут асоциальный образ жизни, что могут
сказать своему ребенку о православии они? И вот здесь мы приходим к тому,
что роль педагога в воспитании нравственных устоев, помощь его для того,
чтобы юный человек понял, что хорошо, а что плохо возрастает неизмеримо.
Мне можно возразить, сказав, что педагоги и сами зачастую плохо
ориентируются в этих вопросах. Да, это, к сожалению, действительно, так.
Мы изучаем в институте труды Гегеля и Дидро, но ничего не знаем о
Григории Паламе, с трудом можем объяснить, что такое «фаворский свет» и
т.д. Да, это так, но если иметь в душе искру любви к Богу, желание сделаться
лучше самому и помочь другому, то свершить можно многое. Мой опыт
преподавания «Основ православной культуры» невелик, на мой взгляд, порой
горек из-за моего незнания, но одно я знаю теперь твердо нашим детям это
надо! Может быть я неправа, (да, скорее всего и неправа!), но считаю, что
при разговоре с детьми о Боге можно и нужно использовать достижения
науки, ведь наши компьютеризованные дети, живя зачастую в виртуальном
мире, являются по сути своей нигилистами из нигилистов. Рассказывая о
Всемирном Потопе, доказываю его существование геологическими
исследованиями, попалась на глаза статья о научном эксперименте,
подтверждающем существование души, использую и ее. Это помогает мне
найти в подростках ту струну, к которой нужно прикоснуться, чтобы затем
мои слова о Боге падали в более благодатную почву. Критикам и
противникам преподавания «Основ православной культуры» я бы напомнила
о том, что все русское исскуство родом из православных монастырей и
книжарен: живопись, пение, архитектура. Можно бесконечно долго говорить
о библейских сюжетах в произведениях знаменитых русских художников,
композиторов, поэтов. И это тоже помогает приблизить детей к Богу, помочь
им понять то самое главное, что заповедал нам Христос - любовь к ближнему
своему. И тогда, не нужными становятся все модные рассуждения о
толерантности, да православные самые толерантные в мире люди! Ведь
веками жили рядом с нами представители иных конфессий, жили спокойно,
потому что вера предков наших учит уважать верование другого человека.
Да, порой очень трудно достучаться до юных и, в силу возраста и
воспитания, жестоких душ, но как же становится хорошо на сердце, когда
начинают задавать вопросы: «Что такое двунадесятые праздники? Почему
Пасха каждый год бывает разного числа?» и много других вопросов.
Думается мне, что, рассказывая о Крещении Господнем можно и нужно
объяснять смысл купания на Крещение, убеждать в невозможности
подходить к Иордани в нетрезвом виде это происходит сплошь и рядом!).
И это тоже приближает наших детей к Богу, помогает им в это нелегкое
время найти жизненные ориентиры. Мне очень помогают в работе фильмы о
святых местах. Когда я впервые решила показать на занятии фильм о Святой
Канавке, предварительно пояснив, где это находится, то боялась невнимания,
боялась, что увижу скуку в глазах ребят, но, Слава Богу, этого не произошло!
А каким счастьем было для меня услышать от них «спасибо» после
просмотра фильма! Все больше убеждаюсь в нелепости утверждения о
«потерянном поколении», да не потерянное оно, просто заблудились дети в
каменных джунглях современного жестокого мира! И наша задача помочь им
выбраться на свет Божий! Вначале, когда рассказываешь им притчи из
Ветхого завета, воспринимают все как сказку, не верят тебе, потом
мучительно думаешь, что сделать, чтобы поверили? А Господь тебе
помогает. Произошедшее землетрясение на Гаити можно рассмотреть не
только как природный катаклизм, бедствие целого государства. Но можно и
должно вспомнить о деструктивном и кровавом культе Вуду (аналоге
европейского сатанизма), который был официальной религией
государства! И привести сравнение с христианской Доминиканой (что я и
сделала). А о культе Вуду мои ученики знают и, к ужасу моему, культ этот не
вызывает у них отторжения! Слава Богу, что знания их поверхностны,
продиктованы любопытством и почерпнуты из фильмов Алана Паркера и
творчества Майкла Джексона! И моя задача объяснить им, что не бывает
безболезненным контакт с силами, о которых и упоминать-то грех и
страшно! И считаю уместным тут же напомнить им притчу о Содоме и
Гоморре, и притча эта воспринимается учениками моими совсем иначе, чем
раньше. Думаю, что не будет большой ошибкой разговаривать с ребятами о
молодежных субкультурах, таких как эму и готах, ведь они являются
питательной средой для сатанистов! Очень трудно донести до сознания
молодых людей истину о том, что не исчезли на земле добрые люди, что не
для всех деньги основная и единственная цель в жизни. В споре с
преподавателем наши дети приведут множество примеров, доказывающих
обратное. В этом случае, полагаю, преподаватель не должен бояться
приводить обратные примеры из своей жизни. Я часто рассказываю ребятам
о случае в маршрутном такси, свидетелем которого я была: ехала в той
маршрутке старушка из больницы, ехала на автовокзал, чтобы добраться до
дома в Рассказово. За недолгую дорогу пассажиры узнали, что встретить
старую женщину на вокзале в Рассказово должен был немолодой уже сын, да
вот беда - не сообщить ему, когда приедет, и придется самой до дома
добираться. Первым на бабушкин рассказ молниеносно среагировал
сидящий впереди нее молодой парнишка (казалось, что и к разговору не
прислушивался!), достал сотовый телефон и поинтересовался, есть ли у сына
домашний телефон. «Есть! обрадовалась старушка только я, сынок, с
твоим аппаратом управляться не умею!» Молодой человек обратился к
пассажирам, спросил код Рассказово, здесь в дискуссию вступили все, код
нашли, старая женщина благополучно позвонила сыну. Парень спокойно
вышел из маршрутки и, полагаю, тут же забыл об эпизоде, вот только,
Господь доброго этого поступка, совершенного молодым человеком от души,
без малейшего усилия, просто потому, что так должно быть, так мама с
папой воспитали, не забудет, и ляжет это доброе дело на чашу весов, когда
придется держать ответ за все свои поступки. Вот именно о таких случаях и,
на мой взгляд, именно с такого ракурса, надо говорить о добре и зле. В наши
дни, к счастью, можно найти нужную богословскую литературу, которая
будет интересна не только преподавателям, но и ученикам. Такой книгой
лично для меня стала «Пасха Красная», рассказывающая о Новомучениках
российских. Когда я предлагаю своим ученикам познакомиться с жизнью
Оптинских новомученников, мне очень помогают в этом дневники о.
Василия, его еще мирские стихи, описание того, как пришел Игорь Росляков
к Богу, как стал отцом Василием. Жизнь его предстает во всех гранях,
ребятам очень непонятно на первых порах, почему успешный в светской
жизни человек, мастер спорта международного класса, выпускник МГУ,
сотрудник столичной газеты оставил мирские блага и отправился в Оптину
Пустынь. Знакомясь с жизнью отца Василия, ребята как бы идут вслед за
ним по пути постижения Бога. Отец Василий, являясь их современником,
безусловно, ребят ближе и понятнее, чем Святые отцы древности. Главное
для педагога просто показать путь, дать ориентиры на этом пути, а самое
основное объяснить им, что Господь дал нам свободу выбора между
добром и злом, и только от человека зависит, каким путем он пойдет. И здесь
мы опять возвращаемся к тому, что родители и педагоги в наше время
вынуждены противостоять Злу, которое льется с экранов телевизоров, из
книг, Интернета, эстрады, уже много лет нашим детям внушают, что надо
быть богатым любой ценой, ценой предательства ли, проституции или
убийства… Если сейчас не объединить усилия церкви и учебных заведений,
то потом может быть поздно! Нам необходимо всем вспомнить, что все
самые лучшие черты, присущие русскому народу, воспитывались веками
именно следованиями заветам Христа, нам самим надо понять, что как бы не
изменился мир за прошедшие тысячелетия, все основные нравственные
категории, такие как «добро», «любовь», «великодушие», «подлость»,
«предательство» остались неизменными и будут неизменными, пока
существует мир. Ведь недаром во всех языках мира «Иуда» - это предатель, а
«Ирод» - злодей и т.д. Наши дети, подчас, даже не знают того факта, что
самая читаемая книга в мире это Библия. Надо чтобы не только знали, а
хоть иногда брали эту Книгу в руки! Трудная задача, но только назвать ее
невыполнимой не берусь, если заронить зерно добра в юной душе, то
обязательно добро это прорастет, пусть не сразу, пусть даже не будет дано
нам Господом увидеть плоды трудов своих, главное, чтобы наши ученики
уже смогли объяснить детям своим, почему надо ходить в церковь. Если
верить в Бога, то понятие, что нравственно, а что – нет, становится простым и
понятным, только вот путь к постижению этой истины долог и тернист.
Задача педагога, как я уже говорила, рассказать детям, что этот путь
существует. И, слава Богу, что в нашем обществе происходят изменения, что
люди потянулись в храм, пусть многие делают это еще неосознанно, но
осознание необходимости очистить душу молитвой и покаянием обязательно
придет! Святейший Патриарх Кирилл, в своем недавнем выступлении
заметил, что «дело священников не только кадилом махать, но и принимать
деятельное участие в устроении русской земли». А землю нельзя обустроить,
не думая о душах подрастающего поколения. Какие они счастливые наши
дети! Когда рассказываешь им, что за ношение нательного креста могли
отчислить из института, что перед Пасхальной службой храм Покрова
Пресвятой Богородицы (фактически единственный действующий в городе!)
был окружен милицией, и пройти на службу было не возможно – не верят! И,
слава Богу, что не дано им это испытать! Власти наши тоже, кажется,
понимают, что без помощи Святой церкви (без Божьей помощи!) не
построить нам сильную и процветающую страну. Поэтому, несмотря на все
сложности и трудности, жизнь сама подводит нас к тому, что без Бога жизни
не существует, нельзя жить в безверии, можно и нужно рассказывать детям,
что даже в годы лютого безбожного времени в душах людей жила вера во
Всевышнего. Я всегда рассказываю ребятам о Святой Праведной Матроне
Московской, о чудесах, происходящий у святых ее мощей, о том, как в годы
войны охраняла она, по милости Божьей город Москву и всю землю русскую,
молясь беспрестанно Богу и Царице Небесной! Рассказываю о монастыре,
где покоятся мощи Святой Праведной Матроны, о людях, которые при ее
земной жизни были свидетелями того, как в самые суровые военные годы,
годы, когда идеология государства запрещала само упоминание Бога,
тянулась и тянулась людская река к бедному домику Матронушки, которая
говорила всем к ней пришедшим: «Молитесь!» и как самые ярые безбожники
уходили от нее со смущением в душе оттого, что Бог существует. А роль
педагога проста. Святые отцы говорят, что профессия учителя угодна Богу.
Вот и заключается наша задача в том, чтобы трудом своим Богу угодить!