Собрание - мастерская общения "Во что играет современный ребёнок?" скачать бесплатно

Собрание - мастерская общения "Во что играет современный ребёнок?"


ВО ЧТО ИГРАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК ?(собрание – мастерская общения)
Цели:
познакомить родителей с особенностями игровых пристрастий современного школьника;
дать представление о полезных и вредных влияниях компьютерных игр;
показать способы решения конфликтных ситуаций, связанных с появлением компьютера дома.
Рекомендации по проведению: так как разговор будет идти о компьютерных играх, то может
быть полезным проведение собрания в компьютерном классе. В этом случае родителям можно
наглядно показать все разнообразие компьютерных игр и представить ответы на все
интересующие вопросы.
Ход собрания
Учитель. Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем очередном
собрании в родительском клубе. Тема нового разговора: Чем бы дитя ни тешилось, или Игры
современного ребенка. Помните разговор хорошо всем нам известных мультипликационных
героев:
Что является главным украшением праздничного новогоднего стола? – спросил почтальон
Печкин из Простоквашино.
Пирог, – ответил кот Матроскин.
Кость! – воскликнул пес Шарик.
Нет, – возразил Печкин, – главным украшением стола является телевизор!
Сегодня это утверждение кажется безнадежно устаревшим, потому что главным украшением
каждого дома давно уже стал компьютер. А потому, как бы мы ни относились к этому предмету,
с требованием и влиянием времени нужно считаться. Ваши дети давно сделали свой выбор. Как
же вести себя взрослым? Как выстраивать отношения с этим не всегда понятным нам
поколением next? На нашем собрании (предлагаю провести его в форме мастерской общения) мы
поговорим о том, во что играют современные школьники и как следует относиться к этим играм.
Прежде чем мы коснемся компьютерных игр, думаю, стоит остановиться на некоторых аспектах,
связанных с игрушками вообще. В нашей мастерской общения сегодня присутствует психолог.
Он и познакомит нас с историей вопроса.
Психолог. Появление игрушек ученые связывают с уровнем развития производительных сил.
Чем примитивнее был этот уровень развития производительных сил, тем раньше включались
дети в труд взрослых безо всякой предварительной подготовки и становились самостоятельными
производителями. Отношения между ребенком и обществом, в котором он живет, можно
представить в виде схемы «общество игрушка ребенок», где игрушка является своеобразным
связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.
Психологи давно обратили внимание на чрезвычайно важную роль игрушки в жизни ребенка и
формировании его психики в разные годы жизни. До сих пор актуальным является вопрос о
соответствии игрушки возрасту ребенка, их количестве, необходимом для нормального
психического развития ребенка, и качестве, под которым подразумевается степень соответствия
игрушки реально существующему предмету. По мнению специалистов, обилие игрушек вредно
потому, что, давая ребенку слишком много разнообразных ощущений, оно тем самым мешает
ему сосредотачивать свое внимание на чем-нибудь одном, мешает ему уходить в свой
внутренний мир и таким образом уничтожает самое существенное в играх.
Не менее актуальным ученые считали и вопрос о необходимости специального просвещения
родителей относительно особенностей влияния игрушки на психику ребенка. Так, немецкий
ученый М. Эндерлин указывал на то, что родители все еще остаются без надлежащего
руководства при выборе игрушек для своих детей. Он считал, что родители должны точно
представлять себе, какое влияние может оказать игрушка на развивающуюся психику раньше,
чем она попадет в руки ребенка.
В начале ХХ века появилась одна из первых классификаций детских игрушек, негативно
влияющих на развивающуюся психику. Ее автор, В. Малахиев-Мирович, считал, что
большинство игрушек можно отнести к одной из пяти категорий: скучные, глупые, мертвые,
пошлые и безнравственные.
К «скучным» он отнес почти все механические игрушки и игрушки-скульптуры – хрупких
фарфоровых зверей и людей,
застывших в одной неизменной позе. Эти игрушки могут вызвать у ребенка лишь минутное
удивление. «Глупые» игрушки это щелкунчик с уродливым лицом, страшные маски и др.
«Мертвые» игрушки близки к учебным пособиям своей сверхпродуманностью,
сверхполезностью и сверхцелесообразностью, они могут погубить ростки детской инициативы и
творчества. «Пошлые» игрушки разнообразные страшные, уродливые и одновременно
комичные, вульгарные копии людей и живот-
ных способны не только испортить вкус ребенка, но и отнять у него возможность
человеческого участия к самому трагическому из явлений мира к уродству. Наконец, в число
«безнравственных» игрушек были включены предметы военного дела, которые пробуждают
жажду насилия и разрушения.
Пожалуй, данная классификация остается актуальной и на сегодняшний день, так как многие
современные игрушки том числе компьютерные игры) без особого труда можно отнести к
одной из вышеперечисленных групп.
Учитель. Вокруг влияния компьютера на психику и здоровье ребенка сегодня звучит много
споров. Может быть, врач, присутствующий на нашей встрече, прольет свет на некоторые
спорные позиции. Вы можете задать ему интересующие вас вопросы.
Если нет возможности пригласить на собрание врача, учитель может сам осветить
необходимые вопросы; однако следует помнить, что длительное выступление одного и того же
человека, как правило, притупляет внимание аудитории.
Вопросы родителей.
Родители могут задавать их прямо на собрании, но, думается, что наиболее удобным будет
выяснить проблемы, волнующие родителей, заранее в этом случае человек, который должен
ответить на родительские вопросы, будет иметь возможность более качественно
подготовиться. Ниже приводятся возможные вопросы и примерные ответы на них.
1. Мы живем вместе с родителями, которые выступают категорически против покупки
компьютера. Нам довелось услышать массу фактов, которые характеризуют компьютер как
очень вредное для здоровья устройство. Так ли необходим компьютер современному
школьнику?
этому вопросу следует подходить конструктивно. Никто не оспаривает тот факт, что
ходьба пешком полезнее, чем езда на автомобиле. Но время требует иногда все-таки
пользоваться транспортом. Согласны? Точно так же следует относиться и к компьютеру.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно включился в жизнь общества, осваивал то, что
давно освоили его сверстники, то компьютер, наверное, необходим. Другой вопрос для чего вы
хотите приобрести компьютер? Если только для того, чтобы колотить по клавишам,
преследуя какого-то компьютерного монстра, тогда, наверное, приобретение будет
ненужным. Если же вы хотите помочь вашему малышу постепенно освоить компьютерную
азбуку, показать бесконечные возможности этого устройства тогда для покупки
компьютера самое время.
Что касается опасности для здоровья, которую таит в себе компьютер, то современные
модели вряд ли более опасны, чем привычные нам уже телевизоры. Необходимо лишь соблюдать
рекомендуемые правила по использованию.)
2. Компьютерные игры получили широкое распространение и превратились едва ли не в
основную форму досуга детей. Как объяснить это явление? Какие же мотивы заставляют ребенка
садиться за компьютер? Почему одни дети достаточно прохладно относятся к компьютерным
игрушкам, а другие – очень зависимы от них?
(Дети садятся за компьютер под влиянием разных мотивов. В зависимости от этого
существует классификация игроков:
1-й тип. Дети играют ради удовольствия от самой игры и ради результата, удовлетворения
мотива достижения, возможного соперничества с другими игроками. При этом типе
мотивации игра сочетается с другими видами деятельности, ребенок нормально общается с
окружающими, а к компьютерной игре обращается во время отдыха, досуга.
2-й тип. Для детей этого типа игра становится формой ухода от реального мира и его
проблем. Именно этот тип привыкания к игре и уход в реальность игры привлекает внимание не
только психологов, но и психиатров. Причиной такого увлечения компьютерными играми
может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, учебой,
сложные отношения с родителями, сверстниками в таких случаях игра является формой
реакции на стресс, способом ухода от действительности, выражением ощущения
беспомощности. Компьютерная игра для такого ребенка становится основным
времяпрепровождением, он теряет интерес к другим занятиям. Такой ребенок требует
внимания взрослого, возможно помощи психолога. Симптомы проблемы общеизвестны и очень
заметны: нарушения социальных контактов как в семье, с родными людьми, так и в школе;
ложь и мелкие правонарушения ради денег, необходимых для покупки игр, большое количество
времени, проводимого у компьютера или в видеозале, обращение к игре в ситуации стресса,
плохого настроения.
Родителям достаточно просто быть внимательными к своим детям, чтобы вовремя заметить
тревожные проявления и симптомы. Нужно сказать и о том, что не стоит зря паниковать.
Количество игроков с ярко выраженным типом привыкания к игре как ухода от реальности
относительно невелико, а в случае решения внешних проблем, нормализации отношений ребенка
с окружающими привязанность к игре пропадает.)
3. Моему ребенку нравятся игры, содержащие сцены агрессии и насилия. Как к этому
относиться? Имеет ли такое пристрастие какие-либо последствия?
(Игры, которые исследователями оцениваются как содержащие сцены насилия, проявления
агрессии и жестокости, действительно, занимают первые строчки в списках рейтингов
наиболее популярных игр. Исследования показали, что 47% 1012-летних американцев,
играющих в компьютерные игры, предпочитают игры, содержащие сцены агрессии в
отношении как к выдуманным, так и человеческим героям, 29% предпочли игры спортивной
тематики, 20% развлекательные нейтральные игры и только 2% игры развивающие,
направленные на обучение. В США и Японии были разработаны системы оценки агрессивности
и жестокости, демонстрируемых в компьютерной игре сцен, а также критерии
соответствующих возрастных ограничений игры (по аналогии с оценкой телепрограмм и
видеофильмов), но в условиях свободной продажи дисков с играми контроль за их применением
довольно сложен, особенно когда основным пользователем компьютера является сам ребенок.
Результаты конкретных экспериментальных исследований связи демонстрируемой в игре
жестокости и реальной агрессивности ребенка также противоречивы. Но большинство
исследователей подтверждает наличие связи между содержанием компьютерной игры и
уровнем агрессии в последующей свободной игре ребенка, его враждебностью и тревожностью
Младшие дети более склонны прямо воспроизводить модель поведения героя игры. До сих пор
остается открытым вопрос о том, насколько долговременны эти эффекты, переносятся ли
они в реальную жизнь (наблюдения за игрой и измерения проводились в лабораторных условиях).
По этическим соображениям изучение реальной жестокости и агрессии практически
невозможно.)
4. Существуют ли различия в отношении к компьютерным играм у девочек и мальчиков? Можно
ли сказать, что одному из полов компьютер ближе, понятнее, доступнее?
(Этот вопрос достаточно хорошо изучен психологами. В культуре человечества техника
вообще и компьютеры в частности признаются скорее «мужским» делом. В силу этого среди
пользователей ЭВМ больше мужчин, и среди обладателей игровых приставок и компьютеров
преобладают мальчики. Сами игры явно ориентированы на мужские стереотипы поведения. В
одном из исследований отмечается, что из 47 игр, отобранных для исследования, было
представлено 115 мужских и 9 женских образов, причем ни одна из женщин не оказывалась в
активных позициях, и, в основном, они были пострадавшими или спасаемыми.
Компьютерные игры создают мужчины для мужчин, они являются частью нормы мужского
поведения, успешность в играх вызывает одобрение со стороны сверстников и общества.
Девочки исходно проявляют меньше интереса к компьютерным играм и предпочитают менее
агрессивные и менее динамичные игры, чем мальчики, они показывают значимые отличия в
стиле игры. «Женский стиль» игры отличается меньшим стремлением к выигрышу и оценке
достижений, предпочтением несложных и гибких правил, реалистичных сюжетов и
доброжелательного тона обратной связи; «мужскому стилю», наоборот, свойственны
стремление к победе в игре, игры-поединки, жесткость и сложность правил, фантастичность
сюжетов и вызывающий, агрессивный тон обратной связи.)
5. Существует ли взаимосвязь между компьютерными играми и познавательным развитием
ребенка?
(Очевидно, что такая взаимосвязь существует. Возможности влияния компьютерных игр на
познавательное развитие связаны не только с обучающими программами, но и с развитием
отдельных способностей, связанных с успешностью обучения. Результаты исследований
свидетельствуют о возможности развития памяти, моторной координации, способности
восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр. Многие развлекательные
игры содержат большое количество информации за счет насыщенного содержания, и в силу
этого ребенок получает знания в области истории, географии, экономики, особенно это
касается стратегических игр. Создатели игр часто сознательно включают в них
необходимость освоения некоторого объема знаний, выработку навыков. Однако существует
обратная зависимость между увлечением компьютерными играми и школьными успехами
учащихся, но это связано скорее с количеством времени, которое они уделяют учебе, чем с
уровнем их умственного развития.)
6. Влияют ли компьютерные игры на способность ребенка строить отношения с людьми в
обществе? Помогают или мешают эти игры ребенку найти свое место в классном или каком-либо
другом школьном коллективе?
(Ученые считают, что ребенок, играя на компьютере, активно взаимодействует с миром,
пусть даже искусственным. При этом он должен не только быстро нажимать на клавиши, но
и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха
в современных компьютерных играх. Родителям следует помнить об опасности, связанной с
ранним приобщением к компьютерной игре: у дошкольника и младшего школьника сначала
должен сформироваться образ настоящего реального мира, а лишь потом малыша можно
допускать в мир виртуальный. Иначе ребенок, а особенно впечатлительный, создаст в своем
воображении искаженный образ мира, где впоследствии ему трудно будет найти свое место.
Кроме того, существует еще одно крайнее проявление негативного воздействия компьютерной
игры на ребенка: возможность аутизации, ухода ребенка в вымышленный, нереальный мир.
Задача родителей не допустить этого, наполнить яркими красками жизнь ребенка в семье,
вне школы.)
7. Ребенок до школы имел возможность играть в компьютерные игры. Однако, став школьником,
он уделяет этим игрушкам гораздо больше времени, чем раньше. С чем это связано и нормально
ли это?
(Действительно, несмотря на то, что в школьном возрасте у ребенка появляется новая
ведущая деятельность учебная, игра не уходит из его жизни. Развитие мышления, освоение
чтения и письма, а также знакомство с основами иностранного языка расширяет круг
доступных ребенку игр, вызывает всплеск интереса к компьютерным играм.
Хотя в школьном возрасте преобладают игры с правилами и спортивные игры, но ролевая игра
не исчезает. Школьникам игра помогает снять стрессы, довольно часто возникающие в
учебной деятельности, она является средством установления отношений со сверстником. Так
как учебный процесс ориентирован в основном на индивидуальную работу, на долю
межличностного общения в младшем школьном возрасте остается в основном игра. Таким
образом, усиление увлечения компьютерными играми в младшем школьном возрасте является
вполне закономерным.)
8. К домашнему компьютеру у нас, взрослых, нет никакой возможности подойти. За ним
постоянно кто-то из наших детей. Когда мы уходим на работу, то прячем от детей мышку,
клавиатуру, иначе все свободное время дети посвятят созерцанию монитора. Как с этим
бороться?
(Совершенно очевидно, что в этой ситуации многое запущенно. Не буду касаться
педагогических аспектов, остановлюсь на проблеме пользования компьютером. В любой семье
должны быть установлены внутрисемейные правила пользования компьютером. В них можно
включить следующие ограничения: количество времени, которое ежедневно проводит за игрой
ребенок; запрет на компьютерные игры до выполнения домашней работы; регулирование
разрешенного времени игры в зависимости от школьных успехов ребенка. Добивайтесь
неукоснительного соблюдения этих правил, ищите рычаги урегулирования подобных ситуаций.
«Подбрасывайте» ребенку и некомпьютерные игры. В последнее время психологи и педагоги
заволновались, что традиционные детские игры находятся на грани вымирания и в книжных
магазинах появилась литература, из которой можно узнать правила многих несправедливо
забытых игр. Не поленитесь сходить в магазин или в библиотеку и принести ребенку такую
книгу. В данном вопросе (как, впрочем, и во многих других) залогом успеха будет энтузиазм
взрослого.
Важно и приучать ребенка мастерить, рисовать, лепить – в общем, что-нибудь делать руками.
Если квартира позволяет, выкроите ему уголок для мастерской. Ведь в подавляющем
большинстве случаев фанаты компьютерных игр это «проблемные дети», у которых снижен
волевой и творческий потенциал. Столкнувшись с неудачей, они пасуют, у них тут же
опускаются руки. Не получился рисунок такой ребенок решит, что у него