Методическая разработка "Использование метода «Case Study» для достижения метапредметных результатов в вокальном коллективе"

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Использование метода «Case Study» для достижения
метапредметных результатов в вокальном коллективе»
Педагоги дополнительного образования
Чупрова Анжела Николаевна
Кашицына Мария Александровна
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка
Цель: Познакомить коллег с современным активным методом обучения и
развития детей – кейс технология или метод «Case-study».
Задачи: Описать структуру данного метода, а также его практическое
применение в двух вокальных коллективах на примере игровой программы «Как
стать настоящим артистом!».
Пояснительная записка представляет собой подробное описание данного метода,
о котором идет речь в данной работе.
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает
тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.
Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со
временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно
принимать нужное решение.
Изменения затронули все области, в том числе и образование. Теперь одна
из важных задач педагога дополнительного образования, научить детей не только
определенным навыкам и умениям в своем творческом коллективе, но и
сформировать важные социальные качества личности, как ответственность,
активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных
задач. Поэтому, важной чертой современного человека становится способность
решать именно нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их
решениям.
Таким образом, динамика современной жизни требует поиска и
разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Задача
педагога построить свою работу с детьми таким образом, чтобы помочь им
сформировать такие качества, как ответственность, активность,
самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
Для решения этой задачи авторы данной методической разработки
попробовали внедрить в свою работу такую новую технологию развития детей,
как кейс технология.
Метод «Case-study» или метод конкретных ситуаций это метод активного
проблемно-ситуационного анализа, который строится на обучении путем решения
определенных задач – ситуаций (решение кейсов).
Метод «Case-study» является активным методом обучения. Структура
кейса включает в себя:
1. Определенную ситуацию (случай, проблема, история из реальной
жизни).
2. Обстоятельства ситуации (время, история, место, особенности действия
или участников ситуации).
3. Вопросы и задания по обозначенной ситуации.
Применения кейса в обучении, в основном, это обучающие конкретные
ситуации, специально разработанные на основании фактического материала с
целью последующего их разбора на учебных занятиях. Акцент обучения
переносится не на готовые знания, а на выработку этих знаний.
Основная цель метода «Case-study» - общими усилиями группы
слушателей проанализировать ситуацию – «case», возникшую при конкретном
положении дел, и выработать практическое решение проблемы; итог процесса
оценка предложенных способов действий и выбор лучшего в свете поставленной
проблемы.
Актуальность внедрения кейс технологии в систему дополнительного
образования является неоспоримой. Она обусловлена тем, что современное
образование должно развиваться в одном ключе; оно должно быть направлено на
формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развития
способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к
обучению, смене способа мышления, умению перерабатывать значительные
массивы информации.
Внедрение кейс - технологии на занятии в вокальном ансамбле
Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать,
искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни,
тем самым получая опыт решения проблем.
Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а
так же является техническим заданием и источником информации.
Главное, что должен содержать в себе кейс:
• Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;
• Вспомогательную информацию;
• Задание.
Существует разные классификации кейсов у таких авторов, как
С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский, О.В.Козлова. Авторы определяют их
как «маленькие наброски» (небольшие по содержанию), большие не
структурированные бъемом до 40 страниц текста), обучающие рамках
учебного курса) и др. Наиболее приемлемой и понятной авторы данной работы
выделили классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на
«кресельные» - специально сконструированные и «полевые» - основанные на
реальном фактическом материале.
Мы бы хотели поделиться с вами «полевым» кейсом, основанном на
реальном фактическом материале.
Фактический материал представлен на примере двух вокальных
коллективов:
o Вокально-эстрадном ансамбле «Мелодика»
o Вокальной студии «Дебют»
На занятиях в вокально-эстрадном ансамбле «Мелодика» детям
предоставляется возможность петь как ансамбле, так и сольно. Каждый участник
ансамбля раз в полугодие выбирает песню для сольного исполнения на отчетном
концерте для родителей.
Работа над сольной песней позволяет ребенку раскрыть свои вокальные
способности и проявить себя. А так же повышает мотивацию к дальнейшим
занятиям в вокальном ансамбле.
На одном из занятий педагог предложил каждому ребенку прослушать
несколько вариантов песен, согласно голосовым возможностям детей, и возрасту
и выбрать песню для сольного исполнения.
Однако несколько детей сразу отказались исполнять прослушанные
варианты песен, так как им хотелось исполнить только любимые песни своих
кумиров, такие как:
o Алексеев «Пьяное солнце»,
o IOWA «Маршрутка»,
o П. Гагарина «Миллион голосов» и т.п.
Педагог провел беседу с детьми и объяснил, что это данные песни не
соответствуют их возрасту, и что ребенок не сможет их исполнить на школьном
концерте. Детям пришлось согласиться с педагогом и начать разучивать одну из
предложенных вариантов песен. Однако разучивали песню без удовольствия.
Внутреннего согласия с педагогом не произошло.
Для решения этой задачи, развития в детях музыкально-художественного
вкуса, правильного подбора репертуара к различным социально-значимым
мероприятиям, педагог использовал метод «Case-study».
В вокальной студии «Дебют» также выявилась проблема страх
выступления на конкурсах. Работа проводилась с детьми, начального этапа
обучения, которые только начали знакомиться со сценой и сценического опыта
еще не имели. Педагог решил обсудить с детьми такой аспект творческой
деятельности как конкурсные выступления, так как ребятам как раз предстояло
участвовать в своем первом серьезном конкурсе. Особое внимание педагог уделил
обсуждению вопроса «оценки» выступления членами жюри. Детям были заданы
следующие вопросы: «кто такие жюри?», «роль жюри на конкурсе?», «как жюри
оценивает конкурсантов? на что обращают внимание?».
Среди ответов ребят чаще звучали такие как : «жюри делают замечания»,
«жюри говорят, что было плохого в вступлении», «жюри ставят оценки,» «жюри
очень строгие люди на конкурсе и поэтому страшно выступать», «жюри выбирает
лучших».
Большинство ответом говорили о том, что само слово «жюри» и «оценка»
вызывает у детей волнение, страх. А также у ребят было сформировано мнение,
что жюри ищет только недочеты и «минусы» в выступлениях юных артистов на
сцене. В связи с этим, ребята еще больше зажимаются на сцене, и артистизм
пропадает вовсе.
Для формирования уверенности в себе и правильного понимания функции
жюри на конкурсе, педагог обсудил с ребятами и роль жюри на конкурсах, и
критерии по которым жюри оценивает выступающих. Но для того, чтобы более
эффективно решить выявленную проблему, педагог студии «Дебют» также решил
использовать метод «Case-study».
Педагогами обоих коллективов было принято решение «погрузить» ребят в
выявленную проблему методом «Case-study» и помочь им самостоятельно решить
ее.
Исходя их данных выявленных педагогических проблем, было
разработано мероприятие – в форме игровой программы «Как стать настоящим
артистом».
На данном мероприятии дети были поделены на несколько команд (мини
группы по 4-5 человек).
В первом задании детям был заданы следующие вопросы:
o Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать
настоящий артист?
Каждой команде были даны заготовленные характеристики, из которых
дети самостоятельно должны были выбрать наиболееподходящие на их
усмотрение и составить идеальный портрет настоящего артиста, а также
прокомментировать свой выбор.
o Как вы думаете, почему на одного не всегда идеально поющего
исполнителя интересно смотреть, его хочется слушать, а другого, даже
очень хорошо поющего исполнителя слушать неинтересно. В чем секрет?
Как вы думаете?
После долгих рассуждений, дети пришли к выводу, что необходимо
любую песню петь с настроением, с «душой», передавать свои эмоции и чувства и
делиться ими со зрителем.
Первое задание позволило детям включиться в тему мероприятия,
активизироваться.
Второе задание представляло непосредственно сам «кейс», которым детям
необходимо было решить.
Кейс был представлен детям в форме небольшого видеоролика.
Видеоролик представлял собой нарезку из выступлений разных детей:
o Первый фрагмент демонстрировал исполнение ребенком «взрослой» песни,
не по возрасту. Ребенок исполнял ее не уверенно, скованно.
o На втором фрагменте ребенок исполнял «взрослую» песню, уверенно,
артистично, парадируя своего кумира.
o На третьем фрагменте ребенок исполнял песню, в соответствии со своим
возрастом, уверенно и артистично.
o На последнем видеофрагменте ребенок исполнял песню, в соответствии
своему возрасту, но не уверенно, «зажато».
Просмотрев видеосюжет, детям были заданы следующие вопросы:
o Как вы думаете, какое из представленных выступлений получило высокую
оценку жюри на вокальном конкурсе и почему?
Ребятам также было дано задание, представить себя в роли жюри на
конкурсе. Заполнить таблицу с оценивающими баллами. (1 бал низкий уровень,
2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень).
№ артиста
Вокальная
техника
Артистизм
Соответствие
репертуара
возрасту
исполнителя
Артист 1
Артист 2
Артист 3
Артист 4
o Как вы думаете, какого артиста, из представленных вариантов, вы бы
пригласили на концерт, если бы вы организовывали мероприятие для
учителей в своей школе? Почему?
Таким образом, кейс технология позволяет ребенку посмотреть на
ситуацию со стороны, учит самостоятельно размышлять, делать выводы. Педагог
подводит детей к новым знаниям, не при помощи авторитарной позиции, а с
помощью субъектной позиции, где у ребенка остается право выбора. Педагог
лишь направляет ребенка к правильному решению. А само решение принимает
непосредственно сам ребенок.
Третье задание игровой программы «Как стать настоящим артистом
включало в себя работу над репертуаром.
Даже если ребенок осознал, сам пришел к выводу, как и какие песни
необходимо исполнять для достижения высоких результатов, желание исполнить
песню своего кумира у ребенка все равно остается. Важно, чтобы ребенок мог
осознавать, где и для кого можно исполнить ту или иную песню.
В этом задании детям были предложены разнообразные песни, в том числе
песни их кумиров. Необходимо было распределить предложенный список песен
на различные группы мероприятий. Так же детям можно было предложить свой
вариант песни.
Мероприятия были следующего рода: Концерт для ветеранов,
Праздничное гуляние «Масленица», «День учителя», «День улыбок», День
рождение подруги (друга), концерт для родителей, концерт для друзей.
Выполняя такого рода задания, ребенок осознанно, самостоятельно
подходит к решению вопроса подбора репертуара.
В завершении мероприятия, детям было предложено выступить друг перед
другом. Сначала ансамбль «Мелодика» выступили в роли артистов, а ребята
студии «Дебют» выступали в роли жюри. Потом ребята поменялись ролями.
Ребята оценивали друг друга в соответствии с критериями оценки, которые
педагоги заранее подготовили и разобрали с детьми. Главным условие было, не
забрасывать выступащих замечаниями, а давать советы - как сделать, чтобы было
еще лучше. В результате, подобная игра помогла ребятам по-другому взглянуть
на оценочную систему такой формы выступления как конкурс. Ребятам было
интересно оценивать друг друга. А дружелюбная атмосфера сформировала
понимание того, что жюри доброжелательно настроены на выступления юных
артистов и обязательно отмечают положительные стороны выступающих. После
проведенного мероприятия, детям снова были заданы вопросы, касающиеся
оценок жюри на конкурсе. Теперь ответы ребят носили положительных характер.
Понятие жюри не вызывало у ребят волнения и страха.
Диагностика эффективности внедрения кейс-технологии
Для оценки эффективности применения кейс технологии была разработана
диагностическая таблица, которая позволяет проследить и оценить результат
внедрения технологии. (Приложение)
Представленная карта диагностики заполняется педагогом перед
проведением мероприятия, после обнаружения той или иной педагогической
проблемы. Можно провести три контрольные диагностики: до проведения кейса
(когда проблема только обнаружена), после кейса и после проведенного
мероприятия.
В данном случаи, когда педагог столкнулся с тем, что ребенок
отказывался исполнять «навязанный» педагогом репертуар или когда выяснилось,
что ребенок боится выступать на конкурсах из-за строгой оценки жюри. Далее
педагог заполняет таблицу после проведенного мероприятия с использованием
кейс-технологии, и после участия ребенка в социально-значимом мероприятии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что благодаря проведенному
мероприятию «Как стать настоящим артистом», с использованием кейс-
технологии дети научились подбирать правильно репертуар, повысилась
мотивация участия в социально значимых мероприятия, научились осознанно
принимать решения, анализировать и делать вывод.
Заключение
Метод «Case-study» позволяет сформировать в детях такие качества как
самостоятельность, умение анализировать, делать выводы, умение находить
решение возникших жизненных задач. А так же осознанно принимать те или иные
решения. Только благодаря осознанным решениям и действиям ребенок может
по-настоящему двигаться вперед и развиваться!
Кейс - технология является универсальной, так как при помощи этой
технологии возможно решение как воспитательных, так и образовательных задач.
Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод,
заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но
и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в
себя выполнение нескольких функций обучающей, воспитывающей,
организующей и исследовательской. В процессе обучения преподаватель решает
задачи обучения и развития учащихся.
Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две
фазы. Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию
кейса и вопросов для его анализа.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения
занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как
для самостоятельной работы учащихся, так и для проведения предстоящего
занятия.
Использованные источники:
1. Самусенко Д. Р., Матвеева М. Н. Кейс-метод как инструмент соединения
основного и дополнительного образования [Текст] // Педагогика: традиции
и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель
2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 98-102.
2. Лузан Е.Н. Кейс как образовательная технология. // Вестник Брянского
государственного университета. 2012. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/keys.
Интернет источники:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-keis-tehnologii-dlja-
socialno-komunikativnogo-razvitija-starshih-doshkolnikov.html
2. https://infourok.ru/masterklass-keys-tehnologii-v-obrazovatelnom-processe-
997210.html
Приложение
Пример диагностической таблицы
Фамилия и имя
ребенка
Отношение ребенка к коллективу
Самоощущение ребенка
Отношение ребенка к мероприятию
Социальная
активность
Наличие
личностных
контактов
Коммуникативные
навыки
Умение
справиться с
чувством
волнения и
страха на
выступлении
Понимание
правильного
подбора
репертуара к
социально-
значимым
мероприятиям
Интеграция со
средой
(включение в
деятельность)
Работоспос
обность/лич
ностный
рост
Обеспечение
своих
потребностей
1-3 баллов
1-3 баллов
1-3 баллов
1-3 баллов
1-3 баллов
1-3 баллов
1-3 баллов
1-3 баллов