Влияние молодежной субкультуры на работу педагога


Влияние молодежной субкультуры на работу педагога
Под культурой принято понимать убеждения, ценности и выразительные средства,
которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения
опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача
культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения
ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.
Свод накопленных определений мировоззрением ценностей и порядков группы людей,
объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение ,
называется субкультурой.
Субкультура - это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри
господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей,
обычаями, нормами, традициями. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая
группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми
позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить
существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь
придумывает свой способ. Условия жизни в большом городе создают предпосылки для
объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим
фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную
ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом,
появляются молодежные субкультуры. Молодежная субкультура – объективная
реальность, которую необходимо изучать и знать. Это позволит разрушить привычные
стереотипы нашего мышления при изучении не только молодежной субкультуры, но и
подростковой и молодежной преступности. Для того, чтобы понять и молодых людей из
неформальных объединений, необходимо знать историю и причины возникновения таких
объединений, и только после этого выработать к ним свое отношение и наметить те или
иные средства воспитательного воздействия. В наше время количество субкультур сильно
увеличилось, связано это с теми изменениями, что происходят в нашем обществе. Если
общество и родители не могут предложить ребенку или подростку эффективных
культурных образцов и символов выживания, социализации-то он ищет их сам. Подросток
стремится войти в группу людей, в которой он перестает чувствовать себя одиноким, ему
есть о чем поговорить с другими людьми, а значит, у него снижается чувство тревоги.
Чувство тревоги, активный поиск себя и реализации своих способностей способствуют
активному распространению субкультур. Следует учитывать, что молодежная культура не
представляет собой некое содержательное единство (какой-то набор обязательно
однородных ценностей), а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных
групп, с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого
механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и
их «символическое» обеспечение, с которым молодые люди соприкасаются, и чувствуют
себя «в своей тарелке», то есть в обществе себе подобных, объединенных в данной
локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей,
недоступных взрослым. Если родители полностью обеспечивают своих детей
культурными образцами, и если ребенку это актуально и интересно, то тогда он не будет
заполнять культурный вакуум. Ведь, по сути, субкультура занимает собою
образовавшуюся пустоту.
Хотелось бы подчеркнуть, что пребывание внутри какой-либо субкультуры - это
временный период в жизни человека. Даже сама субкультура - временное явление, она
имеет свой ограниченный срок жизни, а потом она угасает. Как только у человека
происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности
субкультуры перестают быть для него актуальными-то он выходит из нее.
Основная тенденция сегодняшних субкультур это омоложение ее участников. Если
раньше это могли быть взрослые люди, то сегодня к подобным группам начинают
проявлять интерес школьники. Причем намечается заметное искажение: школьники
средне-младшего возраста стремятся подражать своим старшим товарищам. Они не
столько улавливают или усваивают суть явления, сколько копируют внешние признаки,
лежащие на поверхности: стиль одежды, манеру разговаривать. Это становится просто
«модно».
Сегодняшние дети сильно отличаются от своих сверстников прежних лет у них
актуализируются качественно новые социальные потребности, установки; меняется
характер межличностных отношений, содержание общения, а также осведомленность о
молодежных субкультурах и отношение к ним.
Младшие школьники действуют, подражая своим сверстникам или старшим, увлеченным
определенной субкультурой. Эмоционально-положительное отношение к той или иной
молодежной субкультуре в начальной школе может раскрыть те психологические
трудности ребенка, которые почти неуловимы при стандартных процедурах диагностики.
Вмешательство взрослых должно быть гибким, личностно ориентированным ,
вариативным. Специалисты по работе с такими школьниками, педагоги должны
предлагать им альтернативные и привлекательные для них пути и способы проведения
свободного времени, организации досуга.
Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного
взаимодействия учреждений образования с молодежными субкультурами и
неформальными объединениями, в том числе и профилактики их возможного негативного
влияния на подрастающее поколение.
Должна быть обязательная организация занятости и досуга школьников в соответствии с
их ценностями, интересами и потребностями. Например: спортивные и музыкальные
мероприятия, концерты, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные
социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные
программы, и т.д. На мероприятиях необходимо поддерживать неформальный стиль,
свободу общения и творчества молодежи. Особенное внимание необходимо обратить на
молодежные субкультуры музыкального направления, которых достаточно много. На
различных мероприятиях можно обеспечить музыкальное сопровождение с учетом вкусов
и потребностей подрастающего поколения, т.е. дать им возможность слушать любимую
музыку.
Субкультура - это часть общественного организма, она не противоречит базовой культуре,
а дополняет ее. Поэтому давайте сначала будем изучать субкультуры, а лишь потом
пытаться запрещать. Давайте говорить об этом: пусть взрослые услышат молодых, а
молодые — взрослых. Ведь у всех нас гораздо больше общего, чем различий, и всегда
можно попытаться договориться.