ДОКЛАД НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ»

ГОУ «Азаровский детский дом-школа им. Попова В.Т.»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Докладчик:
Мельникова Р.И.
Педагог-психолог
Калуга
Анализ литературных источников показал наличие большого интереса к этой проблеме,
как со стороны потребителей Информационных технологий, так и со стороны ученых.
Недавно появилось даже новое направление исследований - компьютерная
(информационная) психология. Она занимается изучением таких проблем, как:
- изменения в деятельности и общении, вызванные внедрением ИКТ в нашу жизнь;
- страх пользователя перед стремительно развивающейся информационной средой,
ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);
- навязчивое стремление отдавать предпочтение общению с компьютером, а не с людьми
(«информомания»);
- утомляемость людей при работе на компьютере;
- методы лечения подростков от компьютерной зависимости и т.д.
Зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных
формах: интернет-зависимость и чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
Интернет-зависимость - это "нехимическая зависимость от пользования Интернетом"
(Griffits, 1996), или «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и
неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".
Поведенчески она проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в
Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя
до 18 часов в день в виртуальной реальности.
Зависимое поведение характеризуется стремлением ухода от реальности путем
изменения своего психического состояния. Т.е. вместо решения проблемы человек
выбирает уход - комфортное состояние «сейчас». Уйти можно в алкоголь, азартные
игры, Интернет.
Патологическая зависимость начинается тогда, когда стремление к уходу становиться
центральной идеей, приводит к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время
которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых,
социальных), но и останавливается в своем личностном развитии.
При формировании игровой зависимости подростки «подсаживаются» на смену
настроения – азарта, воодушевления во время игры и грусти от будней – после. Для них
реальный мир скучен и полон опасностей. А в виртуальном - все дозволено, они сами
устанавливают правила игры.
Еще одна причина расстройства – переживание бесполезности увлечения
компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности (когнитивный
диссонанс).
Спецификой игроманов является потребность в принятии роли. Эта форма
познавательной потребности, присущей всем людям. Но здесь речь идет о принятии роли
виртуального персонажа как компенсации дезадаптации в реальном мире. Это
"виртуальное Я" не испытывает проблем адаптации - оно сильное, умное, ловкое,
бессмертное, ему доступно оружие, деньги и другие ресурсы.
Долго находясь в жестокой среде виртуальных битв, человек переносит ее законы на
реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство
людей враждебно настроены, и мир, в целом, является более опасным, чем есть на самом
деле. Такое отношение сопровождается тревогой, как показателем дезадаптации.
Важно знать психологические симптомы зависимости:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьей и друзьями;
- ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
- ложь членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с учебой.
Позитивные стороны:
1. Мультимедийные игры имеют позитивный развивающий и обучающий эффект,
повышают результаты тестов интеллекта.
2. Компьютерные игры обучают действовать с помощью проб и ошибок, искать новые
пути. «Игры благоприятствуют интуитивному мышлению, все более необходимому в
мире, правила которого постоянно меняются.
3. Игры способствуют развитию концентрации и переключения внимания.
Негативные стороны:
1. Игры тормозят развитие воображения, образного мышления: картинки, движущиеся
объекты, натуральное изображение препятствуют полету фантазии.
2. Игры способствуют поверхностному, безответственному отношению к жизни, к
поступкам.
3. Многие игры учат насилию и жестокости, способствуют развитию феномена
десенсибилизации, о чем подробно говорилось выше, а также представлению о том,
что насилие может быть единственным путем к успеху. Постоянное повторение сцен
насилия снижает чувствительность к ним, сочувствие к жертвам.
У подростков существует потребность в обретении прав (это стремление самому
контролировать свою жизнь и самого себя). Потребность в обретении прав
усиливается с возрастом, она ежедневно подпитывается любой ситуацией, которую
ребенок может контролировать. К этому добавляется потребность контролировать
других людей. Компьютерные игры предоставляют подростку такую возможность.
По исследованиям ученых такие детские фантазии занимают у детей ведущие места:
богатства, обретение могущества (стать взрослым, сильным, «крутым»).
Компьютерные игры дают детям такую возможность.
4. Увлечение компьютерными играми способствует развитию компьютерной
зависимости, бегства от действительности.
5. Компьютерные игры при их чрезмерном использовании препятствуют нормальной
адаптации ребенка в реальной жизни, в частности, он хуже справляется с
неожиданными ситуациями, трудностями, поскольку не учитывает необратимости
последствий своих поступков.