Способы развития творческих способностей младших школьников при обучении литературному чтению

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №107»
Способы развития творческих
способностей младших школьников при
обучении литературному чтению
подготовила
учитель начальных классов
Северина Ольга Анатольевна
г. Ростов-на-Дону
2017
«Ребёнок должен жить в мире творчества.
Без этого он засушенный цветок»
Киндинова Л.А.
В настоявшее время отношение к книге изменилось. С появлением компьютера
поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Теперь, для того, чтобы
знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно
читать книги. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.
Но активное развитие компьютерной техники не должно снижать роли чтения.
Сегодня очень важно удержать книгу в руках детей, воспитать у них постоянную
потребность в чтении как в источнике знаний и эстетического наслаждения.
утрачиваются традиции семейного чтения: если в 80-е годы регулярно читали
детям 80% семей, сегодня – только 7%.
растет невзысканность вкуса и предпочтений в области чтения.
снижается уровень грамотности.
В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование
обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в
системе образования младшего школьника.
Отличительная черта стандартов по литературному чтению заключается в том, что
отобранное содержание обучения позволяет точно определить не только конкретные
направления работы, но и представить целостную картину начального литературного
образования. Доказательством этого может служить оценка содержательных линий,
представленных в обязательном минимуме:
круг чтения (детская литература во всем объеме жанров, разнообразие авторов,
тематики и др.)
техника чтения (развитие механизма чтения и совершенствование техники
чтения)
начальное литературное образование (система средств, определяющих
квалифицированный подход к анализу произведения)
виды речевой деятельности (речевая творческая деятельность на основе чтения).
Главная цель школьного обучения формирование личности ученика.
Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в
активных личностях, способных находить качественные решения в условиях
неопределённости, множественности выбора, постоянного совершенствования
накопленных обществом знаний. Чтение несет в себе огромный развивающей и
воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту
человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее
воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность
оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа
выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения.
Восприятие художественной литературы психология трактует как СОТВОРЧЕСТВО.
Оно проходит через опыт бытия читатель переносит на себя то, о чем читает,
сопоставляет свое мнение и своя поступки с мнениями и поступками героев произведения
и на основе своего восприятия окружающего мира в процессе чтения создается образ.
В младшем школьном возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной
сфере, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту
особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой
эффективности в своей работе по литературному чтению.
Задача учителя – оставить за ребенком право на уникальность его восприятия, но не
подавлять ее, а исходить из нее и опираться на нее. Ведь по наличию этих качеств мы и
можем судить, какова личность ребенка, каков его творческий заряд. Поэтому очень
важно, чтобы дети знали, что на уроках литературы они не только будут анализировать
произведение, делать общий вывод о нем и его основной идее, но и то, что все их
переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающие у них в процессе чтения, не
останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).
Таким образом, из этого следует, что истоки влияния словесных образов на человека
надо искать не в самом произведении, не в его логическом анализе, и не в читателе, а в
совмещении о акте СО-творчества, СО-переживания.
От умения детей читать было, выразительно, понимать содержание прочитанного,
анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависит их успехи в
учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому особое внимание я уделяю техники
чтения.
Техника чтения дает хорошие результаты во всей учебной деятельности и
сохраняется качественная успеваемость и в среднем звене, что подтверждается
положительной результативностью в обучении во всех моих выпускных классах.
На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления
содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие
креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом
интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного
образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся
проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал.
Творческий процесс залог активной познавательной деятельности учащихся; он
пробуждает интерес к знаниям и сочетает в себе духовное, эмоциональное и
интеллектуальное развитие.
При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих
рекомендаций:
стремиться к самостоятельной постановке творческого задания учащимися;
поощрять использование при выполнении заданий методов и элементов
творчества;
демонстрировать разный уровень творческого задания;
поощрять оригинальное решение;
выполнение любого задания должно заканчиваться получением творческого
продукта, значимого для учащегося.
Именно в начальной школе должен закрепиться один из приемов положительной
мотивации – опора на творчество учащихся. Урок литературы, особенно в начальной
школе, это всегда урок творчества. Прежде всего это творчество самого учителя, и если
оно есть, то будет и творчество учащихся.
В.А. Сухомлинский сказал:
«Через сказку, фантазию, игру –
Через неповторимое детское творчество –
Верная дорога к сердцу ребенка».
Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное
творчество самое характерное для младшего школьного возраста. В нем участвуют
чувства, воображение, мышление, развивается речь и интеллект.
Все мои уроки по литературному чтению построены на основе уважения и вере в
учеников стремлении внушить им, что урок это взаимный процесс сотрудничества и
сопереживания учителя и ученика. Ведь младший школьник это уникальное творение,
поражающее нас учителей живостью ума, любознательностью, неповторимой
индивидуальностью. Наша задача возрастить семена творчества на этой благодатной
почве. Сухомлинский сказал: Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он
живёт в мире игры, сказки, фантазии, творчества. Без этого он засохший цветок.
Существует распространённое мнение, что творчество является уделом избранных. Мы
на уроках и во внеурочной деятельности оспариваем это. Творчество живёт в каждом
ребёнке и моя цель сделать творчество постоянным спутником детского развития.
На уроках литературного творчества учитель по словам Амонашвили, чтобы воспитать
в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, должен создать такие условия,
чтобы искорки их мысли образовали царство мысли, дать им почувствовать себя в нём
властелином.
На уроках литературного чтения для развития креативных или творческих
особенностей я использую разные формы и методы работы. Один из видов творчества
стихотворство. Дети придумывают, создают стихи-перевертыши, считалочки, дразнилки,
детские песенки, стишки про одноклассников:
На березе теремок
Не висит на нем замок
Все открыто для жильцов
Для товарищей-скворцов.
Жил-был толстый бегемот
У него болел живот
Раз у доктора он был
Свой большой живот лечил.
Целая тематическая серия «Театральная», т.е. литературных инсценирование
литературных произведений. Детям необходим креативный, нестандартный подход для
создания театральных эффектов; разработки костюмов, декораций; для постановочных
идей. Очень часто в подобные мероприятия мы привлекаем родителей учащихся.
Игра «Винни-Пух решает вслух» это решение проблем в сказочных ситуациях из
произведений различных авторов художественной литературы, русских народных сказок,
мифов древней Греции; сочинение сказок.
«Фантастические сюжеты» решение проблем героев фантастических
произведений и самостоятельное составление фантастических сюжетов и историй.
«Что такое хорошо?» разрешение проблемных ситуаций из реальной жизни,
вариативность путей и доказательства идей разрешения проблемы, анализ норм
нравственного поведения.
Задание на внимание: например: «Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у
него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако
ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти?» Или: «Интервью с
близнецами: «Вы братья? Да! – Родились в один день? – Да! – Вы двойняшки? – Нет!» –
Почему?
Мини-сочинение: «История старого ботинка»; «Путешествие коробки конфет»;
«Бабушкин шкаф» и т.п. (пример).
Мини-сочинения перевоплощения:»Я маленький котенок»; «Я зеркало»; «Я –
школьная доска» и т.п. (пример).на
Сочинение продолжения сказки по данному началу.
Все эти работы выполняются с последующим созданием и оформлением книжек-
малышек. Дети обучаются специальному оформлению книжек-малышек по
соответствующей структуре: титульная страница; вступление; текст; содержание
(оглавление); художественное оформление.
Данная методика работы связана с основной гипотезой, так как если
систематически на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
используются различные средства для раскрытия творческого потенциала, то у учащихся
развивается устойчивый интерес к чтению.
В итоге каждый ребенок видит результат своего труда – книжку-малышку. А в
завершении учебного года намечено создание общей книги класса в которую войдут
лучшие работы учащихся.
Творческая деятельность одно из условий утверждения нравственного
достоинства,
вершина духовной жизни. Именно в младшем школьном возрасте так важно утвердить
духовное начало в ребенке и закрепить его, чтобы оно не было потеряно во взрослой
жизни.
Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки,
способности, наклонности личности. Дети передают в данной ситуации свои чувства,
мысли, стремления, развивая креативные способности и демонстрируя свою
индивидуальность. Все это находит отражение в основополагающих принципах
обновления содержания образования, которое направлено на формирование активных
личностей, способных самореализовываться и самоутверждаться в реальной жизни.
Используемая литература
1. Алешаева Н.П., Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения. – Начальная школа плюс ДО и
ПОСЛЕ. 2004. №11.
2. Граблева В.Н. «Словесное рисование на уроках чтения» Начальная школа
2000г.№11.
3. Джежелей, О.В. Чтение и литература. / О.В. Джежелей // Программно-
методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.:
Дрофа, 2000.
4. Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н. Костромина,
Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2006. 240.