Формирование культуры общения у младших школьников

В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на
особенности общения младших школьников (ранее анализу подвергалось в
основном общение старших и младших подростков). Оптимизации общения
детей данного возраста посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В.
Клюевой, JI.P. Мунировой, Р.В. Овчаровой, Г.А. Цукерман. В тесной связи с
этим изучается педагогическая деятельность учителей начальных классов по
формированию культуры общения младших школьников и анализируется
культура общения самих педагогов (И.С. Батракова, B.C. Грехнев, Г.А.
Дружинина, А.Г. Казакова, Т.Н. Левашова, И.И. Рыданова и др.).
Анализируя проблему мы сталкиваемся с противоречиями между:
- потребностью общества в людях с высокой культурой общения и
недостаточной разработанностью теории и практики формирования культуры
общения, в частности в младшем школьном возрасте;
- необходимостью повышения культуры общения у детей младшего
школьного возраста на фоне снижения общей культуры общества и
недостаточным использованием потенциала внеурочной деятельности для
организации данной работы в школе.
Разрешение данных противоречий определило проблему исследования:
каковы условия формирования культуры общения младших школьников.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально
проверить эффективные условия формирования культуры общения младших
школьников.
Объект исследования: формирование культуры общения у младших
школьников.
Предмет исследования: условия формирования культуры общения у
детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: Формирование культуры общения у младших
школьников будет эффективно при реализации следующих условий:
1. Использование на уроках литературы и технологии методов и
приемов, направленных на развитие когнитивного и эмоционально-
мотивационного компонентов культуры общения (анализ текста
произведения, игры драматизации)
2. Проведение занятий, тематика и содержание которых позволяют
обогащать представления о культуре общения и формировать навыки
культуры общения.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме воспитания
культуры общения у детей младшего школьного возраста.
2. Определить критерии и уровни сформированности культуры
общения младших школьников.
3. Выявить особенности проявления культуры общения младших
школьников.
4. Выделить и апробировать педагогические условия,
способствующие формированию культуры общения у детей младшего
школьного возраста.
5. Проверить эффективность программы формирования культуры
общения у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Психологические теории общения (А.А. Леонтьев);
Закономерности психического и социального развития младшего
школьника (Л.С. Выготский);
Исследования, посвященные развитию культуры общения
младших школьников (О.В. Никонова)
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач
нами использовались следующие методы исследования: теоретический
анализ литературы по исследуемой проблеме; эмпирические методы:
диагностические (анкетирование, опрос), методы качественного и
количественного анализа результатов.
Надёжность и достоверность результатов определяется применением
комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных целям и
задачам каждого этапа работы, с опорой на современные исследования.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования «Дзержинская
начальная школа детский сад». В исследовании принимали участие
учащиеся двух 1-х классов в количестве 14 человек в каждом.
Практическая значимость исследования состоит в разработке
программы формирования культуры общения у младших школьников,
которая может быть использована в работе учителей начальных классов.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Понятие «культура» чрезвычайно многозначно. В философии и
педагогике понятие «культура» рассматривается как научная проблема и
явление общественной жизни. Данный аспект освещен в работах Т.П.
Плещенко, Н.И. Формановской и других [30, 45].
В педагогическом словаре культура рассматривается как исторически
определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей
человека, который выражается в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых материальных и
культурных ценностях [20].
Согласно мнению Н.Н. Романовой, культура выступает как знания,
характеризующие особенности жизнедеятельности разных исторических
эпох и народов, развитие общественных отношений разных социальных
групп [38].
Интересное мнение высказывает В.В. Соколова, которая понимает под
культурой высшую степень облагороженности природных и социальных
условий жизни и человеческих отношений [43].
В.И. Сафьянова рассматривает культуру во взаимосвязи с таким
понятием как общение. Так, автор указывает, что культура выступает как
формы привычного общения, взаимодействия, общие для группы, общности
или общества [42].
У А.А. Бодалева, культура выступает как специфический способ
деятельности, включающий процесс творческой саморегуляции личности как
субъекта индивидуальности и неповторимости [33].
Следовательно, можно сделать заключение, что культура
непосредственно определяет поведение индивидуума, задает его жизненную
программу, является детерминантой каждого поступка.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что
культуру принято рассматривать как процесс организации и развития
человеческой жизнедеятельности. При этом продуктами жизнедеятельности
человека выступают: материальные ценности; духовные ценности; система
социальных норм; взаимоотношения. Содержанием культуры является:
продукты, созданные человеческим трудом; правила культурного поведения;
высшие достижения человеческой деятельности.
Проявлением общей культуры человека в его действиях, отношениях,
поступках, затрагивающих интересы других людей и выражающих степень
его уважения к их человеческому достоинству, является культура поведения.
Культура общения является важнейшей составляющей культуры
поведения человека в целом.
Общение является довольно широким понятием, которое включает в
себя все многообразие отношений людей друг с другом. При этом
особенности отношения каждого конкретного человека к окружающему его
миру находятся в прямой зависимости от характера его отношения к
культуре общества, к его членам через включенность в процесс общения [2].
По мнению А.А. Радугина, О.А. Радугиной общение - это процесс
взаимодействия двух лиц и более, направленный на взаимное познание, на
установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их
состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной
деятельности [34].
По мнению Б.Ф. Ломова общение необходимо рассматривать не в
рамках деятельности, а как самостоятельную форму активности человека,
результатом которой выступают отношения людей друг с другом. Автор
указывает, что именно благодаря общению люди могут организовывать
взаимодействие, договариваться о способах достижения цели совместной
деятельности. Общение также позволяет людям обмениваться своими
представлениями, интересами, идеями и чувствами.
Смысл общения и его основная значимость заключается в том, что
через него происходит передача форм культуры и общественного опыта от
одного поколения к другому [25].
Особенности сферы, способов и процесса развития общения зависят от
тех социальных функций, которые выполняют люди, вступающие в общение
друг с другом. На характер общения при этом оказывают влияние:
статус субъектов общения в системе общественных отношений;
особенности принадлежности к той или иной общности;
законы и правила социальной жизни;
социальные институты.
В процессе общения человек усваивает определенные нормы и правила
общения, у него формируются соответствующие умения. В связи с чем,
следует обратиться к понятию «культура общения».
В психологическом словаре Г.М. Коджаспировой культура общения
трактуется как система правил адекватного, принятого в социуме
поведения в различных ситуациях общения [20].
Н.И. Формановская говорит о том, что культура общения представляет
собой систему знаний и навыков тактичного поведения в различных
ситуациях общения, которые способствуют предупреждению конфликтных
ситуаций [45].
Е.В. Позднякова определяет культуру общения через проявление таких
характеристик как тактичность, способность к сопереживанию, сочувствию,
проявлению эмпатии (умение понять чувства и настроения окружающих
людей), способность поставить себя на место другого человека, осознанное
отношение к последствиям своих и чужих поступков [31].
Анализ психолого педагогической литературы показывает, что
культуру общения принято трактовать как сложное интегральное понятие,
являющееся неотъемлемой частью культуры личности (А.А. Бодалев) [7]. В
качестве содержания культуры общения выступают: практические приемы,
нормы, правила общения [7].
И.А. Ильяева выделяет следующие компоненты культуры общения:
когнитивный (представления о правилах ведения диалога, их
значении);
эмоционально мотивационный (положительное отношение к
культурным формам поведения в общении, желание вести себя в
соответствии с правилами);
поведенческо деятельностный (навыки культурного общения,
умение проявлять сдержанность).
Только гармоничное сочетание представленных в структуре культуры
общения элементов обеспечивает ее действенное функционирование.
Важную роль в культуре общения играет культура речи.
Культура речи - понятие многозначное, оно включает в себя две
ступени освоения литературного языка: правильность речи, т.е. владение
нормами устного и письменного литературного языка (правилами
произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики,
стилистики) и речевое мастерство. Как указывают Л.А. Введенская, Т.Н.
Казаева, Т.П. Плещенко, культура речи предполагает высокий общий
уровень культуры человека, культуру мышления, сознательную любовь к
языку [9, 18, 30].
Н.Н. Романова считает, что культура речи личности отражает степень
усвоения и соблюдения культурных норм в процессе передачи и восприятия
речевого сообщения, применение знаний, способствующих эффективности
данного процесса в ситуациях повседневного общения [38].
Культура общения предполагает овладение языковыми нормами и
совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в
живом речевом общении. Культура общения способствует развитию и
активизации речи, через общение ребенок усваивает синтаксис родного
языка, его словарь, фонетику, морфологию.
Н.И. Формановская и др. утверждают, что культура общения тесно
связана с этикетом. Этикет это установленный в обществе порядок
поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил,
регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений,
характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением
доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и
реального поведения, внешним обликом [45].
Речевой этикет это совокупность всех этикетных речевых средств и
правила их использования в тех или иных ситуациях. Неречевая форма
этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых
проявляется уважительное отношение к окружающим [38].
Итак, сущность культуры общения заключается в выработке норм и
правил, которые определяют ценности, нормы поведения, культуру речи,
культуру сознания, психологическую культуру субъектов общения, чувства.
Таким образом, обобщив подходы к определению культуры общения,
можно сделать вывод о том, что культура общения представляет собой
систему знаний и навыков тактичного поведения в различных ситуациях
общения, которые способствуют формированию конструктивного
взаимодействия (доброжелательного, содержательного, неконфликтного).
В структуре культуры общения выделяют несколько компонентов:
когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий. Эти
компоненты выступают основными критериями оценки культуры общения.
Культура общения тесным образом связана с разными личностными
качествами, такими как тактичность, способность к сопереживанию,
сочувствию, проявлению эмпатии, способность поставить себя на место
другого человека и т.д.