Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика»


Интеллектуальные игры к разделу
«Фонетика»
1. Расшифруй фразу:
Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмьгый гесрыг, фед
гяг, фед гяг,зэлэмьгый гесрыг
Ответ: «Жил был у бабушки серенький
козлик, вот как, вот как, серенький козлик».
Звонкие согласные заменены
соответствующими глухими, а глухие -
звонкими. Буква Л заменяется
наР. Буква М на Н ( и наоборот).
Гласные А,У,О изменяют на Я,Ю,Е.
2. Реши три фонетические задачи:
В книге «Правильно ли мы говорим?»
писатель Борис Николаевич Тимофеев
посвящает отдельную небольшую главу
скоплениям гласных и согласных,
знакомя читателя с некоторыми
любопытными примерами. Вот один из
них:
«- А может быть, вам желательно услыхать
фразу, в которой бы стояли рядом девять(!)
гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных
букв, но не звуков. Из них шесть передают
сочетание с согласным [ i ].
Укажите слова, в которых есть звук
[к]
Кто, Бог, оккупация, акустический,
парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший,
крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
Попробуйте прочитать в обратном
порядке звуки, из которых состоят
следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь,
лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Ответ: рай, куль, таз, ноль, лоб, краб, муж,
суд, шей, ель, куй, тля, пара, ложь, короб.
1. Отгадай слово.
Звуки этого слова вы узнаете, взяв
последний звук от слова зверь, 2-ой звук
от слова пятно,звук, который
повторяется дважды в слове вокруг, и
безударный гласный от
слова свекла.Какое слово у вас
получилось? Подберите к нему не менее
5 однокоренных слов. Ответ: река; речка,
заречный, речник, речонка.
Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й
звук от слова крылья, 4-й звук от
слова ящик,3-й звук от слова визг и
ударный гласный от слова столяр. Какое
слово у вас получилось? Ответ: лиса.
Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й
звук от слова редька, ударный гласный
от словапозвонит, 4-й звук от
слова съехал, 4-й звук от слова юмор.
Подберите все возможные антонимы к
полученному слову. Ответ: тихо.
1. Подумай и ответь.
Какой фонетический признак объединяет
слова: отдалиться, просьба, сгибать?
Ответ: озвончение глухих согласных
Какой фонетический признак объединяет
слова: вдруг, подтянуть, укладка, ферзь?
Ответ: оглушение звонких согласных.
Свадьба, женитьба, косьба, молотьба
какое слово лишнее и почему?
Ответ: свадьба; оно пишется
соответственно с произношением со
звонким д, несмотря на слово сватать.
Аналитические игры
1. Игра «Классификация». Можно
соревноваться двум командам или иг-
рать просто так, не соперничая. Пусть
каждый предложит все, какие только
придут в голову, способы
расклассифицировать, например, ребят в
классе: на мальчиков и девочек;
блондинов, шатенов, и брюнетов;
отличников, хорошистов и троечников;
сидящих у окна и сидящих у стены;
любящих математику и любящих
литературу и т.п. Важно следить, чтобы
классификации были правильными:
противопоставлять по одному и тому же
признаку (нельзя девочек и отличников).
Не должно оставаться элементов, не
попавших ни в одну группу (нельзя
делить только на блондинов и брюнетов,
если в классе есть хоть один рыжий).
Группы, получившиеся в результате
классификации, не должны поглощать
одна другую (нельзя делить на
мальчиков и футболистов). Побеждает
команда, сумевшая найти больше
вариантов. Классифицировать можно
самые разные множества: буквы
алфавита, ошибки в диктанте, любой
список слов, книги на полке, предметы в
школьном расписании, телепередачи,
месяцы и дни недели, и многое другое.
Очень интересно классифицировать
своих знакомых. Главное чтобы множе-
ство было всем известно и четко
ограничено.
2. Игра «Продолжить ряд». Нужно
продолжить ряд, догадавшись, какая за-
кономерность лежит в его основе. Ответ
нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны
первые буквы числительных по порядку:
один, два, три…четыре).
1.
o Апельсин, банан, виноград…. Ответ:
груша (следующая буква алфавита)
o Паук, таракан, мышь… Ответ: птица
или человек (в этом ряду – название
животных в порядке уменьшения
количества ног)
o Медведи, сестры, поросята… Ответ:
например, мушкетеры (слово, которое
вместе с числительным три образует
название художественного про-
изведения).
o Дорога, ремонт, милиция… Ответ
: фары (это слово начинается
с фа, продолжая музыкальный
ряд дорога, ремонт, милиция, и
одновременно относится к тематике
ряда)
2. Игра « Четвертый лишний». В
каждом ряду из четырех элементов
нужно назвать лишний – тот, у которого
нет качества, характерного для всех
остальных. Участник должен пояснить
ответ.
Например, печка, свечка, утка,
овечка. Ответ: утка (остальные рифмуются).
Ворота, чернила, столы, ножницы. Ответ:
столы (остальные не имеют единственного
числа).
крик, кричать, квакать, кукарекать (имя
существительное)
золото, ураган, молоко, болото (не
содержит полногласных сочетаний)
лебедь, воробей, ворона, попугай
(остальные мужского рода)
рыба, рак, угорь, скорпион (остальные
слова дали названия созвездиям Зо-
диака)
уши, головы, ноги, плечи (остальные
слова называют парные предметы)
ночь, дочь, рожь, мышь (в отличие от
прочих не имеет множественного числа)
1. Игра «Пропорции». Нужно решить
пропорцию (найти недостающие в ней
члены), а для этого понять, каковы
отношения между ее членами. Игра
развивает гибкость мышления,
способность видеть связи и соотношения
между разными вещами, в том числе
неочевидные и скрытые. Классический
пример –
пропорция птица/рыба =самолет/?.
Слева члены пропорции природные,
справа – сделанные человеком; вверху
летают. Внизу плавают. Ответ:
подводная лодка (корабль не подходит
решение должно плавать под водой).
Пропорции могут строиться на самых
разных соотношениях. Пример
грамматической
пропорции: делать/сделать
=говорить/?. Ответ: сказать. Забавный
пример: пожар/пожарник = ?/дворник.
Правильно двор, если пропорция
словообразовательная, и мусор, если
семантическая, смысловая.
Баллы присуждаются как за решения, так и
за создание новых пропорций. Можно
усложнить игру: выбрать тему, к которой
должны иметь отношение все задания
(например, «Литература»), или допускать к
игре только пропорции с двумя неизвест-
ными.
рысь/кошка = ?/собака (волк)
лампа/свет = ?/звук (магнитофон или
радио)
ластик/рисунок = время/? (воспоминания)
казак/казак = арап /? (пара слова
прочитаны справа налево)
музыка/ноты = речь/? (буквы)
пол/потолок = стена/? (стена)
лицо/портрет = природа/? (пейзаж)
пожарник/? = дворник/метла (вода)
тигр/4 = ?/8 (паук – по количеству ног)
провода/электричество = ?/кровь
(сосуды)
машина/мотор = человек/? (сердце)
дом/крыша = человек/? (шапка)
верблюд/горб = пеликан /? (клюв)
капля/море = слово/? (текст)
дождь/снег = осень/? (зима)
Благодаря проведенным исследованиям и
анализу практической деятельности, можно
говорить о том, что для повышения интереса
к русскому языку необходимо стимулировать
деятельность школьников с помощью
дидактической игры.
Дидактические игры положительно влияют
на повышение интереса к русскому языку.
Использованные на уроках
интеллектуальные игры предоставляют
возможность учащимся раскрыть свои
потенциальные возможности, более полно
пользоваться своими способностями,
создают ситуацию успеха для слабых
учеников. Игры создают условия для
развития творческого мышления, смекалки,
находчивости, сообразительности.
Положительно дидактические игры влияют
на развитие школьников, им предос-
тавляется возможность работать в группе,
решать различные учебные задачи,
высказывать свое мнение, анализировать
ситуацию, искать пути решения.
Следовательно, игры способствуют
развитию мышления, памяти, внимания,
речи, воображения.
Таким образом, включение дидактических
игр в процесс обучения школьников
способствует повышению познавательной
активности и интереса к русскому языку,
способствует более качественному
усвоению знаний.