Методическая разработка "Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"


1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
детский сад № 4
г.Саров, Нижегородской области
Методическая разработка
«Развитие инициативы
у детей старшего дошкольного возраста
в процессе музыкальной деятельности»
Разработала:
музыкальный руководитель
МБДОУ №4 г.Саров,
Фролова А.Н.
г.Саров 2017г.
2
На современном этапе развития дошкольного образования одной из
актуальных задач является задача развития личностных качеств детей
дошкольного возраста. Личностно развитый ребенок активен,
любознателен, владеет основными культурными привычками и навыками
самообслуживания, стремится получить новые знания.
Одним из социально значимых личностных качеств дошкольника
считается его инициативность. Инициативность предполагает
самостоятельную постановку целей, организацию действий, направленных
на достижение этих целей и реализацию действий. Благодаря
инициативности развиваются произвольное и волевое поведение, активнее
познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми
и сверстниками. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие,
организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в
разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.
Исходя из той или иной направленности активности дошкольника,
выделяют следующие сферы инициативы:
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как
основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение,
образное мышление);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в
разные виды продуктивной деятельности рисование, лепку,
конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления»
материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во
взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия,
коммуникативная функция речи);
4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в
экспериментирование, элементарную познавательно-исследовательскую
деятельность, где развиваются способности устанавливать
пространственно-временные, причинно-следственные отношения).
Развитие инициативности начинается с раннего возраста через
вовлечение детей в самостоятельное выполнение доступных им задач. К
старшему дошкольному возрасту дети могут достичь определённого уровня
развития инициативности в разных видах деятельности. Ребёнок 5-7 лет сам
способен ставить цели в играх и практической деятельности. При этом он
умеет оценивать обстановку, в которой происходит действие (например, в
игре), умеет провести анализ ситуации, выявить позиции участников,
разработать план действий (например, последовательность ходов в
настольной игре) и выполнить действие.
Традиционные, общепринятые в дошкольной педагогике формы
взаимодействия и методы обучения, благодаря музыкальной деятельности,
наполняются новым смыслом, отражающим особенность музыки как вида
искусства.
3
Исходя из принципов, целей и задач музыкального образования,
традиционные общедидактические методы дополняются методами,
нацеленными на формирование личности ребенка через раскрытие духовной
сущности музыкального искусства, а именно: методом наблюдения за
музыкой (а не обучения ей) (Б.В. Асафьев); методом размышления о музыке
(Д.Б. Кабалевский); методом эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдуллин);
методом создания художественного контекста (Л.В. Горюнова); методом
осознания личностного смысла музыкального произведения (А.А.
Пиличяускас) и др.
1
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является задача
«становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий».
Целенаправленность и саморегуляция собственных действий будет
осуществляться в музыкальной самостоятельной деятельности детей, в
возможности самому выбрать вид деятельности в соответствии со своими
интересами.
Степень самостоятельности у ребёнка всё время повышается, что
приводит к развитию инициативности в разных видах музыкальной
деятельности в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкальных
играх.
Таким образом, задача развития инициативности дошкольников в
музыкальной деятельности является актуальной и своевременной.
Инициативность – важное условие развития музыкальных способностей
ребёнка и один из показателей развития его личностных качеств.
В музыкальных видах деятельности (восприятии, исполнительстве,
творчестве) инициативное поведение проявляется в том, что ребёнок
начинает планировать свои действия, ставя перед собой задачи и
последовательно их решая. Инициативность характеризуется развитием
творческой активности, созданием разнообразных игровых замыслов и
условных действий.
А теперь рассмотрим методические приемы по развитию инициативы
в каждом из видов музыкальной деятельности отдельно.
Слушание.
В работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста
методические приемы по развитию инициативы многообразны и варьируются
от наличия различных видов деятельности (музыкальной игры, хороводов,
танцев, упражнений), также от особенностей содержания деятельности и
комплекса программных умений, необходимых для успешного освоения
материала.
1
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для
студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
4
Дошкольники в этом возрасте способны самостоятельно различать
некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных
сведений высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным
признакам. Углубляя навык слушания музыки, педагог продолжает развивать
эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие дошкольников. Их
знакомят с произведениями, передающими довольно широкий объем
переживаний, которые иногда трудно выразить словами.
В процессе слушания даются сведения о жанрах. Достаточный уровень
развития детей позволяет привлекать их внимание не только к характеру всего
произведения, но и отдельным его частям. Укреплению навыков восприятия
помогают дидактические игры, задания которых всегда связаны с
различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности:
высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение происходит в игровых,
увлекательных ситуациях.
Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог
строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста.
Знакомя с инструментальной музыкой, он делает небольшие пояснения более
общего характера.
Беседы носят развернутый характер, внимание обращается на развитие
художественного образа, поясняется выразительное назначение музыкальных
средств. В словесных указаниях педагог неоднократно помощью образного,
короткого рассказа или выразительно прочитанного стихотворения) отмечает
связь музыки с теми явлениями жизни, которые в ней отраженны.
Инициативность дошкольников в беседах о музыке проявляется в
умении вступать в контакт со взрослыми и сверстниками с учётом норм
социального взаимодействия. Ребёнок должен ориентироваться в социальном
взаимодействии (где, с кем, как, о чём можно говорить, выслушивать, не
перебивать, стараться отвечать на вопросы и самому их задавать,
поддерживать тематическую беседу).
Пение.
В решении задач развития инициативы и самостоятельности
усиливается воспитательное воздействие пения, различных его форм, более
активное приобщение к музыкальной грамоте, развитие музыкально-
слуховых представлений.
Работая над звукообразованием (высоким, легким, звонким, напевным,
подвижным), педагог использует показ на своем примере или на примере
хорошо поющего ребенка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать
так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать,
оценивать.
Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование
гласных: а, о, у, э, и. При этом педагог упражняет ребят в пении на гласные и
слоги («ля-лё»), с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать
5
согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на
слоги «динь-динь».
Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием.
Необходимы систематические упражнения и напоминания. Приемы развития
дикции (правильного, ясного произношения) диктуются особенностями
литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов.
Каждый ребенок должен осмысленно произносить все слова, хорошо
артикулируя. Здесь полезны приемы произнесения текста шепотом, в ритме
песни и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение
текста без музыки.
Можно использовать следующие приемы:
- «настроиться» перед началом пения; педагог поет (тянет) первый
звук, и дети его повторяют;
- «задерживаться» на отдельном (чаще последнем звуке песни)
звуке мелодии по указанию педагога и прислушаться, как он звучит;
- перед разучиванием песен полезно исполнять музыкальные
попевки в различных тональностях; исполнить несколько раз трудный
интервал песни, добиваясь точности звучания от каждого ребенка;
- с некоторыми детьми, обладающими более широким диапазоном,
можно исполнить песню в более высоких тональностях;
- напоминать детям о направлении движения мелодии, о более
высоких и низких звуках, формируя музыкально-слуховые представления;
- углублять слуховые представления, используя показ,
изображение условных знаков (птичка сидит высоко поет выше, сидит
низко — поет ниже);
Песенное творчество.
Инициативность одно из важных условий развития творческой
деятельности ребёнка. Для формирования песенного творчества у детей
необходимо обращать внимание на следующие моменты.
В постановке творческих заданий всегда соблюдается определенная
последовательность. На первом этапе предлагается такая импровизация: спеть
свое имя. Каждый ребенок, отвечая педагогу, поет по-своему. Предлагается
также импровизировать мелодию без слов. Но чтобы ребенок привыкал петь
в определенном ладу, должны быть предложены попевки, которые помогают
ему в этом. Например, песня-образец «Играй, сверчок» Т. Ломовой сначала
исполняется взрослым, затем проигрывается музыкальное вступление, и
педагог поет без сопровождения.
На втором этапе детям предлагают так называемые музыкальные
вопросы и ответы. Им напоминают, что в разговорной речи на вопрос
получают ответ, например: «Ты куда идешь?» «Домой». Это можно сделать
и в пении. Исполняя песни-образцы, обращают внимание на характер вопроса
и ответа, которые звучат по-разному. Например, в песнях М. Скребковой
«Зайка, зайка, где бывал?», Г. Зингера «Что ты хочешь, кошечка?».
6
На третьем этапе внимание детей обращается на то, что музыка может
выражать различные чувства, быть то веселой то грустной. Дети понимают
задание и, прослушав два контрастных образца песен («Весной» и «Осенью»
Г. Зингера или «Колыбельная» В. Агафонникова и «Плясовая» Т. Ломовой),
импровизируют веселую, оживленную мелодию на текст А. Шибицкой
«Весенний день звенит! Встречай, скворец летит!». Или находят грустные
интонации в передаче контрастного настроения: «Улетают птицы вдаль,
расставаться с ними жаль». Методика здесь видоизменяется: дети после
фортепианного вступления должны самостоятельно сочинить (спеть)
мелодию на заданный текст, после чего проигрывается музыкальное
заключение песни.
Музыкально-ритмические движения.
Методические приемы определяются наличием или отсутствием
сюжетности, подсказанной литературным текстом песни или названием
программной пьесы. Сюжет намечает игровые действия. Поэтому
последовательность исполнения музыки и рассказа о содержании игры,
хоровода можно варьировать. Такие методические приемы целесообразны
при разучивании сравнительно несложных по движениям и
последовательности игр. Если имеет место развернутое действие, то рассказ
распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается
музыкальной иллюстрацией.
Развитие инициативы в танцах требует предварительного
прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов.
Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может
быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная
музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным
построением движений требует раздельных пояснении и показа (по частям).
Методические приемы должны быть направлены на то, чтобы
планомерно систематически развивать детские умения и способности,
осваивая репертуар. Приемы видоизменяются в зависимости от этапа
разучивания материала. Первый этап - целостное восприятие музыки. Ребенок
должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий этап -
разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть
применены упражнения для усвоения более сложных элементов,
выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям
с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д.
Заключительный этап - повторение разучиваемого произведения, чтобы
добиться инициативности и самостоятельного исполнения у воспитанников.
Методические приемы варьируются в зависимости от тех качеств,
способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-
ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.
Одной из форм развития инициативности при выполнении заданий может
стать работа парами, предусматривающая распределение функций: один
7
выступает исполнителем, другой контролером (наблюдает за тем, как
другой делает задание, в какой последовательности, слушает, спрашивает,
если что-то не понятно). Выполняя контролирующую функцию, наблюдатель
проявляет инициативность на уровне операционального контроля. Переходя
к следующему заданию, дети меняются функциями. Варианты выполнения
могут касаться подбора пар паре могут быть подобраны близкие или разные
по уровню развития дети), содержания задания (по сложности и др.).
Иногда приемы развития исполнительских умений предполагают
действия детей в строго зафиксированной последовательности. В этих
случаях применяются показ, точные инструкции. Хорошо выучив движения,
ребенок хочет и может выполнить их непринужденно, самостоятельно.
Детское творчество.
Для развития инициативности педагог, направляя деятельность детей,
применяет творческие задания в постепенном усложнении. Вначале дети
импровизируют действия отдельных персонажей (однотипные характерные
движения), затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют
их характерные черты. С этой целью созданы специальные музыкально-
литературные сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются
детьми.
В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых
импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое
движение, прослушав незнакомую пьесу. Дети получают и коллективные
задания: советуются, придумывают композицию танца. Опыт показывает, что
для решения этих задач лучше использовать пьесы, написанные в
двухчастной форме. Это помогает дошкольникам в их творческих
начинаниях, они активизируются, проявляют инициативу,
самостоятельность.
В конце года, подводя итоги обучения, педагог предлагает детям
следующие задания:
- выразительно передать характерную особенность персонажа,
прослушав незнакомое произведение по выбору педагога;
- исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая
пара детей танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив,
уточняет педагог;
- придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети
становятся парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;
- импровизировать пляску, используя знакомые элементы
народного танца. Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь
«переплясать» друг друга, придумывают движения;
- придумать свой вариант импровизации движений при
инсценировании незнакомой песни, которую исполняет педагог.
8
Игра на детских музыкальных инструментах.
В методике обучения игре на инструментах важно установить
последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Как и во
всяком исполнении, здесь необходимо применение правильных приемов игры
при разучивании пьес. Важна преемственность в коллективной и
индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном
музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях.
Выразительное исполнение произведения (на различных инструментах)
педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения хорошо
проверенные, традиционные методы - могут еще пополняться иными. Детям
предлагают самостоятельно «обследовать» инструменты, ставят перед ними
несложные творческие задания и побуждают к самообучению в
самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания
указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде
всего, надо установить правильную исходную позу и расположение
инструмента по отношению к ребенку.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. В
характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти
аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью
человека.
Очень важно, чтобы деятельность педагога была направлена на развитие
через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает
развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его
индивидуальных особенностей, которые выявляются через систематические
наблюдения, когда в центре образовательного процесса - личность ребёнка,
реализации её природного потенциала.
9
Список использованной литературы
1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного младшего школьного возраста). - 2-е изд.,
испр. и доп. СПб.: ЛОИРО, 2000.
2. Новикова Г.П. Приобщение старших дошкольников к миру
художественной культуры // Развитие теории дошкольного образования.
Психолого-педагогические аспекты: материалы научно-практической
конференции. - М.: МПГУ, 1998. - С.155157. 7. Новикова Г.П. Эстетическое
воспитание и развитие творческой активности у детей дошкольного возраста
средствами народного искусства // Творческая педагогика накануне нового
века: Материалы 1 научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 1997. -
С.214-216.
3. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей
дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.- 384 с.
4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и
методические рекомендации. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.
5. Рощина Е.В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС
ДО [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII
Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар:
Новация, 2016. — С. 120-121.