Программа дополнительного образования "Ритмика" (1-4 классы)


МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№3 г .ЛЬГОВА»
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Ритмика»
(возраст обучающихся 7-12 лет)
Срок реализации программы 4 года
ПОДГОТОВИЛА
Педагог дополнительного образования
МБОУ СОШ№3 г.Льгова Курской области
Конюхова Татьяна Ивановна
ЛЬГОВ-2017
Программа «Ритмика» 1-4 классы составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе
программ по хореографии для общеобразовательных школ:
программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования
06.03.2001г.;
программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей
категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска;
программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И учителя средней школы №66 г.
Тюмени.
Пояснительная записка
Данная программа «Ритмика» 1-4 классы составлена на основе программ по хореографии
для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная
Министерством образования 06.03.2001г. Хореография обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его
гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную
осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают
представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство
воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов
и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие
танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Программа
«Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства со
второго по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой
занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.
Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к
проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей,
мастерства педагога, условий работы. Данная программа сориентирована на работу с
детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание
хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа
предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение
танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание
способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу ритмики включены
упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-
10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную
постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию
движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык
ориентации в пространстве. Цели и задачи обучения. Образовательная цель программы:
приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до
современного танца, от детской пляски до балетного спектакля. Развивающая цель
программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств:
гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и
благородство;
Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение
ребёнка.
Задачи курса:
1. дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в
хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений
с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки; дать
представление о танцевальном образе. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том
танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
2. использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития
учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей:
углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных
возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
3. использовать этические особенности танца для воспитания нравственности,
дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить
танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и
общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
4. обеспечить творческое развитие, эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать
культуру эмоций;
5. обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление
мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать
культуру движения;
6. увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность
двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Организация образовательного процесса.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия,
в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее
воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого
ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические
упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные
элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия
теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания,
приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На
начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы диалоги,
обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих
занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории
развития и традициях.
Принципы обучения.
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию
дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении
занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и
осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и
к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде
движений;
повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их
силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по
дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от
простого к сложному Принцип систематичности предусматривает непрерывность
процесса формирования танцевальных
навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и
активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-
творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
-безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие
давления на волю ребенка;
- глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных
потребностей детей;
-создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка,
его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей
взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной
среде.
Методы и методические приемы обучения.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения:
использования слов, наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова универсальный метод обучения. с его помощью решаются
различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются
элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др.
Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному
усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым
упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию
плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки,
которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной
памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод
целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной
доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает
наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы
и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и
танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для
уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот
метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально ритмических игр. Этот метод
основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении
ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия
повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами
педагогического воздействия на учащихся Содержание работы.
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся
на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет
упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера.
Это связано с тем, что одна из задач работы развитие и совершенствование
танцевальных способностей, умений и навыков.
Материал программы включает следующие разделы:
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
2. Танцевальная азбука (тренаж).
3. Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).
4. Беседы по хореографическому искусству.
5. Творческая деятельность.
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе
обучения:
знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных
чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В
практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача
педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают
требования к музыкальному оформлению занятий:
- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным
движением;
- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным
методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и
перестроения, музыкальные игры для школьников 1-2 класса, слушание и разбор
танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела
способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития
чувства ритма и лада, обогащение музыкально слуховых представлений, развитие
умений координировать движений с музыкой.
Раздел «Танцевальная азбука».
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно
характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства,
культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений,
помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец
является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо
разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей
воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения.
Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Раздел «Танец».
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных
танцев.
Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от
конкретных условий.
В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные
танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный
характер танца. Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с
усвоением норм этики,
выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
-разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными
особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером
музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается
количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися
необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные
элементы собираются в единую композицию.
Народно сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет
важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у
учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца,
упражнения по народно сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и
включаются в раздел «танцевальная азбука».
Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические
движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
- партерная гимнастика;
- тренаж на середине зала;
- танцевальные движения;
-композиции различной координационной сложности.
Раздел «Беседы по хореографическому искусству».
Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего
курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового
балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель
занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь
развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность,
самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными
пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов,
творческих концертов и т.д.
Раздел «Творческая деятельность».
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер
ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента,
его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его
творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами,
хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их
творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых
отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация
сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на
предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики,
упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц,
сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Творческие задания
включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными
уроками по темам.