Презентация "Концепции современного естествознания"

Подписи к слайдам:
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  • Лекция 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Концепции современного естествознания»
  • Предмет учебной дисциплины.
  • Функции «Концепций современного естествознания»
  • Наука как феномен культуры.
  • Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  • Концепция – логический каркас науки; включает:
  • Основные принципы науки.
  • Основные законы науки.
  • Основные категории науки.
  • Ведущие методы исследования.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  • Научное естествознание – комплекс наук о природе
  • Гуманитарное знание: объект - человек
  • Социальное знание: объект – общество
  • Техническое знание: объект - техника
  • Естественнонаучное знание: объект - природа
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  • В средней школе изучают:
  • Геометрию Евклида (ок. 325 – 265 г. до н. э.). Студент РГСУ знает ее не лучше, чем древнеафинский студент. 
  • Азы высшей математики. Дифференциальное и интегральное исчисления изобретены Ньютоном (1643 – 1727) и Лейбницем (1646 – 1716).
  • В средней школе не изучают:
  • Синергетику.
  • Эволюционную химию.
  • Теорию суперструн и др.
  • Задачи:
  • Дать представление о современном естествознании.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  • Концепции современного естествознания как учебная дисциплина:
  • - знание о научном познании,
  • - исследование факторов становления естествознания,
  • - раздел науковедения,
  • - социально-гуманитарная дисциплина.
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
  • Задачи дисциплины «Концепции современного естествознания» состоят в том, чтобы студенты-гуманитарии
      • получили сведения о современных взглядах на природу;
      • увидели необходимость как рационального, так и образного отражения окружающего мира;
      • определили место человека в этом мире;
      • поняли различие между точным знанием, верой, догадками, недобросовестными и тенденциозными интерпретациями наблюдаемых явлений;
      • сформировали в своем сознании естественнонаучную картину мира.
Функции учебной дисциплины
  • Гносеологическая (познавательная) функция: студент получает приращение знаний в сфере естествознания, которая касается не столько конкретных фактов в этой области, сколько обобщенных концепций естествознания.
  • Мировоззренческая функция - важнейшая для учебной дисциплины: дисциплина формирует обобщенные представления о мире и месте человека в нем, задача – формирование естественнонаучной картины мира.
  • Методологическая функция: обогащает методологическую культуру будущего специалиста, вооружает его пониманием методов, с помощью которых формируется современная естественнонаучная картина мира.
  • Коммуникативная функция позволяет студенту овладеть категориальным аппаратом современного естествознания.
Функции учебной дисциплины
  • Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
  • Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Два типа культуры
  • Культура - совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
  • Характеризует надприродный, социальный характер человеческого бытия.
  • Мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него и потому неразрывно связан с природным миром.
  • Предмет культуры:
  • природная основа,
  • социальное содержание и оформление.
Два типа культуры
  • Двойственность мира культуры - основание возникновения двух ее типов: естественнонаучного и гуманитарного.
  • Предметная область естественнонаучного типа — природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т. д.
  • Гуманитарный тип культуры охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой – духовных, наделенных разумом.
  • Этот тип культуры включает в себя «человековедческие» науки (философия, социология, история и др.), а также религию, мораль, право, искусство и т. д.
Два типа культуры
  • Чарльз Перси Сноу (1905 – 1980), английский писатель и физикохимик в лекции «Две культуры» (1959 г., Кембриджский ун-т):
  • сосуществуют два независимых типа культуры (и соответствующих им групп интеллигенции – гуманитариев и естествоиспытателей).
  • Сноу озабочен расширяющейся пропастью между этими культурами:
  • «Получается так, что величественное здание современной физики устремляется ввысь, а для большей части проницательных людей западного мира оно так же непостижимо, как и для их предков эпохи неолита».
Две культуры
  • Гуманитарная и естественнонаучная культура различаются по ряду критериев.
  • Наиболее ярко эти различия наблюдаются в различии гуманитарного и естественнонаучного знания.
  • В современном обществе гуманитарные науки и естественные науки могут быть охарактеризованы как ядро соответственно гуманитарного и естественнонаучного типов культуры.
Две культуры
  • Критерии различения
  • Естественные науки
  • Гуманитарные науки
  • Объект исследования
  • Природа
  • Человек, общество
  • Ведущая функция
  • Объяснение (истины доказываются)
  • Понимание (истины истолковываются)
  • Характер методологии
  • Генерализирующий (обобщающий)
  • Индивидуализирующий
  • Влияние ценностей
  • Малозаметно, неявно
  • Существенно, открыто
  • Антропоцентризм
  • Изгоняется
  • Неизбежен
  • Идеологическая нагрузка
  • Идеологический нейтралитет
  • Идеологическая нагруженность
Две культуры
  • Критерии различения
  • Естественные науки
  • Гуманитарные науки
  • Взаимоотношения субъекта и объекта познания
  • Строго разделены
  • Частично совпадают
  • Количественно-качественные характеристики
  • Преобладание количественных оценок
  • Преобладание качественных оценок
  • Применение экспериментальных методов
  • Составляет основу методологии
  • Затруднено
  • Характер объекта исследования
  • Материальный, относительно устойчивый
  • Более идеальный, чем материальный, относительно изменчивый
Взаимодополнительность культур
  • Оба типа культур — творения разума и рук человеческих. Человек — существо двойственное, биосоциальное, вместе с тем – достаточно целостное.
  • Основные типы культур активно формируют мировоззрение людей, каждый — свою часть.
  • Основные типы культур имеют много «пограничных» проблем: экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии и т.д.
  • Общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей.
  • Разделение «труда» гуманитарной и естественнонаучной культур по аналогии порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», работает на единство человеческой культуры.
Влияние гуманитаристики на естествознание
  • Развитие естественных наук способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование человечества (ядерное оружие, генно-инженерные монстры и пр.); необходима их гуманитарная экспертиза, а также этические, юридические и другие ограничители научной экспансии.
  • Объектом естествознания является человек; обойтись без экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости таких экспериментов лучше наукам гуманитарным.
  • Методология естествознания составляет также и предмет гуманитарных наук.
  • Все, что делает человек, должно быть наполнено смыслом; постановка целей развития естественнонаучной культуры требует широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности.
Влияние естествознания на гуманитарную культуру
  • Рассуждая о месте человека в мире, нельзя не принимать во внимание естественнонаучные представления о том, что этот мир собой представляет.
  • Современные средства распространения знания, в том числе гуманитарного, являются плодами развития естественнонаучных отраслей знания.
  • Достижения естествознания важны гуманитариям и в качестве образца строгости, точности и доказательности научного знания.
  • Там, где возможно, гуманитарное знание успешно пользуется количественными методами исследования, рожденными в рамках естествознания; в первую очередь это относится к таким наукам, как экономика, лингвистика, логика и т.д.
Взаимосвязь культур
  • В начале XXI в. единство и взаимосвязь культур проявляется в следующих формах:
  • в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество;
  • в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественнонаучных программ;
  • в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации;
  • в гуманитаризации естественнонаучного и технического образования, а также в фундаментализации естествознанием образования гуманитарного.
Основные подходы к науке
  • Наука
  • Форма общественного сознания
  • Совокупность теоретических и эмпирических знаний
  • Социальный институт
  • Совокупность исследовательских коллективов
  • Важнейшая сфера культуры
  • Специфический вид интеллектуальной деятельности
  • Способ самореализации и самоутверждения личности
  • Фактор социально-экономического, социального, духовного развития
  • Массив публикаций в изданиях особого рода
Начало науки
  • Наиболее распространенная точка зрения на начало науки признает древнегреческую цивилизацию начальной стадией становления науки,
  • а западноевропейскую цивилизации XVI—XVII вв. признает местом и временем начала науки в современном смысле этого понятия.
  • Современная наука представляет собой сложное системное образование. С точки зрения предметного единства все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных и т. д.
Структура науки
  • Субъект науки — научные работники, коллективы исследователей.
  • Объект науки — это все состояния бытия окружающего мира, общества и самого человека, которые становятся сферой приложения активности субъекта науки.
  • Предмет научного исследования – конкретная часть объекта науки.
  • Цели науки многообразны: объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали объектом ее познания, реализация научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении качества жизни.
  • Средства — это способы действия и орудия для осуществления научной деятельности.
  • К средствам науки относят в первую очередь методы исследования, активная и пассивная техника — система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность.
  • Научный метод – это способ исследования, совокупность приемов или операций, направленных на получение и обоснование научного знания, создания научной теории.
Научный метод
  • Всеобщие философские методы, касающиеся всего естествознания, любой науки; чаще всего здесь выделяют диалектический и метафизический методы.
  • Общенаучные методы имеют междисциплинарную область применения, используются во всех либо в большинстве наук.
  • Частнонаучные методы – методы, действующие в пределах отдельной отрасли естествознания; это конкретизация общенаучного метода применительно к нуждам данной науки: спектральный анализ для физика и химика – это конкретизация общенаучного метода анализа.
Уровни научного познания
  • Эмпирический уровень научного познания – это непосредственное исследование чувственно воспринимаемых объектов.
  • Теоретический уровень научного исследования – это раскрытие сущности явлений, выявление законов на рациональной (логической) ступени познания.
  • Преимущественно на эмпирическом уровне исследования применяются такие методы, как наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
  • Преимущественно на теоретическом уровне используются такие методы как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, дедукция, индукция и аналогия, историческое и логическое, моделирование, математизация и кибернетизация, а также такие исследовательские подходы, как системный, структурно-функциональный и др.
Формы научного знания
  • Формами научного знания выступают:
  • научные факты,
  • проблемы,
  • гипотезы,
  • доказательство или опровержение гипотез,
  • законы,
  • теории,
  • концепции,
  • научные картины мира.
Результаты науки
  • Результаты науки многообразны.
  • Ее смысл — получение научного знания. Это знание отличается следующими свойствами:
  • объективная истинность (наибольшая степень соответствия свойствам объекта, отсечение пристрастий, оценок самого ученого),
  • систематизированность, логическая обоснованность,
  • полнота для данного уровня познания,
  • открытость для компетентной критики,
  • интерсубъективность (т.е. знание есть результат деятельности не одиночки ученого, а целостного процесса развития науки, поэтому открытия одних ученых проверяют другие),
  • практическая применимость.
Логика науки
  • В 60-х гг. ХХ века сформулирована концепция развития науки американского историка и философа науки Томаса Куна.
  • Он ввел в методологию науки новое понятие — «парадигма» (от греч. paradeigma — пример, образец) - особый способ получения и организации знания, определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования.
  • К парадигмам в истории науки Т. Кун причислял, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д.
  • По словам Т. Куна, парадигму составляют «...признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу».
  • Парадигма
  • Теория
  • Методология
  • исследований
  • Признанные всеми
  • Законы
  • (Ньютона,
  • Ома и т.п.)
  • Концептуальные
  • модели
  • Ценностные
  • установки
  • при оценке
  • состояния
  • науки
  • при оценке
  • полученных
  • результатов
  • при выборе
  • направлений
  • исследования
Логика науки
  • Приращение знания в рамках парадигмы получило название «нормальной науки». Смена парадигмы есть научная революция. Пример — смена классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (эйнштейновскую).
  • Смена парадигм не носит линейного характера, а похожа на развитие кактуса, прирост которого может начаться с любой точки его поверхности. Какая именно точка науки «пойдет в рост», зависит от стечения самых разнообразных обстоятельств.
  • Переходы от одной парадигмы к другой Т. Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру. Выбор принципов новой парадигмы осуществляется учеными, как считает Т. Кун, в результате внезапного «озарения», «просветления», иррационального акта веры в то, что мир устроен именно так, а не иначе.
Схема развития науки
  • 1 При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
  • 2 Одно из главных направлений деятельности нормальной наукиобнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
  • 3 При таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;
  • 4 В период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
  • 5 Для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
  • 6 В ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем объясняется старой парадигмой;
  • 7 Новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.
Лакатос о развитии науки
  • Альтернативную модель развития науки - методологию научно-исследовательских программ – предложил И. Лакатос (1922-1974). Родился в Венгрии, диссертацию по философским вопросам математики готовил в МГУ, работал в Лондонской школе экономики и политических наук
  • В отличие от Т. Куна он считает, что выбор научным сообществом одной из многих конкурирующих исследовательских программ может и должен осуществляться рационально, на основе четких, рациональных критериев.
  • Исторически непрерывное развитие науки представляет собой конкуренцию научно-исследовательских программ. Эти программы имеют сложную структуру.
Лакатос о структуре научно-исследовательской программы
    • «Жесткое ядро», включающее неопровержимые для сторонников программы исходные положения.
    • «Негативная эвристика» - «защитный пояс» ядра программы, снимающих противоречия с аномальными фактами.
    • Если небесная механика рассчитала траектории движения планет, а наблюдаются отклонения реальных орбит от расчетных, то законы механики подвергаются сомнению в самую последнюю очередь. Вначале в ход идут гипотезы и допущения «защитного пояса»: можно предположить, что неточны измерения, ошибочны расчеты, присутствуют некие возмущающие факторы — неоткрытые еще планеты и т.д.
    • «Позитивная эвристика» - это ряд доводов, направленных на то, чтобы развивать «опровержимые варианты» исследовательской программы, дополнять ее.
    • В результате наука предстает как серия модифицирующихся теорий, в основе которых лежат единые исходные принципы.
Лакатос о развитии науки
  • Последовательная смена моделей мотивируется, как правило, не аномальными наблюдаемыми фактами, а теоретическими затруднениями самой программы.
  • Именно их разрешение и составляет суть «позитивной эвристики» по И. Лакатосу.
  • Однако рано или поздно позитивная эвристическая сила исследовательской программы исчерпывает себя. Встает вопрос о смене самой программы.
  • «Вытеснение» одной программы другой представляет собой научную революцию.
  • Причем эвристическая сила конкурирующих программ оценивается учеными рационально: программа регрессирует, когда она дает только запоздалые объяснения либо случайных открытий, либо фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей программой. В результате возникает необходимость замены прежней исследовательской программы.
  • В результате главным источником развития науки выступает конкуренция исследовательских программ.